Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Конституционально-ориентированная психологическая помощь воспитанникам учреждений интернатного типа

Адекватная и своевременная диагностика конституционально-
типологической недостаточности высшей нервной деятельности и личности у
детей и подростков, воспитывающихся без семьи, подразумевает оказание
специализированной психологической помощи, основанной на приемах
конституционально-ориентированной психокоррекции, психотерапии и
психологического консультирования.
Специализированная психологическая помощь основывалась на концепции
сотрудничества в психологическом консультировании (К.Роджерс),
адаптированной к случаям школьной дезадаптации О.Н. Усановой (1995);
принципах лечебной педагогики Н.Е. Поляковой (1995); методе
реконструктивной психотерапии В.Н. Мясищева (1961) в модификации
Н.Н. Ерошенко (2002), Э.М. Козловой (2003) и программу активной и
пассивной арттерапии, разработанную Н.Н. Волосковой (2001) для
подростков, имеющих аномальную личностную изменчивость органического
происхождения, адаптированную к настоящему контингенту испытуемых.
Предложенная О.Н. Усановой (1995) концепция сотрудничества в
психологическом консультировании, разработана на основе теории К. Роджерса.
В рамках излагаемой концепции сотрудничества в консультировании
человек рассматривается как целостная, активная, относительно автономная
личность, вступающая в коммуникативные отношения с окружающими,
получающая возможность реализовать свои способности размышлять,
переживать, действовать, вербализировать собственные действия и
переживания, рефлексировать.
Важной теоретической основой сотрудничества в консультировании
является концепция действительности, представления о том, как субъект
приходит к самоощущению и мировосприятию.
93
По мнению О.Н. Усановой, действительность для человека является
всегда субъективно сконструированной реальностью. Любая ситуация
представляет собой конструкцию субъекта, который эту действительность
отражает, то есть ситуация - это индивидуальная картина мира и самого себя.
Это означает, что человек действует не столько на основании информации,
которую он получает от окружающей среды, сколько на основании
созданных им внутренних образов, представлений, идей о мире, о себе
самом. Такое видение себя и мира как внутренняя основа управления
человеком своими действиями возникает в общем, контексте актуальности,
социальной и исторической обусловленности индивидуума. Рефлексивность
субъекта обеспечивает ему возможность непосредственного отражения и
реконструирования субъективной картины мира и самого себя посредством
устного и письменного оформления в языке.
Такая концепция действительности и субъективного ее отражения
способствует организации процесса консультирования на всех его этапах.
Важной составляющей анализируемой концепции выступает идея модели
действия, которая строится человеком на основе его представлений о своем
образе и об образе действительности.
Действие личности рассматривается нами как событие или система
событий, связанных определенным контекстом и имеющих субъективное
значение. Этот контекст специфичен тем, что действия личности
обуславливаются связью одновременно со многими системами (детский дом,
школа, друзья и т.д.). В связи с этим модель действия на основе понимания
человека как рефлексирующего субъекта в его системных отношениях не
может представлять собой прямолинейной причинно-следственной связи.
Скорее это циркулирующие процессы обратной связи между действующим
лицом и участниками систем его взаимоотношений.
Наиболее эффективны следующие структуры действий:
94
Введение консультируемого в ситуацию.
Описание проблемы и реконструкция внутреннего мира ощущений и
мыслей.
Смена ролей.
Анализ и выделение главной проблемы.
Выбор цели и принятие ее.
Разработка путей достижения цели.
Принятие решения.
Подготовка к осуществлению решения.
Психологическая поддержка консультируемого в процессе реализации
решения.
Эти действия эффективно можно осуществлять при соблюдении
определенных условий. Для консультирования выбирается удобное время, не
провоцирующее торопливость в работе. Психолог и клиент занимают
удобное положение в комфортном помещении. Проводится точное
распределение ролей (есть консультант и консультируемый). Задача
консультанта - перевести консультируемого от изложения жалоб к
планированию конкретных действий по решению проблемы.
При работе с подростками - сиротами мы основывались на принципах
лечебной педагогики, в связи с большой распространенностью нарушений
школьной и социальной адаптации детей и подростков, воспитывающихся
без семьи. Лечебная или медицинская педагогика - это оказываемое с
лечебной целью воздействие на личность больного ребенка или подростка, в
частности, страдающего нервно-психической патологией. Фактически любой
школьный коллектив в настоящее время нуждается в специалистах по
лечебной педагогике, психокорректорах (Н.Е. Полякова, 1995).
Методы лечебной педагогики разнообразны и зависят не только от
формы заболевания, но и от его стадии, степени выраженности психических
95
нарушений, возраста больного и его микросоциальной среды. Задачами
лечебной педагогики являются: коррекция поведения, нарушенного
болезнью, психотравмирующей ситуацией или неправильным воспитанием:
пробуждение отсутствующего или утраченного интереса к учебной работе;
ликвидация педагогической или социальной запущенности; приобретение
профессиональных навыков и решение вопросов профессиональной
ориентации.
Успех лечебно - педагогической работы определяется объединением
усилий, согласованностью действий медицинского персонала, психологов,
педагогов, детей и подростков, на которых направлены эти усилия.
Выпадение хотя бы одного звена из этого комплекса снижает эффективность
проводимой работы.
Первая и главная задача педагога увидеть и осознать, что все дети
разные и трудны они по - разному. Различаются они по следующим
характеристикам: уровень активности, энергичность, регулярность
различных биологических циклов (сон, бодрствование, голод, насыщение,
динамика процессов выделения и т.д.). Дети различаются по способности к
адаптации (т.е. тем, насколько легко меняется их поведение в ответ на
изменившиеся обстоятельства окружающей среды) и по интенсивности своих
эмоциональных реакций (например, обнаруживая свою радость громким
смехом или спокойной улыбкой, а неудовольствие - криком или жалобой).
В наиболее сложное положение попадает ребенок или подросток
непризнанный в школьном коллективе, непринятый неформальной средой
сверстников и лишенный поддержки семьи. К трудностям поведения
присоединяются в разной степени выраженные нервно - психические
расстройства в виде колебаний настроения, повышенной обидчивости,
ранимости, плаксивость или повышенная раздражительность с
агрессивностью. Возникновение нарушений сна, аппетита, повышенной
96
утомляемости, головной боли, расстройств желудочно-кишечных функций -
так называемой психосоматической симптоматики - указывает на глубину
психопатологического состояния и необходимость обращения к психиатру.
Лечебная педагогика помогает решить общие педагогические и
общевоспитательные задачи по передаче детям и подросткам необходимых
общеобразовательных навыков. Основным действующим фактором педагога
является слово и в этом лечебно - педагогическое воздействие сходно с
психотерапевтическим (Б.З. Драпкин, 1979).
Особого педагогического внимания требует значительная по
представительству группа детей, которые по состоянию нервно -
психического здоровья находятся на нижней границе нормы и обнаруживают
признаки отклонений в психическом здоровье, дисгармоническое развитие.
Они не больные, находятся в состоянии своеобразного неустойчивого
равновесия. Своевременное лечебно - педагогическое воздействие способно
предотвратить, нормализовать, а под час и полностью компенсировать
отклонения в поведении ребенка.
Одним из принципов лечебной педагогики является необходимость
индивидуального полхода к каждому ребенку и подростку, учет его
психологических особенностей, наиболее здоровых звеньев и свойств
личности и использования их для организации лечебно - педагогического
процесса.
Важен также принцип соответствия. Нагрузки, особенно
интеллектуальные, должны соответствовать физическим и психическим
возможностям воспитанника. Начиная с требований, несколько отстающих
от возможностей учащегося, педагог постепенно создает для ребенка
ситуацию радости и гордости от преодоления трудностей. Вознаграждать
детей следует за улучшение учебной деятельности, а не за абсолютные
успехи в ней, необходимо поощрение за достижения в творческой
97
деятельности (рисование, резьба по дереву и т.д.), в спорте, в различных
школьных мероприятиях и т.д. Важно, чтобы все дети получали
положительные эмоции и одобрение за то, чем они занимаются в школе.
Постепенно у ученика возникает или восстанавливается положительное
отношение к школе, интерес к учебе.
Индивидуальная патогенетическая техника психокоррекции
В.Н. Мясищева (1961) в модификации Н.Н. Ерошенко (2002), Э.М. Козловой (2003)
Задачи патогенетической психотерапии отражают поэтапный характер
психокоррекционного процесса от изучения личности пациента через
осознание к изменению, т. е. к коррекции нарушенных отношений подростка
и обусловленных ими неадекватных эмоциональных и поведенческих
стереотипов, ведущих к нарушению полноценного функционирования
личности (Г.Л. Исурина, Б.Д. Карвасарский и др., 1989).
Конечные задачи патогенетической психотерапии подростков состоят
в достижении изменений в трех сферах: когнитивной, эмоциональной и
поведенческой. Индивидуальная психокоррекционная форма работы в
большей степени акцентирует когнитивный аспект изменений (именно
поэтому она и может быть отнесена к рациональной психотерапии).
Благодаря этим особенностям работы центр тяжести индивидуальной
психотерапии переносится на сферу интеллектуального осознания.
Возможности же ее в непосредственной коррекции эмоциональной и
поведенческих сфер ограничены, однако эти сферы не исключены полностью
из психокоррекционного процесса, а прорабатываются опосредованно, через
изменение когнитивного компонента отношения. Непосредственная же
работа с эмоциональными и поведенческими стереотипами ограничивается
взаимоотношениями подросток - психолог.
Индивидуальная психотерапия ориентирована биографически. Это
обусловливает и особенности подбора в материала и его осознания: форма
98
индивидуальная направлена на генетическое (историческое) осмысление.
Именно поэтому в центре внимания индивидуальной психотерапии
оказывается биографический материал.
На основании анализа своей биографии подросток может: 1) осознать
мотивы своего поведения, особенности своих отношений, эмоциональных и
поведенческих реакций; 2) осознать неконструктивный характер ряда своих
отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов; 3) осознать связь
между различными психогенными факторами и особенностями отношений;
4) осознать меру своего участия и ответственности в возникновении конфликтных
и психотравмирующих ситуаций; 5) осознать более глубокие причины своих
переживаний и способы реагирования, коренящиеся в детстве, а также
условия формирования своей системы отношений.
Индивидуальная психотерапия имеет дело не столько с «живыми»
эмоциями (кроме отношений подросток - клинический психолог), сколько с
их «отражением», поэтому задачи в эмоциональной сфере в определенной
степени также связаны с осознанием. В течении психокоррекционной работы
подросток может: 1) получить эмоциональную поддержку от психолога,
способствующую ослаблению защитных механизмов; 2) научиться понимать
и вербализовывать свои чувства; 3) испытывать более искренние чувства к
самому себе; 4) раскрыть свои проблемы с соответствующими им
переживаниями (часто скрытыми от самого себя); 5) произвести
эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ
переживаний, эмоционального реагирования.
В ходе работы подросток может корригировать свои неадекватные
реакции и формы поведения на основании достижений в познавательной
сфере.
Ведущим психокоррекционным коррегирующим воздействием
является метод перестройки отношений. Этот метод может быть назван
99
глубокой психотерапией. Он дает возможность выяснить не только причины
сложных отношений, известные подростку, но и те из них, связь которых с
имеющимися у него дезадаптивными проявлениями ему не ясна, поэтому
основная задача психокоррекционного воздействия, прежде всего, должна
быть направлена на выяснение источников дезадаптивного состояния
личности подростка.
Психотерапия начинается, с беседы психолога с подростком,
нацеленных на выяснение его жизненной истории, истории развития системы
отношений, особенностей личности подростка, его отношений к
окружающей действительности - к родным (если они есть), школе,
товарищам, детскому дому и т. п. Во время бесед с подростком от внимания
психолога не должно ускользать ни одно замечание подростка, ни одно
сообщение его о, казалось бы, незначительном факте, реакция на него самого
подростка.
Такое детальное выяснение биографических данных помогает
психологу путем сопоставления событий в жизни подростка с характером его
реакции на них выяснять особенность сформировавшихся у него отношений,
которыми и была обусловлена неправильная переработка внешних
воздействий, послуживших толчком для развития социально-
психологической дезадаптации личности. Таким образом, постепенно
раскрываются особенности конституционально - психотипологических
механизмов, приводящих к дрейфу в сторону пограничной аномальной личности,
что является источником возникновения дезадаптации (О.А. Ахвердова, 1998).
Но одного понимания со стороны психолога этих изменений еще не
является достаточным. Очень важно добиться понимания его самим
подростком. Необходимо помочь подростку самому разобраться в причинах
патогенных переживаний, возникших у него благодаря неправильно
сложившимся отношениям, благодаря конституционально -
100
психотипологической предиспозиции, которые, взаимодействуя между
собой, усложняли, мешали разрешению встретившихся социально -
психологических трудностей.
Важным условием успеха психотерапии является установление
контакта психолога с подростком, а также необходимо выработать
положительное эмоциональное отношение подростка к процессу
психокоррекции.
При завоевании психологом расположения подростка благодаря
правильному пониманию его переживаний растет авторитет психолога,
доверие к нему и развивается все более активное участие самого подростка в
совместном критическом разборе жизненных отношений и обстоятельств. С
этого момента, когда подросток начинает понимать причины сложившейся
системы отношений, он начинает все более раскрываться - сообщать о себе
много новых существенных биографических данных, о которых раньше
умалчивал из-за того, что считал их ненужными, не имеющими значения,
либо это чувства неудобства, стыда, нежелания показать себя перед
психологом в невыгодном для себя свете.
В процессе использования патогенетической техники психокоррекции
важно отметить определенную последовательность в формах поведения
психолога. При первой встрече с подростком клинический психолог
минимально активен, недирективен, способствует искреннему раскрытию
эмоциональных переживаний подростка, созданию доверительного контакта.
Затем, увеличивая свою активность, психолог приступает к выяснению
«внутренней картины болезни», к вербализации подростком всех его
представлений, связанных с пониманием болезни, ожиданий от лечения и
перспектив психокоррекции. В процессе такого обсуждения в сознании
подростка постепенно выстраивается определенная последовательность из
различных звеньев новой концепции болезни: сложности отношений
101
(симптоматика) - эмоциональные факторы или патогенные ситуации -
личностные позиции или отношения - невротический конфликт -
потребности или мотивы.
Параллельно проводится работа с воспитателями и педагогами
интернатного учреждения, заинтересованными в процессе коррекции, в виде
курса лекций и индивидуальных консультаций, с учетом культурного и
интеллектуального уровня последних. Такая форма работы играет
решающую роль в социально-психологической адаптации не только
представителей психологической нормы - акцентуантов, но и представителей
пограничной личностной изменчивости.
Постепенно взаимоотношения с подростком углубляются, клинический
психолог становится помощником в интенсивной работе подростка над его
внутренним миром.
На заключительном этапе психокоррекции клинический психолог
вновь увеличивает свою активность и даже проявляется директивность,
испытывая и закрепляя подростком новых способов переживания и
поведения.
Задачей психологической коррекции является выработка и
овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для
сохранения здоровья психической деятельности, способствующей
личностному росту и адаптации человека в обществе. Психокоррекция в
узком понимании термина основной своей задачей ставит купирование
аномальных психотипологических, личностных переживаний и аномальных
поведенческих реакций в ответ на длительное воздействие деструктивных
социально - стрессовых информационных факторов, что в значительной
мере способствует внутренней и внешней гармонизации личности подростка.
Нами были адаптированы оригинальные психокоррекционные и
психотерапевтические технологии, разработанные Н.Н. Волосковой (2001):
102
для представителей 1 группы (основной) - подростки с
конституционально-типологической недостаточностью ВНД и
психотипологической недостаточностью личности (Н.Н. Волоскова, 2001,
И.В. Боев, 2003) – патогенетическая (реконструктивная) психотерапия в
сочетании с приемами пассивной, активной арттерапией и музыкотерапией;
для представителей 2 группы (сравнительной) – подростки,
референтные с группой сверстников и детей младше и старше по возрасту,
имеющие только проблемы в обучении, что подчеркивает вероятность лишь
конституционально-типологической недостаточности ВНД (О.А. Минаева,
2003); – приемы пассивной и активной арттерапии в сочетании с
музыкотерапией;
Основой для разработки оригинальных психокоррекционных
технологий послужило психотерапевтическое направление эмоционально-
стрессовой психотерапии и вышедшей из нее – пассивной и активной
арттерапии («art» - искусство, «arttherapy” – терапия искусством, впервые
этот термин был употреблен Hill, 1969) в сочетании с музыкотерапией.
Эмоционально-стрессовую психотерапию следует рассматривать как
всецело направленную к лечебной цели посредством аппелляции к духовным
компонентам личности, пробуждая в ней насущную потребность
самоусовершенствования, выработки у себя таких свойств и качеств, которые
будут поднимать ее как в своих собственных глазах, так и во мнении
окружающих (В.Е.Рожнов, 1985, с. 30).
Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том, что это
сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов.
Поэтому не существует общепризнанной классификации арттерапии.
Очевидная необходимость использования в психотерапии и
психокоррекции такого мощного эмоционального фактора, которым является
искусство и творчество, неоспарима на сегодняшний день. В настоящее
103
время утверждение «арттерапия – это продукт нашего века» – правомерно.
Сегодня в арттерапию включаются и такие формы творчества, как видео-арт,
инсталляция, перфоманс, компьютерное творчество, где визуальный канал
коммуникации играет ведущую роль.
Несмотря на достаточно большой фактический материал, арттерапия в
теоретическом отношении находится на стадии эмпирических обобщений.
Нет общепринятой теории, объясняющей целительное действие арттерапии,
это связано со сложностью, многофакторностью относящихся к арттерапии
предпосылок и сравнительно коротким сроком ее научного изучения.
Показания к применению арттерапии очень широки и обусловлены ее
действием:
Социально - личностный уровень адаптации: в основе адаптирующего
действия лежит неосознаваемая созидательная, гармонизирующая,
интегрирующая сила некоего эстетического и творческого начала,
заложенного в искусстве.
Личностно - ассоциативный уровень адаптации: облегчение,
компенсация достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько
вследствие снижения напряжения, обусловленного отреагированием
различных конфликтных, гнетущих переживаний и их сублимация.
Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое,
физиологическое, координационно - кинетическое влияние пластического
изобразительного творчества на организм и психику.
Каждый из этих элементов допускает использование искусства и в
экспрессивном творческом варианте, когда творят сами подростки, и в
импрессивном, когда используется восприятие уже готовых произведений
изобразительного творчества.
В мировой литературе существуют различные взгляды на лечебный
механизм арттерапии. На наш взгляд важны креативистические
104
представления. Согласно взглядам А.П. Гольдштейна, творчество – это одно
из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом,
формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к
реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою
энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и
внешних конфликтов. По мнению А.Маслоу, основным источником
человеческой деятельности является непрерывное стремление к
самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у
здоровых людей. У невротиков эта потребность разрушена, отсутствует, и
искусство может быть одним из способов восстановления. Творческий
процесс снижает напряжение, ведущее к неврозу, и объективизирует
внутренние конфликты.
Физическое и физиологичекое влияние арттерапии заключается в том,
что активное творчество способствует улучшению координации,
восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов.
Здесь непосредственное воздействие на организм оказывает и цвет, и линии,
и формы. Работы де Фере открыли зависимость скорости кровообращения и
силы мускульных сокращений от цвета и освещения. В странах
каллиграфического письма (Китай, Япония и др.) с давних времен для
лечения нервных потрясений применяются рисование иероглифов. В
настоящее время выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется
и заметно снижается частота его пульса.
В целом показания к арттерапии достаточно обширны, тем более что ее
применение может «дозироваться» от относительно «поверхностной
занятости» до углубленного анализа скрытых индивидуальных переживаний.
Многоплановое воздействие искусства живописи и музыкотерапии позволяет
применять его к пациентам разного возраста в самых широких
дигностических пределах. Арттерапию можно использовать как седативное
105
средство при психомоторном возбуждении и агрессивных тенденциях; она
может выполнять функции отвлечения и занятости, способна при социальной
дезадаптации облегчить контакт и помогать выявлять скрытые переживания.
Она может также выполнять активизирующие и адаптивные функции,
оказывать и расслабляющее действие: расслабление наступает после
творческой активности при высвобождении энергии снявшегося напряжения.
Противопоказания к арттерапии: состояния, не позволяющие подростку
определенное время усидеть за рабочим столом, или когда подросток
мешает другим. Это маниакальное возбуждение, расстройства сознания и
тяжелые депрессивные расстройства с уходом в себя.
В нашем исследовании мы использовали:
Пассивную арттерапию в сочетании с музыкотерапией.
Использование уже существующих произведений искусства путем их
анализа и интерпретации пациентом.
Активная арттерапия. Прием тактированного письма или
каллиграфиотерапия.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров