Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Сепарационные симптомы и симптомокомплексы

Известно, что начиная со 11 полугодия жизни ребенок становится
способным к формированию устойчивых эмоционально-психологических
связей с заботящимися о нем людьми, в первую очередь с матерью. Разрыв
этих связей получил название сепарации (англ. separate – разделять). Это
68
понятие было введено И. Боулби в 1951 г. для обозначения ситуации
долговременной разлуки ребенка с матерью или иным лицом, занимающим
ее место. При этом полагалось, что особенно серьезной для психического
здоровья ребенка является сепарация в первые 3 – 5 лет жизни. Дальнейшие
исследования показали, существует индивидуальная восприимчивость к
сепарации, которая для одних детей становится депривационным фактором, а
другими переносится без каких-либо внешне видимых последствий. Важное
значение имеют степень выраженности эмоциональных связей между
матерью или другим объектом привязанности и ребенком до сепарации,
внезапность или постепенность их отделения, его длительность, внезапность
или постепенность их отделения, его длительность, наличие или отсутствие
лиц, замещающих объект привязанности, возраст ребенка на момент разлуки
с матерью.
Клинически описаны три так называемые сепарационные фазы (И. Боулби,
1952), которые наиболее типичны в своих проявлениях для детей в возрасте
от 7 месяцев до 4 лет (при помещении их в круглосуточные ясли, больницу,
дом ребенка и т.д.), но в том или ином виде могут отмечаться или позже, или
раньше. Первая фаза «протеста»: ребенок плачем зовет свою мать (или
другого человека, к которому он успел сформировать привязанность), не
отпускает ее, когда она приходит его навестить, рыдает при ее уходе, иногда
обнаруживает признаки паники. Несколько дней спустя или позже на смену
этой фазе приходит вторая – фаза «отчаяния» (или депрессии), когда ребенок
становится подавленным, погруженным в себя, у него отмечается нарушение
сна и аппетита, нередки сосание пальца, раскачивания и другие стереотипные
действия. После этого может наступить последняя, третья, фаза –
«отчуждения», когда ребенок теряет интерес к объекту прежней
привязанности и для него перестает быть важным, навещает он его или нет,
т.е. происходит утрата потребности в объекте привязанности. Симптоматика
69
сепарационных фаз не всегда наблюдается последовательно, она может как
бы «переплетаться».
К наиболее тяжелым и известным проявлениям сепарации относится
синдром анаклитической депрессии (термин «анаклинный» означает связь с
человеком, обеспечивающим ребенку максимальное удовлетворение
витальных потребностей) (R.A. Spits, K.M. Wolf, 1946). Состояние
характеризуется прогрессирующей потерей интереса к окружающему миру,
исчезновением аппетита, снижением массы тела, замедлением темпа
развития. В клинической картине выявляется также бедность мимики
младенца, вялая реакция на звуковые раздражители, двигательная
заторможенность, крик-плач по ночам в сочетании с нарушением сна.
Дети, ранее бывшие улыбчивыми, активными, находившиеся в
дружеском и свободном общении с окружающими, становятся плаксивыми,
грустными, боязливыми. При попытке общения они прижимаются к
взрослому, требуют внимания. В последующем усиливаются сниженное
настроение и раздражительность. Постепенно плаксивость исчезает, на
первый план в состоянии выходят безразличие, потеря интереса к чему-либо,
отсутствие потребности в общении со взрослыми. Большую часть времени
ребенок лежит на животе отвернувшись. Характерно «замершее» или
тоскливое выражение лица. Ребенок в течение нескольких часов может
лежать неподвижно с широко раскрытыми глазами, как бы не замечая
окружающих. Общение с ребенком становится все более трудным и, наконец,
невозможным (J. Langmeier, Zd. Matejcek,1984).
Анаклитическая депрессия обычно возникает у младенцев в возрасте 6-
11 мес. спустя 4-6 нед. после внезапного ухода матери. Возвращение матери
в течение первых трех месяцев приводит к быстрой редукции симптоматики.
Однако разлука сроком более трех месяцев способствует закреплению
описанных выше нарушений. Фаза сопротивления сменяется фазой
70
истощения. Возникает необратимое состояние – синдром госпитализма.
Двигательная активность ребенка при этом резко сокращается, появляется
бессоница. Ребенок прогрессивно теряет в весе, наблюдается склонность к
респираторным инфекциям и экземе. Характерна выраженная задержка и
регресс психического развития.
M.A. Ribble (1975) описала 2 синдрома, встречающиеся у
воспитанников детских приютов в младенческом возрасте: 1) общий
«негативизм» в сочетании с полной потерей аппетита, отказом от еды,
снижением способности усваивать пищу, изменением тонуса мышц; 2)
депрессивный («регрессивный») синдром в виде снижения тонуса мышц и
рефлексов, утраты способности к сосательным движениям (ребенок
засыпает, сделав несколько сосательных движений).
Д.Н. Исаев, В.Н. Попов (1991) приводят данные обследования
психического состояния воспитанников дома ребенка, подвергшихся
длительной полной изоляции (помещение в инфекционные боксы). В
возрастной группе до 1 года у двух третей младенцев выявлено общее
снижение двигательной активности. Около половины детей страдали
нарушениями сна в виде длительного засыпания, частых пробуждений с
плачем. У них также выявляется синдром срыгивания и рвота. Достаточно
распространенными были явления раскачивания, сосания пальцев рук,
замедление психического и моторного развития.
Исследования последних лет показали, что младенческие депрессии –
явление многообразное по клиническим проявлениям и степени тяжести.
М.А. Калинина, Г.В. Козловская, Т.Н. Королева (1997) выделили три
основных варианта депрессивных расстройств, связанных с фактором полной
материнской депривации. Это депрессии – вегетативная, соматизированная и
регрессивно-апатическая.
71
Вегетативная депрессия проявляется относительно неглубоким
снижением настроения в виде грусти, печали, особенностями мимики
(серьезное выражение лица, отсутствие улыбки), плаксивостью. Суточных
колебаний настроения, как правило, не наблюдается. Характерным является
наличие вегетативных расстройств. Нарушения сна проявляются трудностью
засыпания, беспокойством во время дневного и ночного сна с частыми
пробуждениями. Расстройства питания включают частые срыгивания,
отсутствие прибавки массы тела при сохранении нормального и даже
повышенного аппетита, утрату чувства насыщения при приеме пищи.
Вегетативная депрессия чаще наблюдается при прерываемой депривации,
когда бросившая ребенка мать эпизодически его навещает. Если разлука с
матерью превышает 3 недели, то состояние непрерывно ухудшается. Быстрое
возвращение матери приводит, как правило, к редукции вышеописанной
симптоматики, в связи с чем данный вариант аффективных расстройств
может быть отнесен к начальному этапу депривационной депрессии.
Соматизированная депрессия проявляется психосоматическими
расстройствами (экзема, нейродермит, бронхиальная астма и др.),
оттесняющими на второй план собственно депрессивную симптоматику.
Течение заболевания затяжное или волнообразное. Этапу соматизированной
депрессии часто предшествует депрессия вегетативная, но в ряде случаях она
может отсутствовать. Характерным для настроения детей является оттенок
равнодушия. Их поведение при этом необычно спокойно, с повышенной
послушаемостью, молчаливостью, отстраненностью. При тщательном
наблюдении за детьми выявляется классическая депрессивная триада в виде
сниженного настроения, речевой и двигательной (игровой) заторможенности,
доходящей в ряде случаев до ступора с мутизмом. На фоне этого достаточно
часты явления яктации, сосания пальцев, частей тела и одежды. Состояние
72
может осложняться сопутствующими респираторными заболеваниями,
снижением массы тела, регрессом психомоторного развития.
Регрессивно - апатической депрессии, как правило, предшествует
вегетативная и соматизированная. Характерным является редукция
соматического заболевания и усиление регрессивной симптоматики. Тяжесть
расстройства определяется состоянием ступора. Дети выглядят
неподвижными, безучастными, беспомощными, отрешенными. Отсутствует
прибавка роста и массы тела. Могут возникать аутоагрессивные тенденции, а
также кататонорегрессивные симптомы – хотьба на цыпочках, манежный бег,
манерность позы. При разлучении ребенка с матерью в возрасте от 12 до 17
мес. наблюдается нарушение аппетита, равнодушие к игрушкам,
неприязнь к другим детям, неустойчивость настроения, соматические
расстройства (J. Langmeier, Zd. Matejcek, 1984). Характерно неровное
отношение к воспитателям: дети их либо полностью игнорируют, либо
отчаянно бросаются («вешаются») на каждого взрослого и требуют
постоянного его присутствия. Если разлучение с матерью продолжается
длительно, то у ребенка отмечаются нарушения поведения, выраженная
задержка развития, невроз страха, парааутистические состояния. Различают 3
фазы поведения детей в возрасте от 18 до 24 мес. в ответ на разлучение с
матерью и помещение в детское закрытое учреждение.
1. Фаза протеста – ребенок плачет и мечется, зовет мать и на основе
своего прежнего опыта полагает, что она будет реагировать на его призывы.
В эту фазу отмечаются выраженные реакции протеста и отказа. Ребенок
отказывается от пищи, игрушек, общения с кем-либо из взрослых.
Отмечается бессоница. Таким образом он протестует против ухода матери.
Постоянный крик-плач является средством, с помощью которого ребенок
пытается привлечь внимание матери и вернуть ее.
73
2. Фаза истощения – ребенок примиряется с разлукой с матерью и
перестает ее к себе призывать.
3. Фаза адаптации – ребенок приспосабливается к жизни без матери и
пытается привязаться к кому-либо из ближайших ему взрослых.
В клинической картине реактивных депрессий, согласно Е.И Кириченко
(1988), преобладают не столько аффективные нарушения, сколько
соматовегетативные проявления, расстройства поведения, отклонения в
развитии. Раптоидные состояния проявляются стереотипной двигательной
активностью. Наблюдается бесцельный бег по комнате, множество мелких
лишних движений, метание из стороны в сторону, сопровождающиеся
криком.
У детей от 1 до 3 лет в структуре реактивной депривационной
депрессии, по данным Е.И. Кириченко, Ю.С. Шевченко, Г.И. Бобылевой
(1986), могут наблюдаться психомоторные и соматоневрологические
расстройства регрессивного характера. Они могут носить как продуктивно -
дизонтогенетический, так и негативно - дизонтогенетический характер.
Наблюдаются периоды расторможенности регрессивного феномена
«длительно сохраненной позы», особая осанка, полусогнутые колени, общая
заторможенность до степени аффективного ступора, симптом Робинсона
(сильный обхват предмета, вместе с которым можно поднять ребенка),
феномен «кручения» и бега по кругу, мутизм. При длительной депрессии
наблюдаются негативно - дизотогенетические психомоторные и вербальные
нарушения: ограничения речевой активности, замедленный темп роста
словаря. Регресс эмоционально - волевой сферы проявляется
симбиотическим характером привязанности к матери, феноменом
«тождества» (нежелание расставаться с привычными игрушками,
предметами, симптом «стула»). Регрессивные соматовегетативные
расстройства проявляются снижением реакции на дискомфорт, склонностью
74
к запорам, патологическими привычными действиями (яктация,
мастурбация).
М.К. Бардышевской (1998) описаны особенности страхов
депревированных детей. Отмечается, что в условиях депривации
усиливается психофизиологическая готовность к возникновению страхов,
искажаются специфические стимулы, тормозящие и вызывающие страхи,
частично утрачивается адаптивный смысл биологически обусловленных
форм страхов. Отмечается страх изменения окружающей обстановки
(различные варианты симптома тождества: симптом «стула» – ребенок
перемещается по помещению вместе со стулом, на котором сидит; страх
тактильного контакта (поглаживания, прикосновения, взятия на руки –
ребенок съеживается, напрягается), страх визуального контакта (ребенок
избегает взгляда глаза в глаза), страх громкого голоса.
В условиях полной материнской депривации наблюдаются следующие
варианты психической патологии: 1) нарушение формирования личности;
2) нарушение психического и интеллектуального развития; 3) психические
расстройства.
Таким образом, депривационная симтоматика у детей и подростков –
сирот включает фактически всю шкалу психических отклонений – от легких
особенностей психического реагирования до грубых нарушений интеллекта,
характера и воли. Глубина и тяжесть депривационных нарушений
различаются в зависимости от срока депривационного воздействия, его
длительности и интенсивности, а также от качества депривационного
воздействия. В связи с этим мы можем предположить, что
конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют
психологическую, психическую, личностную и поведенческую формы
реагирования при взаимодействии с неблагоприятными факторами в виде
психической депривации, изменяя или нарушая характер адаптационных и
75
компенсаторных возможностей личности, что предопределяет проблему
оказания психологической помощи.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров