Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ КАТЕГОРИЯМИ (КРИТЕРИЙ СИСТЕМАТИЗИРОВАННОСТИ)

В отечественной психологии существует борьба между двумя тенденциями,
охарактеризованными К.А. Абульханова-Славской как «полицентристская» и
«моноцентристская» (смотри главу 1). И действительно, как уже отмечалось,
отечественная психологическая наука тяготеет к выделению какой-нибудь од-
ной категории и построению на ее основе всего категориального аппарата (что
выступает, по словам В.Е. Клочко, как издержки второго «моносистемного»
этапа развития предмета психологии. В то же время, в российской психологии
существует тенденция к многоаспектному описанию человеческой психики
(что прослеживается на примере категорий структуры человека). Эту вторую
тенденцию можно назвать антропологическим подходом, который в данном
контексте требует признания равноценности категорий личности, индивиду-
альности, индивида и субъекта. Поэтому категория субъекта должна войти в
систему категорий, описывающих психологическое пространство человека.
Как было показано в первой главе, для утверждения статуса категории субъ-
екта достаточно рассмотреть соотношения категорий лишь одного «гнезда» -
«структуры человека».
В отечественной психологии существует несколько попыток обоснования
взаимосвязи категории субъекта с психологическими категориями личности,
индивидуальности, индивида.
Но до сих пор пока только схема Б.Г. Ананьева является достаточно признан-
ной и глубоко разработанной. Главное отличие субъекта от личности: субъект
«характеризуется через совокупность деятельностей и меру их продуктив-
ности», а личность – «через совокупность общественных отношений и опреде-
ляемой ими позицией в обществе» [Ананьев Б.Г., 1967, с. 247].
Но, несмотря на выделенные отличия, субъект деятельности и личность, по
мнению Б.Г. Ананьева, иногда совпадают (это происходит в процессе экстерио-
ризации), но всё же их совпадение относительно. Таким образом, «субъект -
96
всегда личность, а личность – субъект, но субъект не только личность, а лич-
ность не только субъект, так как, помимо различия самих характеристик дея-
тельности и отношений, существуют ещё различия в принадлежности этих ха-
рактеристик к более общим структурам» [Ананьев Б.Г., 1968, с. 295].
Ананьев не всегда строго выдерживает эту логику. В своей работе «О про-
блеме современного человекознания» он пишет: « субъект – общественное об-
разование, а личность образуется и развивается посредством определённых
деятельностей. Именно личность – носитель свойств человека как субъекта»
[Ананьев, 1977, с. 243].
Этому противоречит описание структуры субъекта, которую даёт Б.Г. Анань-
ев: «Исследуя структуру человека как субъекта, мы начинаем «сверху» соци-
альных функций на молярных уровнях, связанных с личностью, и кончаем ана-
лизом «снизу» – исследованием механизмов обеспечивающих необходимый
тонус активности и общность природных свойств человека как индивида (на
молекулярных уровнях)» [Ананьев Б.Г., 1967, с. 248]. Как видим, личность ока-
зывается включённой в структуру субъекта.
Но, кроме соотнесения субъекта деятельности с личностью, Ананьев сопос-
тавляет его с понятием индивидуальностью: «Единичный человек как индиви-
дуальность может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как
личности и субъекта деятельности, в структуре которого функционируют при-
родные свойства человека как индивида» [Ананьев Б.Г., 1968, с. 334]. Это опре-
деление позволяет обосновать индивидуальность как интегрирующую основа-
ние всех свойств человека. Хотя анализ схемы Б.Г. Ананьева «Общая структура
человека и взаимосвязь развития его свойств» показывает, что эту роль играет
субъект деятельности и именно он включает в себя индивидуальность (см. схе-
му 7).
97
Нейроди-
намика
Схема 7. Общая структура человека и взаимосвязь развития его
свойств (Б.Г. Ананьев).
Продолжая традицию Б.Г. Ананьева и стремясь дать системное описание
человека, В.А. Ганзен также предложил свою схему соотношения категорий
индивида, субъекта, личности и индивидуальности (см. схему 8). Он называет
эти категории «макрохарактеристиками человека, отражающими различные
стороны его сложной природы» [Ганзен В.А., 1983, с. 18].
Схема 8. Метаструктурное психологическое описание человека (В.А.
Ганзен).
ЧЕЛОВЕ
К
ОСВОЕНИЕ
КОСМОСА
ЧЕЛОВЕК КАК
ИНДИВИД
ЛИЧНОСТЬ
Субъект
Индивидуальность
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК
ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВА
Темперамент
Направленность Способности
Характер
ЛИЧНОСТЬ
Возраст
Пол
Конституция
ИНДИВИД
Аффект
Воля Мышление
Перцепция
СУБЪЕКТ
Индивидуальная
история
Продуктивность
Индивидуальные
особенности
Опыт
ИНДИВИДУАЛЬ-
НОСТЬ
98
В схеме 8 отражена также субструктура каждого понятия. Но данная схе-
ма не вскрывает ту последовательность, которую вычленяет автор в ходе своего
описания макроструктуры человека: «Эти понятия могут быть упорядочены по
двум основаниям, причем порядки по обоим направлениям совпадают. Первым
основанием является онтогенетическое время человека. Первоначально появля-
ется человек как индивид. На его материальной основе формируется сознание,
человек становится субъектом. Ядро личности, самосознание формируется уже
на основе сознания. В процессе дальнейшего развития личности человек обре-
тает свою индивидуальность. Вторым основанием упорядочения рассматривае-
мых понятий является их содержание: по содержанию все они находятся в от-
ношении включения, причем наименьшим является понятие индивида, наи-
большим – понятие индивидуальности» [Ганзен В.А., 1983, с.18]. Третье осно-
вание, выделяемое В.А. Ганзеном – это соответствие категорий макрострукту-
ры человека диалектическим категориям общего, особенного и единичного. В
содержании каждой категории выявляется их соотношение.
Проанализировав схему, предложенную В.А. Ганзеном, можно сделать вы-
вод, что категории субъекта здесь соответствует структура познавательных
процессов, главная характеристика субъекта - носитель сознания.
В.А. Ганзен выделяет следующие соотношения между категориями: «На
схеме правая сторона отражает социальные характеристики человека как лич-
ности и индивидуальности, а левая – его природную, биологическую основу.
Доминирующая роль социального компонента проявляется в общественной
природе индивидуального сознания человека как субъекта. <….> Категории
индивид и личность характеризуют преимущественно интегративные отноше-
ния человека, а категории субъекта и индивидуальности – наоборот, дифферен-
цирующие отношения человека в окружающей его средах» [Ганзен В.А., 1984,
с.158].
По-другому подходит к решению этого вопроса В.А. Татенко. Он выделяет
пять категорий структуры человека, прибавляя к традиционным категориям
99
также понятие универсальности. Это не ново как для философии, так и для
психологии. В.И. Слободчиков в своей схеме субъектогенеза характеризует
достижение универсальности высшую стадию развития, что подтверждается и
В.А. Татенко, считающим, что человек, достигнув вершины своего развития,
становится «выразителем» всеобщего.
Соответственно, появляются определенные пары категорий «личность -
индивидность», «универсальность - индивидуальность», объединяемые и цен-
трируемые категорией «субъект» (см. схему 9).
Схема 9. Соотношеное категории субъекта с другими категориями
(В.А. Татенко)
Говоря о соотношении категорий личности и субъекта, В.А. Татенко
замечает, что «личностное следует выводить из субъектного как сущностного, а
не наоборот» [Татенко В.А., 1996, с. 230].
Особенно для него важно соотношение субъекта и индивидуальности. Он
делает вывод: «Индивидуальность не достигается, она творится субъектом»
[там же, с. 231]. Таким образом, в отличие от Б.Г. Ананьева он не считает
индивидуальность высшей целостностью в структуре человека. По его мнению,
именно категория субъекта интегрирует все другие, связывая их в единую
систему [Татенко В.А., 1996, с. 233] (см. схему 9).

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров