Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (16)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ КАК ФЕНОМЕН МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Умения распознавать намерения, мотивы поведения другого человека
на первых этапах знакомства, при первом впечатлении, отраженны в
исследованиях отечественных и зарубежных психологов. В отечественной
психологии различные аспекты данной проблемы изучали А.А.Бодалев,
Г.В.Дьяконов, Л.И.Иванская, Г.А.Ковалев, С.И.Курячий, В.А.Лабунская,
В.Н.Панферов, Е.А.Петрова, З.Ф.Семенова, а в зарубежной психологии -
Д.Ниренберг, Г. Калеро, А.Штангль, Р.Покорны, Клайн и Ричардс,
Дж.Гилфорд, Ньюком, Сингер и др.
Проблема формирования первого впечатления интенсивно
разрабатывалась крупным отечественным психологом А.А.Бодалевым и его
учениками. Была исследована структура первого впечатления о человеке,
которая состоит в основном из следующих компонентов: особенности
внешнего облика человека, оформление его внешности, в том числе стиль
его одежды, экспрессия, переживаемые человеком эмоциональные
состояния, выполняемые им действия, его поведение, предполагаемые
качества его личности, интерпретируемые на основе первых впечатлений и
прошлого опыта. Кроме того, первое впечатление включает эмоциональное
отношение к воспринимаемому человеку и обобщенное оценочное
суждение.
Таким образом, при формировании первого впечатления о другом
человеке А.А.Бодалевым, Г.В.Дьяконовым и Н.В.Крогиус доказана ведущая
роль социально-перцептивной функции визуальных знаков внешнего облика
человека. В первую очередь, они являются индикаторами таких
характеристик человека, как пол, возраст, национальная принадлежность,
эмоциональные состояния и ряд индивидуальнно-психологических свойств:
тревожность, уверенность, экстраверсия-интроверсия и др. (А.А.Бодалев,
В.Н.Панферов, В.А.Лабунская).
25
В.А.Лабунская отмечает, что в рамках психологии социального
познания, межличностного восприятия и понимания уделяется особое
внимание определению роли различных компонентов в экспрессии человека
в формировании представлений о нем (132, С. 246). "…Совершенно
очевидным стал факт о том, что познающий субъект включает в образ о
другом человеке наряду с его физическими, индивидуально-
психологическими особенностями деятельностные, коммуникативные,
рефлекторные характеристики, стремится к интерпретации причин, мотивов
поведения, к социально-психологической типизации" (132, С. 247). Таким
образом, из концепции В.А.Лабунской следует, что на стадии первого
впечатления человек создает самый обобщенный образ другого человека,
выражающийся в наиболее простых характеристиках, например,
привлекательный, добрый.
Существенное значение первому впечатлению в процессе
межличностного общения уделяли такие исследователи, как В.Н.Куницина,
Н.В.Казаринова, В.М.Погольша. В своем коллективном труде они отмечали:
"Формирование представления о другом человеке всегда начинается с
оценки его физического облика, манеры держаться, с анализа той
информации, которую дает внешний облик человека. Эта информация
становится фундаментом складывающегося образа другого человека" (126,
С. 305-306). Между тем, "информация, которую люди получают при
восприятии облика другого человека, не всегда осознается ими и зависит от
многих факторов. Воспринятые элементы физического облика, внешности
или выразительного поведения выступают многочисленными социальными
сигналами, проясняющими национальность человека, его возраст и опыт,
чувства в данный момент, его уровень культуры и эстетических вкусов…»
(126, С. 306).
Внимание исследователей привлекал и сам процесс формирования
первого впечатления о другом человеке, основные его факторы, механизмы
и феномены.
26
Так, по мнению А.А.Бодалева (1982), большое значение на адекватность
сформированного образа человека по первому впечатлению большое
значение имеет психологическая установка на воспринимаемого, ибо она
делает восприятие избирательным. К примеру, если наблюдателю до
встречи охарактеризовали человека как порядочного, обаятельного и умного,
то первое впечатление о нем будет примерно таким же. Человек более
вероятно обратит внимание на то, на что у него есть установка, что бы
подтвердить уже имеющиеся взгляды.
Наглядный пример влияние установки на первое впечатление о
человеке можно найти в исследованиях А.А.Бодалева (34, С.37),
посвященных формированию субъективного мнения о другом незнакомом
человеке. В ходе исследования различным группам испытуемым
предъявляли фотографии мужчин и женщин разного возраста. Причем,
разным группам испытуемых давалась различная смысловая установка на
одни и те же фотографии. Так, молодую женщину представляли как
учительницу, как артистку; пожилого мужчину - как ученого, как
преступника и т.п. Результаты исследования показали, что испытуемые
давали описание человека в соответствии со сформированной
предварительно у них установкой. Приведем пример восприятия пожилого
мужчины как писателя и как преступника:
"Открытое лицо, выразительные глаза, какие обычно бывают у умных,
проницательных людей. Лицо человека, любящего детей и пишущего для
них. Судя по непринужденному виду, он привык позировать - видимо, очень
известный писатель".
"Этот зверюга понять что - то хочет. Умно смотрит и без отрыва.
Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, массивная
стареющая фигура".
Главным механизмом формирования первого впечатления является
социальная стереотипизация, поскольку в ситуации знакомства основной
задачей восприятия нового человека является определение социальной,
27
групповой принадлежности партнера, ориентировка в межгрупповом
общении. Стереотипы - это «житейские обобщения», устойчивые
представления о каких-либо явлениях или людях, свойственные
представителям той или иной группы (Г.М.Андреева, В.С.Агеев,
А.А.Бодалев, И.С.Кон, Г.М.Кондратенко, Н.А.Русина, А.К.Уледов, П.Н.
Шихирев, В.А.Ядов). Стереотипы функционируют в обществе как эталоны
оценки личности, облегчая ориентацию в процессах общения и
практической деятельности. При восприятии незнакомого человека,
происходит его отнесение к определенной социально-психологической
категории на основе визуальных знаков внешнего облика, поведения, что
позволяет снять неопределенность в общении.
Выделяют два типа стереотипов: 1) представления, характеризующие
людей как членов определенных национальных, социальных и политических
групп; 2) стереотипы, касающиеся связи внешних проявлений и внутреннего
содержания личности (Г.М.Андреева, 1980).
Описаны стереотипы невербального поведения для трех социальных
ролей: коллега, родственник, ученик (В.А.Лабунской, М.Т.Ногеровой, 1997),
невербальные паттерны феминности - маскулинности (М.В.Буракова, 1997),
паттерны невербального поведения людей в различной социальной роли и
национально-культурной обусловленности их восприятия (М.Т.Ногерова,
1997), стереотипы восприятия социальной роли учителя (Е.А.Петрова, 1999).
В зарубежной психологии активно изучаются стереотипные суждения о
связи внешности и психологических характеристик людей: в очках, с
бородой, большим лбом, полных, с определенным телосложением, манерой
одеваться, физически привлекательных и пр. (C. R.Jasper, M.L.Klassen, 1990,
V.Cook, 1979, M.A. Hodgins, 1992). В.Н.Панферов (1969) провел
исследование физиогномического опыта наших соотечественников. Он
описал физиогномические стереотипы, а так же указал те черты личности,
которые чаще всего отмечаются на основе внешности.
Стереотипизация осуществляется следующим образом: на основе
28
элементов внешности, социального оформления, поведения, речи и др.
наблюдатель относит воспринимаемого человека к определенной группе,
затем актуализируется социальный стереотип, и происходит приписывание
наблюдаемому всех качеств, свойственных типичному представителю
данной группы, а остальные особенности оказываются не в фокусе
восприятия. Стереотип формирует ожидания определенного поведения от
человека и если произошла ошибка в приписывании стереотипа, то
возникает недопонимание людьми друг друга.
В социальной психологии описаны феномены, возникающие при
знакомстве с человеком и приводящие к типичным ошибкам первого
впечатления.
Г.М. Андреева возводит феномен первого впечатления к «эффекту
ореола», который означает, что при восприятии незнакомого человека образ
строится не на основе непосредственно воспринятого, а встраивается в
некоторую предшествующую информацию о человеке, окружающую его
определенным ореолом. В сложении «ореола» наибольшее значение имеет
именно первое впечатление (15, С. 49). Эффект ореола – это тенденция
воспринимающего человека преувеличивать однородность личности
партнера, переносить впечатление об одном качестве человека на все его
другие качества, создавая своеобразный ореол вокруг его личности
(В.Н.Куницина, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша, 2001).
В социальной психологи описаны несколько проявлений этого эффекта:
фактор преимущества, фактор «отношения к нам», фактор
привлекательности (В.Н.Куницина, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша, 2001).
Более подробно рассмотрим последний.
Много исследований, подтверждают огромное влияние общей
эстетической выразительности внешности объекта восприятия на
формирование впечатления о нем, а также степень соответствия его
физического облика идеалу красоты самого субъекта восприятия (14, 33, 71,
119, 130, 173).
29
Так, A.Miller, используя метод компетентных судей, выбрал из
большого числа фотографий, красивые, обыкновенные и некрасивые лица.
Затем, показав эти фотографии мужчинам и женщинам в возрасте от
восемнадцати до двадцати четырех лет, попросил их высказаться о
внутреннем мире каждого, кто изображен на предлагаемых фото.
В результате, наиболее красивых людей, испытуемые оценили как очень
уверенных в себе, счастливых, искренних, уравновешенных, энергичных,
любезных, утонченных и более богатых духовно, чем тех, кто по оценкам
компетентных судей, был объявлен некрасивыми. Кроме того, субъекты
восприятия мужского пола оценили красивых мужчин и женщин, как
наиболее направленных на других людей, заботливых и внимательных к
ним.
Ореол привлекательности внешнего облика человека влияет не только
на характеристику отдельных черт его личности, но и на оценивание
конкретных поступков его действия. Завышенная оценка личностных
качеств другого человека тем выше, чем больше оцениваемый нравится
оценивающему (34, С. 142). Например, студенткам педуниверситета были
представлены фотографии семилетних детей и даны описания их
проступков. Будущим учителям было предложено выразить свое отношение
к каждому ребенку и к его поведению. В результате, студентки оказались
более снисходительными к тем детям, у которых, по мнению компетентных
судей, была более привлекательная внешность (125, С. 67).
Подобная идеализация может быть и негативной. В таком случае у
человека наблюдается тенденция к преувеличению недостатков и
отрицательных качеств отражаемой им личности. Например, в магазине, при
оплате покупки, покупатель, не взяв сдачу, сказал кассиру: «Вы ошиблись».
В ответ прозвучало: «Вам всегда кажется, что Вас обманывают». Покупатель
молча забрал сдачу и ушел. Вечером, при пересчете выручки, девушка-
кассир не досчитались нескольких рублей (144, С. 17).
Итак, в психологии собрано множество фактов, свидетельствующих о
30
том, что «эффект красоты», отрицательная идеализация сильно влияют на
содержание формирующегося понятия о личности только в момент
образования первого впечатления. В последующем, оценивание этого
человека другими людьми начинает определяться характером
взаимодействия, ценностью его дел и поступков.
Таким образом, первое впечатление это «сложный психологический
феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный
компоненты» (34, С. 178).
Исследования факторов, определяющих первое впечатление о человеке,
позволило выделить три основных (А.А.Бодалев и др.):
1. Субъективные характеристики внешнего облика другого человека - его
физическая наружность, экспрессия, оформление внешности.
2. Личностные качества субъекта восприятия - психический склад и
отношение к различным сторонам действительности, индивидуальные
особенности развития.
3. Ситуация, в условиях которой происходит познание другого человека.
В реальном процессе межличностного восприятия данные факторы
всегда действуют в теснейшем единстве.
Раскроем основное содержание каждого из факторов.
В современной отечественной психологии межличностного общения
(А.А.Брудный, М.В.Гамезо, Г.А.Глотова, Г.С.Клычков, Е.А.Петрова,
И.А.Хабаров и др.) влияние субъективных характеристик внешнего облика
другого человека на формирование первого впечатления о нем,
рассматривается с позиции визуальной психосемиотики общения. Ее
структуру составляют три визуально - коммуникативные структуры: габитус
- физический облик, конституция и пр.; социальное оформление внешности -
одежда, прическа, украшения и пр.; кинесика - мимика, жестикуляция,
походка, позы и пр.
В содержание понятия индивидуальных, личностных качеств самих
субъектов восприятия включают сформировавшийся у каждого в прошлом
31
«идеал красоты», «теорию личности», механизм проецирования,
экстравертированную - интровертированную направленность личности,
половозрастные особенности, уровень психологической наблюдательности и
социоперцептивная компетентность и др.
Формирование первого впечатления зависит и от ситуаций восприятия,
в условиях которых происходит знакомство: рабочая обстановка, отдых,
бытовое общение и пр., влияющих на возникновение специальных
намерений оценивания людьми друг друга, и на отсутствие таковых.
Рассмотрим проявление этих трех факторов в формировании первого
впечатления о другом человеке более детально.
На формирующемся первом впечатлении о другом человеке
сказываются особенности его телосложения, конституции. Приведем
несколько примеров, отражающих значимость влияния некоторых
морфологических признаков на общее впечатление о незнакомых людях.
Взаимосвязь роста человека, размера его фигуры и предполагаемых
черт характера, отражена в работе Х.М.Шиллера-Школьника, популярной в
начале ХХ века (216). По его мнению:
- Люди высокого роста сильны духом, обладают волей, энергией,
физической силой.
- Низкорослые - умны, милосердны, стремятся ко всему доброму
и идеальному.
Среди основоположников, которые выявляли связи типов телосложения
человека с психологическими особенностями его личности, выделяют
классификации следующих ученых:
- Э.Кречмер (1924) классифицировал внешность по трем
основным типам: астеническим, пикническим, атлетическим и
дополнительным - диспластическим.
- И.Б.Галант (20-е г.г. ХХ века) выделил три группы и семь типов
конституции женщины.
- У.Шелдон (40-е г.г. ХХ века) определил три основных типа
32
телосложения - эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный.
В отечественных научных исследованиях (В.М.Русалова, 1967;
Г.И.Акинщикова, 1977; Н.И.Обозов, 1986), подтверждается существование
взаимосвязи между телосложением и некоторыми психологическими
особенностями человека )устойчивость к стрессу, работоспособность,
коммуникабельность).
В эксперименте, осуществленном под руководством А.А.Бодалева (34),
изучались зависимости личностных особенностей мужчин от типов их
телосложения. Результаты выявили следующие закономерности:
- О полном, с округлыми формами мужчине, отозвались как о
несильном, старомодном, болтливом, добродушном, доверчивом,
любящим житейский комфорт и большом любителе поесть.
- О мускулистом, атлетического сложения мужчине испытуемые
настойчиво утверждали, что он сильный, мужественный и смелый,
уверенный в себе, дерзкий и инициативный.
- Высокого, худощавого и на вид очень хрупкого мужчину,
опрашиваемые охарактеризовали как нервного, честолюбивого,
подозрительного и скрытного, любящего уединение.
Высказываясь о каждом из трех мужчин, испытуемые называли их
возраст. При этом полный мужчина казался намного старше своих лет, а
худощавый - моложе, чем был на самом деле.
Кроме анатомических признаков, составляющих физический облик
человека, важным компонентом его внешности являются функциональные
признаки. Они также оказывают влияние на формирующееся представление
о человеке (15, 27, 36, 178, 255).
К функциональным признакам относятся: мимика, жестикуляция,
походка, осанка, голос, речь.
Как отметил А.А.Бодалев (1982), совокупность мимических и
пантомимических особенностей, соответствующих состояниям грусти,
гнева, радости, страха и другим, является сигналом изменений состояния
33
партнера. Каждый из таких сигналов обладает сложной структурой и имеет
как осведомительное, так и регулятивное значение для отразившего их
человека. В такую структуру входят признаки разных модальностей -
воспринимаемые зрительно, на слух, а также кожно-мышечным путем.
Признаки, образующие структуру такого сигнала, могут быть либо
постоянными, либо вариативными. Человек, осваивая сигналы состояний в
процессе контактирования с окружающими, выделяет и объединяет
признаки, свойственные каждому состоянию.
В исследовании, проведенном К.Д.Шафранской (1977), показано, что
при распознании эмоционального состояния объекта восприятия,
интерпретация его экспрессивного поведения, зависит как от полноты и
надежности информации, содержащейся в экспрессии, так и от
психологических характеристик личности самого субъекта восприятия.
Исследователь сравнивала результаты определения состояния человека по
его экспрессивным признакам поведения у экстравертов и интровертов.
Были выявлены следующие данные:
- Экстраверты при опознании эмоционального состояния
незнакомого человека, чаще исходили из экспрессивных признаков его
поведения, и меньше акцентировали свое внимание на всей ситуации, в
условиях которой воспринимался объект.
- Интроверты же проявили противоположную тенденцию в
оценивании нового человека - характеризовали состояние объекта
восприятия, больше акцентируясь на ситуацию и меньше на его
экспрессию.
Делая выводы о психологических различиях при распознавании
эмоционального состояния экстравертами и интровертами, она заключает:
«Коротко и упрощенно можно было бы сказать так: экстраверты - смотрят,
интроверты - думают» (230, С. 88).
На процесс формирования первого впечатления влияет выражение лица
незнакомца, взгляд (29, 34, 40, 123).
34
Особенности речи и голоса человека также значимы для формирования
первого впечатления о нем (G.Lindzey, 1959; G.Allport, 1961; А.А.Бодалев,
1965; С.С.Галагудзе, 1979).
Осанка и поза, характерные для человека, являющиеся одним из
компонентов его облика, также влияют на особенности формирования
первого впечатления о нем (34, 128, 166, 236, 253, 255).
Осанка придает фигуре общий вид. Она классифицируется как прямая и
сутуловатая, как вялая и бодрая, и зависит от привычного положения
корпуса и головы.
Например, А.Штангль трактует хорошую непринужденную осанку как
открытость окружающему, способность к немедленному использованию
внутренних сил, чувство безопасности. Осанка с сутулой спиной, по мнению
ученого, означает смирение, покорность, угодничество.
Множество психологических исследований посвящено в психологии
интерпретации позы человека (67, 146, 154, 198, 255). В течение всей жизни,
выражая разнообразные чувства и эмоции, люди успешнее овладевают
своим лицом, и менее успешно телом. Поэтому, очень часто поза выдает
настоящие переживания людей, их действительное отношение к
окружающим.
Так, Сабин и Хадрик провели исследование, определяющее влияние
поз на ролевое восприятие. Полученные данные трактовались с позиции
теории ролей. В ходе эксперимента исследователи последовательно
предъявляли испытуемым сорок две «палочные» фигуры человека, которым
придавались различные позы. Опрашиваемые должны были определить
состояние человека по характерной для него позе. В результате, ученые
пришли к выводу, что определенные позы объектов восприятия связываются
с определенными действиями или качествами личности )печальный,
нерешающийся, удивленный, самоуверенный и т.п.).
В эксперименте, описанном К.Изардом (1980), людей, выступающих в
роли объектов восприятия, просили в одних группах испытуемых наклонять
35
свой корпус вперед, а в других - отклоняться назад. Оказалось, что в первом
случае и мужчины и женщины нравились оценивающим их людям больше,
чем во втором. Кроме того, женщины нравились сильнее, если они сидели в
спокойной позе и с не перекрещенными ногами.
В процессе взаимодействия людей, в образе партнера, могут быть
запечатлены его жесты. По ним окружающие делают выводы об отношениях
воспринимаемого человека к определенным предметам, лицам, событиям и
пр. Исследованием проблем жестикуляции людей в межличностном
познании, занимались А.А.Бодалев, А.А.Брудный и Д.Т.Сыдыкбекова,
М.В.Гамезо и В.Ф.Рубахин, Е.А.Петрова, Х.Рюкле Жесты могут указывать
на скрытые желания партнера, его эмоциональное состояние. Формируясь
как личность, индивид усваивает способы жестикуляции, правила их
прочтения и применения характерные для той социальной среды, в которой
он живет. Похожие внешне жесты людей, живущих в разных культурно -
исторических условиях, имеют различное значение.
Например, русский подзывающий жест - помахивание рукой,
итальянцем будет понят как прощание (177, С. 48). Русский соглашающийся
жест - кивок головой (»да»), болгарином будет воспринят как отказ от чего-
либо (»нет») (116, С. 79).
Различают произвольную и непроизвольную жестикуляцию. По
убеждению большинства исследователей (Krout, 1954; Helm, 1962;
Ниренберг и Калеро, 1990), для определения состояния воспринимаемого
человека, особое значение имеет его непроизвольная жестикуляция. Жесты
иногда расходятся по своему значению с вербальной информацией.
Происходит несоответствие между смыслом речи и способом выражения ее
в жестах. В таком случае истинность речи определяется по жестам партнера.
Например, на одной встрече руководства колледжа с родителями
обучающихся детей директор, произнося слова: «Я искренне стремлюсь к
диалогу с молодежью», потрясает при этом указательным пальцем, а затем,
сопровождает свой монолог короткими ударами кулака по трибуне (166,
36
С.117). Ниренберг и Калеро отмечают, что в приведенном примере и в ряде
других подобных случаев, необходимо существование конгруэнтности не
только между сознательным и бессознательным уровнями, одних жестов с
другими, но и между вербальными и невербальными проявлениями.
На формирующееся впечатление о незнакомом человеке оказывает
влияние и его походка.
В трудах отечественных и зарубежных психологов (R.Pokorny, 1961;
Н.А.Бернштейн, 1963; А.В.Штангль, 1986; Х.Рюкле 1996), посвященных
анализу походки, мы находим прямую зависимость ее особенностей с
эмоциональным состоянием человека, с его здоровьем и пр. По походке
можно судить о профессиональной деятельности объекта восприятия
(походка моряка - «вразвалочку», солдата - четкий отрывистый шаг и др.), о
возрасте человека, его половой принадлежности (мужская и женская
походка). При длительном наблюдении за человеком, по замедленному или
убыстренному темпу ходьбы, можно определить экстравертированный или
интровертированный тип его личности.
Индивидуальные варианты походок объединяют общие признаки:
ритм, темп движения, величину шагов, определенную направленность,
изменчивость.
Приведем несколько примеров, как по особенностям походки можно
охарактеризовать незнакомого человека.
Так, Г.Калеро и Д.Ниренберг утверждают, что человек, шагающий,
держа руки на бедрах, похож на спринтера. Он хочет достичь целей
кратчайшим путем и за наименьшее время. Его внезапные вспышки энергии
сменяются периодами летаргии, когда он планирует следующий решающий
ход. Типичный образец - У.Черчилль. У самодовольных, несколько
помпезных людей при ходьбе подбородок задран вверх, руки двигаются
подчеркнуто интенсивно, ноги словно деревянные. Вся походка
принужденная, с расчетом произвести впечатление. Яркий пример -
Б.Муссолини.
37
R.Pokorny указывает, что раскачивание при ходьбе говорит об
аккуратности, точности, педантичности ее владельца. В некоторых случаях
может означать тщеславие. Необычно большие шаги малорослого человека
могут указывать на стремительность, энергию, на желание более быстрого
достижения цели. Маленькие шаги большого, высокого человека могут
свидетельствовать как о неторопливости, так и о робости, о желании
отдалить встречу с кем-либо.
А.Штангль классифицирует признаки походки по скорости, величине
шагов, степени напряженности. Например, он указывает, что шаркающая
походка, с расплывающимися движениями, свидетельствует об отказе от
волевых усилий, вялости, лености. А неестественно порывистая походка,
подчеркнуто большие и быстрые шаги, активное размахивание руками -
часто говорит лишь о бессодержательной занятости.
Итак, характер походки незнакомого человека связывается с его
профессиональной деятельностью, эмоциональным состоянием, общим
физическим самочувствием, возрастом и полом. Если походка является
значимым признаком для субъекта восприятия, ее особенности будут
сказываться на формировании первого впечатления о незнакомом человеке.
Помимо признаков, образующих физический облик человека, на
характер первого впечатления влияют и другие компоненты оформления его
внешности - одежда, прическа, украшения и др. Они могут указывать на
деятельность человека (военная форма, рабочий комбинезон и т.д.), его
национальность, свидетельствовать о вкусах, привычках, материальном
достатке и пр. Оформление внешности человека оценивается с позиций
усвоенных этико-эстетических норм субъектов восприятия.
Так, G.Allport (1961) в одном из своих экспериментов, предъявлял
группам испытуемых фотографии мужских и женских лиц в очках и без них.
В задачи испытуемых входило высказывание об особенностях личности
представленных людей. В результате выяснилось, что люди, носящие очки
воспринимаются более умными и прилежными. Вместе с тем, отсутствие
38
или присутствие очков никак не отразилось на суждениях о честности,
доброте и независимости оцениваемых людей.
Ближайшее окружение и социальный фон человека, на котором
разворачивается процесс его восприятия, также сказываются на
особенностях первого впечатления о нем (14, 33, 132). Какие люди окружают
человека, кто они, каков их облик, поведение - все это влияет как на
эмоциональное отношение к человеку, так и на характеристики его личности
в целом. («Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты» - гласит народная
мудрость).
Данное утверждение наглядно демонстрирует пример, описанный
А.А.Бодалевым (1979). В одну группу испытуемых мужчину с неброским
обликом сопровождала очень привлекательная, ухоженная дама. А в другой
группе испытуемых рядом с этим же мужчиной присутствовала женщина
непривлекательная и неаккуратно одетая. Следствием данного различия
явилось неадекватность общего отношения к мужчине и оценивания одних и
тех же качеств его личности: первая группа экспертов выделила большее
количество положительных качеств и свойств личности у воспринимаемого
незнакомца, чем вторая. Кроме того, общее отношение к мужчине также
было более благоприятным со стороны первой группы испытуемых, чем
второй.
Как мы рассмотрели выше, первое впечатление о человеке определяется
присущими ему индивидуальными особенностями, а также его социальным
фоном. Но полная характеристика данного впечатления - обобщенное или
конкретное, положительное или отрицательное, полное или отрывочное,
будет зависеть от личности самого субъекта восприятия (14, 36, 92, 126,
175).
Какие же факторы в личности субъекта определяют ход и результаты
формирования первого впечатления о других людях? Отчасти ответить на
данный вопрос помогут результаты эксперимента, проведенного
Г.В.Дьяконовым (1979). Он выявлял особенности формирования первого
39
впечатления о незнакомых людях у взрослых испытуемых и учащихся 8 - 10
классов. В итоге выяснилось следующее:
- У субъектов восприятия, представляющих одну половою группу,
первые впечатления о другом человеке оказываются более сходными, чем
у лиц, представляющих разные половые группы.
- У школьников, хорошо успевающих по гуманитарным
предметам, любящих читать художественную литературу, первое
впечатление оказалось более полным и правильным, чем у их
одноклассников, слабо успевающих по гуманитарным предметам и мало
читающих художественную литературу.
- В группе взрослых испытуемых характеристики незнакомых людей
были более полными и правильными у лиц с высшим гуманитарным
образованием, работающих преподавателями. С увеличением возраста
испытуемые обнаружили тенденцию более пространно высказываться об
объекте восприятия. Однако это формирование необязательно
сопровождалось возрастанием степени правильности впечатления. Так, у
лиц, вступивших в пенсионный возраст, были отмечены наивысшая полнота
впечатлений и резкое уменьшение их правильности.
В исследовании Штрайкленда (251, С. 14) было определено влияние
собственного поведения субъекта восприятия на характер его мнения о
другом человеке. Испытуемые наблюдали за двумя работниками,
выполнявшими одинаковое задание с равным уровнем сложности. Причем,
за действиями одного лица они могли наблюдать постоянно, а действия
второго видели лишь эпизодически. Первому лицу они могли выражать свое
одобрение или неодобрение. Со вторым человеком такой связи не было. В
результате испытуемые ответили, что в большем контроле, присмотре и
опеке нуждается первый рабочий.
Кроме перечисленных факторов, влияющих на характеристики
незнакомой личности по первому впечатлению, выделяют механизм
проецирования (248, 251, 255). Он заключается в том, что познающий
40
субъект может приписывать другой личности черты и свойства характера,
присущие ему самому.
На характер формирующегося первого впечатления влияет также
«теория личности» субъекта восприятия (249, 250, 252).
Так, J.Bossom и A.Maslow (1957), изучая, как степень уверенности
человека влияет на оценку им других людей, установили следующее:
- Уверенные в себе люди, с нормальным уровнем самооценки,
воспринимают окружающих, как доброжелательных и позитивно
настроенных по отношению к ним.
- Лица же, неуверенные в себе, с заниженной самооценкой,
характеризуют других людей, как тяготеющих к холодности, агрессивно
расположенных к ним.
Говоря о субъективных причинах познания людьми друг друга при
первом впечатлении, необходимо отметить влияние сформированности у
каждого человека системы понятий и ценностей, в которой находит
выражение весь социально-перцептивный опыт личности. А именно: опыт
познания людей, приобретенный посредством личных контактов, через
художественную литературу, телевидение, театр и т.д.
N.Gage и L.Cronbach (1955) показали, что отношение, складывающееся
у индивида к незнакомым людям, в большей мере обусловлено его
представлениями о структуре личности, т.е. о том, какие черты каким
качествам должны в ней соответствовать. Например, оценивая человека как
темпераментного, многие склонны к тенденции, отзываться о нем, как о
высокоэнергичном. Или, воспринимая его как доброго, часто приписывают
ему и честность.
Таким образом, способность человека адекватно и объективно
оценивать других людей по первому впечатлению, проявляется как
интегральное свойство. Границы его действия связаны с тем, насколько
похож или различен воспринимаемый человек с теми людьми, с которыми
субъекту восприятия приходилось вместе жить, учиться, работать, отдыхать.
41

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров