Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (13)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (14)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

Субъект как категория отечественной психологии

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АНАЛИЗА В
ИССЛЕДОВАНИИ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.
10
§1. Источники формирования психологических понятий 12
§2. Критерии понятийного статуса психологических дефиниций 17
§3. Иерархия системы психологических понятий 19
§4. Построение системы категорий и понятий в психологии 24
§5. Развитие понятийно-категориальной системы в истории психоло-
гии
33
Выводы по главе 1. 35
ГЛАВА 2. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ
«СУБЪЕКТ».
§1. Предпосылки развития категории субъекта в досоветский период. 38
1.1 Философия как источник возникновения категории «субъект» 38
1.2 Рассмотрение категории субъекта в русской духовно-религиозной
психологии
40
1.3 Эмпирическая психология о категории субъекта 42
1.4 Вклад экспериментально-психологического направления в разра-
ботку категории субъекта
43
§2. Развитие категории субъект в советский период 45
2.1 Вклад школы Д.Н. Узнадзе в развитие категории субъекта 46
2.2 Категория субъекта как главный конструкт школы С.Л. Рубин-
штейна
49
2.3 Разработка категории субъекта в рамках школы Б.Г. Ананьева 63
2.4 Проблема субъекта в исследованиях школы Л.С. Выготского –
А.Н. Леонтьева
69
§3. Понятия субъектности и субъективности в контексте категории
«субъект»
76
Выводы по главе 2. 83
3
ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
КАТЕГОРИИ «СУБЪЕКТ».
§1. Поле значений категории “субъект” (критерий предельности ка-
тегории)
87
§2. Связь с другими категориями (критерий систематизированности) 95
2.1 Поле значений категории «личность» 102
2.2 Поле значений категории «индивидуальность» 109
2.3 Поле значений категории «индивид» 115
§3. Взаимосвязь принципов и категорий науки (методологический
критерий)
118
3.1 Роль категории субъекта в развитии и понимании принципа де-
терминизма
118
3.2 Категория субъекта и принцип развития 120
3.3 Разработка категории субъекта в контексте принципа системно-
сти
143
3.4 Связь категории с предметом психологии. 147
§4. Принципообразующий критерий категории субъекта 149
Выводы по главе 3. 152
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 158
4
ВВЕДЕНИЕ
Проблема категориального строя психологии – одна из ключевых про-
блем науки. Уровень сформированности категориальной системы определяет
зрелость науки, а ее единство является показателем целостности и системности
научного знания. Категории как устойчивые инварианты науки выполняют ин-
тегрирующую функцию, обеспечивают формирование системы психологии,
определяют задачи и ориентиры научного поиска, являются важными опорны-
ми точками в объяснении и понимании научной феноменологии.
В XX веке в отечественной психологической науке исторически сложи-
лась уникальная ситуация: была предпринята попытка создания парадигмаль-
ной области знания, опирающейся на единое методологическое основание –
систему принципов, понятий и категорий, верифицирующих применительно к
психологии основные положения марксистко-ленинской теории познания.
Этим объясняется традиционно большое внимание отечественной психологии
к анализу категорий как одному из базисных компонентов методолого-
теоретического каркаса науки. Проблема категориального строения психоло-
гии являлась предметом изучения в работах Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова,
А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Л.М. Веккера, В.А. Ганзена, Б.Ц. Бад-
маева, В.А. Богданова, Д.И. Дубровина, Н.И. Рейнвальд, М.С. Роговина, Н.А.
Соколова, А.Н. Ткаченко и других. Однако многочисленные исследования не
дают ответа на вопрос о том, каковы критерии категориального статуса поня-
тия, поэтому выявление и описание системы категорий осуществляется до сих
пор достаточно произвольно. Особенно острое и актуальное звучание пробле-
ма категориального анализа приобретает в условиях переживаемого современ-
ной психологией методологического кризиса, когда старая парадигма оказа-
лась разрушенной, а новая - еще не построена. В связи с этим обостряется ме-
тодологическая рефлексия, включающая переосмысление системы категорий -
5
как устоявшихся, так и тех, место которых в структуре психологического зна-
ния еще требует обоснования.
К числу категорий, активно осваиваемых современной психологической
наукой, относится категория «субъект». Ее введение и рассмотрение в отечест-
венной психологии связано с работами Г.И. Челпанова, С.Л. Рубинштейна,
Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, А.Л. Журавлева, В.В.
Знакова, Е.А. Сергиенко, В.В. Селиванова, и других.
Проблема субъекта и субъектности в психологической науке занимает
особое место, отражая активную, конструктивную позицию человека в мире.
Отсюда растущий интерес к данной проблеме в теоретических и эмпирических
исследованиях (Е.Н. Азлецкая, Н.Х. Александрова, Е.Н. Волкова, Ю.А. Варе-
нова, Л.А. Головей, Е.Ю. Коржова, А.С. Огнев, А.К. Осницкий, Т.В. Прокофь-
ева, В.И. Слободчиков, В.А. Татенко, В.Э. Чудновский, Б.Д. Эльконин).
Усилиями школы С.Л. Рубинштейна категория субъекта выводится на пе-
редний план современной психологической науки. Именно эта категория мо-
жет, по мнению А.В. Брушлинского, выступить основой интеграции психоло-
гической науки.
Однако место категории субъекта в отечественной науке в целом оценива-
ется неоднозначно. Многими учеными не признается категориальный статус
понятия «субъект»; не осмыслено в должной мере его соотношение с другими
категориями и его роль в развитии психологии. До сих пор не дифференциро-
ваны понятия «субъектогенез», «личностное развитие», «психическое разви-
тие», «саморазвитие». Как замечает К.А. Абульханова-Славская, «резюмируя
словоупотребление понятия «субъект» в современной психологии, можно кон-
статировать, с одной стороны, его распространение, с другой – многознач-
ность, превращающая его в бессмысленный эпитет, значит – невозможность
его употребления как определения, необходимость проблемного раскрытия его
смысла и критериев».
Актуальность и неоднозначность понимания и оценки категории «субъ-
ект» требуют проведения историко-теоретического анализа возникновения и
6
развития этой категории, выявления основных подходов в ее разработке и тен-
денций развития субъектного подхода.
Целью исследования является обоснование категориального статуса поня-
тия «субъект» в отечественной психологии, рассмотрение истории его станов-
ления и развития.
Объект исследования - логико-научная структура психологической нау-
ки.
Предмет исследования - история становления и развития понятия «субъ-
ект» в его обусловленности внутренними тенденциями отечественной психо-
логической науки.
Гипотеза: в современной отечественной психологии сложились предпо-
сылки для превращения понятия «субъект» в одну из центральных категорий
психологии.
Задачи:
1. Выявить и рассмотреть основные подходы к исследованию логической
структуры психологической науки и обосновать критерии, определяющие ка-
тегориальный статус понятия.
2. Провести анализ психологических концепций, включавших разработку
категории «субъект».
3. Выделить поле значений категории «субъект» и определить основные
тенденции его развития.
4. Дифференцировать поля значений категорий субъекта, личности, ин-
дивида, индивидуальности.
5. Обосновать место категории субъекта в логической структуре психоло-
гической науки, ее связь с принципами и определением предмета психологии.
Научная новизна. Отдельные аспекты истории становления субъектного
подхода содержатся в работах К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлин-
ского, в которых рассматриваются отдельные концепции (Д.Н. Узнадзе, С.Л.
Рубинштейна и А.Н. Леонтьева). Новизна проведенного исследования состоит
в проведении целостного анализа генезиса и развития категории субъекта в
7
отечественной психологии. Впервые обоснованы критерии категориального
анализа, произведена реконструкция категориального становления понятия
«субъект», выявлены особенности его понимания в разных научных школах и
направлениях психологии. Осуществлена дифференциация категории субъек-
та с другими категориями психологии, описано ее поле значений. Определен
вклад категории субъекта в интерпретацию основных принципов и понимание
предмета психологии. Рассмотрено место категории субъекта в системе пси-
хологической науки, раскрыты тенденции ее развития.
Методологическую основу исследования составили фундаментальные
теоретико-научные положения, разработанные в отечественной психологии в
области логико-научного исследования развития психологического знания
(М.Г. Ярошевский, В.А. Петровский, А.Н. Ткаченко) а также системный под-
ход, разработанный Б.Ф. Ломовым и его последователями.
Данная диссертация опирается на методологический принцип единства ис-
тории и теории психологической науки, согласно которому «теория непре-
рывно отдает дань истории, пополняясь новыми знаниями и поднимаясь на но-
вые ступени в своем приближении к все более полному познанию изучаемой
области действительности. В свою очередь, поднявшись на новую ступень на-
учного познания, теоретическая мысль обращается к истории и с новой точки
зрения оценивает все прошлые знания» (Е.А. Будилова).
Методы исследования
Для выявления категориального статуса понятия «субъект» используется
разработанный нами вариант метода категориального анализа. В качестве ме-
тода выявления и описания поля значений категории субъекта был использо-
ван метод последовательного дихотомического анализа психологических кон-
цепций, являющийся модификацией метода анализа семантических про-
странств А.Г. Шмелева, а также качественные методы анализа.
Практическая роль диссертационного исследования состоит в возмож-
ности использования его материалов при подготовке курсов «Общая психоло-
гия», «Психология личности», а также «История психологии».
8
Положения, выносимые на защиту:
1. Важным методом исследования системы психологической науки явля-
ется категориальный анализ, позволяющий выделить критерии категориально-
го статуса психологического понятия.
2. В истории отечественной психологии выделяется определенная дина-
мика развития категории субъекта: от чисто философской категории – к пси-
хологическому понятию, от психологического понятия – к категории психоло-
гии.
3. Развитие категории субъекта в отечественной психологии представлено
в школах С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского,
А.Н. Леонтьева, каждая из которых давала свое понимание содержания данной
категории и ее места в системе психологической науки.
4. Понятие «субъект» относится к числу основных категорий, что доказы-
вается, во-первых, характеристиками его поля значений, включающего рас-
смотрение особого аспекта человека - как активного, деятельного существа,
творчески преобразующего мир и себя; во-вторых, его взаимодействием с сис-
темой основных категорий, таких как индивид, личность, индивидуальность, в-
третьих, сущностной связью с принципами науки и ее предметом и, в-
четвертых, его принципообразующей функцией (обоснование принципа субъ-
екта).
5. Тенденциями развития категории субъекта в современной отечествен-
ной психологии являются: расширение области ее применения (тенденция по-
лисубъектности) и поиск единого субъекта, объединяющего в себе все эти об-
ласти; преобразование содержания категории субъекта - от описания качеств
человека (ответственность, инициативность и т.д.) к выявлению процессуаль-
ных характеристик (самоопределение, самосознание, саморегуляция и т.д.);
возрастание роли данной категории в отечественной психологии как одной из
важнейших системообразующих основ изучения психического мира человека.
Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях
лаборатории истории психологии ИП РАН, на I-й Московской конференции
9
студентов и аспирантов «Психология на пороге XXI века: актуальные пробле-
мы», а также на тематическом семинаре на факультете психологии МГОПУ
им. М.А. Шолохова.
Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используе-
мой литературы, насчитывающего 160 наименований. Работа содержит схемы
и таблицы.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров