Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Специализированная психологическая помощь выпускникам классов коррекционно - развивающегося обучения

Содержание
Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы конституционально-
психотипологической предиспозиции личности в российской психологии
1.1. Исследование проблемы конституциональной предиспозиции личности в
российской психологии…………………………………………………….15
1.2. Конституционально-континуальная изменчивость личности как проблема
психического и психологического здоровья в подростковом возрасте…..36
1.3. Теоретические основы психологической помощи детям с задержкой
психического развития ……………………………………………………..51
Глава II. Материал, методы исследования и психологического сопровождения
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения, имеющих конституционально-психотипологическую
предиспозицию личности
2.1. Организация эксперимента и состав испытуемых…………………………71
2.2. Методы психологического исследования…………………………………..73
2.3. Программа специализированной психологической помощи в виде
психологического сопровождения выпускников классов коррекционно-
развивающего обучения……………………………………………………..84
Глава III. Результаты экспериментально-психологического исследования и
эффективности психологического сопровождения как вида
специализированной психологической помощи подросткам, имеющим
конституционально-психотипологическую предиспозицию личности
3.1. Сравнительный эмпирический и экспериментально-психологический анализ
обследованных подростков…………………………………………………………117
3.1.1. Анализ анамнестических данных обследованных групп, полученных из карт
развития ребенка……………………………………………………………………117
3
3.1.2. Сравнительный многомерный психологический анализ аномальной
личностной и поведенческой изменчивости выпускников классов коррекционно-
развивающего (компенсирующего) обучения……………………………………...119
3.2. Анализ эффективности психологического сопровождения как вида
специализированной психологической помощи выпускникам классов
коррекционно-развивающего обучения……………………………………………125
3.3. Практические рекомендации…………………………………………………...131
Заключение………………………………………………………………………...132
Выводы……………………………………………………………………………..135
Литература…………………………………………………………………………138
Приложение………………………………………………………………………...154
4
Введение
Актуальность темы исследования. Сложившиеся под влиянием
целого комплекса социально-психологических и биологических факторов,
неблагоприятные условия существенно осложняют психическое развитие и
воспитание подрастающего поколения. Наиболее уязвимыми в современных
условиях оказываются дети с проблемами в развитии, а именно, с задержкой
психического развития, что проявляется в замедленном созревании
эмоционально-волевой сферы, в отставании развития их познавательных
процессов (К.С.Лебединский, 1982; В.И.Лубовский, Н.А.Цыпина, 1984;
Р.Д.Тригер, Е.В.Владимирова, 1986, 1992 и др.), в школьной неуспеваемости и
хронической астенизации (Н.Г.Лутонян, 1977;, В.Л.Подобед, 1981;,
Е.С.Слепович, 1978; Н.Ю.Борякова, 1983; С.А.Домишкевич, 1977,
И.А.Коробейников, 1980; Т.А.Стрекалова, 1982 и др.).
Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не
в состоянии в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно
увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах
20% - 30% общего числа детской популяции. Среди стойко не успевающих
младших школьников учащиеся с задержкой психического развития
составляют около 50% (У.В.Ульенкова, 1994; О.Н.Усанова, 1995;
Б.П.Пузанов, 1998).
В Российской Федерации свыше ста тысяч школьников с задержкой
психического развития обучаются в классах выравнивания (В.И. Лубовский,
1994), ныне классах компенсирующего или коррекционно-развивающего
обучения, которые функционируют для младших школьников
общеоБразовательной школы.
У значительной части выпускников классов коррекционно-развивающего
(компенсирующего) обучения конституционально-адаптационный потенциал
вхождения в среднее звено общеобразовательной школы ослаблен за счет
эмоциональных нарушений, проявляющихся в аффективно-регулятивных,
5
эмоционально-коммуникативных затруднениях, декомпенсации
познавательной деятельности и гипофункции эмоционально-нравственной
сферы.
В отечественной и зарубежной психологии, специальной педагогике и
психологии понятие «задержка психического развития» употребляется по
отношению к детям, имеющим резидуальные (остаточные) состояния после
перенесенных во внутриутробном развитии или во время родов, или в раннем
детстве слабовыраженные органические повреждения центральной нервной
системы, а также генетически обусловленной недостаточностью головного
мозга. Слабовыраженная органическая недостаточность мозга ведет к
значительному замедлению темпа развития, особенно сказывающемуся на
психическом развитии детей (М.С.Певзнер, 1966; Г.Е.Сухарева, 1974;
М.Г.Рейдибойм, 1977; Т.А.Власова, К.С. Лебединская, 1975).
По мнению ряда авторов, к рассматриваемой группе относятся дети с
церебрастеническими состояниями, с психофизическим и психическим
инфантилизмом, а также перенесшие в раннем детстве тяжелые и
длительные соматические заболевания, приводящие к функциональной
недостаточности центральной нервной системы. (Т.А.Власова,
В.И.Лубовский, Н.А.Цыпина, 1984; З.И.Калмыкова, И.Ю.Кулагина, 1986;
В.И.Мачихина, 1987, 1992).
Изначально неполноценная биологическая основа (различные формы
недоразвития клеток головного мозга, родовые и послеродовые травмы,
интоксикации головного мозга, экологические неблагоприятные воздействия и
пр.), вступая в сложное взаимодействие с деструктивными факторами
социальной среды, детерминирует более адекватные или менее адекватные
реакции личности подростка (Л.С.Выготский, 1960;. Б.М.Теплов, 1961;
В.М.Русалов, 1979; В.В.Ковалев, 1985).
В этих случаях наблюдается конституционально детерминированное
более полноценное иЛи менее полноценное, более синхронное или менее
6
синхронное созревание отдельных систем друг относительно друга
(психофизиологической, нейроэндокринной, нейрохимической, биологической,
интеллектуально-мнемической, эмоциональной, волевой и т. д.), что приводит к
психотипологической и конституционально-типологической личностной
изменчивости за пределы границ статистической и вероятностной нормы, в
континууме от нормы-акцентуаций до пограничной аномальной личности и
далее до диапазона психопатии (И.В. Боев, 1995; О.А. Ахвердова, 1998; Н.Н.
Волоскова, 2001; Я.В. Луковка, 2002; Э.В. Терещенко, 2002).
Возникает необходимость определения степени выраженности
конституционально-типологической недостаточности высшей нервной
деятельности (ВНД) и психотипологической предиспозиции личности
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения для разработки принципиально новых конституционально
ориентированных подходов к специализированной психологической помощи
детям и подросткам с задержкой психического развития.
Цель исследования – разработка вариантов психологической помощи
выпускникам классов коррекционно-развивающего обучения на фоне
различной степени выраженности конституционально-психотипологической
предиспозиции личности.
Задачи исследования.
1. Изучение документации, анамнестических данных, позволяющих
установить генезис задержки психического развития, органические признаки
патологии мозга у подростков, обучавшихся в классе коррекционно-
развивающего (компенсирующего) обучения.
2. Разработать и провести экспериментально-психологическую
индивидуальную дифференциальную диагностику выпускников классов
коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения в условиях
среднего звена общеобразовательной школы, выделив испытуемых с
конституционально-типологичЕской недостаточностью ВНД и
7
психотипологической предиспозицией личности подростка.
3. Определить и разработать оптимальные методы специализированной
психологической помощи, направленной на восстановление
конституционально-психологических механизмов адаптациИ и компенсации
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения.
4. Объективизировать эффективность разработанных вариантов
специализированной психологической помощи подросткам, имеющим
конституционально-психотипологическую предиспозицию личности.
Объект исследования – человек как целостное системное образование
в субъектно-объектных отношениях.
Предмет исследования – конституционально-континуальная
сущность и обусловленность аномальной личностной изменчивости
выпускников классов коррекционно-развивающего обучения, требующая
оказания специализированной психологической помощи.
Эмпирическая гипотеза исследования заключается в том, что
одинаковые социальные условия адаптации субъекта подразумевают
взаимодействие последних с психолого-биологическими основами человека.
Результатом взаимодействия, взаимовлияния внешних факторов с внутренними
является или психологическая гармонизация субъекта, совершенствование
конституционально-психотипологической структуры личности, или появление
признаков аномальной личностной изменчивости. Неблагоприятное влияние
социальных факторов на структуру личности выявляет степень выраженности
конституциональной детерминированности вероятностной
психотипологической изменчивости. Специализированная психологическая
помощь должна быть адресована к конституционально-психотипологическим
механизмам защиты личности.
Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно-
конституциональном и континуально-генетическом подходе к
психотипологической структуре индивидуальности, предполагающем, что
8
конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют
психологическую, психическую, личностную и поведенческую формы
реагирования в условиях адаптации к более сложной деятельности, изменяя
или нарушая характер компенсаторных и адаптационных возможностей
личности, что предопределяет проблему оказания психологической помощи.
Методологическую и теоретическую основу исследования
составили основополагающие методологические принципы и концепции
отечественной психологии о сущности личности и ее психологической
структуре, генетической разноплановости, преемственности между
биологическим и социальным в психическом развитии, психическом «как
процессе» (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев,
А.И.Донцов, К.К.Платонов, В.П.Зинченко, Б.М.Теплов, А.Г.Асмолов); идея о
системной, межфункциональной организации человеческой психики и
сознания (Л.С.Выготский); концепция системогенетического подхода в
психологии (Е.А.Климов, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, В.Д.Шадриков);
континуально-генетическая концепция (А.В.Брушлинский); учение об
акцентуированных личностях и акцентуациях характера (А.Е.Личко,
К.Леонгард, Г.К.Ушаков); представления об индивидуальных поведенческих
стереотипах, зависящих от конституциональных или генетических
психических особенностей (Б.С.Братусь, В.В.Белоус, В.Н.Дружинин,
Е.А.Климов, В.С.Мерлин); концепция об аномальной личностной
изменчивости и пограничной аномальной личности как промежуточном
диапазоне конституционально-континуального пространства (И.В.Боев,
О.А.Ахвердова); концепция аномальной личностной изменчивости
органического происхождения (Н.Н.Волоскова, О.А.Минаева);
отечественные принципы подхода к проблеме оказания специализированной
психологической помощи (И.В.Боев, О.А.Ахвердова, Н.Н.Волоскова,
Э.М.Козлова, Н.А.Куксова, Л.В.Лысенко); генетическая теория типов
(К.Конрад, Э.Кречмер, А.Ф.Лазурский, У.Шелдон).
9
Материал и методики исследования. В экспериментально-
психологическом исследовании приняло участие 120 выпускников классов
коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения (76 мальчиков и
44 девочки) в возрасте 10-12 лет, проживающих в г. Ставрополе.
Обследование проводилось на базе Межвузовской лаборатории
экспериментальной психологии Ставропольского государственного
университета, общеобразовательных школ г. Ставрополя в течение трех лет,
что позволило объективизировать эффективность предлагаемых методов
психологической помощи.
Для реализации поставленной цели и задач использованы методы и
методики психологического обследования: патохарактерологический
опросник (ПДО) А.Е.Личко (1987), клинический опросник для выявления и
оценки невротического состояния (В.Д.Менделевич, К.К.Яхин, 1978),
методика определения уровня невротизации и психопатизации (Е.Ф.Бажин,
1976; И.Б.Ласко, 1980), личностный опросник Айзенка (1964), шкала
тревожности (J.Teulor, 1953); уровень личностной и ситуативной
тревожности изучался по опроснику Ч.Д.Спилбергера; уровень физической,
вербальной, косвенной агрессии - по личностному опроснику Басса-Дарки;
проективные методики ДДЧ, «Несуществующее животное».
Используя принципы дифференциальной диагностики в
конституциональной психологии, мы распределили всех обследуемых по
месту их расположения в конституционально-континуальном пространстве
личности: 1 группа – 28 подростков, имеющих диагноз «Задержка
психического развития (ЗПР) церебро-органического генеза»; 2 группа – 32
подростка с диагнозом «ЗПР конституционального генеза», которые
соответствовали диапазону ПАЛ с признаками сочетанной
конституционально-типологической недостаточности ВНД и
психотипологической предиспозиции личности. Аномальные личностные и
поведенческие нарушения у подростков 1 и 2 групп соответствовали
структуре патологического девиантного поведения. Третья группа включала
10
27 подростков с диагнозом «ЗПР соматогенного генеза»; 4 группа - 33
подростка - «ЗПР психогенного генеза», у которых обнаруживались
признаки конституционально-типологической недостаточности ВНД. Третья
и четвертая группы характеризовались принадлежностью к диапазону
психологической нормы – акцентуации, а личностная изменчивость
проявлялась в пределах непатологического девиантного поведения. Все
обследуемые в соответствии с методологическими принципами
конституциональной психологии были дифференцированы на четыре
личностных психотипа: эпилептоидный (36%), циклоидный (34%),
шизоидный (19%), истероидный (11%).
Специализированная психологическая помощь основывалась на
концепции сотрудничества в психологическом консультировании
(К.Роджерс), адаптированной к случаям школьной дезадаптации
О.Н.Усановой (1995); принципах лечебной педагогики Н.Е.Поляковой
(1995), методе реконструктивной психотерапии В.Н.Мясищева (1961) в
модификации Э.М.Козловой (2003) и арттерапии, с которой знакомили
родителей подростков, учителей, воспитателей с целью мотивировать
ближайший круг лиц на поиск скрытых психолого-биологических ресурсов
выпускника класса коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения.
Результаты экспериментально-психологических исследований
подверглись многовекторному сравнительно-психологическому анализу
(И.В.Боев, О.А.Ахвердова, 1998), который был использован и для
объективизации применяемых методов специализированной
психологической помощи. Сплошная математическая обработка
проводилась с использованием критерия X – квадрат, исходя из нулевой
гипотезы о том, что никакого различия между сравниваемыми группами нет
(К.Браунли, 1972).
11
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Социальная образовательная среда обитания в виде нового
коллектива сверстников и учителей, новой сложной учебной программы,
требований нескольких учителей, взаимодействуя с конституционально-
типологическими предиспозициями личности, детерминирует проявление
аномальных личностных, психологических и поведенческих нарушений у
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения.
2. Предлагаемый комплекс психологических методов диагностики
позволяет на высоко достоверном уровне определить степень выраженности
конституциональных психологических механизмов декомпенсации и
дезадаптации подростков с различными типами ЗПР к школьной среде.
3. Подросткам, имеющим диагноз «ЗПР церебро-органического,
конституционального, соматогенного, психогенного генеза», необходима
специализированная психологическая помощь, направленная на
восстановление конституциональных психологических механизмов
компенсации и адаптации личности, что служит профилактикой
вероятностных личностных и поведенческих нарушений у подростков.
Научная новизна исследования. Впервые выявлена совокупность
качественных и количественных психологических показателей в
конституциональном личностном континууме от диапазона психологической
нормы-акцентуации до диапазона ПАЛ, характерных для выпускников
классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения.
Экспериментально-психологические исследования обнаружили у подростков,
имеющих диагноз «ЗПР соматогенного генеза» и располагающихся в
диапазоне психологической нормы-акцентуации, признаки
конституционально-типологической недостаточности ВНД, что
обуславливало аномальные личностные и психологические реакции на
внешние факторы социальной среды. Для диапазона ПАЛ характерна
сочетанная конституционально-типологическая недостаточность ВНД и
12
психотипологическая предиспозиция с преобладанием эпилептоидной и
шизоидной структур личности, детерминированных ЗПР церебро-
органического и конституционального генезов. Преобладание истероидной
структуры личности коррелирует у подростков с ЗПР соматогенного и
психогенного генезов.
Выявленные различия в надежности функционирования
конституциональных психологических и личностных механизмов компенсации
и адаптации у выпускников классов коррекционно-развивающего обучения
зависят от конституционально-психотипологической детерминированности и
от типа ЗПР, что в совокупности позволяет достоверно прогнозировать
большую или меньшую адекватность психологического и психического
здоровья подростков.
Теоретическая значимость исследования. На эмпирическом и
экспериментально-психологическом уровнях раскрыты интимные
психологические механизмы, лежащие в основе психической декомпенсации
и дезадаптации выпускников классов коррекционно-развивающего
(компенсирующего) обучения. Доказано, что надежность
конституциональных психологических механизмов компенсации и
адаптации выпускников классов коррекционно-развивающего обучения
зависит от степени выраженности сочетанной конституционально-
типологической недостаточности ВНД и психотипологической
предиспозиции личности.
Доказано, что восстановление устойчивых конституциональных
психологических механизмов защиты личности в условиях адаптации к
среднему звену социальной образовательной среды зависит от
своевременности, адекватности и временной экспозиции методов
специализированной психологической помощи выпускникам классов
коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан
стандартный набор психологических методов, доступных психологам и
13
другим специалистам, которые позволяют объективизировать аномальную,
конституционно-обусловленную психотипологическую изменчивость у
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения.
Экспериментально-психологическая диагностическая модель
сочетанной конституционально-типологической недостаточности ВНД и
психотипологической предиспозиции личности является условием
формирования аномальной личностной и поведенческой изменчивости у
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения. Настоящая модель может быть использована в практической
работе псИхологов, клинических психологов и других специалистов
общеобразовательных школ при составлении индивидуального
психологического профиля подростка и прогнозирования устойчивости –
неустойчивости психологического и психического здоровья.
Разработана программа психологического сопровождения как вида
комплексной специализированной психологической помощи, направленная
на восстановление конституциональных психологических механизмов
компенсации и адаптации, что способствует нивелировке аномальных
личностных и поведенческих расстройств в структуре патологического
девиантного поведения, а также невротических нарушений у подростков.
Достоверность и обоснованность полученных результатов
обеспечены исходными теоретико-методологическими положениями,
лежащими в основе экспериментально-психологического и
психокоррекционного исследования, использованием стандартного
комплекса апробированных психологических методов, адекватных предмету
и задачам исследования, репрезентативностью выборки; значимостью
полученных результатов при использовании психологического
сопровождения подростков, а также экспериментальных данных, основанных
на качественном и количественном анализе с применением современных
методов обработки данных.
14
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы
диссертации представлялись на 9 Международной конференции «Ребенок в
современном мире. Дети и город» (Санкт-Петербург, 2002); Международной
научно-практической конференции «Актуальные проблемы нравственно-
эстетического образования детей» (Орел, 2003); Международном научно-
практическом семинаре «Специальное образование и лечебная педагогика»
(Екатеринбург, 2004); Всероссийской научной конференции с
междунарОдным участием «Речевой онтогенез: норма и патология» (Москва,
2004); Х Годичном собрании ЮО РАО и ХХII Южно-Российских психолого-
педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах
Южно-Российского региона» (Сочи, 2003); Всероссийских научно-
практических конференциях «Современные подходы к изучению, обучению
и воспитанию детей с проблемами в развитии» (Саранск, 2003); «Психолого-
педагогическая поддержка участников образовательного процесса»
(Чебоксары, 2003); «Формирование личности ребенка с нарушениями
развития» (Сургут, 2003); 47-48-ой научно-практических конференциях
«Современная университетская наука региону» (Ставрополь, 2002, 2003);
региональной научно-практической конференции «Концептуальные основы и
технологии формирования здорового образа жизни и условий безопасности
жизнедеятельности детей дошкольного возраста в Ставропольском крае»
(Михайловск, 2002).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 печатных работ.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех
глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и
приложения. Работа изложена на 175 страницах машинописного текста,
иллюстрирована 5 таблицами, 3 графиками и 3 рисунками. Список
литературы включает 196 источников, в том числе 11 зарубежных авторов.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров