Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (2)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (10)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (11)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (11)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНОГО АНАЛИЗА В ИССЛЕДОВАНИИ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Согласно философскому утверждению, категории относятся к понятийно-
категориальному знанию. Но если каждая категория является понятием, то не
всякое понятие достигает статуса категории. В философии до сих пор нет дос-
таточно точно обоснованных критериев, которые позволили бы указать, какие
понятия являются «наиболее общими и фундаментальными определениями,
охватывающими наиболее существенные свойства и отношения изучаемых яв-
лений» [Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1998, с. 14]. А ведь, как замечает
Н.П. Французова, «Категории используются как своего рода логические сетки,
с которыми ученый подходит к обобщению полученного материала, как опре-
деленная методологическая предпосылка научного исследования, которая по-
могает ему найти наиболее успешные пути научного познания мира»
[Французова Н.П., 1980, с. 22].
Особенно актуально это для современной отечественной психологии, пе-
реживающей период пересмотра своих методологических оснований, а, следо-
вательно, и активного переосмысления категорий: те категории, которые долго
оставались в тени, выходят на первый план и, наоборот, бывшие некогда попу-
лярными утрачивают свои доминирующие позиции. В связи с этим возрастает
роль категориального анализа, который позволяет фиксировать эти процессы и
обозначать новые тенденции, возникающие в разработке категориального строя
психологии.
Впервые проблема категориального анализа ставится М.Г. Ярошевским,
определяющим его как «анализ форм психологического познания, логики раз-
работки в конкретных общественно-исторических условиях основных проблем,
объяснительных принципов и категорий психологии» [Ярошевский М.Г., 1974,
с. 135]. Понимание категориального анализа как метода истории психологии
11
дают В.А. Кольцова и Ю.Н. Олейник, рассматривая его как «выявление особен-
ностей понимания и трактовки конкретного понятия, термина как научной ин-
варианты в какой-либо хронологических период» [Современная психология,
1999, с. 135]. Основным допущением, подчеркивают авторы, является то, что
именно категории и понятия в концентрированном виде отражают всю сово-
купность научного знания исследуемого объекта.
Следует различать категориальный анализ и категориальный подход. По-
следний заключается в том, что исследователь рассматривает развитие позна-
ния с точки зрения становления его основных форм – понятий и категорий. Ме-
тодологические принципы реализации категориального анализа обоснованы
М.Г. Ярошевским.
Во-первых, единство содержательного и формального. «В отличие от
концепции «диад» и т.п. – с одной стороны, а с другой – от концепций, сводя-
щих задачу историка к «непредвзятому полному пересказу всего, что было»,
категориальный анализ интерпретирует движение научных идей и содержа-
тельно (категории имеют предметное содержание), и формально (это содержа-
ние рассматривается в формах, присущих множеству неповторимых вариан-
тов)» [Ярошевский М.Г., 1976, с. 13].
Во-вторых, единство индивидуального и социального. Система категорий
открывает возможность для определения ценности индивидуального вклада в
развитие науки как социального института.
В-третьих, единство актуального и исторического. Категории «действуют
в течение длительного исторического периода не только прошлого, но также
настоящего и будущего. Тем самым исторические исследования приобретают
взамен «антикварного» актуальное значение, позволяя психологу понять внут-
реннее родство своей мысли с мыслью прежних и грядущих эпох, и освобож-
дают ее от «презентистской» иллюзии» [Ярошевский М.Г., 1976, с. 14 - 15].
Категориальный анализ предполагает выяснение того, как происходит ро-
ждение понятия, его развитие и определение в системе других понятий, обрете-
12
ние им определенного статуса (оперативного понятия, основного понятия или
категории науки).
Наибольшие трудности в данный момент развития психологической мысли
существуют в обосновании категориального статуса понятия. Решение данной
проблемы требует анализа исследований, проведенных отечественными уче-
ными в области возникновения и развития категорий в психологии.
Исходным моментом категориального анализа является раскрытие логики
возникновения психологических понятий. В психологической науке выделяется
три внешних источника происхождения понятий: философия, конкретные об-
ласти знаний, а также обыденный опыт.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров