Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Выемочно-погрузочные работы и транспортирование горной массы карьеров: Лабораторный практикум / Сост. Б.П. Караваев; ГОУ ВПО «СибГИУ». – 2003 (6)
(Методические материалы)

Значок файла Проект кислородно-конвертерного цеха. Метод. указ. / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 25 с. (6)
(Методические материалы)

Значок файла Веревкин Г.И. Программа и методические указания по преддипломной практике. Методические указания. СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 14 с. (3)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по производственной специальной практике / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 19 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Определение величины опрокидывающего момента кон-вертера (4)
(Методические материалы)

Значок файла Обработка экспериментальных данных при многократном измерении с обеспечением требуемой точности. Метод. указ. к лабораторной работе по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» / Сост.: В.А. Дорошенко, И.П. Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 20 с. (9)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному и курсовому проектированию к расчету материального баланса кислородно-конвертерной плавки при переделе фосфористого чугуна с промежуточным удалением шлака / Сост.: В.А._Дорошенко, И.П _Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – с. (10)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Органическая недостаточность мозга как «почва» аномальной личностной изменчивости

Начало изучения проблемы органической недостаточности уходит в
прошлое столетие в область исследования морфофизиологии центральной
нервной системы и связано с именем немецкого физиолога Гольца (1876 –
1881), который провел ряд опытов с эктирпацией отдельных участков коры
больших полушарий у собак. Ученый наблюдал животных в резидуальном
периоде, отмечая у них некоторую неловкость движений, недостаточную
«сообразительность» животного, которую трактовал как «общее снижение
интеллекта». Гольц оценил эти нарушения поведения в качестве реакции
мозга как целого и пришел к выводу о том, что любая часть мозга имеет
отношение к образованию воли, ощущений, представлений и мышления и
степень их функциональной утраты стоит в прямой зависимости только
от величины поражения. Результаты этих исследований были
представлены А.Р. Лурия в 1962 году (с. 14).
Изучение резидуально - органических расстройств продолжили
французские невропатологи (Brissaud, Sougues) и австрийский невропатолог
и психиатр (S. Freud), описав «детские энцефалопатии» и «детский
церебральный паралич» (цит. по Ковалеву В.В., 1995).
По определению В.В. Ковалева (1995, с 205), резидуально-
органическими расстройствами называют группу разнообразных нервно-
психических нарушений у детей и подростков, обусловленных относительно
стойкими последствиями органических поражений мозга. Вместе с тем,
последствия перенесенных инфекций, травм, интоксикаций, с возрастом,
формируют такие внутренние биологические условия, которые в ряде
случаев обусловливают резидульно - органическую церебральную
недостаточность, т.е. органическую измененную реактивность мозга
[В.В. Ковалев, 1979, с.20].
30
Резидуально - органические расстройства, обусловленные
внутриутробными, перинатальными и ранними постнатальными поражениями
мозга, поражают незрелый, развивающийся мозг, когда формируются основные
психические функции, создается основа личностного и поведенческого
реагирования. Внутриутробными считаются поражения, возникшие до момента
рождения ребенка. Перинатальными называют поражения, возникшие до 10
дня после рождения [Gollnitz G., 1968]. Верхняя возрастная граница ранних
постнатальных поражений расценивается по-разному. Если R. Lempp (1980)
ограничивает ее концом 1-ого года жизни ребенка, то ряд других авторов
[Gollnitz G., 1968; Muller - Kuppers M., 1969 и др.] считают возможным
относить к ранним органическим поражениям мозга все те поражения его,
которые возникают до завершения основного биологического созревания
структур и механизмов головного мозга, т.е. до 7 - летнего возраста. Только к
этому возрасту заканчивается дифференциация слоев коры больших
полушарий мозга (И.Н. Филимонов, 1929), завершается созревание моторных
и речевых функций мозга и достигает уровня “школьной зрелости”
собственно психическое развитие ребенка.
Основными клиническими тенденциями резидуальных нервно -
психических расстройств следует считать обратное развитие (регредиентность)
и компенсация, что зависит от тяжести резидуального поражения мозга и
выраженности вызванного им недоразвития, асинхронного развития тех или
иных церебральных систем. Поэтому резидуально - органические
расстройства принято рассматривать как патологические состояния, а не как
патологические процессы.
Резидуально - органические расстройства могут возникать как до
завершения формирования основных структур и физиологических
механизмов мозга (это явления дизонтогенеза или задержки темпа их
развития), так и после завершения этого процесса (явления повреждения,
31
распада), что клинически выражается разными формами
энцефалопатического или психоорганического синдрома. Вариантом
резидуально - органических расстройств, обусловленных последствиями
раннего органического поражения головного мозга, является так называемый
синдром “минимального мозгового повреждения” (minimal brain-damage
syndrome) или “минимальной мозговой дисфункции” [Huessy H.R., Wright
A.L., 1970; Schachter M., 1975].
В связи с большими различиями в подходах к диагностике резидуально
- органических нервно - психических расстройств, данные о
распространенности их в детском и подростковом возрасте колеблются в
значительных пределах. По данным отечественной науки наибольшая
выявляемость резидуально - органической недостаточности отмечается в
пубертатном возрасте, недостаточное выявление - у детей раннего возраста, а
также некоторое преобладание этих расстройств у мальчиков.
Так, согласно данным отечественных авторов С.Б. Аксентьева и
М.Н. Барбараш и соавт. (1965), В.А. Колеговой, Ф.П. Янович (1963),
Э.Я. Хмельницкой (1960) дети моложе 14 лет с резидуально - органическими
психическими расстройствами составляют 21,9 % от общего числа детей с
психическими нарушениями, находящимися под наблюдениями психиатров.
Многие авторы указывают на высокую частоту нервно - психических
расстройств в периоде отдаленных последствий черепно - мозговой травмы
от 65 % до 90 % и выше (Ю.Я. Бунтов, Л.Н. Губарь, В.И. Колкутин, 1971;
А.Т. Тищенко, 1974; Д.Е. Мелехов, 1976). Важно отметить, что при
различных подходах все исследователи наиболее часто фиксируют
психопатологические расстройства в виде: астено - невротической
симптоматики, психопатоподобных и эмоциональных расстройств,
интеллектуально - мнестических нарушений, а также поздних
травматических психозов. Отдельные авторы астено - невротические
32
нарушения выявляют у 30 - 65% обследуемых, эмоциональные и
психопатоподобные у 10 - 25%, интеллектуально-мнестическое
снижение 7 -15% обследуемых (П.К. Мельников, 1966; Ю.Я. Бунтов,
Л.Н. Губарь, В.И. Колкутин, 1971; А.Г. Тищенко, 1974; В.М. Шумаков,
В.Я. Гиндикин, Д.К. Ряшитов, 1981; И.В. Губанова, 1998 и др.). При этом
нередко точная клиническая систематика психопатологических проявлений в
резидуальном периоде в значительной степени затруднена в связи с
патоморфозом симптомов и стертостью их проявлений (Т.Н. Гордова, 1973).
По данным ряда исследований (Гурьевой В.А., Семке В.Я.,
Гиндикина В.Я. и Морозовой Н.Б., 1983, 1990; Дмитриевой Т.Н. 1995)
среди нервно - психических расстройств резидуально - органического
происхождения преобладают не резко выраженные (легкие) и
относительно обратимые нарушения пограничного характера, прежде
всего церебрастенические, неврозоподобные и психопатоподобные
состояния. На сочетанные пограничные нервно - психические
нарушения, как ведущие психопатологические расстройства,
обусловленные резидуально - органической недостаточностью
указывают Н.Е. Буторина, Т.И. Колесниченко (1996).
Р.Г. Голодец с соавт. (1982) анализирует особенности невротических
расстройств, развивающихся на резидуально - органической основе, отмечая
сложность формирующейся психопатологической синдромальной структуры.
Г.П. Колупаев и Н.Д. Лакосина (1982) также освещают «органические»
закономерности формирования психогенных нарушений на экзогенно-
органической “почве”. М.И. Рыбалко (1995) на основании исследования
подростков с девиантным поведением сделал вывод, что “каждый из них
страдал резидуально - органическим поражением головного мозга и
патохарактерологическими расстройствами”. Н.Е. Буторина и Т.Н. Колесниченко
(1996) приводят данные о сочетании пограничных психических расстройств
33
резидуально - органического генеза с нарушениями личности психогенного
характера. Н.Я. Дворкина (1975) и Р.Г. Голодец, Я.К. Авербах (1979)
выделяют органический процесс как основу для развития психических
расстройств.
Фактором высокого риска возникновения всевозможных отклонений в
развитии ребенка является, по мнению ряда авторов, церебрально -
органическая недостаточность, формирующаяся в результате негативных
биологических воздействий на головной мозг ребенка, особенно на ранних
этапах онтогенеза (во внутриутробном периоде (интоксикации, инфекции,
гипоксия и др.), родовые травмы черепа и асфиксия новорожденного,
иммунологическая несовместимость матери и плода, сопровождающаяся
иммунологическим конфликтом, недоношенности, а также постнатальные
мозговые инфекции, травмы и интоксикации (Г.Б. Абрамович, 1965; H. Stette,
1966; Г.Е. Сухарева, 1974; G. Gollnitz, 1968; R. Lempp, 1974 и др.). Нередко
перечисленные факторы сочетаются у одного и того же ребенка и выявить
определенный этиологический фактор не удается, что приводит к
необходимости выделения полифакторной этиологии пограничных нервно-
психических расстройств у детей и подростков.
У детей раннего возраста специалистам достаточно сложно выявить и
установить истинные причинно - следственные отношения, приводящие к
формированию этиопатогенетических резидуально - органических механизмов,
являющихся, в свою очередь, основой личностной и поведенческой
декомпенсации, служащих основой манифестирования пограничных нервно-
психических расстройств экзогенно - органического происхождения в
пубертатном возрасте, в период подростковых кризов.
В патогенезе резидуально - органических расстройств выделяют общие
клинические закономерности:
34
1 - полное завершение первичного болезненного процесса, т.е. смена
процессуального периода резидуальным (Г.Б. Абрамович, 1965) или переход
патологического процесса в более или менее стабильное патологическое
состояние;
2 - ведущая роль “фактора времени” [по M. Tramer, 1964, цит. по
В.В. Ковалеву, 1995] - поражение развивающегося головного мозга для
возникновения тех или иных клинических особенностей проявления резидуальной
патологии, а также отчасти для “выбора” преимущественной локализации
повреждения (Г.Е. Сухарева, И.А. Юркова, 1963; Г.Б. Абрамович, 1965; И.С. Тец,
1965; H. Stutte, 1966 и др.). Так, поражение мозга в первые годы жизни, когда
происходит особенно интенсивно развитие и созревание структур и
механизмов наиболее молодых областей мозговой коры - лобной и теменной
(Е.П. Кононова, 1957; Г.Е. Сухарева, 1965), сопровождаются не столько
общим недоразвитием психических и моторных функций, сколько
выпадением и нарушениями развития отдельных сложных систем, связанных
с указанными областями коры, которые клинически выражаются в
расстройствах некоторых высших свойств личности, нарушениях
целенаправленности психических процессов, расстройстве побуждений,
нарушениях развития речи, пространственного гнозиса и т. д.
Поражения головного мозга в младшем школьном и препубертатном
возрасте, когда структурирование мозга и созревание большинства его
функциональных систем закончены, исключая созревания ядер гипоталамуса
(М.Б. Цукер, 1961; Н.И. Гращенков, 1964), чаще всего имеют следствием
нарушения функционального взаимодействия передних отделов мозгового
ствола с большими полушариями, а также расстройства вегетативных
процессов, инстинктов и влечений, выражением чего являются
церебрастенические, неврозоподобные и психопатоподобные состояния
35
(В.В. Ковалев, 1995). Таким образом, следует согласиться с Б.Н. Пивень
(1998) о том, что этиопатогенетическая цепочка причинно-следственных
взаимоотношений может быть представлена в виде: экзогенная вредность –
органическое поражение головного мозга – психические нарушения.
Наиболее общим нейрофизиологическим механизмом ранних
резидуально - органических церебральных поражений, в частности,
обозначаемых в англо - американской литературе терминами “минимальное
мозговое повреждение” и “минимальная мозговая дисфункция”,
предполагается обусловленные легкими структурными повреждениями
нарушения функционального состояния активирующей системы
ретикулярной формации передних отделов ствола мозга и функционально
связанных с ними ядер подкорки (O. Kucera, 1968). В то же время некоторые
авторы большее значение придают корковой локализации легкого раннего
органического повреждения мозга (H. Stutte, 1966).
Ряд авторов в резидуальном периоде относительно нетяжелых, чаще
закрытых травм головного мозга выделяет несколько клинических вариантов
психопатоподобного синдрома - эксплозивный, дистимический,
истероидный, смешанный (Ф.И. Иванов, 1971; Т.Н. Гордова, 1973). Кроме
того, описан вариант личностных изменений, близкий к эпилептическому с
преобладанием эпилептоидно - взрывчатых черт характера (Л.С. Куликов,
1974; В.М. Шумаков, В.Я. Гиндикин, Р.К. Ряшитов, 1981; А.С. Бобров, 1985).
Г.Е. Сухарева (1974) описала последствия инфекционных,
интоксикационных и травматических поражений мозга в резидуальном
периоде, выделив при этом церебрастенические, неврозоподобные и
эпилептиформные (психопатоподобные) состояния.
В 1974 году на основе патогенетического и клинико - описательного
критериев В.В. Ковалевым была предложена классификация резидуально -
36
органических нервно - психических расстройств у детей и подростков,
включающая три группы расстройств:
1 - преимущественно дизонтогенетические формы (с преобладанием
проявлений нарушенного развития и относительно меньшим участием
симптомов выпадения, такие как синдромы нарушения развития речи,
психомоторики, пространственных представлений, “школьных навыков” -
дислексия, дисграфия, дискалькулия, инфантилизм и др.);
2 - преимущественно энцефалопатические формы (со значительным
преобладанием явлений повреждения и выпадения над симптомами
нарушенного развития, такие как церебрастенические синдромы,
неврозоподобные, психопатоподобные, диэнцефальные, синдромы
гидроцефалии, эпилептиформные, периодические психозы и др.);
3 - формы смешанного патогенеза (с относительно равномерным
включением энцефалопатического и дизонтогенетического компонентов).
Таким образом, все проявления, обусловленные резидуально-
органической недостаточностью мозга связаны с органически измененной
реактивностью мозга. Вместе с тем, реактивность организма - это мера его
устойчивости к патогенным воздействиям независимо от происхождения
вредностей - имеет наследственную обусловленность. В основе реактивности
лежит норма реакции генотипа, которая ассоциирована и фенотипически
выражена в особенностях конституции человека. В свою очередь,
конституциональные генетические влияния сопряжены и в преобладающей
степени определяют темпы индивидуального развития в онтогенетическом
цикле человеческого существования. Эти скрытые характеристики
конституционально - генетических влияний маркируются признаками, по
которым мы судим о биохронологии развития, степени ее гетерохронии -
37
асинхронии и межиндивидуальных различиях в развитии структурно -
функциональной, психодинамически - психологической и интеллектуальной
организации (Б.А. Никитюк, Н.А. Корнетов, 1998, с. 5).
Следовательно, изучение расстройств, обусловленных резидуально-
органической недостаточностью центральной нервной системы, должно
учитывать конституционально - генетические факторы, степень гитерохронии-
асинхронии, психологическую и психодинамическую организацию индивида.
История изучения проблемы резидуально - органической
недостаточности центральной нервной системы клиницистами позволяет
сказать, что:
- у детей раннего возраста специалисты редко придают должное
значение формированию этиопатогенетических резидуально - органических
механизмов, что приводит к выраженной личностной и поведенческой
декомпенсации, к манифестированию пограничных нервно - психических
расстройств экзогенно-органического происхождения в периоды возрастных
кризов, в частности, в пубертатном возрасте, что демонстрирует
нерешенность нейропсихологических и личностно - психологических
проблем данного контингента детей и подростков;
- резидуально - органическая недостаточность центральной нервной
системы приводит к дисгармоническому течению пренатального,
постнатального онтогенеза, т.е. к дизонтогенезу возрастного развития,
различным нервно - психическим расстройствам в большинстве своем не
резко выраженным (легким) и относительно более обратимым нарушениям
пограничного нервно - психического уровня, проявляющимся, прежде всего,
церебрастеническими, неврозоподобными и психопатоподобными
состояниями.
38
Следовательно, резидуально - органическая недостаточность
центральной нервной системы является “почвой”, которая
обусловливает дизонтогенез возрастного развития, проблемы
характерезующие нервно - психического реагирования, нарушения
пограничного нервно - психического уровня, характеризующим
аномальную изменчивость личности.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров