Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Соотношение понятий и предмета психологии

Категориальный аппарат должен описывать также предмет науки, и, как
отмечает Б.Ф. Ломов, именно с раскрытием предмета психологии связано и
определение значимости категории.
В.А. Татенко, анализируя требования к предмету психологии, выдвинул
следующие диспозиции, которым должна подчиняться его формулировка:
1. Предмет психологии должен описывать качественное своеобразие
психического, «позволяющее отличать психическое от всего друго-
го» [Татенко В.А., 1996, с. 312]. Этот критерий позволяет обозна-
чать границы психологии с другими науками.
2. Он должен воплощать в себе изначальное единство психики, то есть
не может быть простым перечислением наиболее важных явлений,
состояний и так далее.
23
3. В его основании должна лежать «специфика психологического об-
разования, сущностно задающего психике «качественное своеобра-
зие», «изначальное единство», целостность и интегративность в хо-
де ее функционирования и развития» [там же, с. 317].
Как можно заметить, эти критерии обнаруживают, что в основании пред-
мета психологии должно лежать определенное психологическое всеобъемлю-
щее понятие, или категория.
Важность определения предмета психологии для развития ее категориаль-
ного аппарата подчеркивает В.Е. Клочко. Он исследует развитие категориаль-
ного строя с точки зрения системного подхода, реализуя так называемый исто-
рико-системный подход. В ее основе лежат два положения.
1) «Не может существовать наука как целостная, теоретическая система, если в
самом основании ее, то есть в качестве предмета, который изучает наука, не
лежит реальная, саморазвивающаяся система, которая и определяет ее пред-
метное и проблемное поле, ограничивает движение категорий, предупреждает
сползание науки в «чужие» поля и образует пространство для развития науки за
счет собственного саморазвития» [Клочко В.А., 1996, с. 11].
2) «Существует внутренняя тенденция развития психологии как ее движения
по все более высоким уровням системности» [Клочко В.А., 1989, с. 68].
Исходя из этого, В.Е. Клочко выделяет этапы развития психологии:
1. Досистемный уровень (до 1903 года). Наука находится в замкнутом на себя
состоянии.
2. Первый уровень системности. Психология рассматривает психику «через
нечто отличное от нее или, точнее, в системе с чем либо другим» [там же].
Но получаемые знания не удается свести в систему.
3. Второй уровень системности (создание «моносистем»). «Точки, с которых
смотрели на психику стали превращаться в принципы, которые ее же и
объясняли. Постепенно и сами ведущие категории, на базе которых возни-
кали принципы, стали превращаться в предметы психологического иссле-
дования. Психология раскололась на ряд психологий (психологию лично-
24
сти, психологию деятельности и так далее), соединить которую в единую
науку до сих пор не удавалось» [там же].
4. Третий уровень системности (метасистемный) соответствует современ-
ному этапу развития психологии. Человек наконец выступает как единая
психологическая система. «Человек, понимаемый как психологическая
система, выступает не в противопоставлении объективному миру, а в един-
стве с ним, в своей продленности в ту часть мира, которая им «освоена»,
то есть имеет для него значение, смысл, ценность. Мир человека есть часть
самого человека, неотторжимая от него, которую ему нельзя противопос-
тавлять как часть целому. Многомерный мир человека образуется как по-
стоянное, упорядоченное обретение им новых измерений» [там же, с. 12].
Историко-системный подход противоставляется категориальному, так как
в отличие от последнего предполагает не только выделение тенденций развития
исследуемых явлений, но и их объяснение. Однако процедура данного подхода
еще не разработана, поэтому активное его использование не представляется
возможным.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров