Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (3)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (5)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (2)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (3)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (6)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Субъект как категория отечественной психологии

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АНАЛИЗА В
ИССЛЕДОВАНИИ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.
10
§1. Источники формирования психологических понятий 12
§2. Критерии понятийного статуса психологических дефиниций 17
§3. Иерархия системы психологических понятий 19
§4. Построение системы категорий и понятий в психологии 24
§5. Развитие понятийно-категориальной системы в истории психоло-
гии
33
Выводы по главе 1. 35
ГЛАВА 2. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ
«СУБЪЕКТ».
§1. Предпосылки развития категории субъекта в досоветский период. 38
1.1 Философия как источник возникновения категории «субъект» 38
1.2 Рассмотрение категории субъекта в русской духовно-религиозной
психологии
40
1.3 Эмпирическая психология о категории субъекта 42
1.4 Вклад экспериментально-психологического направления в разра-
ботку категории субъекта
43
§2. Развитие категории субъект в советский период 45
2.1 Вклад школы Д.Н. Узнадзе в развитие категории субъекта 46
2.2 Категория субъекта как главный конструкт школы С.Л. Рубин-
штейна
49
2.3 Разработка категории субъекта в рамках школы Б.Г. Ананьева 63
2.4 Проблема субъекта в исследованиях школы Л.С. Выготского –
А.Н. Леонтьева
69
§3. Понятия субъектности и субъективности в контексте категории
«субъект»
76
Выводы по главе 2. 83
3
ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
КАТЕГОРИИ «СУБЪЕКТ».
§1. Поле значений категории “субъект” (критерий предельности ка-
тегории)
87
§2. Связь с другими категориями (критерий систематизированности) 95
2.1 Поле значений категории «личность» 102
2.2 Поле значений категории «индивидуальность» 109
2.3 Поле значений категории «индивид» 115
§3. Взаимосвязь принципов и категорий науки (методологический
критерий)
118
3.1 Роль категории субъекта в развитии и понимании принципа де-
терминизма
118
3.2 Категория субъекта и принцип развития 120
3.3 Разработка категории субъекта в контексте принципа системно-
сти
143
3.4 Связь категории с предметом психологии. 147
§4. Принципообразующий критерий категории субъекта 149
Выводы по главе 3. 152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 158
4
ВВЕДЕНИЕ
Проблема категориального строя психологии – одна из ключевых про-
блем науки. Уровень сформированности категориальной системы определяет
зрелость науки, а ее единство является показателем целостности и системности
научного знания. Категории как устойчивые инварианты науки выполняют ин-
тегрирующую функцию, обеспечивают формирование системы психологии,
определяют задачи и ориентиры научного поиска, являются важными опорны-
ми точками в объяснении и понимании научной феноменологии.
В XX веке в отечественной психологической науке исторически сложи-
лась уникальная ситуация: была предпринята попытка создания парадигмаль-
ной области знания, опирающейся на единое методологическое основание –
систему принципов, понятий и категорий, верифицирующих применительно к
психологии основные положения марксистко-ленинской теории познания.
Этим объясняется традиционно большое внимание отечественной психологии
к анализу категорий как одному из базисных компонентов методолого-
теоретического каркаса науки. Проблема категориального строения психоло-
гии являлась предметом изучения в работах Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова,
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Л.М. Веккера, В.А. Ганзена, Б.Ц. Бад-
маева, В.А. Богданова, Д.И. Дубровина, Н.И. Рейнвальд, М.С. Роговина, Н.А.
Соколова, А.Н. Ткаченко и других. Однако многочисленные исследования не
дают ответа на вопрос о том, каковы критерии категориального статуса поня-
тия, поэтому выявление и описание системы категорий осуществляется до сих
пор достаточно произвольно. Особенно острое и актуальное звучание пробле-
ма категориального анализа приобретает в условиях переживаемого современ-
ной психологией методологического кризиса, когда старая парадигма оказа-
лась разрушенной, а новая - еще не построена. В связи с этим обостряется ме-
тодологическая рефлексия, включающая переосмысление системы категорий -
5
как устоявшихся, так и тех, место которых в структуре психологического зна-
ния еще требует обоснования.
К числу категорий, активно осваиваемых современной психологической
наукой, относится категория «субъект». Ее введение и рассмотрение в отечест-
венной психологии связано с работами Г.И. Челпанова, С.Л. Рубинштейна,
Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, А.Л. Журавлева, В.В.
Знакова, Е.А. Сергиенко, В.В. Селиванова, и других.
Проблема субъекта и субъектности в психологической науке занимает
особое место, отражая активную, конструктивную позицию человека в мире.
Отсюда растущий интерес к данной проблеме в теоретических и эмпирических
исследованиях (Е.Н. Азлецкая, Н.Х. Александрова, Е.Н. Волкова, Ю.А. Варе-
нова, Л.А. Головей, Е.Ю. Коржова, А.С. Огнев, А.К. Осницкий, Т.В. Прокофь-
ева, В.И. Слободчиков, В.А. Татенко, В.Э. Чудновский, Б.Д. Эльконин).
Усилиями школы С.Л. Рубинштейна категория субъекта выводится на пе-
редний план современной психологической науки. Именно эта категория мо-
жет, по мнению А.В. Брушлинского, выступить основой интеграции психоло-
гической науки.
Однако место категории субъекта в отечественной науке в целом оценива-
ется неоднозначно. Многими учеными не признается категориальный статус
понятия «субъект»; не осмыслено в должной мере его соотношение с другими
категориями и его роль в развитии психологии. До сих пор не дифференциро-
ваны понятия «субъектогенез», «личностное развитие», «психическое разви-
тие», «саморазвитие». Как замечает К.А. Абульханова-Славская, «резюмируя
словоупотребление понятия «субъект» в современной психологии, можно кон-
статировать, с одной стороны, его распространение, с другой – многознач-
ность, превращающая его в бессмысленный эпитет, значит – невозможность
его употребления как определения, необходимость проблемного раскрытия его
смысла и критериев».
Актуальность и неоднозначность понимания и оценки категории «субъ-
ект» требуют проведения историко-теоретического анализа возникновения и
6
развития этой категории, выявления основных подходов в ее разработке и тен-
денций развития субъектного подхода.
Целью исследования является обоснование категориального статуса поня-
тия «субъект» в отечественной психологии, рассмотрение истории его станов-
ления и развития.
Объект исследования - логико-научная структура психологической нау-
ки.
Предмет исследования - история становления и развития понятия «субъ-
ект» в его обусловленности внутренними тенденциями отечественной психо-
логической науки.
Гипотеза: в современной отечественной психологии сложились предпо-
сылки для превращения понятия «субъект» в одну из центральных категорий
психологии.
Задачи:
1. Выявить и рассмотреть основные подходы к исследованию логической
структуры психологической науки и обосновать критерии, определяющие ка-
тегориальный статус понятия.
2. Провести анализ психологических концепций, включавших разработку
категории «субъект».
3. Выделить поле значений категории «субъект» и определить основные
тенденции его развития.
4. Дифференцировать поля значений категорий субъекта, личности, ин-
дивида, индивидуальности.
5. Обосновать место категории субъекта в логической структуре психоло-
гической науки, ее связь с принципами и определением предмета психологии.
Научная новизна. Отдельные аспекты истории становления субъектного
подхода содержатся в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлин-
ского, в которых рассматриваются отдельные концепции (Д.Н. Узнадзе, С.Л.
Рубинштейна и А.Н. Леонтьева). Новизна проведенного исследования состоит
в проведении целостного анализа генезиса и развития категории субъекта в
7
отечественной психологии. Впервые обоснованы критерии категориального
анализа, произведена реконструкция категориального становления понятия
«субъект», выявлены особенности его понимания в разных научных школах и
направлениях психологии. Осуществлена дифференциация категории субъек-
та с другими категориями психологии, описано ее поле значений. Определен
вклад категории субъекта в интерпретацию основных принципов и понимание
предмета психологии. Рассмотрено место категории субъекта в системе пси-
хологической науки, раскрыты тенденции ее развития.
Методологическую основу исследования составили фундаментальные
теоретико-научные положения, разработанные в отечественной психологии в
области логико-научного исследования развития психологического знания
(М.Г. Ярошевский, В.А. Петровский, А.Н. Ткаченко) а также системный под-
ход, разработанный Б.Ф. Ломовым и его последователями.
Данная диссертация опирается на методологический принцип единства ис-
тории и теории психологической науки, согласно которому «теория непре-
рывно отдает дань истории, пополняясь новыми знаниями и поднимаясь на но-
вые ступени в своем приближении к все более полному познанию изучаемой
области действительности. В свою очередь, поднявшись на новую ступень на-
учного познания, теоретическая мысль обращается к истории и с новой точки
зрения оценивает все прошлые знания» (Е.А. Будилова).
Методы исследования
Для выявления категориального статуса понятия «субъект» используется
разработанный нами вариант метода категориального анализа. В качестве ме-
тода выявления и описания поля значений категории субъекта был использо-
ван метод последовательного дихотомического анализа психологических кон-
цепций, являющийся модификацией метода анализа семантических про-
странств А.Г. Шмелева, а также качественные методы анализа.
Практическая роль диссертационного исследования состоит в возмож-
ности использования его материалов при подготовке курсов «Общая психоло-
гия», «Психология личности», а также «История психологии».
8
Положения, выносимые на защиту:
1. Важным методом исследования системы психологической науки явля-
ется категориальный анализ, позволяющий выделить критерии категориально-
го статуса психологического понятия.
2. В истории отечественной психологии выделяется определенная дина-
мика развития категории субъекта: от чисто философской категории – к пси-
хологическому понятию, от психологического понятия – к категории психоло-
гии.
3. Развитие категории субъекта в отечественной психологии представлено
в школах С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, каждая из которых давала свое понимание содержания данной
категории и ее места в системе психологической науки.
4. Понятие «субъект» относится к числу основных категорий, что доказы-
вается, во-первых, характеристиками его поля значений, включающего рас-
смотрение особого аспекта человека - как активного, деятельного существа,
творчески преобразующего мир и себя; во-вторых, его взаимодействием с сис-
темой основных категорий, таких как индивид, личность, индивидуальность, в-
третьих, сущностной связью с принципами науки и ее предметом и, в-
четвертых, его принципообразующей функцией (обоснование принципа субъ-
екта).
5. Тенденциями развития категории субъекта в современной отечествен-
ной психологии являются: расширение области ее применения (тенденция по-
лисубъектности) и поиск единого субъекта, объединяющего в себе все эти об-
ласти; преобразование содержания категории субъекта - от описания качеств
человека (ответственность, инициативность и т.д.) к выявлению процессуаль-
ных характеристик (самоопределение, самосознание, саморегуляция и т.д.);
возрастание роли данной категории в отечественной психологии как одной из
важнейших системообразующих основ изучения психического мира человека.
Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях
лаборатории истории психологии ИП РАН, на I-й Московской конференции
9
студентов и аспирантов «Психология на пороге XXI века: актуальные пробле-
мы», а также на тематическом семинаре на факультете психологии МГОПУ
им. М.А. Шолохова.
Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используе-
мой литературы, насчитывающего 160 наименований. Работа содержит схемы
и таблицы.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров