Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Неразрушающие методы контроля Ультразвуковая дефектоскопия отливок Методические указания к выполнению практических занятий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность «Литейное производство черных и цветных металлов» (110400), специализации (110401) и (110403) (6)
(Методические материалы)

Значок файла Муфта включения с поворотной шпонкой кривошипного пресса: Метод. указ. / Сост. В.А. Воскресенский, СибГИУ. - Новокуз-нецк, 2004. - 4 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Материальный и тепловой баланс ваграночной плавки. Методические указания /Составители: Н. И. Таран, Н. И. Швидков. СибГИУ – Новокузнецк, 2004. – 30с (9)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение конструкции и работы лабораторного прокатного стана дуо «200» :Метод. указ. / Сост.: В.А. Воскресенский, В.В. Почетуха: ГОУ ВПО «СибГИУ». - Новокузнецк, 2003. - 8 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Дипломное проектирование: Метод. указ. / Сост.: И.К.Коротких, А.А.Усольцев, А.И.Куценко: СибГИУ - Новокузнецк, 2004- 21 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Влияние времени перемешивания смеси на ее прочность в сыром состоянии и газопроницаемость: метод. указ./ Сост.: Климов В.Я. – СибГИУ: Новокузнецк, 2004. – 8 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Вероятностно-статистический анализ эксперимента: Метод. указ. / Сост.: О.Г. Приходько: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк. 2004. – 18 с., ил. (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

ТЕХНОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Первая инструкция по изучению феномена первого впечатления о
другом человеке появилась за рубежом в исследованиях американского
ученого G.Allport (1961, С.501). В отечественной психологии научный
термин "первое впечатление" впервые ввел и научно обосновал на материале
эмпирического исследования А.А.Бодалев (1965). Им была введена в
практику исследований познания людьми друг друга модифицированная
методика изучения механизма феномена первого впечатления,
применявшаяся в юридической сфере, и получившая название "Методика
словесного портрета". А.А.Бодалевым сформулировано определение
понятия "первое впечатление", дана общая характеристика данного процесса
восприятия, раскрыты физиологические механизмы данного феномена,
рассмотрены некоторые возрастные и индивидуальные особенности
восприятия и понимания людьми друг друга на основе первого впечатления.
Впоследствии учеными В.Н.Куницыной (1968), В.Н.Панферовым (1969),
Г.В.Дьяконовым (1979), Г.А.Ковалевым (1980), С.И.Курячим (1984),
З.Ф.Семеновой (1985), Н.И.Бабич (1988) и другими подробно изучались
некоторые частные аспекты восприятия и понимания людьми друг друга на
основе акта первого впечатления. Так, З.Ф.Семенова (1985) изучала
вербальные и невербальные компоненты в формировании образа лица
человека. Исследования Г.В.Дьяконова (1979) о психологии первого
впечатления подтвердили, что экспериментальная ситуация актуального
первого впечатления о другом человеке является эффективным
инструментом эмпирического исследования, а в сложную структуру первого
впечатления входят явления, объясняющиеся на основе механизмов
персонификации, идентификации и рефлексии.
В методологии исследования формирования первого впечатления о
другом человеке мы не отклонялись от общих схем, выработанных
отечественной наукой. Исходным пунктом было правило, согласно которому,
61
на особенностях первого впечатления о другом человеке сказываются поло-
возрастные особенности, как субъектов, так и объектов восприятия.
Технология исследования феномена первого впечатления состоит из
серии последовательных предъявлений детям старшего дошкольного
возраста незнакомых ранее людей различного пола и возраста. В ходе
исследования испытуемые имеют возможность наблюдать за новым
человеком, и, затем, высказывать создавшееся первое впечатление о нем.
При анализе данных эмпирического материала используется метод контент-
анализа словесных портретов.
Сходства и различия содержания словесных портретов являются
основой для заключения об особенностях восприятия старшими
дошкольниками незнакомых людей. При анализе словесных портретов
дошкольников в качестве единицы контент-анализа выступает одно слово
или словосочетание, обозначающее качество, признак, особенность,
свойство другого человека. При количественно-качественном анализе
результатов выявляется полнота словесных портретов, которая образуется
путем сложения количественных показателей какой-либо импрессиограммы
по всем ее подкатегориям. То есть, подсчитывается общее количество
особенностей, свойств другого человека, отраженных детьми. Выделяют три
уровня полноты словесных портретов: низкий (от 1 до 3 единиц), средний
(от 4 - до 6 единиц), высокий - от 7 единиц и выше (Н.И.Бабич, 1988).
Процесс непосредственного восприятия нового человека детьми 6-7 лет
ограничен временными рамками 5 минут, что соответствует временным
рамкам экспериментальной ситуации первого впечатления действительному
временному интервалу явления актуального первого впечатления о другом
человеке (Г.В.Дьяконов, 1979).
В качестве объектов восприятия в исследовании принимали участие 12
человек (6 взрослых людей - 3 мужчины и 3 женщины и 6 сверстников - 3
мальчика и 3 девочки).
Эмпирическое исследование формирования первого впечатления о
62
другом человеке у детей старшего дошкольного возраста включало в себя
несколько этапов.
Первый подготовительный этап состоял из предварительной беседы с
детьми. Испытуемым в доступной форме объяснялась эмпирическая задача:
"Ребята, сейчас к вам по очереди будут приходить люди, которых вы раньше
никогда не видели. Пожалуйста, очень внимательно понаблюдайте за
каждым новым человеком, а затем расскажите, чем он вам запомнился. То
есть, выскажите все свои впечатления о нем".
Следующий этап представлял собой акт непосредственного восприятия
дошкольниками незнакомого человека. В данной ситуации объект
восприятия, входя в помещение к детям, мог вести себя как угодно, исходя
из своих побуждений и настроений (мог стоять на месте, двигаться по
комнате, сидеть и т.д.).
На третьем этапе осуществлялся сбор эмпирического материала.
Испытуемые высказывали все свои впечатления, полученные от знакомства
с новым человеком. Так как в задачи нашего исследования входило
выяснение того, какие особенности, свойства другого человека дети
отражают при кратковременном его восприятии, а также, какое
эмоциональное отношение формируется у старших дошкольников к новому
человеку, то на данном этапе мы выделили две серии эмпирического
исследования.
Первая серия: Изучение особенностей, свойств другого человека при
первом впечатлении о нем у детей старшего дошкольного возраста.
Вторая серия: Исследование эмоционального отношения детей к
новому человеку при кратковременном его восприятии.
Учитывая специфику возраста испытуемых и с целью большей
продуктивности выполнения задач исследования, детям предлагалось
выразить свое первое впечатление с помощью наводящих вопросов
экспериментатора:
1. "Расскажи, чем тебе запомнился незнакомый человек. Опиши его" [В
63
первой серии].
2. "Он(а) тебе понравился(лась)? Почему, чем он(а) тебе
(не)понравился(лась)?" [Во второй серии].
По окончании времени восприятия на каждого незнакомого человека
каждый дошкольник составлял два словесных портрета: в одном ребенок
отражал особенности, характеризующие объекта восприятия, в другом -
причины эмоционального отношения к нему. Поскольку общее количество
объектов восприятия, принимавших участие в эмпирическом исследовании,
составляло двенадцать человек, то последовательность предъявлений
незнакомых людей испытуемым мы разделили на три группы
(соответственно три блока данных). В каждой группе дети поочередно
воспринимали и выражали свои первые впечатления о четырех новых людях
(взрослых мужчине и женщине, а также сверстниках - о мальчике и девочке).
Адекватность восприятия детьми незнакомых людей определялась
методом "компетентных судей". В процессе исследования каждый объект
восприятия оценивался "компетентными судьями" по двум категориям
привлекательный, непривлекательный. В состав "компетентных судей"
вошли люди, ранее незнакомые с объектами восприятия (воспитатели,
психологи, методисты тех учреждений, в которых проходило исследование).
Средняя оценка адекватности отдельного словесного портрета появлялась
путем деления суммы бальных оценок всех экспертов на количество
экспертов.
В дальнейшем уровень оценки адекватности первого впечатления
оценивался нами по системе Н.И.Бабич (1988):
Н - неадекватный (вербализуемые качества не соответствуют истинному
положению вещей).
ФА - формально-адекватный (данные словесного портрета
характеризуют человека глобально, поверхностно).
СЧА - ситуативный, частично-адекватный (присутствуют элементы
правильного отражения объекта восприятия, но точность соответствует
64
лишь ситуации взаимодействия).
СА - ситуативно-адекватный (описание объекта восприятия вполне
соответствует действительности, но налицо влияние ситуации и
проявленных в ней качеств).
БЧА - базальный, частично-адекватный (в портретах отмечаются
стержневые характеристики личности, но, вместе с тем, присутствуют
неточности).
БА - базально-адекватный (с первого раза отмечается главное в
личности воспринимаемого, за ситуативными проявлениями видится
глубинный смысл, или же правильно отражаются внешние характеристики).
Представим подробное описание объектов восприятия каждого блока
данных эмпирического исследования.
Первый блок данных. Объект восприятия - мужчина. Мужчина 26 лет,
среднего роста, нормального телосложения. Волосы темно-русого цвета,
коротко подстрижены и аккуратно причесаны. Уши средних размеров.
Выражение лица спокойное. Брови широкие, темные. Глаза карие,
миндалевидной формы. Нос прямой, средних размеров. Губы большие. Кожа
смуглая. Одет в костюм: клетчатый пиджак оливкового цвета, белую
рубашку и пестрый галстук зеленоватого оттенка, черные брюки. Обувь -
черные кожаные туфли. /Оценка "компетентных судей" - привлекательный/.
В условиях эксперимента мужчина, входя в группу к детям, останавливался
на мгновенье в дверях, затем, не спеша, проходил в центр комнаты, окидывал
взглядом всех присутствующих, и, по команде исследователя, уходил
обратно.
Объект восприятия - женщина. Женщина 27 лет, среднего роста,
нормального телосложения. Волосы русые, волнистые, длинные (ниже плеч),
аккуратно причесанные. В ушах серьги в виде колец. Брови вразлет, темные.
Глаза голубого цвета, миндалевидной формы. Нос прямой, средних размеров.
Губы тонкие. Зубы ровные белые. На лице неяркий макияж: подведены глаза,
губы накрашены коричневато-красной помадой. Кожа розоватого оттенка.
65
Ногти на руках покрыты перламутровым светлым лаком. Одета в длинную,
облегающую юбку из трикотажа темно-бордового цвета и шерстяной свитер
цвета хаки. Обувь - черные кожаные полуботинки на высоком каблуке.
/Оценка "компетентных судей" - привлекательная/. В условиях эксперимента
женщина, входя в группу к детям, на мгновенье задерживалась в дверях,
затем неторопливым шагом проходила в центр комнаты, окидывала взглядом
всех присутствующих, и, по команде исследователя, уходила обратно. В
течение всего периода встречи, женщина улыбалась детям.
Объект восприятия - мальчик. Мальчик 6,5 лет, рост 1м 38см,
худощавого телосложения. Волосы светлые, очень коротко подстриженные.
Уши средних размеров. Брови светлые. Глаза серые, большие. Нос прямой,
средних размеров. Губы тонкие. Бледный оттенок кожи. Одет в однотонную
футболку серо-белого цвета и черные брюки. Обувь - черные кожаные
ботинки. /Оценка "компетентных судей" - привлекательный/. В условиях
эксперимента мальчик, заходя в комнату к детям, сразу шел к стулу в центре
группы (предварительно поставленным экспериментатором), садился на
него, смущенно рассматривал детей, помещение, и, по команде
исследователя, уходил обратно. В течение всего эксперимента выглядел
испуганным и растерянным.
Объект восприятия - девочка. Девочка 7 лет, рост 1м 27см,
нормального телосложения. Блондинка. Волосы длинные (ниже плеч),
заплетены в одну косу. Прическа немного растрепана. Уши средних
размеров. Брови тонкие, светлые. Глаза серо-голубого цвета. Нос прямой,
средних размеров. Губы светло-розового оттенка. Зубы цвета слоновой
кости, наблюдаются возрастные изменения в зубах: некоторые из них
отсутствуют. Кожа розоватого оттенка. Одета в короткое байковое платье
бледно-розового цвета и темно-серую трикотажную кофту. На ногах
хлопковые колготы цвета беж. Обувь - темно-коричневые полусапожки на
сплошной подошве. /Оценка "компетентных судей" - привлекательная/. В
условиях эксперимента девочка, заходя в группу к детям, направлялась к
66
стулу в центре комнаты (предварительно приготовленным
экспериментатором), садилась на него, и, по команде исследователя, уходила
обратно. Во время эксперимента была скована, зажата, стеснялась
окружающих.
Второй блок данных. Объект восприятия - мужчина. Мужчина 28 лет.
Высокий. Спортивного телосложения с выделяющимся через одежду
рельефом мускул верхней части туловища. Черные волосы, коротко
подстриженные. Глаза карие. Брови черные. Нос прямой, средних размеров.
Губы бордового оттенка. Трапециевидный овал лица. Нижняя челюсть
выступает немного вперед. Кожа смуглая. Золотые украшения: на шее
цепочка, а на запястье правой руки браслет. Одет в белоснежную
облегающую футболку с глубоким вырезом горловины и черные брюки.
Обувь - черные замшевые туфли. /Оценка "компетентных судей" -
привлекательный/. В течение проводимого эксперимента объект восприятия
проявлял негативные эмоции (злость) по отношению к испытуемым.
Мужчина, входя в группу к детям, уверенным неторопливым шагом
проходил в центр комнаты, окидывал взглядом всех присутствующих,
скрещивал руки за спиной. По команде исследователя возвращал руки в
положение вдоль туловища и уходил обратно. Походка тяжеловесная
"гордая" с раскачиванием верхней части корпуса. Взгляд прищуренный
надменный. Злобное выражение лица.
Объект восприятия - женщина. Женщина 30 лет. Выше среднего роста.
Нормального телосложения. Волосы прямые, коротко подстриженные.
Блондинка. В ушах небольшие серьги. Брови темные. Глаза карие. Нос
средних размеров, с горбинкой. Губы большие. На лице макияж: подведены
глаза, губы накрашены яркой розовой помадой. Кожа розоватого оттенка. На
безымянном пальце правой руки обручальное кольцо. Ногти покрыты ярко-
розовым лаком. Одета в хлопковую ярко-розовую рубашку и облегающие
джинсы голубого цвета. Обувь - черные лаковые туфли на низком каблуке.
/Оценка "компетентных судей" - привлекательная/. В условиях эксперимента
67
женщина, входя в группу к детям, на мгновенье задерживалась в дверях,
затем проходила в центр комнаты, останавливалась, разворачивалась лицом к
детям, окидывала взглядом всех присутствующих, и, по команде
исследователя, уходила обратно. В течение всего эксперимента выражение
лица женщины было спокойным.
Объект восприятия - мальчик. Мальчик 6,5 лет, рост 1м 04 см,
нормального телосложения. Волосы темно-русые с рыжеватым оттенком,
стрижка "шапочка". Уши средних размеров. Брови темные. Глаза карие. Нос
прямой, средних размеров. Губы алые. Бронзовый оттенок кожи. Одет в
однотонную рубашку из тонкого вельвета гранатово-красного цвета и темно-
синие джинсы. Обувь - черные кожаные туфли. В руках держал игрушку
машинку. /Оценка "компетентных судей" - привлекательный/. В условиях
эксперимента мальчик, заходя в комнату к детям, направлялся к стулу в
центре группы (предварительно поставленным экспериментатором), садился
на него, и, по команде исследователя, уходил обратно. В течение всего
эксперимента выглядел смущенным, растерянным.
Объект восприятия - девочка. Девочка 6,5 лет, рост 1м 16см,
нормального телосложения. Черные вьющиеся волосы, собранные в 2 хвоста
по бокам, завязанные двумя большими голубыми бантами. Уши средних
размеров. Брови тонкие, темные. Глаза голубые. Нос прямой, средних
размеров. Губы бордового оттенка. Кожа розоватая. Одета в бирюзовую
трикотажную водолазку с пестрым мелким рисунком по ткани, жилет и
короткую юбку вишневого цвета. На ногах хлопковые колготы синего цвета.
Обувь - черные лаковые туфли "лодочки" на небольшом каблуке. На правой
руке украшения в виде детских браслетов ("фенечки"). /Оценка
"компетентных судей" - привлекательная/. В условиях эксперимента девочка,
заходя в группу к детям, направлялась к стулу в центре комнаты
(предварительно поставленным экспериментатором), садилась на него, и, по
команде исследователя, уходила обратно. Во время эксперимента вела себя
спокойно и непринужденно.
68
Третий блок данных. Объект восприятия - мужчина. Мужчина 26 лет.
Рост выше среднего. Худощавый. Волосы цвета льна, волнистые, зачесанные
назад. Зеленовато-янтарные глаза. Брови светлые. Нос прямой, средних
размеров. Губы бледно-розового оттенка. Зубы ровные, цвета ванили. Легкий
золотистый оттенок кожи. В очках. Одет в бежевый однотонный джемпер и
темно-коричневые микро вельветовые джинсы. Обувь - черные кожаные
туфли. /Оценка "компетентных судей" - привлекательный/. Во время
эксперимента улыбался детям. Войдя в классную комнату, останавливался
перед детьми, затем проходил между рядами парт, и, по команде
исследователя, уходил обратно. Во время ходьбы прихрамывал на левую
ногу.
Объект восприятия - женщина. Женщина 24-х лет. Рост 1м 57см.
Нормального телосложения. Волосы прямые, распущенные, длиной ниже
плеч. Брюнетка. Прическа скрывает уши. Брови черные. Темно-синие глаза.
Нос маленький, курносый. Губы тонкие. Макияж: подведены глаза, губы
накрашены бордовой помадой. Кожа розоватого оттенка. Ногти покрыты
перламутровым розовым лаком. Одета в темно-синий шерстяной костюм:
юбка прямая до колен, приталенный двубортный жакет. Под жакетом белая
блузка. Обувь - черные кожаные туфли на высоком каблуке. /Оценка
"компетентных судей" - привлекательная/. У женщины подпрыгивающая
походка, короткий и быстрый шаг. В первые секунды визуального контакта с
испытуемыми, улыбалась им. В оставшийся период встречи сохраняла
спокойное добродушное выражение лица. Войдя в класс, останавливалась
перед детьми, неотрывно смотрела на них, и, по команде исследователя,
уходила обратно.
Объект восприятия - мальчик. Мальчик 6,5 лет, рост 1м 25см,
нормального телосложения. Волосы светло-рыжие, подстриженные,
непричесанные. Уши средних размеров. Брови светлые. Глаза голубые. Нос
прямой, средних размеров. Губы маленькие. Легкий золотистый оттенок
кожи. Одет в оранжевую джинсовую рубашку, светло-зеленую куртку
69
"ветровку", черные джинсы. Обувь - белые кроссовки. /Оценка
"компетентных судей" - привлекательный/. Мальчик подходил к классной
доске, некоторое время стоял возле нее лицом к детям, и, по команде
исследователя, уходил обратно. В период эксперимента теребил руками
замок молнии на куртке. Выглядел испуганным, смущенным и растерянным.
Объект восприятия - девочка. Девочка 7 лет. Рост 1м 18см. Крупного
телосложения. Волосы темно-русые, собранные в хвост, завязанный
большим белым бантом. Уши средних размеров. Брови темные. Глаза серые.
Нос прямой, средних размеров. Губы пухлые. Кожа розоватого оттенка. Лицо
круглое. Одета в темно-синие велюровое платье с длинным рукавом, белые
эластичные колготы. Обувь - черные кожаные туфли на небольшом каблуке.
/Оценка "компетентных судей" - привлекательная/. В экспериментальной
ситуации подходила к классной доске, некоторое время стояла возле нее
лицом к детям, и, по команде исследователя, уходила обратно. У девочки
добродушное выражение лица. Уверенный твердый шаг. Смотрелась
раскрепощенной и непосредственной.
Обработка результатов эмпирического исследования по выявлению
особенностей первого впечатления о другом человеке у старших
дошкольников включала в себя методы математической статистики.
Представим подробное описание использованных методов.
Нет сомнений, что группа детей старшего дошкольного возраста,
участвующая в нашем исследовании является многомерной. Каждая единица
наблюдения в конкретной ситуации обладает конкретными значениями
множества признаков. Например, для конкретного ребёнка это могут быть
признаки отраслевой психологической типологии, особенности семьи,
жизненный опыт и т.п. Действительная структура таких многомерных
совокупностей может изучаться как с точки зрения отдельных объектов
(наблюдаемых единиц, наблюдений), так и с целью распределения
статистических показателей на более или менее однородные группы. Если в
первом случае речь идет о распознавании строения совокупности
70
наблюдений или объектов (например распределение детей по подгруппам,
по экстра/интровертности, по уровню реального образования, кругозору и
т.п.), то во втором — возможно изучать зависимость между признаками, их
подобие, возможность распределения на факторные и результативные,
зависимые и независимые, определять признаки-представители
агрегированных совокупностей для последующего изучения аналитических
форм связи между показателями, для прогнозирования и возможно
управления.
Методы многомерного анализа структуры к настоящему времени
широко известны. Это, в первую очередь, совокупность средств
неформального кластерного анализа, когда используются меры сходства,
подобия, взаимосвязи, близости объектов или показателей. Методы
кластерного анализа как бы реализуют эвристический принцип «здравого
смысла» при классификации объектов или статистических показателей.
Другую группу составляют значительно более формализованные методы,
включающие элементы оптимизации. В частности, это методы
дискриминантного анализа, обеспечивающие при известных начальных
представлениях о классах (обучающих выборках) размещение по классам
прочих объектов анализируемой совокупности.
Остановимся на программной реализации алгоритма, занимающего
несколько особое место по отношению к процедурам кластерного и
дискриминантного анализа и позволяющего получить более точное по
сравнению с кластерным анализом представление о реальной структуре
изучаемой группы детей. Для достаточно структурированных (неразмытых)
множеств тем самым можно решить задачу классификации. Если множество
недостаточно структурированное (размытое), получаем основание либо для
назначения центров будущих классов в процедуре кластерного анализа, либо
для отбора объектов в начальные обучающие выборки с последующим
применением дискриминантного анализа. Эти возможности реализуются как
по отношению к наблюдаемым единицам (наблюдениям), так и по
71
отношению к характеризующей их совокупности признаков.
Далее будем считать, что располагаем матрицей первичных данных,
столбцы которой соответствуют признакам Х1, Х2, ... , Хn , а строки —
отдельным наблюдениям или объектам. Количество наблюдений (число
строк матрицы) обозначим через Q. Для распознавания строения
совокупности с позиций каждого отдельного признака и обоснованного
суждения о том, сколько групп реально присутствует в исследуемом массиве
данных используется метод оптимальной группировки, дающий такое
распределение наблюдений на заданное исследователем число классов, что
однородные по составу наблюдений группы обеспечивают максимальное
значение межгрупповой дисперсии изучаемого признака.
Пусть известно значение некоторого признака Х по каждому из Q
объектов совокупности и ставится задача распределить эти Q объектов на k
групп. После ранжирования наблюдений следует обеспечить максимальное
значение межгрупповой дисперсии данного признака Дм.гр. , причем группы
формируются из примыкающих после ранжирования объектов:
k
Дм.гр. = (? * (хi - x)2 * Qi)/ ?Qi,
i=1
где Qi - количество объектов, включаемых в группу i, i= 1, ..., k;
k - количество групп, на которые распределяется вся совокупность
наблюдений;
xi - среднее значение изучаемого признака в группе i;
x - среднее по всей совокупности значение признака. Неизвестными
являются переменные Qi, которые И определяют среднее значение признака
72
в группе i. Естественно, что максимальное значение межгрупповой
дисперсии должно достигаться при следующих ограничениях:
? Qi = Q; Qi = 0, 1,..., Q.
При решении такой нелинейной задачи применяется процедура
динамического программирования; в результате расчета получаем для
каждого наблюдения номер группы, в которую оно включается, или,
другими словами, классификационный уровень наблюдения (объекта).
Задавая разное число групп и наблюдая за изменением максимальной
межгрупповой дисперсии и ее удельного веса в общей дисперсии, будем
вырабатывать окончательное заключение о реальной структуре
совокупности наблюдаемых объектов с позиций конкретного признака.
Если первичные данные уже представляют некоторый ряд
распределения на группы, то задача заключается в максимизации
межклассовой дисперсии, образованной за счет объединения исходных
начальных групп в более крупные классы. Тогда в формуле межгрупповой
дисперсии полагают:
?(i) ?(i)
А. xi = ( ? xi * ?j)/ ? ?j;
j=?(i) j=?(i)
n n
B. x = ( ? xi * ?j)/ ? ?j;
j=1 j=1
73
Здесь n - число групп (интервалов) в исходном ряду распределения;
хj - значение признака в интервале j;
?j - частота появления признака в интервале j;
?(j), ?(i) - нижний и верхний пределы номеров интервалов,
включаемых в класс i. Значения ?(j), ?(i) jпределяются последовательно из:
С. ?(0) = 0;
О. ?(j) - ?(i-1) + 1;
Е. ?(i) = ?(i-1) + пi,
где n - искомая неизвестная, показывающая количество первичных
интервалов, включаемых в класс i.
Формула межгрупповой дисперсии получает вид
k ?(i) n
Дм.гр. = (? * (хi - x)2 * ? xi?j)/ ??j
i=1 j=?(i) j=1
и решается задача ее максимизации при условиях А, В, С, D, Е, а также
условий
?ni = n; ni = 0,1,..., n.
Вычислительный алгоритм максимизации межгрупповой дисперсии
реализуется файлами:
— prgrd.ехе, если расчет проводится по первичным не обработанным
74
данным наблюдений;
— grodng.ехе, если исходные данные первоначально уже представляют
некоторый ряд распределения. В этом случае программа grodng.ехе
выполняет как бы вторичную группировку, формируя более крупные классы.
Если расчет проводится по результатам первичного наблюдения, то
исходные данные представляют матрицу с числом строк, равным числу
наблюдений, и числом столбцов, равным числу признаков. При выполнении
модуля prgrd.ехе матрица исходных данных должна храниться в файле
mng.dat. Информация о номере анализируемого признака (номере столбца) и
вариантах группировки поступает в диалоговом режиме.
Если расчет проводится по результатам первичной группировки
(например, по интервальному ряду), то исходные данные должны быть
представлены файлом grodng.dat. В этом варианте анализа диалоговый
режим не предусмотрен и сведения о размерности исходного массива также
должны содержаться в файле grodng.dat.
Результаты решения по программам prgrd.exe и grodng.ехе поступают
соответственно в файлы prgrd.out и grodng.out. По форме результатов эти
файлы весьма похожи: в первом случае речь идет о межгрупповой
дисперсии, а во втором - о дисперсии межклассовой (поскольку первичные
данные уже собраны в группы интервального ряда).
Под термином "межгрупповая дисперсия" здесь понимается процесс
или явление возможного изменения ответа ребенка на ответ близкий или
противоположный, что часто происходит в зависимости от смены
обстановки, настроения ребенка, массы иных обстоятельств, вызванных
переменными внешними факторами. Использованная здесь компьютерная
программа учитывает поправку на межгрупповую дисперсию. Нормы
поправки определены при помощи социологических исследований,
использованных программистами Microsoft.
После запуска модуля prgrd.ехе (исходные данные - mng.dat) в
диалоговом режиме указываются:
75
1) номер анализируемого признака (столбца);
2) число наблюдений (которые берутся для анализа начиная с первого);
3) нижнюю границу количества групп;
4) верхнюю границу количества групп.
Таким образом, по результатам ответов на вопросы в память ЭВМ
поступает нужное число элементов (вопрос 2) нужного столбца (вопрос 1)
матрицы mng.dat. После этого рассчитываются варианты оптимального
распределения на заданное число групп, начиная с количества, заданного
ответом на вопрос 3, с увеличением на 1 вплоть до количества групп,
определенного ответом на вопрос 4.
При запуске программы grodng.ехе в файле данных (grodng.dat) первая
строка должна состоять из трех чисел: количества интервалов в
анализируемом ряду распределения, минимального числа оптимальных
классов, максимального их числа. Каждая следующая строка файла
grodng.dat содержит по два числа: середину или среднее значение признака в
интервале и число наблюдений (объектов) в данном интервале.
Предположим, что исходный, файл данных mng.dat состоит из 100 строк
(по количеству участвующих в эксперименте детей) и некоторого количества
столбцов (конкретное число столбцов в массиве данных значения не имеет).
Выполним вариант оптимального распределения на группы с точки зрения
столбца 1 (признак Y1 - уровень выработки). Потребуем, чтобы
распределение происходило сначала на две группы, затем повторялось для
трех групп и, наконец, определялся вариант оптимального распределения
исходной совокупности 100 наблюдений на четыре группы.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров