Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Построение однофакторных регрессионных моделей для прогноза Мето-дические указания к выполнению практических занятий по дисциплине «Планирование на предприятии» Специальность «Экономика и управле-ние на предприятии (горной промышленности и геологоразведки)» (060800) (4)
(Методические материалы)

Значок файла Оценка основных метрологических характеристик: Метод. указ. / Сост.: Ю.В. Пожидаев, Н.В. Ознобихина: СибГИУ. – Новокузнецк, 2003. – 31 с., ил.12 (5)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОЩАДИ ПОВЕРХНОСТЕЙ КОНТАКТА ФАЗ В СИСТЕМАХ МЕТАЛЛ-ШЛАК-ГАЗ В УСЛОВИЯХ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ИХ ДЕФОРМАЦИИ МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ (3)
(Методические материалы)

Значок файла Огнеупоры: Лабораторный практикум по дисциплинам: «Огнеупорные материалы» и «Теплотехника» /Сост. Павловец В.М.: СибГИУ. – Новокузнецк, 2003 - 23 с (5)
(Методические материалы)

Значок файла НАГРЕВ СТАЛЬНОЙ ЗАГОТОВКИ ПРИ ПО-СТОЯННОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ ПЕЧИ Мето-дические указания к лабора-торной работе по основам теп-ломассообмена (6)
(Методические материалы)

Значок файла Варианты задач по курсу “Физика”. Часть 1: Механика, молекулярная физика. Часть 2: Электростатика, магнетизм. Метод. указ. /Сост.: Шарафутдинов Р.Ф., Ерилова Т.В.: ГОУ ВПО “СибГИУ”.- Новокузнецк, 2003. -45 с (2)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДЫ ТЕРМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Методические ука-зания к выполнению лабораторной работы по дисциплине «Ме-тоды и средства измерений, испытаний и контроля». Специальность «Стандартизация и сертификация» (072000) (7)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Особенностям социальной перцепции в дошкольном возрасте
посвящены работы А.Валлона, И.А.Васильевой, М.Ю.Кистяковской,
Ю.Куль, П.Р.Чамата, Д.Б.Эльконина, А.В.Ярмоленко и др. Исследователи
исходят из того, что характер восприятия и понимания особенностей
сверстников и взрослых связан, во-первых, с развитием ребенка как субъекта
познания и, во-вторых, обусловлен развитием его личности, и как субъекта
общения.
Развитие познавательных процессов дошкольника изучается в
возрастной психологии, а вопрос развития восприятия ребенка освещен в
работах А.Валлона, Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной,
Л.Ф.Обуховой и др.
В период новорожденности у ребенка появляются первые зрительные
сосредоточения, а к младенчеству ребенок может уже воспринимать форму
предметов, выделять их контур, к шести месяцам жизни он способен
зрительно различать цвет; развивается пространственное восприятие.
В раннем возрасте «восприятие играет доминирующую центральную
роль» (60, С. 25). Восприятие носит аффективную окраску, что ведет к
сенсомоторному единству: «... господствует наглядное аффективно
окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие» (60, С.
28). Ребенок способен выделять свойства окружающих предметов,
улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих
манипуляциях.
К дошкольному возрасту восприятие становится осмысленным,
целенаправленным, анализирующим. Формируются три основных вида
действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к
эталону и моделирующие действия (Л.А.Венгера, В.С.Мухиной,
Л.Ф.Обуховой и др.).
42
Межличностное восприятие у новорожденных, детей в раннем
детстве и в дошкольном возрасте имеет свои особенности, оно отлично от
восприятия и понимания человека взрослым.
Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей среды -
человеческое лицо. В конце первого, начале второго месяца жизни у ребенка
появляются специфические формы реагирования на ухаживающих за ним
взрослых - эмоционально положительная реакция, которая сопровождается
движениями и звуками малыша. До этого движения ребенка были хаотичны
и некоординированны. Данный факт свидетельствует о выделении ребенком
взрослого из окружающей обстановки. Впервые среди отечественных
психологов эту форму реагирования на взрослого человека описали
Н.Л.Фигурин и М.П.Денисова (1949), назвав ее комплексом оживления.
Комплекс оживления - не просто реакция, это попытка воздействовать на
взрослого (М.И.Лисина, С.Ю.Мещерякова, Н.М.Щелованов).
Д.Б.Эльконин (1960) считает, что комплекс оживления является
особым эмоциональным состоянием, возникающим благодаря тому, что
общение ребенка со взрослым часто подкрепляется пищей, прием которой
вызывает положительные эмоции. Вследствие совпадения во времени
положительно - эмоционального состояния ребенка с появлением
ухаживающих за ним взрослых, формируется положительная эмоционально
- двигательная реакция, выражающаяся в интенсивном и быстром
вскидывании ручек, переборе ножек, в улыбке и зрительном сосредоточении
на лице другого человека.
То есть, можно утверждать, что комплекс оживления является не
только показателем возникшей первой социальной потребности ребенка -
потребности в общении, являющейся основой его психического развития, но
и косвенно подчеркивает значимость развивающегося у малыша процесса
восприятия человека. Что, в свою очередь, является необходимым актом
проявления и удовлетворения потребности в общении.
Многочисленные исследования, посвящены изучению процесса
43
восприятия другого человека детьми на первом году жизни
(М.Ю.Кистяковская, 1946; А.Валлон, 1956; А.В.Ярмоленко, 1957 и др.)
В первое полугодие жизни, ребенок выделяет взрослого из
окружающих предметов, об этом свидетельствуют исследования
длительности сосредоточения шести месячных детей на различных
раздражителях (246). Так, время сосредоточения на неподвижном человеке у
ребенка в три раза превосходит время сосредоточения на другом
неподвижном зрительном раздражителе, движущегося человека ребенок
«рассматривает» в четыре раза дольше, чем сосредотачивается на любом
другом зрительном раздражителе, на звучащем перемещающемся предмете
сосредоточение ребенка возрастает в три раза, а на говорящем, находящемся
в движении человеке, сосредоточение увеличивается в пять с лишним раз.
К шести месячному возрасту у ребенка формируется избирательное
отношение к другим людям. В три месяца малыш выделяет свою мать из
окружающего мира. А в шесть месяцев, ребенок способен различать
«чужих» и «своих». Дети своим поведением дают понять окружающим, что
предпочитают общаться, как правило, с членами своей семьи, то есть с
людьми, которые им уже знакомы (106). Трех, четырехмесячные дети
реагируют на обращенное к ним внимание любого человека улыбкой и
оживлением. Пяти, шестимесячные дети при попытках взаимодействия с
ними незнакомого человека, проявляют совсем иную реакцию. Вначале они
долго и сосредоточенно смотрят на незнакомца, а затем либо улыбаются,
либо отворачиваются, а иногда и плачут.
Во втором полугодии ребенок способен не только видеть, но и
наблюдать за другими людьми, находящимися в поле его зрения.
Ответные реакции ребенка на посторонние раздражители,
проявляющиеся в виде улыбки, вокализации, движений, испуга, впервые
возникает на человеческое лицо или голос (223). Кроме более устойчивой
фиксации внимания на человеке, пассивный перцептивный контакт ребенка
со взрослым, сменяется активным перцептивным контактом. Во втором
44
полугодии жизни малыша возрастает количество реакций, направленных на
других людей, сопровождающихся различными жестами. Теперь число
таких жестов в четыре раза больше, чем в первом полугодии жизни (238, С.
75).
Таким образом, в течение первого года жизни у ребенка
устанавливаются и совершенствуются связи между ним и окружающими
людьми. Развивается способность к восприятию и оцениванию других
людей, к дифференцированию их наиболее наглядных признаков, сначала
это касается близких, ухаживающих за ребенком, а затем новых,
малознакомых людей.
В развитии ребенка как субъекта познания мира вещей и мира людей
важную роль играет взрослый. В окружающем мире взрослый человек
выступает для ребенка в качестве центрального звена. Первоначально,
благодаря взрослому, малыш удовлетворяет свои основные потребности -
физиологические и социальные. В процессе такого взаимодействия, ребенок
учится дифференцировать особенности внешнего облика другого человека.
В ходе дальнейшего развития, с помощью взрослого, малыш знакомится с
миром вещей, учится общественно выработанным адекватным способам
употребления тех или иных предметов, познает основные речевые формы
общения и пр.
Анализируя этапы формирования ребенка как субъекта общения,
необходимо учитывать важность контактов малыша как с близкими ему
людьми, так и посторонними людьми (соседями, сверстниками из детского
сада и т.д.). При расширении круга знакомств, у ребенка вырабатывается
первичная социальная ориентация в окружающих людях, малыш учится
способам взаимодействия с людьми, приобретает навыки общения.
Значимая для развития общения паралингвистическая знаковая
система, включающая в себя мимику, жесты, восклицания и т.д.,
вырабатывается у ребенка к концу младенческого возраста, формируется
через подражание взрослому, и является первой формой идентификации
45
(157, С. 120).
Огромное значение в познании ребенком окружающих людей имеет
овладение им речью, активным словарным запасом. В период раннего
детства у ребенка появляется способность к вербальному выражению своих
эмоций, возникающих в условиях взаимодействия с тем или иным
человеком.
Углублением познания малышом других людей является переход к
использованию в разговоре личных местоимений. Данный факт означает,
что ребенок перешел от представления о человеке к мысли о нем
(М.И.Лисина, Г.И.Капчелия, 1987).
Важность овладения речью при формировании у ребенка
межличностного восприятия подчеркивают следующие слова
Л.С.Выготского: «диалог предполагает всегда зрительное восприятие всей
интонационной стороны речи. То и другое, взятое вместе, допускают то
понимание с полуслова, то общение с помощью намеков. Только в устной
речи возможен такой разговор, который является лишь дополнением к
бросаемым друг на друга взглядам» (61, С. 388).
В процессе развития речи у ребенка устанавливаются временные
связи между характерными особенностями окружающих людей, их
экспрессивным поведением и словесным обозначением этих особенностей.
Слово включается в восприятие человека по механизму «возбуждения
второго порядка». То есть, в систему корковых связей, являющейся
нейродинамической основой образа другого человека, включается новый
компонент - второсигнальные связи.
Примечательно, что уже в трех - четырех летнем возрасте, дети,
отвечая на вопросы: «Кто это сделал? Почему он это сделал?», способны
соотносить некоторые поступки человека с его личностными особенностями
(П.Р.Чамата, 1959).
На втором году жизни дети воспринимают фоторепродукции с
изображениями предметов и людей, как вполне самостоятельные объекты. В
46
ситуациях, когда ребенок правильно называет изображение объекта,
сказывается появившаяся способность малыша к отождествлению (157, С.
128).
Так же у ребенка развивается способность интерпретировать
невербальное поведение человека, складывается представление об
эмоциональном состоянии человека, формируется эмпатическая способность
(Д.Б.Эльконин, 1971). Вступая во взаимоотношения с окружающими
людьми, дети учатся дифференцировать оттенки экспрессивного поведения
и по ним определять переживаемое человеком состояние. О данном факте
свидетельствуют ответные реакции малышей, проявляющиеся в форме
различных эмоциональных переживаний - сочувствия, радости, страха и др.
Понимать значения выразительного поведения других людей дети
учатся не сразу, а постепенно. М.И.Чистякова (1995) указывает, что о тонком
понимании всех нюансов выразительного поведения другого человека,
свидетельствует владение собственными выразительными движениями.
При выражении любого эмоционального состояния, людям
свойственны характерные моторные реакции, такие как мимика, жесты,
пантомимика. Овладение ребенком выразительными движениями,
проявляющимися в специфических эмоциональных переживаниях,
происходит постепенно. Особая роль в этом процессе отводится взрослому.
Как отмечал К.Изард (1980), эмоции, отражающиеся на лице, «слышны
лучше, чем речь». Поэтому, для формирования предпосылок продуктивного
общения ребенка, необходимо эмоциональное взаимопонимание между ним
и матерью. То есть, мать должна понимать, что ей «сообщает» ребенок, а
ребенку необходимо «увидеть» и почувствовать эмоциональную реакцию
матери.
По данным метрической шкалы лицевой психомоторики Л.А.Квинта
(1931), известно, что: непроизвольно нахмуривать брови в гневе, ребенок
способен уже к семи месяцам, произвольно поднимать брови может к
четырем годам, а нахмуривать к семи годам.
47
Восприятие дошкольниками экспрессии других людей, имеет свои
характерные особенности. Так, Т.А.Репина (1960), изучая способность детей
дошкольного возраста понимать эмоциональное состояние человека по
репродукциям картин, где эмоции героев раскрывались посредством
выразительных движений, взаимоотношений между персонажами и с
помощью отношения человека к окружающим предметам, установила
определенные закономерности. Эмоциональное состояние персонажей,
выраженное в позе, жестах или через изображение их взаимоотношений,
представляет наиболее сложную задачу восприятия. Здесь определились три
уровня восприятия:
1) Ни сюжет, ни эмоция, выраженная в картине, ребенком не понимаются.
2) Эмоция воспринимается правильно, хотя сюжет ясно не понимается.
3) Осознается сюжет картины и правильно воспринимается ее
эмоциональное содержание.
Характерно, что третий уровень восприятия становится
доминирующим только у детей старшего дошкольного возраста.
Кроме того, в мимике героев, детям доступнее понимание эмоций,
радости и гнева. Сложнее для понимания в дошкольном возрасте оказались
эмоции, выражающие грусть и печаль другого человека. Эмоциональное
содержание, отраженное в мимике героев, дошкольники воспринимают
легче всего.
Общение ребенка, начавшего посещать детский сад, опирается на те
первичные и элементарно обобщенные представления о людях, которые
сформировались у него в семье и в яслях. От воспитанности малыша, его
поведения во многом зависит характер отношения к нему окружающих
людей, а, следовательно, и характер его переживаний, его отношение к этим
людям. В процессе взаимодействия друг с другом, дети учатся наблюдать за
сверстниками, сравнивать их особенности.
Л.С.Выготский отмечал воспитательное значение среды больших и
малых контактных групп на развитие социально значимой личности ребенка
48
- способности к продуктивному общению и пр. Он считал, что необходимо
стремиться не к количеству умений и навыков общения, а к выработке
«известных, творческих способностей к быстрой и умелой социальной
ориентировке» (63, С. 126). Особенно важно проявление творческих
способностей в тех ситуациях, когда «среда представляет нам какие-либо
неожиданные и новые комбинации, требующие от нашего поведения новых
комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности» (63, С. 127). В
этом случае происходит актуализация прошлого опыта, и формируются
новые навыки его использования в нестандартных ситуациях.
«Ребенок, который научается согласовывать и координировать свои
действия с действиями других, который научается преодолевать
непосредственный импульс и подчинять свою деятельность тому или иному
правилу, первоначально совершает это как член единого коллектива.
Подчинение правилам... есть форма поведения, проявляющаяся между
детьми и лишь позже становящаяся индивидуальной формой поведения
самого ребенка» (61, С. 222). Результатом этого является наследование
ребенком от социального окружения сложившихся в нем средств
приспособления. Особое значение в данном случае имеют различные
способы общения между детьми, которые сопровождаются яркими
эмоциональными впечатлениями и связаны с удовлетворением потребности
во взаимодействии. «При такой организации среда является тем
могущественным аппаратом, который будет посылать на ребенка всякий раз
отраженное впечатление его поступка» (63, С. 269).
Характерной особенностью мнения у дошкольника о другом человеке
является крайняя неустойчивость, большая изменчивость, ярко выраженная
ситуационность.
Продолжая раскрывать особенности межличностного восприятия в
дошкольном возрасте, остановимся на характеристиках оценивания детьми
друг друга. Для этого обратимся к результатам эксперимента, проведенного
Р.А.Максимовой в лаборатории психологических исследований под
49
руководством А.А.Бодалева (34, С. 146-147).
Изучая оценивание детьми 3-4 лет сверстников из общей группы
детского сада, ученая пришла к выводу, что такие оценки имеют в своей
основе эмоциональный и ситуационный характер.
Например, положительно характеризуя кого-либо из сверстников,
ребенок пояснял: «Он хороший, потому что угощал вафлей», «потому что
убрал игрушки», потому что все скушал за обедом» и т.д. Выясняя причину
появления отрицательной оценки, обнаруживалось, что она также вызвана
конкретным фактом. В таких случаях дошкольники заявляли: «Он плохой,
потому что чашку разбил», «потому что палец мне прищемил», «потому что
не давал никому автомобиль поиграть» и т.д.
Вместе с тем, некоторые испытуемые проявили стойкую тенденцию
к оцениванию сверстников по относительно устойчивым особенностям их
поведения. Так, объясняя причину своей симпатии к ребенку, дети могли
отметить, что он со всеми играет. Характеризуя ровесника как плохого,
дошкольники могли сказать, что он со всеми дерется и т.п.
Подобные оценки, в основе которых лежит обобщение результатов
действий и поведения человека, с дальнейшим развитием ребенка, будут
увеличиваться.
Выясняя, что для детей младшего дошкольного возраста наиболее
значимо в позитивно воспринимаемом сверстнике, исследовательница
получила ярко выраженный разброс мнений: у одной группы испытуемых
положительное отношение вызывали сверстники, одетые в яркие, нарядные
платья и костюмчики, у другой группы детей симпатию вызывали
послушные, спокойные, сговорчивые дети, третьей группе младших
дошкольников нравились подвижные, активные в играх сверстники.
То есть, уже в младшем дошкольном возрасте начинает выявляться
значение индивидуальных особенностей самих познающих детей в том, что
они, прежде всего, ищут и отмечают в сверстниках.
Кроме того, Р.А.Максимова выявила, что при формировании того или
50
иного отношения к сверстнику, трех- и четырехлетние дети еще не способны
самостоятельно оценивать достоинства и недостатки одногруппников.
Избирательное отношение детей друг к другу выстраиваются на основе тех
положений, которые определил воспитатель. Например, когда у ребенка,
интересовались, с кем из детей группы он больше всего хотел бы сидеть за
столом, ходить в паре, играть, то выяснилось, что словосочетание «хотел
бы» для испытуемого не имело никакого смысла. В каждом случае он
называл тех детей, с которыми уже сидел за столом, ходил в паре, играл и
т.п.
Первоначальная оценка ребенком другого человека и его действий,
является простым повторением оценки авторитетного для малыша
взрослого.
В.Н.Панферов (1974) экспериментально изучал, как дети,
посещающие детский сад воспринимают и отражают личностные
особенности друг друга. Его интересовало, насколько ребенок определяет в
другом человеке такие положительные качества, как доброта, послушность,
вежливость, ласковость, смелость, аккуратность, ловкость, а также и
противоположные им отрицательные качества. Результаты эксперимента
показали возрастные отличия младших и старших дошкольников по степени
объективности понимания качеств другой личности.
Дети трех и четырех лет отмечали сильно развитые положительные
качества - послушность, вежливость в два раза чаще детей шести- и
семилетнего возраста. При этом правильность суждений младших
дошкольников была подтверждена воспитателями только в 33% случаев, а
правильность высказываний старших дошкольников - в 91% случаев.
Испытуемые шести и семи лет допускали возможность
эпизодического проявления непослушания, невежливости, неаккуратности и
прочих отрицательных качеств у других детей в девять раз чаще, чем дети
трех и четырех лет.
Младшие дошкольники замечают негативные проявления у
51
сверстников намного реже, чем их в действительности отмечают
воспитатели. Обратная тенденция обнаружилась у старших дошкольников -
они фиксируют отдельные проявления непослушания, неаккуратности у
сверстников чаще, чем на них указывают авторитетные взрослые.
Таким образом, характер осознания ребенком особенностей
сверстников и взрослых теснейшим образом связан с развитием ребенка в
целом как субъекта познания.
Особую роль в формировании представлений и мыслей об
окружающих людях, в выработке субъективного мнения дошкольника
играют: сформированность первичных и элементарно обобщенных
представлений о людях, которые возникли у малыша в семье, уровень
воспитанности ребенка; взаимоотношения между детьми в том детском
коллективе, членом которого стал дошкольник; облик и поведение
значимых для ребенка взрослых (родственников, воспитателей).
 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров