Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Основы микропроцессорной техники: Задания и методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности 200400 «Промышленная электроника», обучающихся по сокращенной образовательной программе: Метод. указ./ Сост. Д.С. Лемешевский. – Новокузнецк: СибГИУ, 2003. – 22 с: ил. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Организация подпрограмм и их применение для вычисления функций: Метод. указ./ Сост.: П.Н. Кунинин, А.К. Мурышкин, Д.С. Лемешевский: СибГИУ – Новокузнецк, 2003. – 15 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Оптоэлектронные устройства отображения информации: Метод. указ. / Составители: Ю.А. Жаров, Н.И. Терехов: СибГИУ. –Новокузнецк, 2004. – 23 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Определение частотных спектров и необходимой полосы частот видеосигналов: Метод указ./Сост.: Ю.А. Жаров: СибГИУ.- Новокузнецк, 2002.-19с., ил. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Определение первичных и вторичных параметров кабелей связи: Метод. указ./ Сост.: Ю. А Жаров: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 18с., ил. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Операционные усилители: Метод. указ. / Сост.: Ю. А. Жаров: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 23с., ил. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Моделирование электротехнических устройств и систем с использованием языка Си: Метод указ. /Сост. Т.В. Богдановская, С.В. Сычев (7)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Методы психологического исследования

Для реализации поставленной цели и задач использованы методы и
методики психологического обследования: патохарактерологический
опросник (ПДО) А.Е.Личко (1987), клинический опросник для выявления и
оценки невротического состояния (В.Д.Менделевич, К.К.Яхин, 1987),
методика определения уровня невротизации и психопатизации (Е.Ф.Бажин,
1976; И.Б.Ласко, 1980); уровень личностной и ситуативной тревожности
изучался по опроснику Ч.Д. Спилбергера; уровень физической, вербальной,
косвенной агрессии – по личностному опроснику Басса-дарки; проективные
методики ДДЧ, «Несуществующее животное».
Разделение подростков на психотипы производилось на основании
результатов патохарактерологического диагностического опросника (ПДО),
разработанного А.Е.Личко. Патохарактерологический диагностический
опросник (ПДО) состоит из 25 наборов фраз, отражающих отношение к ряду
жизненных проблем (самочувствие, настроение, сексуальные проблемы,
отношение к родителям и др.) В каждом наборе – 10-19 пронумерованных
утверждений. Вначале обследуемый в каждом наборе утверждений выбирает
наиболее подходящие для него и соответствующий номер вносит в
регистрационный лист, на втором этапе из тех же наборов отбирает наиболее
неподходящее, отвергаемое утверждение. Разрешается отказаться от выбора,
но семь отказов по двум этапам свидетельствуют об отрицательном
отношении к обследованию и защитных реакциях человека. Шкала
объективной оценки ПДО сконструирована на основе сопоставления частот
выборов здоровыми подростками и представителями каждого из типов
психопатий и акцентуаций. Объективная шкала позволяет выявить
следующие акцентуации у подростков (относительно незначительные
отклонения от нормы): гипертимный тип (преобладание возбужденности,
активности, «счастливый счастливчик»); циклоидный тип (фазы
гипертимности и депрессии сменяют друг друга); лабильный тип (настроение
74
сменяется слишком резко от незначительных причин); астеноневротический
тип (повышенная утомляемость, раздражительность сменяется раскаянием и
слезами); сензитивный тип (повышенная впечатлительность, чувство
собственной неполноценности); психастенический тип (нерешительность,
тревожность, мнительность, страхи за будущее); шизоидный тип (закрытый
внутренний мир; живет фантазиями, отстраненность от людей,
оригинальность суждений, отрыв от реального мира); эпилептоидный тип
(злобно-тоскливое настроение с накипающим раздражением, мелочная
аккуратность, стремление к власти); истероидный тип (жажда внимания,
быть в центре внимания любой ценой, склонность к позерству,
демонстративным сценам); неустойчивый тип (отказ от выполнения долга и
обязанностей, от учебы, стремление лишь к развлечениям и удовольствиям);
конформный тип (полная зависимость от окружающих). Эти типы в чистом
виде встречаются редко, чаще проявляются как смешанные.
Шкалы ПДО позволяют измерить степень эмоционально-личностных
нарушений человека в текущий момент и спрогнозировать тенденцию
изменения характера человека при переходе этих нарушений в хроническую
стадию, т.е. спрогнозировать патогенез характера (тенденции в развитии
личности, которые происходят при перерастании временной дезадаптации в
хроническую). Помимо диагностики типов акцентуаций характера ПДО
получает дополнительные показатели:
- показатель откровенности и достоверности результатов;
- индекс В, указывающий на возможность изменения характера
вследствие органического поражения головного мозга;
- показатель реакции эмансипации – стремление освободиться от
контроля, опеки старших; показатель психологической склонности к
алкоголизации, показатель психологической готовности к делинквентности,
к правонарушениям;
- показатель мужественности-женственности.
75
Психологическое обследование включало использование методики
диагностики степени эмоциональной стабильности и нестабильности личности
Г.Айзенка (1965). Личностный опросник Г.Айзенка, адаптированный для
обследования детей, начиная с 7-летнего возраста, который содержит 60 вопросов,
интерпретируемых по шкале экстра- и интроверсии, нейротизма и лжи.
Г.Айзенк (1964) связывает экстра- и интроверсию со степенью возбуждения и
торможения в центральной нервной системе, рассматривая этот фактор,
являющийся в значительной мере врожденным, как результат баланса процессов
возбуждения и торможения. Характеризуя типичного экстраверта, Г.Айзенк
отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг
знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента,
импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел.
Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и
эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него
всегда можно положиться.
Типичный интроверт – это спокойный, застенчивый, интроективный человек,
склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей.
Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает
пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Фактор нейротизма (или нейротицизма) свидетельствует, по Г.Айзенку,
обэмоционально-психологической устойчивости или неустойчивости, стабильности
– нестабильности и рассматривается в связи с врожденной лабильностью
вегетативной нервной системы. В этой шкале личностных свойств
противоположные тенденции выражены дискордантностью и конкордантностью.
При этом на одном полюсе оказывается человек «внешней нормы», за которой
скрывается подверженность всевозможным психологическим пертурбациям,
влекущим к неуравновешенности нервно-психической деятельности. На другом
полюсе – личности, психологически устойчивые, хорошо адаптирующиеся к
окружающей социальной микросреде (Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н., 1996).
76
Нейротизм отражает предрасположение к неврозу, предиспозицию. При
выраженном нейротизме, по Г.Айзенку, достаточно незначительного стресса, и,
наоборот, при невысоком показателе нейротизма для возникновения невроза
требуется сильный стресс, чтобы развился невроз (Блейхер В.М., Крук И.В., Боков
С.Н., 1996).
Контрольная шкала (шкала лжи) служит для выявления обследуемых с
«желательной реактивной установкой», т.е. с тенденцией реагировать на вопросы
таким образом, чтобы получились желаемые для обследуемого результаты.
Максимальная оценка по шкале экстраверсии – 24 балла. Об
экстравертированности свидетельствует показатель выше 12 баллов. При показателе
ниже 12 баллов говорят об интровертированности. О нейротизме свидетельствует
превышающий 14 баллов показатель в этой шкале. Показатель 4-5 баллов по шкале
лжи рассматривается уже как критический. Высокий показатель в этой шкале
свидетельствует о тенденции испытуемого давать «хорошие» ответы. Тенденция эта
проявляется и в ответах на вопросы по другим шкалам, однако шкала лжи служит
своеобразным индикатором демонстративности в поведении обследуемого.
Введение теста Айзенка позволяет не столь количественно, сколько именно с
качественной стороны проконтролировать результаты самопознания человека в
плане отнесения себя к тому или иному типу характера своей активности или
социальной адаптации.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так
как это свойство во многом обуславливает поведение человека.
Для диагностики тревожности разработан ряд тестовых и проективных
методик, позволяющих оценить тревожность как устойчивое свойство
личности (личностная тревожность) и тревожность как состояние
(ситуативная или реактивная тревожность, возникающая как эмоциональная
реакция на стрессовую ситуацию). Среди тестовых методик широкое
распространение получили шкала реактивной и личностной тревожности
Ч.Д.Спилбергера (1972) и шкала тревожности Дж.Тейлор (1953). Шкала
реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера (1972), различающая
77
понятие тревоги как состояния и тревожности, как черты, свойства личности.
Тревога характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени,
наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности,
беспокойства, опасений, выраженной активацией деятельности вегетативной
нервной системы. Возникает тревога как реакция человека на различные стрессы,
чаще психогенного, социально-психологического характера. Личностную
тревожность автор рассматривает как свойство индивида, она является
конституциональным признаком, относится к предрасположенности. Личностная
тревожность – это относительно постоянное свойство человека видеть угрозу
своему благополучию в самых различных ситуациях. Личностная тревожность
является предиспозицией, облегчающей возникновение реакций тревоги (Блейхер
В.М., Крук И.В., Боков С.Н., 1996).
Шкала Спилбергера учитывает дифференциацию факторов личностной и
реактивной тревоги. Она представляет собой опросник, состоящий из двух
подшкал. Подшкала личностной тревожности включает в себя 20 утверждений,
которые обследуемый должен оценить по 4-бальной системе: «почти никогда»,
«иногда», «часто», «почти всегда».
Подшкала реактивной тревоги также состоит из 20 утверждений. Из них 10
констатируют, а 10 отрицают наличие тревоги. Оценка утверждений: «нет, это
совсем не так», «пожалуй так», «верно», «совершенно верно».
Шкала Спилбергера крайне проста, она относится к экспресс-методикам, и
применение ее требует очень мало времени. В СССР шкалу Спилбергера
модифицировал, адаптировал и стандартизировал Ю.Л.Ханин (1976, 1978). Им же
получены ориентировочные нормативы: низкий уровень тревоги – 20-30 баллов,
средний уровень 31-44 балла, высокий уровень – 45 баллов и выше. Общий
итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до
80 баллов. Суммарные оценки получаются путем подсчета результатов с помощью
ключа, учитывающего инвертированные утверждения.
Другая распространенная методика для определения уровня тревожности –
шкала Дж.Тейлор. Она построена на основе Миннесотского многопрофильного
78
опросника и направлена на исследование личностной тревожности. Шкала
Дж.Тейлор состоит из 50 вопросов, на которые испытуемый должен ответить «да»,
«нет», «иногда». Методика проста в обработке и интерпретации данных..
Для диагностики показателей и форм агрессии разработан опросник А. Баса
и А.Дарки в адаптации А.К.Осницкого. Опросник состоит из 75
утверждений, на которые испытуемый должен ответить «да», «пожалуй, да»,
«пожалуй, нет», «нет». Обработка опросника Басса-Дарки производится при
помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций
(физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению,
негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия), которые
определяются суммированием полученных ответов. Сумма баллов,
умноженная на коэффициент, указанный при каждом параметре
агрессивности, позволяет получить удобные для сопоставления –
нормативные показатели.
Конституционально-типологическая недостаточность высшей нервной
деятельности у испытуемых экспериментальной группы подтверждалась
данными, анализируемыми на основании следующих критериев: 1)
отягощенный анамнез, указывающий на наличие у обследуемых в раннем
детстве признаков резидуально-органической церебральной
недостаточности; 2) наличие неврологической микросимптоматики
(сглаженность носогубных складок, затрудненные двигательные пробы
артикуляторной моторики, общей и моторики пальцев рук); 3) трудности
формирования навыков письма и письменной речи, проявляющиеся в
стойкой неуспеваемости по русскому языку, наличие дисграфических и
дизорфографических ошибок письма, плохого, неряшливого почерка.
В предварительной беседе с испытуемыми экспериментальной группы
выяснялось соматовегетативное состояние, которое представляло
разнообразные жалобы: это головные боли разной интенсивности, в том
числе мигренозные; плохая переносимость душных помещений; ухудшение
состояния при поездках на транспорте; повышенная восприимчивость к
79
меняющимся метеофакторам; проявления вегетопатий. При беседе
обращалось внимание на дисфорические и депрессивные эпизоды.
Перечисленные критерии анализировались в корреляции с признаками
аномального личностного и поведенческого реагирования.
Психотипологические особенности у подростков определялись с
использованием результатов целенаправленных характеристик конкретного
подростка учителями, родителями и самого экспериментатора в условиях
естественного эксперимента.
Проективные методики: «Дом-дерево-человек» (Д.Д.Ч.),
«Несуществующее животное».
Важной положительной особенностью проективных методик является
практически полное отсутствие влияния так называемой тестовой
тренированности. То есть повторное использование применительно к
конкретному испытуемому не приводит к сколько-нибудь заметному изменению
результатов. Поэтому оперируя результатами методики, можно быть уверенным,
что они не искажены этим фактором.
Проективный тест «Дом-дерево-человек» представляет собой
графический проекционный тест для психологической диагностики
психического состояния ребенка, его внутреннего самочувствия. Проективные
особенности этого теста обусловлены неопределенностью предъявляемого
стимула.
Считается, что рисунок дома, дерева и человека – это своеобразный
автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те
черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него. В нашем
исследовании тест «Дом-дерево-человек» был применен с целью выявления
степени выраженности у детей таких симптомокомплексов как
«незащищенность», «тревожность», «недоверие к себе», «чувство
неполноценности», «враждебность», «конфликтность», «трудности общения»,
«депрессивность». Был использован вариант методики, предложенный и
80
апробированный Р.Ф.Беляускайте. Выраженность каждого симптомокомплекса
определялась суммой баллов по всем показателям данного симптомокомплекса.
Выполнение рисуночного теста состояло из двух частей: процесса рисования
и беседы после него. При анализе рисунков использовались системы
интерпретации, предложенные Г.Хоментаускасом, Р.Беляускайте, Е.С.Романовой и
О.Ф.Потемкиной. Для количественной оценки теста «Дом-дерево-человек»
общепринятые качественные показатели были сгруппированы в следующие
симптомокомплексы: 1) незащищенность; 2) тревожность; 3) недоверие к себе; 4)
чувство неполноценности; 5) враждебность; 6) конфликт; 7) трудности в общении;
8) депрессивность. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей,
которые оцениваются баллами, максимальный балл мог достигать в сумме: по
первому сомптомокомплексу – 18 баллов, по второму – 13 баллов, по третьему – 7
баллов, по четвертому – 10 баллов, по пятому – 14 баллов, по шестому – 17 баллов,
по седьмому – 17 баллов, по восьмому – 11 баллов. При интерпретации рисунка
дома, дерева, человека мы исходили из целостности всех рисунков, наличие только
одного признака не свидетельствовало о наличие определенной психологической
особенности.
Проективный тест «Несуществующее животное», разработанный М. З.
Дукаревич, позволяет исследовать индивидуальные особенности личности,
выявлять признаки нарушений психического функционирования и изучать сферу
общения.
Ход проведения теста состоит из двух частей: рисования и беседы после
него. Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для
регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики (в
частности, моторики рисующей доминантной руки), зафиксированное в виде
графического следа движения (рисунка).
При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель
пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е.
возникшую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной
окраской переживания и временным периодом: настоящим, будущим, прошедшим.
81
Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с периодом
прошлого и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-
представлением и планированием) и его осуществлением. Левая сторона и низ
пространства связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с
неуверенностью, пассивностью.
Правая сторона пространства впереди и вверх связана с периодом будущего и
с действительностью, а также с положительно окрашенными эмоциями, энергией,
активностью, конкретностью действий.
Интерпретация строилась на последовательном анализе следующей
информации:
- Положение рисунка на листе;
- Центральная смысловая часть фигуры;
- Несущая часть фигуры;
- Части, возвышающиеся над уровнем фигуры;
- Контур фигуры;
- Общая энергия;
- Тема рисунка;
- Уподобление животного человеку;
- Творческие возможности;
- Название.
Прежде всего оценивали способ построения образа, характеризующий тип
воображения и мышления ребенка, его подход к творческой задаче. При низком
уровне изобразительной техники способ построения образа в большей мере
отражается в названии животного, чем в его внешнем виде.
Оценивались также следующие особенности детей: тревожность, страхи,
демонстративность, агрессивность, депрессивные тенденции, астенизация,
самооценка и система ценностей, сфера общения, принадлежность к какому-нибудь
из четырех базовых психотипов: шизоидному, эпилиптоидному, истероидному,
циклоидному.
82
Проективный тест «Несуществующее животное» построен на теории
психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется
исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой
руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По
И.М.Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция,
связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально – «Всякая
мысль заканчивается движением»).
Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в
соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии,
необходимой для осуществления ответного движения (на представление – мысль).
Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют
напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы
необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук –
ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве:
удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении
рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель
пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е.
возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной
окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим.
Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы
психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с
прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между
мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона,
пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На
листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно
окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью.
Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно
окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к
пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы
83
оперирования с символами и символическими геометрическимиэлементами и
фигурами.
Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может
быть представлен в описательных формах.
Результаты экспериментально-психологических исследований
подверглись многовекторному сравнительно-психологическому анализу
(И.В.Боев, О.А.Ахвердова, 1998), который был использован и для
объективизации применяемых методов специализированной
психологической помощи. Сплошная математическая обработка проводилась
с использованием критерия Х – квадрат, исходя из нулевой гипотезы о том,
что никакого различия между сравниваемыми группами нет (К. Браунли,
1972).

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров