Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Неразрушающие методы контроля Ультразвуковая дефектоскопия отливок Методические указания к выполнению практических занятий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность «Литейное производство черных и цветных металлов» (110400), специализации (110401) и (110403) (4)
(Методические материалы)

Значок файла Муфта включения с поворотной шпонкой кривошипного пресса: Метод. указ. / Сост. В.А. Воскресенский, СибГИУ. - Новокуз-нецк, 2004. - 4 с (6)
(Методические материалы)

Значок файла Материальный и тепловой баланс ваграночной плавки. Методические указания /Составители: Н. И. Таран, Н. И. Швидков. СибГИУ – Новокузнецк, 2004. – 30с (5)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение конструкции и работы лабораторного прокатного стана дуо «200» :Метод. указ. / Сост.: В.А. Воскресенский, В.В. Почетуха: ГОУ ВПО «СибГИУ». - Новокузнецк, 2003. - 8 с (6)
(Методические материалы)

Значок файла Дипломное проектирование: Метод. указ. / Сост.: И.К.Коротких, А.А.Усольцев, А.И.Куценко: СибГИУ - Новокузнецк, 2004- 21 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Влияние времени перемешивания смеси на ее прочность в сыром состоянии и газопроницаемость: метод. указ./ Сост.: Климов В.Я. – СибГИУ: Новокузнецк, 2004. – 8 с. (7)
(Методические материалы)

Значок файла Вероятностно-статистический анализ эксперимента: Метод. указ. / Сост.: О.Г. Приходько: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк. 2004. – 18 с., ил. (7)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Психологическая коррекция институционально - типологической недостаточности у подростков, воспитывающихся без семьи

Содержание
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы конституционально-
типологической недостаточности и психотипологической предиспозиции
личности в российской психологии
1.1. Исследование конституционально-типологической аномальной личностной
изменчивости в отечественной и зарубежной психологии………………………..13
1.2. Органическая недостаточность мозга как “почва” аномальной
личностной изменчивости ………………………………………………….……..29
1.3. Взаимовлияние факторов, формирующих конституционально - типологическую
недостаточность высшей нервной деятельности и личности подростка …………39
1.4. Психологические проблемы депривированных подростков……....….58
Глава 2. Материал, методы исследования и психологическая коррекция
конституционально - типологической недостаточности у подростков,
воспитывающихся без семьи
2.1. Организация и методики исследования …………………………………..76
2.2. Конституционально ориентированная психологическая помощь
воспитанникам учреждений интернатного типа………………………………92
Глава 3. Результаты экспериментально-психологического исследования
и психологической коррекции конституционально-типологической
недостаточности и/или личности у подростков, воспитывающихся без
семьи
3.1. Сравнительный эмпирический и экспериментально-психологический
анализ обследованных подростков…………………………………………...121
3.1.1. Анализ анамнестических данных………………………………………121
3.1.2.Сравнительный многомерный психологический анализ аномальной
личностной и поведенческой изменчивости подростков, воспитывающихся
в детском доме…………………………………………………………………123
3.2. Анализ результатов эффективности психологической специализированной
помощи подросткам, воспитывающимся без семьи…………………………….128
.
Заключение……………………………………………………………………138
Литература……………………………………………………………….……142
Приложение……………………………………………………………….…...161
3
Введение
Сиротство как фактор внешнего воздействия разрушает эмоциональные
связи ребенка с окружающей его социальной средой, с микросоциумом взрослых
и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает
глубокие вторичные нарушения психофизического и социального развития
(Т.А. Басилова, 1998; Л.Н. Галигузова, 1996; Й. Лангмейер, 3. Матейчик, 1984;
B.C. Мухина, 1991; Е.А. Стребелева, 1998; И.В. Дубровина, И.М. Лисина, 1982;
A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, 1991; А.Г. Рузская, 1990; Л.М. Шипицына,
Е.А. Казакова, 2000).
Известно, что личность как интегральная индивидуальность
целиком реагирует на социальные воздействия (B.C. Мерлин, 1986;
А.А. Деркач и Н.В. Кузьмин, 1993; Б.А. Сосновский, 1996; В.В. Белоус,
1999). Более адекватные или менее адекватные реакции личности на
деструктивное воздействие социальных факторов зависят от степени
выраженности конституционально-типологической недостаточности
ВНД и психотипологической личностной предиспозиции.
Взаимодействие внешних и внутренних факторов способствует
формированию личностной и поведенческой изменчивости в конституционально-
континуальном пространстве от психологической нормы – акцентуации до
пограничной аномальной личности и далее до диапазона психопатии (И.В. Боев,
1995; О.А. Ахвердова, 1998; Н.Н. Волоскова, 2001; В.Ф. Гнучев, 2001;
В.И. Кривоконь, 2002; Я.В. Луковка, 2002; Э.В. Терещенко, 2002; В.А. Шурупов,
2002).
Возникает необходимость определения выраженности признаков
конституционально-типологической недостаточности ВНД и
психотипологической предиспозиции личности социальных сирот, которые
являются мишенью для принципиально новых конституционально -
4
ориентированных психокоррекционных подходов к детям и подросткам.
Объективная психологическая регистрация закономерностей
формирования конституционально-континуальной изменчивости личности
невозможна без многоуровневой диагностики, без междисциплинарных
исследований, отвечающих принципам системного подхода в психологии
(В.Д.Шадриков, 1982; Б.Ф.Ломов, 1994). Лишь после психодиагностики
аномальной личностной изменчивости возможна постановка проблемы об
адекватной специализированной психологической помощи детям и
подросткам, оставшимся без попечения родителей.
Цель исследования: разработка вариантов психологической
диагностики и психокоррекции конституционально-типологической
недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции подростков -
сирот.
Объект исследования: человек как целостное системное образование в
субъектно - объектных отношениях.
Предмет исследования: конституционально - типологическая
недостаточность ВНД и психотипологическая предиспозиция у
подростков-сирот.
Задачи исследования:
1. Изучить существующую отечественную и зарубежную литературу,
посвященную вопросам психологической диагностики и коррекции детей
и подростков, воспитывающихся без семьи.
2. Разработать и провести дифференцированную экспериментально-
психологическую диагностику подростков в условиях детского дома, выделив
испытуемых с конституционально-типологической недостаточностью ВНД
и психотипологической предиспозицией личности подростка.
3. Определить и разработать адекватные и оптимальные методы
психологической коррекции конституционально - типологической
5
недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности,
направленные на восстановление конституциональных психологических
механизмов защиты.
4. Объективизировать эффективность разработанных вариантов
специализированной психологической помощи подросткам - сиротам
с признаками конституционально-типологической недостаточности ВНД
и психотипологической предиспозиции личности.
Эмпирическая гипотеза исследования заключается в том, что
одинаковые социальные условия существования субъекта подразумевают
взаимодействие последних с психолого - биологическими основами
человека. Результатом взаимодействия, взаимовлияния внешних факторов с
внутренними является или психологическая гармонизация субъекта,
совершенствование конституционально-психотипологической структуры
личности, или появление признаков аномальной конституциональной
личностной изменчивости. Неблагоприятное влияние социальных факторов
на структуру личности выявляет степень выраженности конституциональной
детерминированности вероятностной психотипологической изменчивости.
Специализированная психологическая помощь должна быть направлена на
восстановление конституционально-психологических механизмов
компенсации и адаптации.
Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно-
конституциональном и континуально-генетическом подходе к
психотипологической структуре индивидуальности, предполагая, что
конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют
психологическую, психическую, личностную и поведенческую формы
реагирования при взаимодействии с неблагоприятными факторами в виде
психической депривации, изменяя или нарушая характер адаптационных и
компенсаторных возможностей личности, что предопределяет проблему
6
оказания психологической помощи.
Методологическую и теоретическую основы исследования составили
концепция отечественной психологии о сущности личности и ее
психологической структуре, генетической разноплановости личности,
преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии,
психическом «как процессе» (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский,
В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн);
идея о системной, межфункциональной организации человеческой психики и
сознания (Л.С. Выготский); концепция системного подхода в психологии
(Е.А.Климов, Б.Ф.Ломов, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриков); континуально-
генетическая концепция (А.В. Брушлинский); учение об акцентуированных
личностях и акцентуациях характера (А.Е. Личко, К. Леонгард, Г.К. Ушаков);
представление об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от
врожденных или наследственных конституциональных психических
особенностей (Б.С. Братусь, В.В. Белоус, В.Н. Дружинин, Е.А. Климов,
В.С. Мерлин, В.И. Слободчиков); концепция пограничной аномальной
личности (И.В.Боев, О.А. Ахвердова); концепция аномальной личностной
изменчивости органического происхождения (Н.Н. Волоскова; О.А. Минаева);
отечественные принципы подхода к проблеме оказания специализированной
психологической помощи (И.В. Боев, О.А. Ахвердова, Н.Н. Волоскова,
2002; Н.Н. Ерошенко, 2002; Э.М. Козлова, 2003; Н.А. Куксова, 2003;
Л.В. Лысенко, 2003), а также исследования по проблемам детского развития
в условиях интернатного учреждения (А. Адлер, Ф.Б. Березин, Дж. Боулби,
А.И. Захаров, Й. Лангмейер, З. Матейчик, А. Маслоу, В.С. Мухина, А.А. Рояк,
З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фурман и др.).
7
Материал и методики исследования. В экспериментально-
психологическом исследовании приняло участие 156 подростков (88 юношей
и 68 девушек) в возрасте 14-16 лет. Обследование проводилось на базе
Межвузовской лаборатории экспериментальной психологии
Ставропольского государственного университета, детских домов
Ставропольского края в течение нескольких лет, что позволило
объективизировать эффективность предлагаемых методов
психокоррекции.
Для реализации поставленной цели и задач использованы
следующие методы и методики психологического обследования:
социограмма, патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)
А.Е. Личко (1987), клинический опросник для выявления и оценки
невротического состояния (В.Д. Менделевич, К.К. Яхин, 1978), методика
определения уровня невротизации и психопатизации (Е.Ф. Бажин, 1976;
И.Б. Ласко, 1980), личностный опросник Айзенка (1964), шкала тревожности
(Teulor J., 1953).
Используя принципы дифференциальной диагностики в
конституциональной психологии, все обследуемые были распределены
по месту их расположения в конституционально-континуальном
пространстве на диапазон психологической нормы-акцентуации с
признаками конституционально-типологической недостаточности ВНД
(1 группа - 44 подростка) и диапазон пограничной аномальной личности
(ПАЛ) с признаками сочетанной конституционально-типологической
недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности
(2 группа - 77 подростков). Третью группу (контрольную) составили 35
условно здоровых воспитанников детских домов, соответствующих
диапазону психологической нормы - акцентуации.
Специализированная психологическая помощь основывалась на концепции
8
сотрудничества в психологическом консультировании (К. Роджерс),
адаптированной к случаям школьной дезадаптации О.Н. Усановой (1995);
принципах лечебной педагогики Н.Е. Поляковой (1995); методе
реконструктивной психотерапии В.Н. Мясищева (1961) в модификации
Н.Н. Ерошенко (2002), Э.М. Козловой (2003) и программу активной и
пассивной арттерапии, разработанную Н.Н. Волосковой (2001) для
подростков, имеющих аномальную личностную изменчивость органического
происхождения, адаптированную к настоящему контингенту испытуемых.
Математическая статистика и графическая обработка результатов
исследования проводилась с использованием персонального компьютера
Pentium III, программного обеспечения фирм StatSoft (Statistica for Windows,
release 5.0) и Microsoft (Windows 98, Microsoft Exel 97).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Подростки, подвергающиеся длительному деструктивному воздействию
неблагоприятных социально-стрессовых факторов в виде психической
депривации, обнаруживают особое взаимосочетание конституциональных
психотипологических характеристик, детерминированных конституционально-
типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозиции
личности.
2. Сочетанная конституционально-типологическая недостаточность
ВНД и психотипологическая предиспозиция личности у подростков -
сирот проявляется признаками дизонтогенеза психического развития,
социальной дезадаптацией, искажением эмоционального реагирования,
личностными и поведенческими нарушениями, обусловленными
органической и конституциональной недостаточностью.
3. Подросткам с признаками аномальной личностной и поведенческой
изменчивости, детерминированной конституционально - типологической
недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности,
9
необходима специализированная психологическая помощь для восстановления
конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации.
Научная новизна исследования. Впервые выявлена совокупность
качественных и количественных показателей в конституциональном личностном
континууме от диапазона психологической нормы – акцентуации до диапазона
пограничной аномальной личности, характерных для подростков, проживающих
в детских домах. Экспериментально - психологические исследования
обнаружили у подростков – сирот, относящихся к диапазону психологической
нормы – акцентуации, признаки конституционально - типологической
нейроэндокринной недостаточности и ВНД, обуславливающие неустойчивую
толерантность к деструктивным факторам социальной среды; для диапазона
пограничной аномальной личности характерна сочетанная
конституционально - типологическая недостаточность ВНД и
психотипологическая предиспозиция с преобладанием эпилептоидной и
циклоидной структур личности и формированием патологического
девиантного стереотипа поведения. Впервые разработан комплекс методов
специализированной психологической помощи, включающий сочетание
приемов психотерапии и психокоррекции в виде патогенетической
(личностно-реконструктивной) психотерапии, активной и пассивной
артерапии, музыкотерапии, которые в особенности адекватны
конституционально - типологической эпилептоидной и циклоидной
структурам личности и направлены на гармонизацию конституционально-
типологической нейроэндокринной недостаточности и ВНД, лежащим в
основе патологического девиантного поведения и аномальных личностных
переживаний подростков - сирот.
Теоретическая значимость исследования. Доказано, что надежность
конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации
детей - сирот зависит от степени выраженности сочетанной
10
конституционально - типологической недостаточности ВНД и
психотипологической предиспозиции личности. На эмпирическом и
экспериментально - психологическом уровнях раскрыты интимные
психологические механизмы, лежащие в основе психической депривации
воспитанников детских домов. Доказано, что восстановление устойчивых
конституциональных психологических механизмов защиты зависит от
адекватности методов специализированной психологической помощи
подросткам, воспитывающимся без семьи.
Практическая значимость исследования. Предложен стандартный набор
психологических методов, доступных психологам и другим специалистам,
которые позволяют объективизировать аномальную, конституционально
обусловленную психотипологическую изменчивость у воспитанников детских
домов. Разработанная экспериментально - психологическая диагностическая
модель сочетанной конституционально - типологической недостаточности ВНД и
психотипологической предиспозиции личности как условия формирования
аномальной личностной и поведенческой изменчивости у подростков,
воспитывающихся без семьи, может быть использована в практической работе
психологов, клинических психологов и других специалистов детских домов и
учреждений интернатного типа, при составлении индивидуального
психологического профиля воспитанника. Разработана комплексная
специализированная психологическая помощь, направленная на
восстановление психологических механизмов компенсации и адаптации,
что способствует нивелировке аномальных личностных и поведенческих
расстройств в структуре патологического девиантного поведения, а также
невротических нарушений у подростков-сирот.
Достоверность и обоснованность полученных результатов
обеспечивалась исходными теоретико - методологическими
положениями, лежащими в основе экспериментально - психологического
11
и психокоррекционного исследования, использованием стандартного
комплекса апробированных психологических методов, адекватных
предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки;
значимостью полученных результатов при использовании
специализированной психологической помощи подросткам, а также
экспериментальных данных, основанных на качественном и
количественном анализе с применением современных методов обработки
данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы
диссертации представлялись на 8-й Всероссийской научно - практической
конференции «Образование в России: медико - психологические аспекты»
(Калуга, 2002); 48 научно - методической конференции «Университетская
наука – региону» (Ставрополь, 2003); 2-ой Всероссийской научно -
практической конференции «Медико - биологические и психолого -
педагогические аспекты адаптации и социализации человека» (Волгоград,
2003); международной научно - практической конференции «Теоретические
и прикладные проблемы психологии» (Пенза, 2003); международной научно-
практической конференции «Проблемы детской антропологии»
(Ставрополь, 2003); Интернет – конференции «Пути становления
субъекта в информационном обществе» (Ставрополь, 2004);
международной научно - практической конференции «Психологическое
обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося
поведения детей и юношества» (Москва, 2004); международной научно-
практической конференции «Нравственность и религия» (Пенза, 2004), а
также результаты исследования докладывались и обсуждались на
заседаниях кафедры психологии Ставропольского государственного
университета.
Публикации результатов исследования: по теме диссертации
12
опубликовано 15 печатных работ.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 174
страницах машинописного текста. Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, выводов, списка использованной литературы и приложений.
Библиография насчитывает 198 отечественных и 20 иностранных
источников.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров