Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Определение показателя адиабаты воздуха методом Клемана-Дезорма: Метод, указ. / Сост.: Е.А. Будовских, В.А. Петрунин, Н.Н. Назарова, В.Е. Громов: СибГИУ.- Новокузнецк, 2001.- 13 (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ К ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЁМЕ (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ ПРИЗМЫ И ДИСПЕРСИИ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА ПОГАСАНИЯ В КРИСТАЛЛЕ С ПО-МОЩЬЮ ПОЛЯРИЗАЦИОННОГО МИКРОСКОПА Лабораторный практикум по курсу "Общая физика" (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 7. ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА. ПРОВЕРКА ЗАКОНА МАЛЮСА (6)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа № 7. ИЗУЧЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОЛЯРИЗАЦИИ С ПОМОЩЬЮ САХАРИМЕТРА (5)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 6. ДИФРАКЦИЯ ЛАЗЕРНОГО СВЕТА НА ЩЕЛИ (6)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Психологические проблемы у депривированных подростков

В литературе, посвященной влиянию депривации на развитие ребенка,
до сих пор не существует единой точки зрения относительно возможных
последствий этого состояния для формирования личности ребенка и
подростка. Среди западных психологов в 40-50-е гг. материнская депривация
традиционно рассматривалась как тяжелое и необратимое состояние,
приводящее к «аффективной бесчувственности», способствующее
формированию специфического типа личности, отличающего воспитанника
детского заведения (Bowlby J., 1951).
Рассмотрим основные негативные социально - психологические
воздействия, которым в той или иной степени подвержены все дети,
воспитывающиеся в сиротских учреждениях. Речь идет о психической
депривации, реактивных расстройствах привязанности и сепарационных
симптомокомплексах.
Понятие психической депривации, депривационные симптомы.
Психическая депривация (от ср.-век. лат. deprivatio - лишение) – психическое
состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его
возможностей в удовлетворении основных психических потребностей;
характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и
интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.
Депривационная ситуация у ребенка – особые условия жизнедеятельности
ребенка, проявляющиеся в невозможности или затруднении удовлетворения
его основных психосоциальных потребностей.
Первые описания неблагоприятных последствий ранней родительской
депривации относятся к началу прошлого века. Так, Л.Ф. Мейер (1914) в
монографии «Госпитализм» среди причин младенческой смертности наряду с
острыми респираторными заболеваниями и кишечными инфекциями
упоминает тяжелое психофизическое истощение. Гипотрофии обычно
59
предшествовали отказ от пищи, рвота, а также полная потеря интереса к
чему-либо, вялость, пассивность, бессоница, отставание в физическом и
психическом развитии. Автор связал причину смерти младенцев с
отсутствием «стимулирующего» влияния матери.
Широкую известность приобрели проведенные в 40-х гг. исследования
детей в неблагоприятных условиях детских учреждений; замедления и
отклонения в их развитии получили название госпитализм. Госпитализм (от
англ. hospital – больница), синдром психической и физической отсталости,
возникающей в первые годы жизни ребенка в условиях дефицита общения с
близкими взрослыми, в частности в результате помещения в детское
учреждение (дом ребенка, больницу, приют и т.п.). Основными
проявлениями госпитализма являются запоздалое развитие движений,
особенно хотьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная
обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера
(раскачивание тела и т.п.), а также низкие антропометрические показатели. В
особо тяжелых случаях госпитализм приводит к психическим заболеваниям
(младенческие маразмы), возрастанию частоты инфекционных заболеваний, а
иногда и к смерти ребенка.
Впервые явления госпитализма были описаны американским
психологом R. A. Spitz в 40-х гг. 20 века. R. A. Spitz и его последователи,
опираясь на фрейдистскую методологию, склонны интерпретировать
госпитализм как результат разлучения ребенка с матерью. Однако явления
госпитализма могут возникать и в условиях семьи у матерей, равнодушных к
своим детям и не уделяющих им достаточного внимания.
Имеется особый сензитивный период развития ребенка, когда он
наиболее чувствителен к присутствию незнакомых взрослых. Этот период
так называемых «страхов 8-го месяца жизни» R. A. Spitz (1945). В это время
ребенок особенно сильно переживает тревогу и страх при контакте с
60
посторонними людьми и спокойствие, безопасность в присутствии матери.
Длительное общение с чужими взрослыми может вызвать у ребенка плач,
рвоту, диспепсические явления, потерю в массе тела. R. A. Spitz (1945)
выделил 2 типа нарушений привязанности – недостаток ласки и неровное
отношение матери к ребенку. В первом случае могут возникать
анаклитическая депрессия и spasmus nutans (спонтанные кивки головы), во втором
– колики, нейродермит («психотоксические» расстройства) (М.И. Буянов, 1970).
По мнению ряда авторов (J. Langmeier, Zd. Matejcek, 1984;
А.М Прихожан, Н.Н. Толстых, 1990; Е.А. Стребелевой, Т.А. Басиловой,
1998), наиболее часто психическая депривация у детей возникает при
следующих обстоятельствах:
в условиях сенсорной недостаточности (сенсорная депривация у
слепых, глухих, слепоглухих детей, а также у слабовидящих и
слабослышащих воспитанников детских домов вследствие недостатка
разнообразной сенсорной стимуляции и т.п.);
при ограничении двигательной активности (двигательная депривация у
детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата);
при длительной разлуке с матерью или ее недостаточной
привязанности к ребенку (материнская депривация у детей-сирот, у детей
матерей - «отказниц», при недостаточном материнском внимании к ребенку в
условиях семьи).
Так, специалисты в области психической депривации детства Йозеф
Лангмейер, Зденек Матейчик (1984) считают что, возникновение депривации
обусловлено недостатком социальных и сенсорных стимулов, когда ребенок
изначально живет в ситуации «социальной изоляции» или в случае
прекращения уже создавшейся связи между ребенком и его социальной
средой.
61
Единого «депривационного синдрома», по мнению многих
исследователей, не существует, так как проявления психической депривации
могут охватывать всю шкалу психических отклонений, от легких
особенностей психического реагирования до очень грубых нарушений
развития интеллекта и характера. Вместе с тем отмечены и довольно
характерные симптомы, симптомокомплексы и синдромы, включающие:
задержку и искажение интеллектуального развития (от легких
временных, парциальных задержек до глубокой дебильности), обеднение
познавательной сферы (Г.В. Козловская, М.Е. Проселкова, 1994);
эмоциональные расстройства в виде различных депривационных
состояний, а также глубокие и стойкие искажения формирования эмоций
(обедненность эмоционального реагирования, неспособность к
сопереживанию, вплоть до эмоциональной уплощенности, и т.д.);
волевые нарушения, от снижения активности до выраженной
пассивности ребенка, слабости и истощаемости побудительных мотивов;
коммуникативные нарушения, от легких аутистических тенденций до
так называемого парааутизма как стойкого состояния (отличие его от
истинного: функциональность и обратимость при стимуляции, сохранность
зрительного контакта и эмоционально ответа даже при пролонгированной
депривации) (С.Ю. Мещерякова, 1979);
двигательные стереотипии и привычные действия в бодрствовании
(раскачивания, сосания пальца, языка, мастурбация и др.), которые
рассматриваются в качестве аутостимулирующих воздействий, призванных
заместить недостаточность стимулов любого рода (М.Е. Проселкова,
Г.В. Козловская, В.М. Башина, 1995);
Расстройства инстинктивной сферы и функциональные
соматовегетативные проявления, среди которых наиболее частыми
являются нарушения аппетита, сна (изменения его глубины,
62
продолжительности, затруднения дыхания, возникновение двигательных
стереотипий и пароксизмальных нарушений во сне (А.Г. Кощавцев, 1998).
Соматические симптомы патогенетически тесно связаны с аффективными
реакциями, разнообразны и могут затрагивать практически все органы и
системы.
С точки зрения Т. А. Басиловой (1998), глубина и тяжесть
депривационных нарушений индивидуально различается в зависимости от
срока наступления депривационного воздействия, его длительности и
интенсивности, а также от качества депривационного воздействия. Так,
сенсорная депривация у слепых и слабовидящих детей может вести к
развитию аутистического реагирования разных степеней выраженности,
задержке развития моторики и появлению многочисленных двигательных
стереотипий. Материнская депривация вследствие полного и длительного
отделения матери от ребенка начиная со второго полугодия жизни может
вызвать состояние анаклитической депрессии. В классической картине
депривированного ребенка из детского дома, где наблюдается комплекс
различных депривационных воздействий, отмечают большинство из
приведенных характерных симптомов и симптомокомплексов: от задержек и
искажения интеллектуального развития до расстройств инстинктивной сферы
и соматовегетативных дисфункций.
В развитии депривационных нарушений важное значение придается
также так называемым внутренним условиям депривации (Й. Лангмейер,
З. Матейчик, 1984). К ним относятся:
возраст, в котором ребенок испытывает депривационное воздействие
(дети первых лет жизни наиболее сензитивны к любому типу депривации);
пол ребенка (по ряду данных, мальчики более выраженно реагируют на
депривационные ситуации, но этот вопрос нуждается в дополнительных
исследованиях);
63
конституциональные особенности (важны такие врожденные
характеристики темперамента, как уровень активности, интенсивность
реакций, регулярность или нерегулярность биритма, приспосабливаемость к
изменениям и др.);
генетическая предрасположенность к каким-либо генетическим
психическим или соматическим заболеваниям, которые могут
провоцироваться в условиях депривации;
наличие минимальной дисфункции мозга перинатального генеза,
вызывающей дополнительные «внутренние» депривационные воздействия
из-за перцептивных и двигательных расстройств, даже легких.
В последнее десятилетие отдельно пристально изучается тип
специфических депривационных рассройств, связанный с лишением одной
из основных потребностей ребенка, а именно потребности в устойчивой
эмоционально-психической связи с матерью или заменяющим ее лицом.
Реактивные расстройства привязанности. Теория привязанности в
настоящее время является одной из новых основополагающих теорий детского
развития. Ее истоки восходят к психоанализу (Р.А. Шпитс, И. Боулби), она
подпитывается идеями теорий периодов кризисных развитий личности
Э. Эриксона и этиологическими концепциями К. Лоренса, развивается
благодаря ставшим классическими исследованиям М. Ейнсворт об
индивидуальных особенностях привязанности младенца к матери и в целом
представляет сейчас самостоятельное научно-практическое направление,
дающее объяснение многим особенностям развития ребенка.
«Привязанность» (англ. – attachment) – термин, которым обозначаются
специфические эмоционально-психологические, устойчивые во времени
связи индивидуума с любящими его людьми. М. Ейнсворт определяет эти
связи как «духовные» и в одной из своих последних работ (1989) пишет о
64
том, что их формирование происходит в течение всей жизни человека с
разными лицами: родителями, родственниками, партнерами, друзьями.
Считается, что в норме привязанность к матери формируется к 7 – 8
мес. 1-го года жизни младенца; она также может быть выражена к этому
времени и по отношению к другим людям, которые много и тепло общаются
с ребенком, - отцу, бабушкам и др. Различают три фазы формирования
привязанности (по Р.Шпитцу):
от рождения до 3 мес, когда ребенок еще не осознает свою мать как
отдельное особое существо, не проявляет никаких внешних признаков
тревоги, если вместо матери появляется кто-то другой, и одинаково ищет
близости с любым знакомым и незнакомым человеком доступными ему
средствами ( улыбкой, вокализациями, двигательной активностью) –
предобъектальная стадия;
от 3 до 6 мес. – время, когда ребенок учится постепенно узнавать
знакомые и незнакомые лица. При этом мать, как лицо наиболее быстро и
активно реагирующее на сигналы младенца скорее других выделяется им,
именно ей, в первую очередь, начинают адресоваться ответные сигналы
ребенка – стадия предварительного объекта;
от 7 до 8 мес. – период, когда у ребенка формируется представление о
постоянстве людей и предметов, и особенно матери, он становится четко
избирательным в общении с ней, а также со знакомыми и незнакомыми
людьми – стадия объекта. Как следствие сформированности привязанности
исчезают ровные дружелюбные реакции ребенка на любого человека,
появляются признаки тревоги при приближении незнакомого, ребенок
обнаруживает явную тревогу при отделении от матери.
В то же время считается, что чем более обеспечивает мать постоянство
комфортного состояния ребенка, тем легче вырабатываются у него в
дальнейшем чувства безопасности и защищенности, которые помогают ему в
65
норме уже к концу 1-го года жизни стать эмоционально уравновешенным и
приобрести доверие к окружающим людям и миру в целом (Ainsworth M. D.,
1969; Silven M, Vienda M., 1996). Таким образом, по Э. Эриксону оказывается
разрешенным первый кризис личностного развития приуроченный к концу 1-
го года: конфликт между доверием и недоверием. Согласно теории
кризисных периодов развития личности человек на протяжении жизни
переживает восемь кризисов, суть которых – конфликт между
противоположными состояниями психики. Если конфликты разрешаются
успешно, то кризис не принимает острых форм и заканчивается
образованием определенных личностных качеств. Неудачное разрешение
кризиса приводит к тому, что человек переходя на новую стадию развития,
переносит с собой и необходимость решать противоречие, свойственное не
только данной, но и предыдущей стадии, однако в таком случае это гораздо
труднее. Комфортное состояние младенца в общем виде связано с
полноценным удовлетворением его социально-психологических и
биологических потребностей и основано на ощущении ребенком постоянства
этого процесса удовлетворения со стороны матери или заменяющего ее лица.
Неполноценное и непостоянное удовлетворение матерью или лицом, ее
заменяющим, основных потребностей ребенка ведет к искажению
формирования привязанностей и появлению ряда специфических
клинических симптомов (Е.О. Смирнова, 1995; Е.О. Смирнова, Р. Радева,
1999).
В случае достаточной выраженности этих симптомов они
диагностируются как определенный психопатологический синдром, который
носит название реактивного расстройства привязанности детского возраста.
Это совершенно новый психиатрический диагноз, который был введен лишь
в последнюю международную классификацию психических болезней (МКБ-
10), хотя до этого он уже был в американской классификации (DSM-111).
66
Считается, что главной (но не единственной) причиной происхождения
синдрома является плохая забота о ребенке, пренебрежение его основными
нуждами, вплоть до враждебных действий по отношению к нему.
Предрасполагающими моментами для этого служат умственная отсталость и
другие формы психических заболеваний родителей, преждевременное
материнство (в подростковом возрасте), когда собственные потребности
психологически незрелой матери доминируют над потребностями ребенка, и
тому подобные состояния ( Murray L., Cooper P., 1997). Поскольку часто
именно эти состояния приводят к лишению или отказу от родительских прав,
дети, передаваемые в этих случаях в дома ребенка с высокой степенью
вероятности будут носителями данного синдрома (который, однако,
развивается не у всех, что связано с “внутренними” особенностями
индивидуума).
Известно также, что реактивные расстройства привязанности могут
возникать в условиях и самого детского дома. Это происходит, во-первых,
при частой смене воспитателей, когда ребенок оказывается не в состоянии
сформировать “заместительную” привязанность к кому-либо из них из-за
отсутствия достаточного постоянства ухаживающего лица (даже достаточно
заботливого); во-вторых, при неоднократном и недлительном помещении
ребенка раннего возраста в разные приемные семьи (Bowlby J., 1988;
Bretherton I., 1992).
Диагноз реактивного расстройства привязанности ставится детям
начиная с младенческого возраста до 5 лет. Он базируется на выявлении
характерных нарушений в коммуникативной, эмоциональной и
поведенческой сферах, а также может включать определенные поведенческие
отклонения (M. D. Ainsworth, 1969). Основные симптомы можно объединить
в группы:
67
устойчивое нежелание ребенка вступать в конфликт или поддерживать
общение с окружающими взрослыми (у младенцев это отсутствие или
слабость зрительного контакта, голосового подражания, нежелание
совместной игры или даже сопротивление ей и т.п.); апатичный или
сниженный фон настроения, часто с боязливостью или настороженностью,
который не исчезает, когда ребенка утешают; с 1,5 лет – плохое социальное
взаимодействие со сверстниками, агрессия к себе и другим; отсутствие
любопытства и достаточной спонтанности в деятельности; “диффузная
общительность”, которая проявляется в отсутствии чувства дистанции со
взрослыми и в фамильярности в общении с почти незнакомыми людьми,
постоянных просьбах о чем-то, желании всеми способами привлечь к себе
внимание (“прилипчивое” поведение); с 4 лет и позже – неразборчивые
дружеские связи со сверстниками.
Последний вариант синдрома в МКБ-10 носит отдельно
диагностическое название – “расторможенное расстройство привязанности”
и считается характерным для детей и подростков, воспитывающихся в домах
ребенка с младенчества при частой смене воспитателей; в американской
классификации он рассматривается в рамках общего синдрома реактивного
расстройства привязанности.
К соматическим симптомам расстройств привязанности относят
снижение физических показателей развития (масса, рост), слабость
мышечного тонуса, недоразвитие костной системы при нормальном уровне
гормона роста, что говорит том, что выявляемые нарушения вторичны.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров