Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Материал, методы исследования и психологической коррекции конституционально-типологической недостаточности высшей нервной деятельности у подростков, воспитывающихся без семьи

В экспериментально - психологическом исследовании приняли участие
156 подростков мужского и женского пола, воспитанников детских домов
Ставропольского края в возрасте от 14 до 16 лет. Обследование проводилось
на базе Межвузовской лаборатории экспериментальной психологии
Ставропольского государственного университета, детских домов
Ставропольского края в течение нескольких лет, что позволило
объективизировать эффективность прелагаемых методов психологической
коррекции.
Используя принципы дифференциальной диагностики в
конституциональной психологии, предложенные О.А. Ахвердовой и
И.В. Боевым (1990-2003), все обследуемые были распределены по месту их
расположения в конституционально - континуальном пространстве на
диапазон психологической нормы - акцентуации с признаками
конституционально - типологической недостаточности ВНД (1 группа - 44
подростка) и диапазон пограничной аномальной личности (ПАЛ) с
признаками сочетанной конституционально - типологической
недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности (2
группа - 77 подростков). Третью группу (контрольную) составили 35 условно
здоровых воспитанников детских домов, соответствующих диапазону
психологической нормы - акцентуации.
Исходя из необходимости унификации математической обработки
результатов обследования, в основу качественной градации испытуемых
положены четыре личностных психотипа: циклоидный, эпилептоидный,
шизоидный и истероидный, что в целом соответствует представлениям о
77
типологии высшей нервной деятельности (Б.М. Теплов, В.Н. Небылицин,
Б.М. Русалов), типологии темпераментов (Я.Стреляу, А.И. Фальков) или
конституциональных психотипов (Э.Кречмер, К.Конрад, У. Шелдон.
П.К. Ушаков).
Предварительно все подростки были подвержены клинико -
психологическому обследованию с помощью унифицированной клинической
оценки – «методики изучения пограничных состояний» (И.В.Боев с соавт.,
1994), позволившее верифицировать обследуемых с конституционально-
типологическими признаками органической недостаточности мозга и без
таковой.
Конституциональная органическая недостаточность высшей нервной
деятельности у испытуемых подтверждалась данными, анализируемыми на
основании следующих критериев: 1) отягощенный анамнез, указывающий на
наличие у обследуемых в раннем детстве признаков резидуально -
органической церебральной недостаточности; 2) трудности формирования
навыков письма и письменной речи, наличие дисграфических и
дизорфографических ошибок письма, неряшливого почерка; 3) высокий
уровень тревожности.
В предварительной беседе с испытуемыми выяснялось
соматовегетативное состояние, которое представляло разнообразные жалобы:
это головные боли разной интенсивности, в том числе мигренозные; плохая
переносимость душных помещений, ухудшение состояния при поездках на
транспорте, повышенную восприимчивость к меняющимся метеофакторам,
проявления вегетопатий. При беседе обращалось внимание на дисфорические
и депрессивные эпизоды.
Психотипологические особенности у детей и подростков определялись
с использованием результатов целенаправленных характеристик конкретного
подростка воспитателями, психологом, логопедом, социальным педагогом
78
детского дома, и самого экспериментатора в условиях естественного
эксперимента. Для изучения личностно - характерологических изменений и
поведенческих девиаций у подростков использованы психологические,
патопсихологические и математические методы.
Математическая статистика и графическая обработка результатов
исследования проводилась с использованием персонального компьютера,
программного обеспечения фирм StatSoft (Statistica for Windows, release 5.0)
Microsoft (Windows 98, Microsoft Exel 97).
Психологические методики исследования.
Психологическое обследование в целом включало 17 параметров
клинического опросника оценки невротического состояния (К.К. Яхин,
Д.М. Менделевич, 1978); шкалы Тейлор, патохарактерологический
диагностический опросник А.Е.Личко (ПДО), методика Айзенка и методики
определения уровня невротизации и психопатизации – УНП (Е.В. Бажин с
соавт., 1976; И.Б. Ласко, 1980).
На базе утвержденной ММРI в институте им. В.М. Бехтерева были
разработаны шкалы для определения уровня невротизации и психопатизации.
Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП)
описана в методических рекомендациях (Л: изд. ин-та им. В.М. Бехтерева,
1980; Е.Ф. Бажин с соавт., 1976) и предназначена для экспресс-диагностики в
практической и исследовательской работе в области психологической
психопрофилактики заболеваний, связанных с определенной спецификой
условий жизни и некоторыми особенностями труда. Эта была неоднократно
проверена в психологических исследованиях и оказалась удобной для
обследования крупных контингентов с целью выявления “группы риска”,
больных неврозами, психопатиями, а также здоровых лиц, работающих на
полярных станциях. С помощью этих исследований было выявлено, что
шкала психопатизации может служить не только для определения некоторых
79
особенностей поведения испытуемых, но и для прогнозирования динамики
состояния поведения в процессе лечения (Н.Б. Ласко, 1976).
Средняя оценка по шкале невротизации для подростков с неврозами
равнялась -20,9, а в группе здоровых +18,5. Средняя оценка по шкале
психопатизации у испытуемых с психопатиями ровна 14,1, у здоровых -2,5.
Наиболее тяжелые больные неврозами и психопатией дают отрицательные
общие оценки как по одной, так и по другой шкале, причем большей
оказывается та оценка, которая соответствует заболеванию, т.е. неврозу или
психопатии.
Личностный опросник Айзенка (EPI)
Автор, начав с изучения литературы, связанной с описанием свойств
личности в норме и патологии, пришел к выводу, что на протяжении многих
лет большинство исследователей выделяли два основных свойства,
определявших разнообразие типов личности, хотя называли их по-разному,
неодинаково интерпретировали и акцентировали различные аспекты этих
свойств. Это экстраверсия - интроверсия (автор подчеркивает поведенческие
проявления этого свойства) и эмоционально - волевая стабильность -
нестабильность (или нейротизм). Эти свойства Айзенк находит в неявном
виде в классификации темпераментов, идущей от Гиппократа и Галена, у
Канта и Вундта, в типологии Юнга, а также в современных
экспериментальных и клинических работах. Эти две основные переменные
легли в основу его двухфакторной модели личности.
В так называемом "круге Айзенка" представлена модель,
показывающая "связь между классическими четырьмя темпераментами и
результатами современных методов факторно - аналитического описания
личности. Согласно Айзенку, переменные "экстраверсия - интроверсия" и
"нестабильность - стабильность" ортогональны, т. е. независимы, и каждая
представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного
80
личностного свойства. Поэтому в норме большинство испытуемых
располагаются где - то между полюсами, ближе к центру, удаленность от
которого будет свидетельствовать о степени отклонения от средней и
выраженности соответствующих личностных свойств.
В 1963 году Дж.Айзенком был разработан опросник- EPI. Он содержит
57 вопросов, из которых 24 работают по шкале экстраверсии - интроверсии,
другие 24 по шкале эмоциональной нестабильности - стабильности, а
остальные входят в контрольную шкалу лжи (искренности-неискренности).
Для исключения возможности запоминания ранее данных ответов Айзенком
было предложено два варианта данного опросника (А и В), что позволяет
проводить повторное исследование после тех или иных экспериментальных
процедур. Средняя оценка 12 ± 2 балла является гипотетически средней.
Низкие баллы по шкале экстраверсии - интроверсии (0-10) означают
интроверсию, высокие - экстраверсию (14-24). Нейротизм - это состояние,
характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низкой
самооценкой, вегетативными расстройствами. Он представлен шкалой от 0
до 24 баллов.
Г.Дж. Айзенк приводит средние данные в зависимости от пола,
возраста, образования и профессии. Женщины имеют более высокие оценки
по нейротизму и более низкие - по экстраверсии. Молодые испытуемые
имеют более высокие оценки и по экстраверсии и по нейротизму. Природа
интро - и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах ЦНС,
которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и
торможения.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров