Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (6)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (7)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (6)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (4)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (5)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Специализированная психологическая помощь выпускникам классов коррекционно - развивающегося обучения

Содержание
Введение………………………………………………………………………….4
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы конституционально-
психотипологической предиспозиции личности в российской психологии
1.1. Исследование проблемы конституциональной предиспозиции личности в
российской психологии…………………………………………………….15
1.2. Конституционально-континуальная изменчивость личности как проблема
психического и психологического здоровья в подростковом возрасте…..36
1.3. Теоретические основы психологической помощи детям с задержкой
психического развития ……………………………………………………..51
Глава II. Материал, методы исследования и психологического сопровождения
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения, имеющих конституционально-психотипологическую
предиспозицию личности
2.1. Организация эксперимента и состав испытуемых…………………………71
2.2. Методы психологического исследования…………………………………..73
2.3. Программа специализированной психологической помощи в виде
психологического сопровождения выпускников классов коррекционно-
развивающего обучения……………………………………………………..84
Глава III. Результаты экспериментально-психологического исследования и
эффективности психологического сопровождения как вида
специализированной психологической помощи подросткам, имеющим
конституционально-психотипологическую предиспозицию личности
3.1. Сравнительный эмпирический и экспериментально-психологический анализ
обследованных подростков…………………………………………………………117
3.1.1. Анализ анамнестических данных обследованных групп, полученных из карт
развития ребенка……………………………………………………………………117
3
3.1.2. Сравнительный многомерный психологический анализ аномальной
личностной и поведенческой изменчивости выпускников классов коррекционно-
развивающего (компенсирующего) обучения……………………………………...119
3.2. Анализ эффективности психологического сопровождения как вида
специализированной психологической помощи выпускникам классов
коррекционно-развивающего обучения……………………………………………125
3.3. Практические рекомендации…………………………………………………...131
Заключение………………………………………………………………………...132
Выводы……………………………………………………………………………..135
Литература…………………………………………………………………………138
Приложение………………………………………………………………………...154
4
Введение
Актуальность темы исследования. Сложившиеся под влиянием
целого комплекса социально-психологических и биологических факторов,
неблагоприятные условия существенно осложняют психическое развитие и
воспитание подрастающего поколения. Наиболее уязвимыми в современных
условиях оказываются дети с проблемами в развитии, а именно, с задержкой
психического развития, что проявляется в замедленном созревании
эмоционально-волевой сферы, в отставании развития их познавательных
процессов (К.С.Лебединский, 1982; В.И.Лубовский, Н.А.Цыпина, 1984;
Р.Д.Тригер, Е.В.Владимирова, 1986, 1992 и др.), в школьной неуспеваемости и
хронической астенизации (Н.Г.Лутонян, 1977;, В.Л.Подобед, 1981;,
Е.С.Слепович, 1978; Н.Ю.Борякова, 1983; С.А.Домишкевич, 1977,
И.А.Коробейников, 1980; Т.А.Стрекалова, 1982 и др.).
Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не
в состоянии в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно
увеличивается и, по данным разных исследователей, колеблется в пределах
20% - 30% общего числа детской популяции. Среди стойко не успевающих
младших школьников учащиеся с задержкой психического развития
составляют около 50% (У.В.Ульенкова, 1994; О.Н.Усанова, 1995;
Б.П.Пузанов, 1998).
В Российской Федерации свыше ста тысяч школьников с задержкой
психического развития обучаются в классах выравнивания (В.И. Лубовский,
1994), ныне классах компенсирующего или коррекционно-развивающего
обучения, которые функционируют для младших школьников
общеоБразовательной школы.
У значительной части выпускников классов коррекционно-развивающего
(компенсирующего) обучения конституционально-адаптационный потенциал
вхождения в среднее звено общеобразовательной школы ослаблен за счет
эмоциональных нарушений, проявляющихся в аффективно-регулятивных,
5
эмоционально-коммуникативных затруднениях, декомпенсации
познавательной деятельности и гипофункции эмоционально-нравственной
сферы.
В отечественной и зарубежной психологии, специальной педагогике и
психологии понятие «задержка психического развития» употребляется по
отношению к детям, имеющим резидуальные (остаточные) состояния после
перенесенных во внутриутробном развитии или во время родов, или в раннем
детстве слабовыраженные органические повреждения центральной нервной
системы, а также генетически обусловленной недостаточностью головного
мозга. Слабовыраженная органическая недостаточность мозга ведет к
значительному замедлению темпа развития, особенно сказывающемуся на
психическом развитии детей (М.С.Певзнер, 1966; Г.Е.Сухарева, 1974;
М.Г.Рейдибойм, 1977; Т.А.Власова, К.С. Лебединская, 1975).
По мнению ряда авторов, к рассматриваемой группе относятся дети с
церебрастеническими состояниями, с психофизическим и психическим
инфантилизмом, а также перенесшие в раннем детстве тяжелые и
длительные соматические заболевания, приводящие к функциональной
недостаточности центральной нервной системы. (Т.А.Власова,
В.И.Лубовский, Н.А.Цыпина, 1984; З.И.Калмыкова, И.Ю.Кулагина, 1986;
В.И.Мачихина, 1987, 1992).
Изначально неполноценная биологическая основа (различные формы
недоразвития клеток головного мозга, родовые и послеродовые травмы,
интоксикации головного мозга, экологические неблагоприятные воздействия и
пр.), вступая в сложное взаимодействие с деструктивными факторами
социальной среды, детерминирует более адекватные или менее адекватные
реакции личности подростка (Л.С.Выготский, 1960;. Б.М.Теплов, 1961;
В.М.Русалов, 1979; В.В.Ковалев, 1985).
В этих случаях наблюдается конституционально детерминированное
более полноценное иЛи менее полноценное, более синхронное или менее
6
синхронное созревание отдельных систем друг относительно друга
(психофизиологической, нейроэндокринной, нейрохимической, биологической,
интеллектуально-мнемической, эмоциональной, волевой и т. д.), что приводит к
психотипологической и конституционально-типологической личностной
изменчивости за пределы границ статистической и вероятностной нормы, в
континууме от нормы-акцентуаций до пограничной аномальной личности и
далее до диапазона психопатии (И.В. Боев, 1995; О.А. Ахвердова, 1998; Н.Н.
Волоскова, 2001; Я.В. Луковка, 2002; Э.В. Терещенко, 2002).
Возникает необходимость определения степени выраженности
конституционально-типологической недостаточности высшей нервной
деятельности (ВНД) и психотипологической предиспозиции личности
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения для разработки принципиально новых конституционально
ориентированных подходов к специализированной психологической помощи
детям и подросткам с задержкой психического развития.
Цель исследования – разработка вариантов психологической помощи
выпускникам классов коррекционно-развивающего обучения на фоне
различной степени выраженности конституционально-психотипологической
предиспозиции личности.
Задачи исследования.
1. Изучение документации, анамнестических данных, позволяющих
установить генезис задержки психического развития, органические признаки
патологии мозга у подростков, обучавшихся в классе коррекционно-
развивающего (компенсирующего) обучения.
2. Разработать и провести экспериментально-психологическую
индивидуальную дифференциальную диагностику выпускников классов
коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения в условиях
среднего звена общеобразовательной школы, выделив испытуемых с
конституционально-типологичЕской недостаточностью ВНД и
7
психотипологической предиспозицией личности подростка.
3. Определить и разработать оптимальные методы специализированной
психологической помощи, направленной на восстановление
конституционально-психологических механизмов адаптациИ и компенсации
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения.
4. Объективизировать эффективность разработанных вариантов
специализированной психологической помощи подросткам, имеющим
конституционально-психотипологическую предиспозицию личности.
Объект исследования – человек как целостное системное образование
в субъектно-объектных отношениях.
Предмет исследования – конституционально-континуальная
сущность и обусловленность аномальной личностной изменчивости
выпускников классов коррекционно-развивающего обучения, требующая
оказания специализированной психологической помощи.
Эмпирическая гипотеза исследования заключается в том, что
одинаковые социальные условия адаптации субъекта подразумевают
взаимодействие последних с психолого-биологическими основами человека.
Результатом взаимодействия, взаимовлияния внешних факторов с внутренними
является или психологическая гармонизация субъекта, совершенствование
конституционально-психотипологической структуры личности, или появление
признаков аномальной личностной изменчивости. Неблагоприятное влияние
социальных факторов на структуру личности выявляет степень выраженности
конституциональной детерминированности вероятностной
психотипологической изменчивости. Специализированная психологическая
помощь должна быть адресована к конституционально-психотипологическим
механизмам защиты личности.
Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно-
конституциональном и континуально-генетическом подходе к
психотипологической структуре индивидуальности, предполагающем, что
8
конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют
психологическую, психическую, личностную и поведенческую формы
реагирования в условиях адаптации к более сложной деятельности, изменяя
или нарушая характер компенсаторных и адаптационных возможностей
личности, что предопределяет проблему оказания психологической помощи.
Методологическую и теоретическую основу исследования
составили основополагающие методологические принципы и концепции
отечественной психологии о сущности личности и ее психологической
структуре, генетической разноплановости, преемственности между
биологическим и социальным в психическом развитии, психическом «как
процессе» (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев,
А.И.Донцов, К.К.Платонов, В.П.Зинченко, Б.М.Теплов, А.Г.Асмолов); идея о
системной, межфункциональной организации человеческой психики и
сознания (Л.С.Выготский); концепция системогенетического подхода в
психологии (Е.А.Климов, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, В.Д.Шадриков);
континуально-генетическая концепция (А.В.Брушлинский); учение об
акцентуированных личностях и акцентуациях характера (А.Е.Личко,
К.Леонгард, Г.К.Ушаков); представления об индивидуальных поведенческих
стереотипах, зависящих от конституциональных или генетических
психических особенностей (Б.С.Братусь, В.В.Белоус, В.Н.Дружинин,
Е.А.Климов, В.С.Мерлин); концепция об аномальной личностной
изменчивости и пограничной аномальной личности как промежуточном
диапазоне конституционально-континуального пространства (И.В.Боев,
О.А.Ахвердова); концепция аномальной личностной изменчивости
органического происхождения (Н.Н.Волоскова, О.А.Минаева);
отечественные принципы подхода к проблеме оказания специализированной
психологической помощи (И.В.Боев, О.А.Ахвердова, Н.Н.Волоскова,
Э.М.Козлова, Н.А.Куксова, Л.В.Лысенко); генетическая теория типов
(К.Конрад, Э.Кречмер, А.Ф.Лазурский, У.Шелдон).
9
Материал и методики исследования. В экспериментально-
психологическом исследовании приняло участие 120 выпускников классов
коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения (76 мальчиков и
44 девочки) в возрасте 10-12 лет, проживающих в г. Ставрополе.
Обследование проводилось на базе Межвузовской лаборатории
экспериментальной психологии Ставропольского государственного
университета, общеобразовательных школ г. Ставрополя в течение трех лет,
что позволило объективизировать эффективность предлагаемых методов
психологической помощи.
Для реализации поставленной цели и задач использованы методы и
методики психологического обследования: патохарактерологический
опросник (ПДО) А.Е.Личко (1987), клинический опросник для выявления и
оценки невротического состояния (В.Д.Менделевич, К.К.Яхин, 1978),
методика определения уровня невротизации и психопатизации (Е.Ф.Бажин,
1976; И.Б.Ласко, 1980), личностный опросник Айзенка (1964), шкала
тревожности (J.Teulor, 1953); уровень личностной и ситуативной
тревожности изучался по опроснику Ч.Д.Спилбергера; уровень физической,
вербальной, косвенной агрессии - по личностному опроснику Басса-Дарки;
проективные методики ДДЧ, «Несуществующее животное».
Используя принципы дифференциальной диагностики в
конституциональной психологии, мы распределили всех обследуемых по
месту их расположения в конституционально-континуальном пространстве
личности: 1 группа – 28 подростков, имеющих диагноз «Задержка
психического развития (ЗПР) церебро-органического генеза»; 2 группа – 32
подростка с диагнозом «ЗПР конституционального генеза», которые
соответствовали диапазону ПАЛ с признаками сочетанной
конституционально-типологической недостаточности ВНД и
психотипологической предиспозиции личности. Аномальные личностные и
поведенческие нарушения у подростков 1 и 2 групп соответствовали
структуре патологического девиантного поведения. Третья группа включала
10
27 подростков с диагнозом «ЗПР соматогенного генеза»; 4 группа - 33
подростка - «ЗПР психогенного генеза», у которых обнаруживались
признаки конституционально-типологической недостаточности ВНД. Третья
и четвертая группы характеризовались принадлежностью к диапазону
психологической нормы – акцентуации, а личностная изменчивость
проявлялась в пределах непатологического девиантного поведения. Все
обследуемые в соответствии с методологическими принципами
конституциональной психологии были дифференцированы на четыре
личностных психотипа: эпилептоидный (36%), циклоидный (34%),
шизоидный (19%), истероидный (11%).
Специализированная психологическая помощь основывалась на
концепции сотрудничества в психологическом консультировании
(К.Роджерс), адаптированной к случаям школьной дезадаптации
О.Н.Усановой (1995); принципах лечебной педагогики Н.Е.Поляковой
(1995), методе реконструктивной психотерапии В.Н.Мясищева (1961) в
модификации Э.М.Козловой (2003) и арттерапии, с которой знакомили
родителей подростков, учителей, воспитателей с целью мотивировать
ближайший круг лиц на поиск скрытых психолого-биологических ресурсов
выпускника класса коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения.
Результаты экспериментально-психологических исследований
подверглись многовекторному сравнительно-психологическому анализу
(И.В.Боев, О.А.Ахвердова, 1998), который был использован и для
объективизации применяемых методов специализированной
психологической помощи. Сплошная математическая обработка
проводилась с использованием критерия X – квадрат, исходя из нулевой
гипотезы о том, что никакого различия между сравниваемыми группами нет
(К.Браунли, 1972).
11
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Социальная образовательная среда обитания в виде нового
коллектива сверстников и учителей, новой сложной учебной программы,
требований нескольких учителей, взаимодействуя с конституционально-
типологическими предиспозициями личности, детерминирует проявление
аномальных личностных, психологических и поведенческих нарушений у
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения.
2. Предлагаемый комплекс психологических методов диагностики
позволяет на высоко достоверном уровне определить степень выраженности
конституциональных психологических механизмов декомпенсации и
дезадаптации подростков с различными типами ЗПР к школьной среде.
3. Подросткам, имеющим диагноз «ЗПР церебро-органического,
конституционального, соматогенного, психогенного генеза», необходима
специализированная психологическая помощь, направленная на
восстановление конституциональных психологических механизмов
компенсации и адаптации личности, что служит профилактикой
вероятностных личностных и поведенческих нарушений у подростков.
Научная новизна исследования. Впервые выявлена совокупность
качественных и количественных психологических показателей в
конституциональном личностном континууме от диапазона психологической
нормы-акцентуации до диапазона ПАЛ, характерных для выпускников
классов коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения.
Экспериментально-психологические исследования обнаружили у подростков,
имеющих диагноз «ЗПР соматогенного генеза» и располагающихся в
диапазоне психологической нормы-акцентуации, признаки
конституционально-типологической недостаточности ВНД, что
обуславливало аномальные личностные и психологические реакции на
внешние факторы социальной среды. Для диапазона ПАЛ характерна
сочетанная конституционально-типологическая недостаточность ВНД и
12
психотипологическая предиспозиция с преобладанием эпилептоидной и
шизоидной структур личности, детерминированных ЗПР церебро-
органического и конституционального генезов. Преобладание истероидной
структуры личности коррелирует у подростков с ЗПР соматогенного и
психогенного генезов.
Выявленные различия в надежности функционирования
конституциональных психологических и личностных механизмов компенсации
и адаптации у выпускников классов коррекционно-развивающего обучения
зависят от конституционально-психотипологической детерминированности и
от типа ЗПР, что в совокупности позволяет достоверно прогнозировать
большую или меньшую адекватность психологического и психического
здоровья подростков.
Теоретическая значимость исследования. На эмпирическом и
экспериментально-психологическом уровнях раскрыты интимные
психологические механизмы, лежащие в основе психической декомпенсации
и дезадаптации выпускников классов коррекционно-развивающего
(компенсирующего) обучения. Доказано, что надежность
конституциональных психологических механизмов компенсации и
адаптации выпускников классов коррекционно-развивающего обучения
зависит от степени выраженности сочетанной конституционально-
типологической недостаточности ВНД и психотипологической
предиспозиции личности.
Доказано, что восстановление устойчивых конституциональных
психологических механизмов защиты личности в условиях адаптации к
среднему звену социальной образовательной среды зависит от
своевременности, адекватности и временной экспозиции методов
специализированной психологической помощи выпускникам классов
коррекционно-развивающего (компенсирующего) обучения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан
стандартный набор психологических методов, доступных психологам и
13
другим специалистам, которые позволяют объективизировать аномальную,
конституционно-обусловленную психотипологическую изменчивость у
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения.
Экспериментально-психологическая диагностическая модель
сочетанной конституционально-типологической недостаточности ВНД и
психотипологической предиспозиции личности является условием
формирования аномальной личностной и поведенческой изменчивости у
выпускников классов коррекционно-развивающего (компенсирующего)
обучения. Настоящая модель может быть использована в практической
работе псИхологов, клинических психологов и других специалистов
общеобразовательных школ при составлении индивидуального
психологического профиля подростка и прогнозирования устойчивости –
неустойчивости психологического и психического здоровья.
Разработана программа психологического сопровождения как вида
комплексной специализированной психологической помощи, направленная
на восстановление конституциональных психологических механизмов
компенсации и адаптации, что способствует нивелировке аномальных
личностных и поведенческих расстройств в структуре патологического
девиантного поведения, а также невротических нарушений у подростков.
Достоверность и обоснованность полученных результатов
обеспечены исходными теоретико-методологическими положениями,
лежащими в основе экспериментально-психологического и
психокоррекционного исследования, использованием стандартного
комплекса апробированных психологических методов, адекватных предмету
и задачам исследования, репрезентативностью выборки; значимостью
полученных результатов при использовании психологического
сопровождения подростков, а также экспериментальных данных, основанных
на качественном и количественном анализе с применением современных
методов обработки данных.
14
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы
диссертации представлялись на 9 Международной конференции «Ребенок в
современном мире. Дети и город» (Санкт-Петербург, 2002); Международной
научно-практической конференции «Актуальные проблемы нравственно-
эстетического образования детей» (Орел, 2003); Международном научно-
практическом семинаре «Специальное образование и лечебная педагогика»
(Екатеринбург, 2004); Всероссийской научной конференции с
междунарОдным участием «Речевой онтогенез: норма и патология» (Москва,
2004); Х Годичном собрании ЮО РАО и ХХII Южно-Российских психолого-
педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах
Южно-Российского региона» (Сочи, 2003); Всероссийских научно-
практических конференциях «Современные подходы к изучению, обучению
и воспитанию детей с проблемами в развитии» (Саранск, 2003); «Психолого-
педагогическая поддержка участников образовательного процесса»
(Чебоксары, 2003); «Формирование личности ребенка с нарушениями
развития» (Сургут, 2003); 47-48-ой научно-практических конференциях
«Современная университетская наука региону» (Ставрополь, 2002, 2003);
региональной научно-практической конференции «Концептуальные основы и
технологии формирования здорового образа жизни и условий безопасности
жизнедеятельности детей дошкольного возраста в Ставропольском крае»
(Михайловск, 2002).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 печатных работ.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех
глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и
приложения. Работа изложена на 175 страницах машинописного текста,
иллюстрирована 5 таблицами, 3 графиками и 3 рисунками. Список
литературы включает 196 источников, в том числе 11 зарубежных авторов.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров