Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Вклад школы Д.Н. Узнадзе в развитие категории субъекта

Согласно фактической исторической последовательности, категория
субъекта впервые употребляется в психологической науке в СССР именно в
работах Д.Н. Узнадзе, в то время как у С.Л. Рубинштейна она представлена
впервые в статьях и рукописях 20-х гг., и в рукописи книги «Человек и мир»
(50-е годы) [Психологическая наука в России XX века, 1997, с. 327].
Для Узнадзе понятие субъекта имеет принципиальное значение. Он
настаивает на том что «психология как наука должна исходить … из понятия
самого субъекта, как целого, который, вступая во взаимодействие с
действительностью, становится принужденным прибегнуть к помощи
отдельных психических процессов» [Узнадзе Д.Н., 1961, с. 66]. То есть в
качестве одной из главных характеристик субъекта им выделяется целостность.
Следует отметить, субъект и личность что у Узнадзе являются
синонимами: эти понятия он часто пишет через запятую. Поэтому
исследователи его концепции обычно говорят об «опыте построения
общепсихологической теории личности», не учитывая вклад ученого в
разработку категории субъекта. Однако А.С. Огнев находит у Д.Н. Узнадзе
попытку дифференциации личности и субъекта: «Так в случае гипнотического
внушения непосредственному влиянию подвергаются не действия субъекта, а
его личность. Именно у личности возникают стремление, готовность
(установка) выполнять определенный поведенческий акт. В качестве субъекта
личность реализует собственную установку, а не чужой приказ» [Огнев А.С.,
1997, с. 45].
Характеристика целостности субъекта связана у Д.Н. Узнадзе с понятием
47
установки, определяемым им как «состояние субъекта, меняющееся в
зависимости от задач, которые он сам себе ставит и условий, в которых он их
разрешает» [Узнадзе Д.Н., 1961, с. 186]. Для К.А. Абульхановой-Славской,
анализирующей труды Узнадзе, это понятие позволяет решить «мнимую
альтернативу предшествования сознания деятельности или деятельности созна-
нию» [Абульханова К.А., 1973, с. 241].
Связь понятия установки с деятельностью выступает у Узнадзе
следующим образом: «Установка является модусом субъекта в каждый данный
момент его деятельности» [Узнадзе Д.Н., 1961, с. 171], т.е. категория субъекта
связывается с деятельностью. Рассматривая теорию установки, М.Г. Ярошев-
ский делает иной вывод: «Своеобразие пути, которым пошёл Узнадзе, состояло
в том, что его главной темой становится не деятельность и сознание, а
деятельность и бессознательное» [Ярошевский М.Г., 1974, с. 367]. Из этого
вытекает критика Узнадзе идеи тождества психики и сознания, что, по его
мнению, приводит «к отрицанию существования целостного, активного
субъекта психической жизни» [Узнадзе Д.Н., 1961, с. 170]. Поэтому субъект в
теории установки, в отличие от концепции С.Л. Рубинштейна, не всегда
является сознательным.
Ещё одной особенностью теории установки, важной для разработки
категории субъекта, является введение такого термина как «функциональная
тенденция», которая «делает понятным, что функция, внутренняя сила может
активизироваться не только под действием потребности, но и самостоятельно,
автономно» [Психологическая наука в России XX века, 1997, с. 346]. Это
явление противоречит так называемому «постулату непосредственности, т.е.
положению о непосредственном воздействии стимула на соответствующую
психическую функцию» [Рамишвили Д.И., 1996, с. 319]
Как отмечает К.А. Абульханова-Славская, для Узнадзе принципиальным
выступает следующее положение: «Когда человек действует под влиянием
актуальной потребности, когда его поведение подчиняется силе этой
потребности, мы имеем дело с импульсивным поведением. Но человек не
48
всегда уступает этому импульсу … он имеет способность противопоставлять
себя внешней среде, объективировать своё действие, это обстоятельство даёт
ему возможность ускользнуть от принуждения актуального импульса и,
следовательно, поставить вопрос о своём будущем поведении. Теперь он уже
сам должен решать, как поступить. Ситуация такова: субъект переживает, что
его поведение отныне зависит от него, от его личности, от его «я».
Следовательно, какое поведение, предпочтительнее для этого «я», должно быть
заранее обдумано» [цит. по Психологическая наука в России XX века, 1997, с.
302]. Относительная независимость от внешних воздействий появляется у
человека благодаря процедуре объективации, которая характеризуется тем, что
переживается задержка, остановка «действующих на человека впечатлений», и
это позволяет человеку воспринимать их «как нечто данное, следовательно, как
нечто объективное» [Узнадзе Д.Н., 1961, с. 192].
Абульханова-Славская замечает, что объективация «освобождает личность
одновременно от пристрастности восприятия действительности и от своих
потребностей, она получает возможность сама соотносить свои потребности с
действительностью, т.е. выступать в качестве субъекта» [Психологическая
наука в России XX века, 1997, с. 300].
Итак, в концепции Д.Н. Узнадзе субъект охарактеризован как целостный,
не всегда сознательный, почти тождественный личности. Впервые
прослеживается его связь с деятельностью; через понятие установки
раскрывается диалектика изменения и сохранения психического;
закладываются основы понимания диспозиции через процесс объективации.
Продолжая традиции, заложенные Д.Н. Узнадзе в грузинской
психологической школы, Ш.А. Надирашвили выделяет три уровня психической
активности: практической (связана с категорией индивида), теоретической
(связана с категорией субъекта) и социальной (связана с категорией личности).
Интересно, что уровень, принадлежащий субъекту, характеризуется им как
лежащий между неосознаваемым уровнем индивида и осознанным уровнем
личности. Надирашвили связывает понятие субъекта с объективацией: «Когда
49
человеку не удается приспособиться к действительности посредством
установки практической деятельности, он часто прерывает эту деятельность и
объективирует эту ситуацию, начинает осознавать, познавать причины,
мешающие осуществлению поведения» [Надирашвили Ш.А., 1973, с. 267]. Как
видим, действие субъекта начинается там, где заканчивается приспособление.
Кроме того, надо отметить, что субъект рассматривается в этой концеп-
ции как субъект теоретического познания, главная цель которого снять пробле-
матичность ситуации. «Следует полагать, - пишет он, - что такие характерные
для процесса мышления особенности, как «детерминирующая тенденция», «на-
правленность», «целостность» и другие, возникают на основе теоретической
установки субъекта» [там же, с. 268].
Субъект характеризуется не только с процессуальной стороны, но и со-
держательной: «На уровне активности субъекта, посредством фиксации теоре-
тической установки человек вырабатывает целую систему знаний и интеллек-
туальных операций, которые он включает в структуру активной теоретической
установки, и решает мыслительные задачи» [там же, с. 271].
Таким образом, в концепции Ш.А. Надирашвили субъект предстает как
целостный, находящийся на грани сознания и бессознательного, как субъект
теоретической деятельности, которая начинается тогда, когда исчерпываются
ресурсы приспособления.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров