Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Говорим по-английски: Учебно-методическая разработка. /Сост.: Та- расенко В.Е. и др. ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 28с. (3)
(Методические материалы)

Значок файла Семина О.А. Учебное пособие «Неличные формы глагола» для студентов 1 и 2 курсов, изучающих английский язык (2)
(Методические материалы)

Значок файла Семина О.А. Компьютеры. Часть 1. Учебное пособие для студентов 1 и 2 курсов, изучающих английский язык. /О.А. Семина./ – ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2005. – 166с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла З. В. Егорычева. Инженерная геодезия: Методические указания для студентов специальности 170200 «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов» дневной и заочной формы обучения. – Красноярск, изд-во КГТУ, 2002. – 60 с. (1)
(Методические материалы)

Значок файла СУЧАСНИЙ СТАН ДЕРЖАВНОЇ ПІДТРИМКИ РОЗВИТКУ АГРАРНОГО СЕКТОРА УКРАЇНИ (1)
(Статьи)

Значок файла ОРГАНІЗАЦІЙНО-ФУНКЦІОНАЛЬНІ ЗАСАДИ ДЕРЖАВНОГО ПРОТЕКЦІОНІЗМУ В АГРОПРОМИСЛОВОМУ КОМПЛЕКСІ УКРАЇНИ (3)
(Статьи)

Значок файла Характеристика контрольно-наглядових повноважень центральних банків романо-германської системи права (2)
(Рефераты)


Заказ научной авторской работы

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для
подростков предназначен для определения в подростковом возрасте типов
акцентуаций характеров и вариантов конституциональных психопатий,
психопатических развитий и органических психопатий. Составленные фразы
опросника отражают жизненное отношение к ряду актуальных проблем при
разных типах характеров подросткового возраста. В число исследуемых
проблем включалась оценка собственных витальных функций (самочувствие,
настроение, сон, аппетит, сексульные влечения, отношение к окружающим,
84
друзьям, незнакомым и пр.) и к некоторым таким категориям, как критика и
поучения в свой адрес, правила и законы и т.д.
Данная методика диагностики на основе самооценки испытуемого
своих отношений наиболее объективна и надежна, чем исследования, в
которых подростку предлагают отметить у себя те или иные черты характера.
При работе с ПДО надежность метода повышается за счет двойной
системы оценки отношений с положительной и отрицательной сторон, из
которых испытуемому предлагается выбрать как подходящие, так и
неподходящие. Диагностическое значение выборов для обследуемого
остается неизвестным.
С помощью ПДО могут быть диагностированы следующие типы
психопатий и акцентуаций характера: гипертимный тип, циклоидный,
лабильный, астено - невротический, сензитивный, психастенический,
шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, комформный,
смешанные типы.
При этом учитывалось, что практически не сочетаются гипертимность с
лабильностью; астено - невротический тип с сензитивностью, психастеничностью,
шизоидностью и эпилептоидностью; циклоидность со всеми типами кроме
гипертимного и лабильного; лабильность – с психастеничностью, шизоидностью,
эпилептоидностью; сензитивность – с эпилептоидностью, неустойчивостью;
психастеничность с эпилептоидностью, неустойчивостью; психастеничность с
эпилептоидностью, истероидностью, неустойчивостью.
Промежуточные типы обусловлены эндогенными, преимущественно
генетическими факторами, допускается возможность особенности развития в
раннем детстве. К ним можно отнести лабильно - циклоидный, гипертимно-
конформный, а также сочетание лабильного типа с астено - невротическим и
сензитивным, последних – друг с другом и с психастеническим.
85
В ряду эндогенных закономерностей возможна трансформация
гипертимного типа в циклоидный.
Амальгамные типы – это смешанные типы, формирующиеся в течение
жизни в результате напластывания черт одного типа на эндогенное ядро
другого, влияния дисгармонического воспитания или хронически
неблагоприятных условий: так, на гипертимное ядро могут наслаиваться
черты неустойчивости. К лабильности может присоединяться истероидность
и сензитивность. Неустойчмвость может наслаиваться на шизоидное,
эпилептоидное, истероидное, лабильное ядро. Под влиянием асоциальной
среды из конформного типа может сформироваться неустойчивый.
Эпилептоидные черты могут наслаиваться на конформное ядро в условиях
жестких взаимоотношений.
Дополнительные диагностические показатели по шкале объективной
оценки.
Для суждения о достоверности результатов использованы показатели
диссимуляции “Д” и откровенности “Т”. Показатель диссимуляции
предназначен выявить стремление подростков скрыть черты своего характера
и особенности своих отношений. Показатель откровенности отражает
тенденции открыто признавать неблагоприятные, нередко утаиваемые
особенности отношений. О возможной диссимуляции черт характера можно
судить, если показатель “Д” превышает показатель “Т” не менее, чем на 4
балла. Установление возможной диссимуляции снижает правильность
диагностики типов и практически исключает объективную диагностику
циклоидных и конформных типов, высокий показатель “Д” (6 и более
баллов) наиболеесвойственен неустойчивому типу. Если показатель “Т”
больше “Д”, то это указывает на высокую степень откровенности в
самооценке. Чаще всего это встречается у представителей циклоидного и
психастенического типов.
86
Индекс “В” отражает возможность изменений характера вследствие
резидульного поражения мозга. Указанием на органическую природу
изменения характера служит величина этого индекса, равная 5 и более.
Индекс “В” ниже 5 не исключает органического генеза, т.к. лишь в 45 %
случаев органической психопатии индекс “В” больше или равняется 5.
Наоборот, высокий индекс при отсутствии клинических признаков
органического резидуума не превышает 10 %. Высокий индекс “В”
достоверно часто встречается при эпилептоидном типе характера.
Показатель отражения реакции эмансипации “Е”. Это реакция связана
со стремлением высвободиться из-под контроля, опеки, надзора. Она может
проявляться как в поведении, так и в высказываниях. В поведении эта
реакция ярко выражена у представителей типа Г. Очень сильное выражение
показателя “Е” (6 и более баллов) встречается при типах шизоидном и
истероидном.
Реакция эмансипации оценивается таким образом: 0 или 1 балл - слабое
отражение, показатель “Е” 2-3 балла - умеренное; 4 и 5 баллов - выраженное;
6 и более баллов - очень сильное. Если показатель “Е” равен 4 и более
баллов, то типы С и П не диагностируются независимо от числа баллов в их
пользу. Этим типам не свойственна ни поведенческая, ни декларативная
реакция эмансипации. Поэтому о противоречивости результатов
свидетельствует сочетание высоких показателей по типам С и П с
показателем “Е”, равным или более 4 баллов.
Показатель психологической склонности к алкоголизации “V”(от vine -
вино ; А.Е. Личко, В.В. Александров и др., 1977) дает возможность судить о
таковой, если он равен +2 и выше, однако, “V” равный +6 и выше,
свидетельствует о стремлении демонстрировать свою склонность к
употреблению спиртного. Величина его, равная 0 или +1, означает
неопределенный результат, отрицательная величина подтверждает
87
отсутствие психологической склонности к алкоголизации. Авторы
подчеркивают, что данная шкала диагностирует именно психологическую
склонность к алкоголизации, а не констатирует злоупотребление алкоголем.
Поэтому с ее помощью выявляются подростки не только те, которые
употребляют спиртное, но и те, которые не имеют достаточно твердых
антиалкогольных установок и в соответствующих условиях легко
соскальзывают на этот путь. Этот показатель зависит как от типа
акцентуации характера или психопатии, так и от ближайшего окружения
подростка.
Показатель психологической склонности к делинквентности - “d”
(деликт - проступок, мелкое нарушение). Эта шкала предназначена для
подростков мужского пола (А.А. Вдовиченко); для девочек с делинквентным
поведением аналогичная шкала разработана В.В. Егоровым. Однако этот
показатель обследуемых мужского пола можно учитывать лишь при
некоторых типах акцентуации. Указанием на возможную склонность к
делинквентности служит при типах Г, Л - показатель в 2 балла и выше, а при
типах Э, И - 4 балла и выше. При типе Ш часто встречаются высокие
показатели независимо от склонности к делинквентности. при типе Н -
значение показателя обычно невелико. Следует отметить заметные различия
в системе отношений между делинквентными подростками мужского и
женского пола. Высота показателя предложенной оценки психологической
склонности к делинквентности для подростков женского пола отражает
насыщенность конфликтами системы отношений делинквентного подростка
(В.В. Егоров, 1981).
Показатель мужественности, женственности для подростков разработан
сравнительно недавно (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов, С.Д. Озерецковский, 1982).
Суждение о преобладании черт мужественности - женственности делается на
основании разности сумм баллов - m и f. Разность со знаком “+”
88
свидетельствует о преобладании черт мужественности, со знаком “-” - черт
женственности. Авторы подчеркивают, что шкала m - f предназначена вовсе
не для оценки сексуальной склонности, а лишь для суждения о
доминировании черт мужественности или женственности в общей системе
личностных отношений, что сказывается на поведении в целом.
По данным С.Д. Озерецковского, существенные отличия от нормы
выявились по показателю m при сравнении отдельных типов психопатии и
акцентуации. При гипертимном, эмоционально-лабильном, эпилептоидном и
неустойчивых типах показатель m отчетливо свидетельствовал о
преобладании черт мужественности. Это происходило за счет значительного
по сравнению с нормой повышения показателя при гораздо меньшем
увеличении показателя f. При шизоидном, сенситивном и истероидном типах
у подростков мужского пола обнаружен существенный сдвиг в сравнении с
нормой в сторону феминизации личностных отношений. Это особенно
заметно, когда речь идет о шизоидной и сенситивной психопатии. Наоборот,
при неустойчивой психопатии показатель m заметно выше, чем при
акцентуации того же типа. Авторы подчеркивают, что при шизоидной
психопатии и акцентуации и при сенситивной психопатии сдвиг в сторону
феминимизации происходит за счет заметного повышения показателя f при
неизменном или даже уменьшенном показателе m. Некоторая феминность
истероидов и сенситивных юношей соответствует клиническим
наблюдениям.
Шкала субъективной оценки служит для выявления того, каким свой
характер видит сам подросток или каким (при диссимуляции) он хочет его
показать. Шкала позволяет судить о правильности самооценки. Совпадение
данной шкалы субъективной оценки с клинической оценкой типа, т.е.
правильная самооценка зависит как от степени психопатизации, так и от типа
характера. При психопатиях самооценка более неадекватна, чем при
89
акцентуациях характера, за исключением неустойчивой и истероидной
акцентуации, отличающейся самооценкой. Адекватная самооценка
отмечалась при сензитивном, гипертимном и шизоидном типах.
Амбивалентность самооценки (значительное число выборов в пользу какого-
либо типа как в качестве подходящих, так и в качестве наиболее
отвергаемых) встречались среди здоровых подростков (Н.Я. Иванов, 1981).
Однако у больных вялотекущей шизофренией, при психопатиях и
акцентуациях шизоидного типа амбивалентность регистрировалась
достаточно чаще. При шизофрении амбивалентность самооценки характера
встречалась даже тогда, когда ни в поведении, ни в высказываниях ее еще
нельзя было отметить (О.А. Ахвердова, 1998). Шкала субъективной оценки
позволяет также выделить черты достоверно отвергаемых типов.
Использование метода, адекватно характеризующего самооценку
подростка в различные моменты его жизнедеятельности, позволяет, с одной
стороны, уточнить уровень неадекватности в саморегуляции поведения,
отражая выраженность или склонность к делинквентному поведению, и с
другой – объективизировать эффективность медико-психологических или
педагогических воздействий на личность подростка и отметить, если она
будет иметь место, степень дифференцированности в регуляции поведения.
Известный способ диагностики самооценки подростка по субъективной
шкале ПДО (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов, 1976) имеет ограниченную область
применения и обеспечивает представление об одном из аспектов
самосознания – самооценке, но не характеризует самосознание в целом.
Описанный способ изучения аспектов нарушения формирования
самосознания у подростков при патохарактерологическом развитии, психопатиях
путем сопоставления субъективной и объективной шкал ПДО между собой и по
регистрируемому ведущему типу личности (В.Я. Седельников, 1982), также не
90
обеспечивает высокой точности исследования и имеет ограниченную область
применения.
Повышение точности способа диагностики уровня адекватности
самосознания у подростков, позволяющего определить возможность
индивидуального воздействия на самосознание подростков для коррекции
патологических и непатологических стереотипов поведения, достигается тем,
что в зависимости от типа личности сопоставляются данные субъективной и
объективной шкалы путем алгебраического вычитания в баллах результатов
субъективной и объективной шкал (О.А. Ахвердова, 1998)
Результаты субъективной шкалы, сопоставляясь с данными
объективной шкалы, выгодно отличаются тем, что позволяют судить об
уровне адекватности не только субъективной самооценки, но и самосознания
в целом, поскольку в ПДО входят наборы многочисленных таблиц,
регистрирующих отношение испытуемого к своему внутреннему миру, к
внутреннему миру окружающих, к прошлому, будущему и т.п. Автор
предлагает полученное количество баллов распределить по оси абсцисс в
виде отрицательных и положительных значений. Адекватный уровень
самосознания, оцениваемый в баллах, соответствует нулевому значению на
оси абсцисс, т.е. чем ближе отрицательные и положительные значения
алгебраической разности между баллами объективной и субъективной шкал
располагаются к нулю, тем адекватнее уровень самосознания обследуемого
подростка. При этом необходимо учесть, что положительные величины
свидетельствуют о недооценке подростком тех или иных черт своего
характера, независимо от ведущего типа личности или с учетом его.
Отрицательные же величины свидетельствуют о переоценке тех или иных
характерологических особенностей подростка в общей структуре
самосознания.
91
Иначе определяется способность подростка к когнитивному и
эмоциональному самосознанию различных составляющих образа «Я». Это
осуществляется следующим образом: испытуемому предоставляется
брошюра ПДО и регистрационный бланк. Вначале испытуемый в каждой
предлагаемой таблице выбирает 1 – 3 ответа, наиболее подходящих для него,
и номера ответов заносит в соответствующую графу.
Раскодирование результатов субъективной шкалы производится по
коду шкалы субъективной оценки, как для графы «наиболее подходящие
ответы», так и для графы «наиболее неподходящие ответы». Результаты
субъективной шкалы в виде баллов по каждому типу характера заносятся на
специальные шкалы. В последней разделяют со знаком «+» отмечаемые у
себя подростком черты характера, а со знаком «-» - отвергаемые им черты
характера. После этого производится алгебраическое сложение баллов по
каждому типу характера.
Следующий, заключительный этап исследования представляет собой
алгебраическое вычитание конечных баллов субъективной шкалы из общих
баллов объективной шкалы.
В тех случаях, когда конечная алгебраическая разность будет
располагаться в диапазоне от – 2 до + 2 относительно нуля, диагностируется
оптимальный уровень адекватности самосознания. Если алгебраическая
разность баллов объективной и субъективной шкал располагается в пределах
от – 2 до – 4 и от + 2 до + 4, то диагностируется умеренно выраженный
уровень адекватности самосознания. Иные диапазоны означают низкий
уровень адекватности.
Предложенный способ является универсальным для подростков, имеет
широкую область применения, позволяет прогнозировать и выявлять
подростков с патологическим и социально-неприемлемым стереотипом
поведения, с экзогенной и психогенной патологией.
 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров