Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (13)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (14)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

Программа специализированной психологической помощи в виде психологического сопровождения выпускников классов коррекционно- развивающего обучения

Адекватная и своевременная диагностика конституционально-
типологической недостаточности высшей нервной деятельности и/или
психотипологической предиспозиции личности у детей и подростков с
задержкой психического развития подразумевает оказание
специализированной психологической помощи в виде психологического
сопровождения (патронажа специалистов), основанной на приемах
конституционально-ориентированной психокоррекции, психотерапии и
психологического консультирования.
Специализированная психологическая помощь основывалась на
концепции сотрудничества в психологическом консультировании
(К.Роджерс), адаптированной к случаям школьной дезадаптации
О.Н.Усановой (1995); принципах лечебной педагогики Н.Е.Поляковой (1995);
методе реконструктивной психотерапии В.Н.Мясищева (1961) в
модификации Н.Н.Ерошенко (2002), Э.М.Козловой (2003) и программу
активной и пассивной арттерапии, разработанную Н.Н.Волосковой (2001) для
подростков, имеющих аномальную личностную изменчивость органического
происхождения, адаптированную к настоящему контингенту испытуемых.
Предложенная О.Н.Усановой (1995) концепция сотрудничества в
психологическом консультировании, разработана на основе теории
К.Роджерса. В рамках излагаемой концепции сотрудничества в
консультировании человек рассматривается как целостная, активная, относи-
тельно автономная личность, вступающая в коммуникативные отношения с
окружающими, получающая возможность реализовать свои способности
размышлять, переживать, действовать, вербализировать собственные
действия и переживания, рефлексировать.
85
Важной теоретической основой сотрудничества в консультировании
является концепция действительности, представления о том, как субъект
приходит к самоощущению и мировосприятию.
Такая концепция действительности и субъективного ее отражения
способствует организации процесса консультирования на всех его этапах.
Важной составляющей анализируемой концепции выступает идея модели
действия, которая строится человеком на основе его представлений о своем
образе и об образе действительности.
Действие личности рассматривается нами как событие или система
событий, связанных определенным контекстом и имеющих субъективное
значение. Этот контекст специфичен тем, что действия личности
обуславливаются связью одновременно со многими системами (школа,
друзья и т.д.). В связи с этим модель действия на основе понимания человека
как рефлексирующего субъекта в его системных отношениях не может
представлять собой прямолинейной причинно-следственной связи. Скорее
это циркулирующие процессы обратной связи между действующим лицом и
участниками систем его взаимоотношений.
Наиболее эффективны следующие структуры действий: введение
консультируемого в ситуацию; описание проблемы и реконструкция
внутреннего мира ощущений и мыслей; смена ролей; анализ и выделение
главной проблемы; выбор цели и принятие ее; разработка путей достижения
цели; принятие решения; подготовка к осуществлению решения;
психологическая поддержка консультируемого в процессе реализации
решения.
Эти действия эффективно можно осуществлять при соблюдении
определенных условий. Для консультирования выбирается удобное время, не
провоцирующее торопливость в работе. Психолог и клиент занимают
удобное положение в комфортном помещении. Проводится точное
распределение ролей (есть консультант и консультируемый). Задача
86
консультанта - перевести консультируемого от изложения жалоб к
планированию конкретных действий по решению проблемы.
При работе с подростками мы основывались на принципах лечебной
педагогики. Лечебная или медицинская педагогика - это оказываемое с
лечебной целью воздействие на личность больного ребенка или полростка, в
частности, страдающего нервно-психической патологией. Фактически любой
школьный коллектив в настоящее время нуждается в специалистах по
лечебной педагогике, психокорректорах (Н.Е.Полякова, 1995).
Методы лечебной педагогики разнообразны и зависят не только от
формы заболевания, но и от его стадии, степени выраженности психических
нарушений, возраста больного и его микросоциальной среды. Задачами
лечебной педагогики являются: коррекция поведения, нарушенного
болезнью, психотравмирующей ситуацией или неправильным воспитанием:
пробуждение отсутствующего или утраченного интереса к учебной работе;
ликвидация педагогической или социальной запущенности; приобретение
профессиональных навыков и решение вопросов профессиональной
ориентации.
Успех лечебно-педагогической работы определяется объединением
усилий, согласованностью действий медицинского персонала, психологов,
педагогов, детей и подростков, на которых направлены эти усилия.
Выпадение хотя бы одного звена из этого комплекса снижает эффективность
проводимой работы.
Первая и главная задача педагога увидеть и осознать, что все дети
разные и трудны они по-разному. Различаются они по следующим
характеристикам: уровень активности, энергичность, регулярность
различных биологических циклов (сон, бодрствование, голод, насыщение,
динамика процессов выделения и т.д.). Дети различаются по способности к
адаптации (т.е. тем, насколько легко меняется их поведение в ответ на
изменившиеся обстоятельства окружающей среды) и по интенсивности своих
87
эмоциональных реакций (например, обнаруживая свою радость громким
смехом или спокойной улыбкой, а неудовольствие - криком или жалобой).
В наиболее сложное положение попадает ребенок или подросток
непризнанный в школьном коллективе, непринятый неформальной средой
сверстников и лишенный поддержки семьи. К трудностям поведения
присоединяются в разной степени выраженные нервно-психические
расстройства в виде колебаний настроения, повышенной обидчивости,
ранимости, плаксивость или повышенная раздражительность с
агрессивностью. Возникновение нарушений сна, аппетита, повышенной
утомляемости, головной боли, расстройств желудочно-кишечных функций -
так называемой психосоматической симптоматики - указывает на глубину
психопатологического состояния и необходимость обращения к психиатру.
Лечебная педагогика помогает решить общие педагогические и
общевоспитательные задачи по передаче детям и подросткам необходимых
общеобразовательных навыков. Основным действующим фактором педагога
является слово и в этом лечебно-педагогическое воздействие сходно с
психотерапевтическим (Б.З.Драпкин, 1979).
Особого педагогического внимания требует значительная по
представительству группа детей, которые по состоянию нервно-психического
здоровья находятся на нижней границе нормы и обнаруживают признаки
отклонений в психическом здоровье, дисгармоническое развитие. Они не
больные, находятся в состоянии своеобразного неустойчивого равновесия.
Своевременное лечебно-педагогическое воздействие способно
предотвратить, нормализовать, а под час и полностью компенсировать
отклонения в поведении ребенка.
Одним из принципов лечебной педагогики является необходимость
индивидуального полхода к каждому ребенку и подростку, учет его
психологических особенностей, наиболее здоровых звеньев и свойств
88
личности и использования их для организации лечебно-педагогического
процесса.
Важен также принцип соответствия. Нагрузки, особенно
интеллектуальные, должны соответствовать физическим и психическим
возможностям воспитанника. Начиная с требований, несколько отстающих
от возможностей учащегося, педагог постепенно создает для ребенка
ситуацию радости и гордости от преодоления трудностей. Вознаграждать
детей следует за улучшение учебной деятельности, а не за абсолютные
успехи в ней, необходимо поощрение за достижения в творческой
деятельности (рисование, резьба по дереву и т.д.), в спорте, в различных
школьных мероприятиях и т.д. Важно, чтобы все дети получали
положительные эмоции и одобрение за то, чем они занимаются в школе.
Постепенно у учащегося возникает или восстанавливается положительное
отношение к школе, интерес к учебе.
Индивидуальная патогенетическая техника психокоррекции
(В.Н.Мясищева) применяется на занятиях лишь к тем детям и пождросткам,
которые обнаруживают отклоняющееся поведение.
Задачи патогенетической психотерапии отражают поэтапный характер
психокоррекционного процесса от изучения личности пациента через
осознание к изменению, т. е. к коррекции нарушенных отношений подростка
и обусловленных ими неадекватных эмоциональных и поведенческих
стереотипов, ведущих к нарушению полноценного функционирования
личности (Г.Л.Исурина, Б.Д.Карвасарский и др., 1989).
Конечные задачи патогенетической психотерапии подростков состоят
в достижении изменений в трех сферах: когнитивной, эмоциональной и
поведенческой. Индивидуальная психокоррекционная форма работы в
большей степени акцентирует когнитивный аспект изменений (именно
поэтому она и может быть отнесена к рациональной психотерапии).
Благодаря этим особенностям работы центр тяжести индивидуальной
89
психотерапии переносится на сферу интеллектуального осознания.
Возможности же ее в непосредственной коррекции эмоциональной и
поведенческих сфер ограничены, однако эти сферы не исключены полностью
из психокоррекционного процесса, а прорабатываются опосредованно, через
изменение когнитивного компонента отношения. Непосредственная же
работа с эмоциональными и поведенческими стереотипами ограничивается
взаимоотношениями подросток - психолог.
Индивидуальная психотерапия ориентирована биографически. Из этого
вытекает и особенности в материале осознания: форма индивидуальная
направлена на генетическое (историческое). Именно поэтому в центре внима-
ния индивидуальной психотерапии оказывается биографический материал.
На основании анализа своей биографии подросток может: 1) осознать
мотивы своего поведения, особенности своих отношений, эмоциональных и
поведенческих реакций; 2) осознать неконструктивный характер ряда своих
отношений, эмоциональных и поведенческих стереотипов; 3) осознать связь
между различными психогенными факторами и особенностями отношений;
4) осознать меру своего участия и ответственности в возникновении кон-
фликтных и психотравмирующих ситуаций; 5) осознать более глубокие при-
чины своих переживаний и способы реагирования, коренящиеся в детстве, а
также условия формирования своей системы отношений.
Индивидуальная психотерапия имеет дело не столько с «живыми»
эмоциями (кроме отношений подросток - клинический психолог), сколько с
их «отражением», поэтому задачи в эмоциональной сфере в определенной
степени также связаны с осознанием. В течении психокоррекционной работы
подросток может: 1) получить эмоциональную поддержку от психолога, спо-
собствующую ослаблению защитных механизмов; 2) научиться понимать и
вербализовывать свои чувства; 3) испытывать более искренние чувства к са-
мому себе; 4) раскрыть свои проблемы с соответствующими им
переживаниями (часто скрытыми от самого себя); 5) произвести
90
эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ
переживаний, эмоционального реагирования.
В ходе работы подросток может корригировать свои неадекватные
реакции и формы поведения на основании достижений в познавательной
сфере.
Ведущим психокоррекционным коррегирующим воздействием
является метод перестройки отношений. Этот метод может быть назван
глубокой психотерапией. Он дает возможность выяснить не только причины
сложных отношений, известные подростку, но и те из них, связь которых с
имеющимися у него дезадаптивными проявлениями ему не ясна поэтому
основная задача психокоррекционного воздействия, прежде всего, должна
быть направлена на выяснение источников дезадаптивного состояния
личности подростка.
Психотерапия начинается, с бесед психолога с подростком,
нацеленных на выяснение его жизненной истории, истории развития системы
отношений, особенностей личности подростка, его отношений к
окружающей действительности - к родным (если они есть), школе,
товарищам, детскому дому и т. п. Во время бесед с подростком от внимания
психолога не должно ускользать ни одно замечание подростка, ни одно
сообщение его о, казалось бы, незначительном факте, реакция на него самого
подростка.
Такое детальное выяснение биографических данных помогает
психологу путем сопоставления событий в жизни подростка с характером его
реакции на них выяснять особенность сформировавшихся у него отношений,
которыми и была обусловлена неправильная переработка внешних
воздействий, послуживших толчком для развития социально-
психологической дезадаптации личности. Таким образом, постепенно
раскрываются особенности конституционально-психотипологических
механизмов, приводящих к дрейфу в сторону пограничной аномальной
91
личности, что является источником возникновения дезадаптации
(О.А.Ахвердова, 1998).
Но одного понимания со стороны психолога этих изменений еще не
является достаточным. Очень важно добиться понимания его самим
подростком. Необходимо помочь подростку самому разобраться в причинах
патогенных переживаний, возникших у него благодаря неправильно
сложившимся отношениям, благодаря конституционально-
психотипологической предиспозиции, которые, взаимодействуя между
собой, усложняли, мешали разрешению встретившихся социально-
психологических трудностей.
Важным условием успеха психотерапии является установление
контакта психолога с подростком, а также необходимо выработать
положительное эмоциональное отношение подростка к процессу
психокоррекции.
При завоевании психологом расположения подростка благодаря
правильному пониманию его переживаний растет авторитет психолога,
доверие к нему и развивается все более активное участие самого подростка в
совместном критическом разборе жизненных отношений и обстоятельств. С
этого момента, когда подросток начинает понимать причины сложившейся
системы отношений, он начинает все более раскрываться - сообщать о себе
много новых существенных биографических данных, о которых раньше
умалчивал из-за того, что считал их ненужными, не имеющими значения,
либо та чувства неудобства, стыда, нежелания показать себя перед
психологом в невыгодном для себя свете.
В процессе использования патогенетической техники психокоррекции
важно отметить определенную последовательность в формах поведения
психолога. При первой встрече с подростком клинический психолог
минимально активен, недирективен, способствует искреннему раскрытию
эмоциональных переживаний подростка, созданию доверительного контакта.
92
Затем, увеличивая свою активность, психолог приступает к выяснению
«внутренней картины болезни», к вербализации подростком всех его
представлений, связанных с пониманием болезни, ожиданий от лечения и
перспектив психокоррекции. В процессе такого обсуждения в сознании
подростка постепенно выстраивается определенная последовательность из
различных звеньев новой концепции болезни: сложности отношений
(симптоматика) - эмоциональные факторы или патогенные ситуации -
личностные позиции или отношения - невротический конфликт -
потребности или мотивы.
Параллельно проводится работа с воспитателями и педагогами
учебного учреждения, заинтересованными в процессе коррекции, в виде
курса лекций и индивидуальных консультаций, с учетом культурного и
интеллектуального уровня последних. Такая форма работы играет
решающую роль в социально-психологической адаптации не только
представителей психологической нормы - акцентуантов, но и представителей
пограничной личностной изменчивости.
Постепенно взаимоотношения с подростком углубляются, клинический
психолог становится помощником в интенсивной работе подростка над его
внутренним миром.
На заключительном этапе психокоррекции клинический психолог
вновь увеличивает свою активность и даже проявляется директивность,
испытывая и закрепляя подростком новых способов переживания и
поведения.
Задачей психологической коррекции является выработка и овладение
навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения здоро-
вья психической деятельности, способствующей личностному росту и адап-
тации человека в обществе. Психокоррекция в узком понимании термина ос-
новной своей задачей ставит купирование аномальных психотипологических,
личностных переживаний и аномальных поведенческих реакций в ответ на
93
длительное воздействие деструктивных социально-стрессовых
информационных факторов, что в значительной мере способствует
внутренней и внешней гармонизации личности подростка.
Нами были адаптированы оригинальные психокоррекционные и
психотерапевтические технологии, разработанные Н.Н.Волосковой (2001):
для представителей «ЗПР соматогенного генеза» и «ЗПР психогенного
генеза», располагающихся в диапазоне психологической нормы-акцентуаций,
признаками конституционально-типологической недостаточности ВНД с
преобладанием истероидной структуры личности. Патогенетическая
(реконструктивная) психотерапия (И.В. Боев, 2003) в сочетании с приемами
пассивной, активной арттерапией и музыкотерапией проводилась для
представителей диапазона ПАЛ, характеризующихся сочетанной
конституционально-типологической недостаточностью ВНД и
психотипологической предиспозицией личности, детерминированных ЗПР
церебро-органического и конституционального генезов с преобладанием
эпилептоидной и шизоидной структур личности.
Эмоционально-стрессовую психотерапию следует рассматривать как
всецело направленную к лечебной цели посредством аппелляции к духовным
компонентам личности, пробуждая в ней насущную потребность
самоусовершенствования, выработки у себя таких свойств и качеств, которые
будут поднимать ее как в своих собственных глазах, так и во мнении
окружающих (В.Е.Рожнов, 1985, с. 30).
Показания к применению арттерапии очень широки и обусловлены ее
действием:
Социально-личностный уровень адаптации: в основе адаптирующего
действия лежит неосознаваемая созидательная, гармонизирующая,
интегрирующая сила некоего эстетического и творческого начала,
заложенного в искусстве.
94
Личностно-ассоциативный уровень адаптации: облегчение,
компенсация достигаются за счет не столько эстетического действия, сколько
вследствие снижения напряжения, обусловленного отреагированием
различных конфликтных, гнетущих переживаний и их сублимация.
Физиологический уровень адаптации: учитывается физическое,
физиологическое, координационно-кинетическое влияние пластического
изобразительного творчества на организм и психику.
Каждый из этих элементов допускает использование искусства и в
экспрессивном творческом варианте, когда творят сами подростки, и в
импрессивном, когда используется восприятие уже готовых произведений
изобразительного творчества.
Физическое и физиологичекое влияние арттерапии заключается в том,
что активное творчество способствует улучшению координации,
восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов.
Здесь непосредственное воздействие на организм оказывает и цвет, и линии,
и формы. Работы де Фере открыли зависимость скорости кровообращения и
силы мускульных сокращений от цвета и освещения. В странах
каллиграфического письма (Китай, Япония и др.) с давних времен для
лечения нервных потрясений применяются рисование иероглифов. В
настоящее время выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется
и заметно снижается частота его пульса.
В целом показания к арттерапии достаточно обширны, тем более что ее
применение может «дозироваться» от относительно «поверхностной
занятости» до углубленного анализа скрытых индивидуальных переживаний.
Многоплановое воздействие искусства живописи и музыкотерапии позволяет
применять его к пациентам разного возраста в самых широких
дигностических пределах. Арттерапию можно использовать как седативное
средство при психомоторном возбуждении и агрессивных тенденциях; она
может выполнять функции отвлечения и занятости, способна при социальной
95
дезадаптации облегчить контакт и помогать выявлять скрытые переживания.
Она может также выполнять активизирующие и адаптивные функции,
оказывать и расслабляющее действие: расслабление наступает после
творческой активности при высвобождении энергии снявшегося напряжения.
Противопоказания к арттерапии: состояния, не позволяющие
подростку определенное время усидеть за рабочим столом, или когда
подросток мешает другим. Это маниакальное возбуждение, расстройства
сознания и тяжелые депрессивные расстройства с уходом в себя.
В нашем исследовании мы использовали: пассивную арттерапию в
сочетании с музыкотерапией; использование уже существующих
произведений искусства путем их анализа и интерпретации пациентом;
активная арттерапия; прием тактированного письма или
каллиграфиотерапия.
Активная арттерапия
Тактированное письмо – каллиграфитерапия.
Личность развивается как целое, и ни одна функция (ни речь, ни
память, ни воля) не могут развиваться самостоятельно, и лишь в целях
научного анализа нами абстрагируется та или иная сторона развития
(Л.С.Выготский, 1934).
Как показали наши наблюдения, подростки с ЗПР церебро-
органического и конституционального генеза имеют диспластичность общих
движений, парциально нарушенную письменную речь (медленное чтение,
письмо, ошибки в самостоятельной письменной речи, часто обусловленные
несформированностью автоматического уровня письменных операций).
Функциональный анализ высших психических функций, проведенный
на примере анализа письма под диктовку у школьников, позволяет сказать,
что у данного контингента обследуемых имеет место снижение переработки
слуховой информации, кинестетической, зрительной и зрительно-
пространственной, серийной организации движений, программирования и
96
контроля, избирательной активации. При таком делении в один
функциональный компонент входят близкие по органическому и
функциональному генезу и топике операции, имеющие единый принцип
работы – «фактор», по А.Р.Лурия.
Учитывая сложную структуру и условия построения двигательного
акта и особенности нарушений речевой и неречевой моторики у учащихся с
трудностями формирования навыка письма, Н.Н. Волосковой (2001)
разработаны приемы коррекционного воздействия, которые направлены на
ритмизацию моторных процессов и автоматизацию графо-моторного
компонента письма с помощью приема тактированного письма (1996).
Данные коррекционные приемы предназначены для индивидуальных и
микрогрупповых занятий. Эти коррекционные приемы могут быть
предложены и подросткам, испытывающим каллиграфические трудности
написания, затруднения в скорости, темпе, ритме письма, а также
используются для занятости во время рациональной психотерапии.
Методика каллиграфитерапии
Каллиграфитерапия – это поэтапное введение тактированного письма с
постепенной и пролонгированной автоматизацией каллиграфических
навыков. В нашем эксперименте использовалось ритмизированное письмо в
сопровождении ритмичной музыкой на завершающих этапах
психокоррекции.
Тактированное письмо позволяет добиваться четкости, плавности,
ритмичности и ускоренного темпа. Данный коррекционный прием
предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у
учащихся, имеющих особенности двигательной сферы. Н.Н.Волосковой
(2001) разработана поэтапность обучения тактированному письму. Данный
прием может применяться для совершенствования скорости письма у
подростков с нарушениями письменной речи.
97
Психологу и логопеду следует творчески подходить к используемому
материалу и самостоятельно подбирать его в зависимости оттого, что
наиболее необходимо в данный момент учащемуся, с которым ведется
психокоррекционная работа.
Такого характера коррекционная работа как каллиграфитерапия может
быть рекомендована эпилептоидным подросткам. Включение в работу лучше
в период дисфорийного и аффективного напряжения. При этом необходимо
побуждать подростка выполнять задания неторопливо, без эмоций – это
снимает аффективное напряжение и лишнюю напряженность. В процессе
выполнения заданий по тетради необходимо подвести к выводу о том, что не
нужно «заводиться», не нужно торопиться и т.п. Обсуждение выполненных
заданий лучше начинать с положительных качеств этого подростка.
Подчеркнуть, что такого плана работа у него получается неплохо. Для
акселерированных подростков данная тренировочная тетрадь может стать
специфическим невербальным методом арттерапии. В процессе выполнения
заданий по тактированному письму, особенно тех частей заданий, которые
содержат рифмованные задания, необходимо побуждать подростков к
живому восприятию, стимулировать к запоминанию мельком увиденное,
поощрять живое фантазирование, отвлекая от бесплодного мудрствования,
самокопания и «словесной жвачки».
Ретардантов подростков необходимо поощрять в процессе
выполнения заданий по каллиграфии, внушая уверенность в собственных
силах и возможностях. Работая с такими подростками, важна постоянная
защита их «слабого места» – постоянное опасение по поводу возможного
осуждения, насмешек, предубеждения, неприязни со стороны окружающих,
особенно сверстников.
Диссоциированных подростков необходимо строго регламинтировать,
дисциплинировать и лучше проводить психокоррекционные занятия в
микрогруппе с сильным лидером и социально позитивными установками.
98
Истероидные подростки благодаря своей широкой неизбирательной
общительности не представляют особых трудностей для первого контакта.
Эгоцентричность истероидов облегчает первый контакт, если дать подростку
почувствовать интерес к нему, как к личности. Контакт легче установить, чем
сохранить.
Они адекватно реагируют на доброжелательное отношение и
искренний интерес к их проблемам. Разговор с ними надо вести в живом
темпе, не задерживаться подолгу на одной теме, не боясь отвлечений. Однако
необходимо помнить, что эти подростки всегда пытаются взять инициативу в
свои руки, начать командовать, выдвигать условия. Поэтому следует
опасаться утраты дистанции, фамильярности в отношениях. В психологе и
логопеде истероидный подросток должен чувствовать независимую
самостоятельную личность.
Для истероидных и эпилептоидных подростков показаны приемы
тактированного письма в сочетании с индивидуальной рациональной
психотерапией, т.е. те приемы психокоррекции, которые помогают выйти на
контакт с этим подростком, провести целенаправленную беседу.
Подросткам с истероидной акцентуацией, имеющих речевые
нарушения, все упражнения в тактированном письме и речевые упражнения в
произношении идут на пользу. В отличие от акцентуантов у истероидов на
упражнения в речи может появиться реакция оппозиции, либо наряду с
чертами истероидности отмечается эмоциональная лабильность, отдельные
невротические симптомы.
Демонстративное поведение, демонстративные аффективные реакции
никогда не должны подкрепляться выполнением их требований и желаний.
Иногда эти желания высказываются подростками открыто в процессе
психокоррекции. Иногда же истероидные подростки ведут себя так, чтобы об
этих желаниях «догадались». Подросток должен убедиться, что таким
демонстративным поведением, таким путем он ничего не достигнет, а,
99
наоборот, навлечет на себя только дополнительные неприятности и
осложнения.
Надо стремиться к тому, чтобы подросток сам увидел
непривлекательную сторону своей претенциозной демонстративности в
сочетании с маловыразительной дефектной речью. Но одновременно надо
поощрять реальные достижения и способности. Для снижения уровня
эгоцентризма Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий (1982) и А.Е.Личко (1983)
рекомендовали рассказывать о других, т.е. говорить опосредованно.
Особенно полезны для истероидных подростков невербальные приемы
психокоррекции. Акцентуанты истеротимики, обладая обычно хорошей
артистичностью, пластичностью, коррдинацией движений, пантомимикой и
эмоциональностью, они оказываются на высоте и получают безболезненное
для других удовлетворение собственного эгоцентризма. Истероидные
подростки должны много трудиться над собой, чтобы завоевать роль первого
выразителя, застрельщика, зачинщика и получить заслуженную оценку его
реальных достижений и способностей.
В процессе выполнения заданий и оценки своей работы подростка
необходимо подтолкнуть к собственным выводам. В ненавязчивых беседах
во время активной арттерапии (каллиграфиотерапии) подросток должен сам
уяснить слабые стороны своего характера: непереносимость однообразного
образа жизни, монотонного, требующего мелочной аккуратности труда,
одиночества, лишения кампании сверстников, а также невоздержанность
своих реакций на проявления властвования со стороны.
Циклоидные подростки требуют искреннего благожелательного и
эмпатийного отношения психолога и логопеда. В процессе выполнения
заданий желательно добиться эмоционального отреагирования с полным
раскрытием переживаний. В дальнейших отношениях таким подросткам
нужна постоянная эмоциональная поддержка, сопереживание.
100
Удача психокоррекционного воздействия будет достигнута в том
случае, если кто-либо из членов группы, с которой проводится
психокоррекция, становится партнером для сопереживания.
Самой тяжелой психической травмой для подростка этого типа
оказывается эмоциональное отвержение со стороны эмоционально значимых
лиц – родных, близких или друзей-сверстников, к которым возникла сильная
привязанность.
Шизоидные подростки. В процессе психокоррекционной работы с
этими подростками, как правило возникает психологический барьер, ответы
подростка носят формальный характер. Шизоидные подростки не выносят,
когда к ним «лезут в душу», при этом надо избегать излишней напористости.
Отношение к различным проблемам приходится высказывать самому
психологу, следя за рекцией подростка и незаметно провоцируя его на
комментарии. Признаком преодоления психологического барьера – перехода
от формального контакта к неформальному – служит момент, когда
шизоидный подросток начинает говорить по своей инициативе, иногда на
тему неожиданную и далекую от обсуждения. В этом случае останавливать
его не следует. Необходимо умело посепенно направлять беседу в нужном
направлении.
Учитывая еше одно свойство шизоидной натуры – истощаемость в
контакте, надо помнить о неожиданном крутом переходе к новой теме, чему
способствует подобранный разнообразный материал тетради тактированного
письма.
Такие подростки остаются одинокими среди сверстников. Они лучше
адаптируются в малой группе более взрослых школьников.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров