Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Определение показателя адиабаты воздуха методом Клемана-Дезорма: Метод, указ. / Сост.: Е.А. Будовских, В.А. Петрунин, Н.Н. Назарова, В.Е. Громов: СибГИУ.- Новокузнецк, 2001.- 13 (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ К ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЁМЕ (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ ПРИЗМЫ И ДИСПЕРСИИ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА (6)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА ПОГАСАНИЯ В КРИСТАЛЛЕ С ПО-МОЩЬЮ ПОЛЯРИЗАЦИОННОГО МИКРОСКОПА Лабораторный практикум по курсу "Общая физика" (4)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 7. ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА. ПРОВЕРКА ЗАКОНА МАЛЮСА (7)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа № 7. ИЗУЧЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОЛЯРИЗАЦИИ С ПОМОЩЬЮ САХАРИМЕТРА (6)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 6. ДИФРАКЦИЯ ЛАЗЕРНОГО СВЕТА НА ЩЕЛИ (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Органическая недостаточность мозга как «почва» аномальной личностной изменчивости

Начало изучения проблемы органической недостаточности уходит в
прошлое столетие в область исследования морфофизиологии центральной
нервной системы и связано с именем немецкого физиолога Гольца (1876 –
1881), который провел ряд опытов с эктирпацией отдельных участков коры
больших полушарий у собак. Ученый наблюдал животных в резидуальном
периоде, отмечая у них некоторую неловкость движений, недостаточную
«сообразительность» животного, которую трактовал как «общее снижение
интеллекта». Гольц оценил эти нарушения поведения в качестве реакции
мозга как целого и пришел к выводу о том, что любая часть мозга имеет
отношение к образованию воли, ощущений, представлений и мышления и
степень их функциональной утраты стоит в прямой зависимости только
от величины поражения. Результаты этих исследований были
представлены А.Р. Лурия в 1962 году (с. 14).
Изучение резидуально - органических расстройств продолжили
французские невропатологи (Brissaud, Sougues) и австрийский невропатолог
и психиатр (S. Freud), описав «детские энцефалопатии» и «детский
церебральный паралич» (цит. по Ковалеву В.В., 1995).
По определению В.В. Ковалева (1995, с 205), резидуально-
органическими расстройствами называют группу разнообразных нервно-
психических нарушений у детей и подростков, обусловленных относительно
стойкими последствиями органических поражений мозга. Вместе с тем,
последствия перенесенных инфекций, травм, интоксикаций, с возрастом,
формируют такие внутренние биологические условия, которые в ряде
случаев обусловливают резидульно - органическую церебральную
недостаточность, т.е. органическую измененную реактивность мозга
[В.В. Ковалев, 1979, с.20].
30
Резидуально - органические расстройства, обусловленные
внутриутробными, перинатальными и ранними постнатальными поражениями
мозга, поражают незрелый, развивающийся мозг, когда формируются основные
психические функции, создается основа личностного и поведенческого
реагирования. Внутриутробными считаются поражения, возникшие до момента
рождения ребенка. Перинатальными называют поражения, возникшие до 10
дня после рождения [Gollnitz G., 1968]. Верхняя возрастная граница ранних
постнатальных поражений расценивается по-разному. Если R. Lempp (1980)
ограничивает ее концом 1-ого года жизни ребенка, то ряд других авторов
[Gollnitz G., 1968; Muller - Kuppers M., 1969 и др.] считают возможным
относить к ранним органическим поражениям мозга все те поражения его,
которые возникают до завершения основного биологического созревания
структур и механизмов головного мозга, т.е. до 7 - летнего возраста. Только к
этому возрасту заканчивается дифференциация слоев коры больших
полушарий мозга (И.Н. Филимонов, 1929), завершается созревание моторных
и речевых функций мозга и достигает уровня “школьной зрелости”
собственно психическое развитие ребенка.
Основными клиническими тенденциями резидуальных нервно -
психических расстройств следует считать обратное развитие (регредиентность)
и компенсация, что зависит от тяжести резидуального поражения мозга и
выраженности вызванного им недоразвития, асинхронного развития тех или
иных церебральных систем. Поэтому резидуально - органические
расстройства принято рассматривать как патологические состояния, а не как
патологические процессы.
Резидуально - органические расстройства могут возникать как до
завершения формирования основных структур и физиологических
механизмов мозга (это явления дизонтогенеза или задержки темпа их
развития), так и после завершения этого процесса (явления повреждения,
31
распада), что клинически выражается разными формами
энцефалопатического или психоорганического синдрома. Вариантом
резидуально - органических расстройств, обусловленных последствиями
раннего органического поражения головного мозга, является так называемый
синдром “минимального мозгового повреждения” (minimal brain-damage
syndrome) или “минимальной мозговой дисфункции” [Huessy H.R., Wright
A.L., 1970; Schachter M., 1975].
В связи с большими различиями в подходах к диагностике резидуально
- органических нервно - психических расстройств, данные о
распространенности их в детском и подростковом возрасте колеблются в
значительных пределах. По данным отечественной науки наибольшая
выявляемость резидуально - органической недостаточности отмечается в
пубертатном возрасте, недостаточное выявление - у детей раннего возраста, а
также некоторое преобладание этих расстройств у мальчиков.
Так, согласно данным отечественных авторов С.Б. Аксентьева и
М.Н. Барбараш и соавт. (1965), В.А. Колеговой, Ф.П. Янович (1963),
Э.Я. Хмельницкой (1960) дети моложе 14 лет с резидуально - органическими
психическими расстройствами составляют 21,9 % от общего числа детей с
психическими нарушениями, находящимися под наблюдениями психиатров.
Многие авторы указывают на высокую частоту нервно - психических
расстройств в периоде отдаленных последствий черепно - мозговой травмы
от 65 % до 90 % и выше (Ю.Я. Бунтов, Л.Н. Губарь, В.И. Колкутин, 1971;
А.Т. Тищенко, 1974; Д.Е. Мелехов, 1976). Важно отметить, что при
различных подходах все исследователи наиболее часто фиксируют
психопатологические расстройства в виде: астено - невротической
симптоматики, психопатоподобных и эмоциональных расстройств,
интеллектуально - мнестических нарушений, а также поздних
травматических психозов. Отдельные авторы астено - невротические
32
нарушения выявляют у 30 - 65% обследуемых, эмоциональные и
психопатоподобные у 10 - 25%, интеллектуально-мнестическое
снижение 7 -15% обследуемых (П.К. Мельников, 1966; Ю.Я. Бунтов,
Л.Н. Губарь, В.И. Колкутин, 1971; А.Г. Тищенко, 1974; В.М. Шумаков,
В.Я. Гиндикин, Д.К. Ряшитов, 1981; И.В. Губанова, 1998 и др.). При этом
нередко точная клиническая систематика психопатологических проявлений в
резидуальном периоде в значительной степени затруднена в связи с
патоморфозом симптомов и стертостью их проявлений (Т.Н. Гордова, 1973).
По данным ряда исследований (Гурьевой В.А., Семке В.Я.,
Гиндикина В.Я. и Морозовой Н.Б., 1983, 1990; Дмитриевой Т.Н. 1995)
среди нервно - психических расстройств резидуально - органического
происхождения преобладают не резко выраженные (легкие) и
относительно обратимые нарушения пограничного характера, прежде
всего церебрастенические, неврозоподобные и психопатоподобные
состояния. На сочетанные пограничные нервно - психические
нарушения, как ведущие психопатологические расстройства,
обусловленные резидуально - органической недостаточностью
указывают Н.Е. Буторина, Т.И. Колесниченко (1996).
Р.Г. Голодец с соавт. (1982) анализирует особенности невротических
расстройств, развивающихся на резидуально - органической основе, отмечая
сложность формирующейся психопатологической синдромальной структуры.
Г.П. Колупаев и Н.Д. Лакосина (1982) также освещают «органические»
закономерности формирования психогенных нарушений на экзогенно-
органической “почве”. М.И. Рыбалко (1995) на основании исследования
подростков с девиантным поведением сделал вывод, что “каждый из них
страдал резидуально - органическим поражением головного мозга и
патохарактерологическими расстройствами”. Н.Е. Буторина и Т.Н. Колесниченко
(1996) приводят данные о сочетании пограничных психических расстройств
33
резидуально - органического генеза с нарушениями личности психогенного
характера. Н.Я. Дворкина (1975) и Р.Г. Голодец, Я.К. Авербах (1979)
выделяют органический процесс как основу для развития психических
расстройств.
Фактором высокого риска возникновения всевозможных отклонений в
развитии ребенка является, по мнению ряда авторов, церебрально -
органическая недостаточность, формирующаяся в результате негативных
биологических воздействий на головной мозг ребенка, особенно на ранних
этапах онтогенеза (во внутриутробном периоде (интоксикации, инфекции,
гипоксия и др.), родовые травмы черепа и асфиксия новорожденного,
иммунологическая несовместимость матери и плода, сопровождающаяся
иммунологическим конфликтом, недоношенности, а также постнатальные
мозговые инфекции, травмы и интоксикации (Г.Б. Абрамович, 1965; H. Stette,
1966; Г.Е. Сухарева, 1974; G. Gollnitz, 1968; R. Lempp, 1974 и др.). Нередко
перечисленные факторы сочетаются у одного и того же ребенка и выявить
определенный этиологический фактор не удается, что приводит к
необходимости выделения полифакторной этиологии пограничных нервно-
психических расстройств у детей и подростков.
У детей раннего возраста специалистам достаточно сложно выявить и
установить истинные причинно - следственные отношения, приводящие к
формированию этиопатогенетических резидуально - органических механизмов,
являющихся, в свою очередь, основой личностной и поведенческой
декомпенсации, служащих основой манифестирования пограничных нервно-
психических расстройств экзогенно - органического происхождения в
пубертатном возрасте, в период подростковых кризов.
В патогенезе резидуально - органических расстройств выделяют общие
клинические закономерности:
34
1 - полное завершение первичного болезненного процесса, т.е. смена
процессуального периода резидуальным (Г.Б. Абрамович, 1965) или переход
патологического процесса в более или менее стабильное патологическое
состояние;
2 - ведущая роль “фактора времени” [по M. Tramer, 1964, цит. по
В.В. Ковалеву, 1995] - поражение развивающегося головного мозга для
возникновения тех или иных клинических особенностей проявления резидуальной
патологии, а также отчасти для “выбора” преимущественной локализации
повреждения (Г.Е. Сухарева, И.А. Юркова, 1963; Г.Б. Абрамович, 1965; И.С. Тец,
1965; H. Stutte, 1966 и др.). Так, поражение мозга в первые годы жизни, когда
происходит особенно интенсивно развитие и созревание структур и
механизмов наиболее молодых областей мозговой коры - лобной и теменной
(Е.П. Кононова, 1957; Г.Е. Сухарева, 1965), сопровождаются не столько
общим недоразвитием психических и моторных функций, сколько
выпадением и нарушениями развития отдельных сложных систем, связанных
с указанными областями коры, которые клинически выражаются в
расстройствах некоторых высших свойств личности, нарушениях
целенаправленности психических процессов, расстройстве побуждений,
нарушениях развития речи, пространственного гнозиса и т. д.
Поражения головного мозга в младшем школьном и препубертатном
возрасте, когда структурирование мозга и созревание большинства его
функциональных систем закончены, исключая созревания ядер гипоталамуса
(М.Б. Цукер, 1961; Н.И. Гращенков, 1964), чаще всего имеют следствием
нарушения функционального взаимодействия передних отделов мозгового
ствола с большими полушариями, а также расстройства вегетативных
процессов, инстинктов и влечений, выражением чего являются
церебрастенические, неврозоподобные и психопатоподобные состояния
35
(В.В. Ковалев, 1995). Таким образом, следует согласиться с Б.Н. Пивень
(1998) о том, что этиопатогенетическая цепочка причинно-следственных
взаимоотношений может быть представлена в виде: экзогенная вредность –
органическое поражение головного мозга – психические нарушения.
Наиболее общим нейрофизиологическим механизмом ранних
резидуально - органических церебральных поражений, в частности,
обозначаемых в англо - американской литературе терминами “минимальное
мозговое повреждение” и “минимальная мозговая дисфункция”,
предполагается обусловленные легкими структурными повреждениями
нарушения функционального состояния активирующей системы
ретикулярной формации передних отделов ствола мозга и функционально
связанных с ними ядер подкорки (O. Kucera, 1968). В то же время некоторые
авторы большее значение придают корковой локализации легкого раннего
органического повреждения мозга (H. Stutte, 1966).
Ряд авторов в резидуальном периоде относительно нетяжелых, чаще
закрытых травм головного мозга выделяет несколько клинических вариантов
психопатоподобного синдрома - эксплозивный, дистимический,
истероидный, смешанный (Ф.И. Иванов, 1971; Т.Н. Гордова, 1973). Кроме
того, описан вариант личностных изменений, близкий к эпилептическому с
преобладанием эпилептоидно - взрывчатых черт характера (Л.С. Куликов,
1974; В.М. Шумаков, В.Я. Гиндикин, Р.К. Ряшитов, 1981; А.С. Бобров, 1985).
Г.Е. Сухарева (1974) описала последствия инфекционных,
интоксикационных и травматических поражений мозга в резидуальном
периоде, выделив при этом церебрастенические, неврозоподобные и
эпилептиформные (психопатоподобные) состояния.
В 1974 году на основе патогенетического и клинико - описательного
критериев В.В. Ковалевым была предложена классификация резидуально -
36
органических нервно - психических расстройств у детей и подростков,
включающая три группы расстройств:
1 - преимущественно дизонтогенетические формы (с преобладанием
проявлений нарушенного развития и относительно меньшим участием
симптомов выпадения, такие как синдромы нарушения развития речи,
психомоторики, пространственных представлений, “школьных навыков” -
дислексия, дисграфия, дискалькулия, инфантилизм и др.);
2 - преимущественно энцефалопатические формы (со значительным
преобладанием явлений повреждения и выпадения над симптомами
нарушенного развития, такие как церебрастенические синдромы,
неврозоподобные, психопатоподобные, диэнцефальные, синдромы
гидроцефалии, эпилептиформные, периодические психозы и др.);
3 - формы смешанного патогенеза (с относительно равномерным
включением энцефалопатического и дизонтогенетического компонентов).
Таким образом, все проявления, обусловленные резидуально-
органической недостаточностью мозга связаны с органически измененной
реактивностью мозга. Вместе с тем, реактивность организма - это мера его
устойчивости к патогенным воздействиям независимо от происхождения
вредностей - имеет наследственную обусловленность. В основе реактивности
лежит норма реакции генотипа, которая ассоциирована и фенотипически
выражена в особенностях конституции человека. В свою очередь,
конституциональные генетические влияния сопряжены и в преобладающей
степени определяют темпы индивидуального развития в онтогенетическом
цикле человеческого существования. Эти скрытые характеристики
конституционально - генетических влияний маркируются признаками, по
которым мы судим о биохронологии развития, степени ее гетерохронии -
37
асинхронии и межиндивидуальных различиях в развитии структурно -
функциональной, психодинамически - психологической и интеллектуальной
организации (Б.А. Никитюк, Н.А. Корнетов, 1998, с. 5).
Следовательно, изучение расстройств, обусловленных резидуально-
органической недостаточностью центральной нервной системы, должно
учитывать конституционально - генетические факторы, степень гитерохронии-
асинхронии, психологическую и психодинамическую организацию индивида.
История изучения проблемы резидуально - органической
недостаточности центральной нервной системы клиницистами позволяет
сказать, что:
- у детей раннего возраста специалисты редко придают должное
значение формированию этиопатогенетических резидуально - органических
механизмов, что приводит к выраженной личностной и поведенческой
декомпенсации, к манифестированию пограничных нервно - психических
расстройств экзогенно-органического происхождения в периоды возрастных
кризов, в частности, в пубертатном возрасте, что демонстрирует
нерешенность нейропсихологических и личностно - психологических
проблем данного контингента детей и подростков;
- резидуально - органическая недостаточность центральной нервной
системы приводит к дисгармоническому течению пренатального,
постнатального онтогенеза, т.е. к дизонтогенезу возрастного развития,
различным нервно - психическим расстройствам в большинстве своем не
резко выраженным (легким) и относительно более обратимым нарушениям
пограничного нервно - психического уровня, проявляющимся, прежде всего,
церебрастеническими, неврозоподобными и психопатоподобными
состояниями.
38
Следовательно, резидуально - органическая недостаточность
центральной нервной системы является “почвой”, которая
обусловливает дизонтогенез возрастного развития, проблемы
характерезующие нервно - психического реагирования, нарушения
пограничного нервно - психического уровня, характеризующим
аномальную изменчивость личности.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров