Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Определение показателя адиабаты воздуха методом Клемана-Дезорма: Метод, указ. / Сост.: Е.А. Будовских, В.А. Петрунин, Н.Н. Назарова, В.Е. Громов: СибГИУ.- Новокузнецк, 2001.- 13 (2)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ К ТЕПЛОЁМКОСТИ ГАЗА ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЁМЕ (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИСПЕРСИИ ПРИЗМЫ И ДИСПЕРСИИ ПОКАЗАТЕЛЯ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛА ПОГАСАНИЯ В КРИСТАЛЛЕ С ПО-МОЩЬЮ ПОЛЯРИЗАЦИОННОГО МИКРОСКОПА Лабораторный практикум по курсу "Общая физика" (3)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 7. ПОЛЯРИЗАЦИЯ СВЕТА. ПРОВЕРКА ЗАКОНА МАЛЮСА (5)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа № 7. ИЗУЧЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ПЛОЩАДИ ПОЛЯРИЗАЦИИ С ПОМОЩЬЮ САХАРИМЕТРА (4)
(Методические материалы)

Значок файла Лабораторная работа 6. ДИФРАКЦИЯ ЛАЗЕРНОГО СВЕТА НА ЩЕЛИ (4)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

ПОЛЕ ЗНАЧЕНИЙ КАТЕГОРИИ «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

Категория индивидуальности отражает противоречивые тенденции в нау-
ке: с одной стороны, ни у кого не вызывает сомнения в ее существовании, с
другой стороны, ее смысловое пространство четко не определено. Для диффе-
110
ренциации категорий необходимо выделить поле значений категории индиви-
дуальности.
В этой категории особенно наглядно выражается тенденция целостности. Все
ученые, использующие эту категорию, подчеркивают ее целостный характер.
Однако существует определенное противоречие: индивидуальность, по мнению
исследователей, включает индивидуальные свойства разного уровня (от хими-
ческого до социально - исторического). Данное противоречие разрешает В.С.
Мерлин, который, используя системный подход, обосновывает существование
интегральной индивидуальности. Это ознаменовывало прорыв в психологии,
так как позволило уже не декларативно, а в реальном исследовании доказать
целостность человека, объединяющую все уровни его рассмотрения.
Сталкиваясь с оппозицией «внешнее – внутреннее», исследователи под-
черкивают, что категория индивидуальности относится скорее к внутренней
системе: «Для того чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зре-
ния целого (на молярном уровне), нужно представить человека не только как
открытую систему, но и как «закрытую», замкнутую вследствие внутренней
взаимосвязанности ее свойств» [Ананьев Б.Г., 1977, с. 236]. Однако, когда эту
категорию трактуют как метаиндивидуальность, возникает план рассмотрения
ее как внешней.
С первого взгляда кажется, что оппозиция «единичное – типичное» не
свойственна категории индивидуальности. Конечно, в ней превалирует единич-
ное, уникальное, по мнению многих психологов. «Особенность, отличитель-
ность индивидуальности – это особенность несопоставимости, несоотнесенно-
сти, это особенность, требующая своего индивидуального названия, своего
языка, своего мира значений, это реальность, сотканная из индивидуальных
смыслов» [Весна Е.Б., 1999, с. 285].
Точно выражает решение этой оппозиции В.С. Мерлин: «Каждое отдельное
свойство в этой системе ‹свойств человека – вставка моя Н.Б.› в одних своих
проявлениях и в зависимости от одних условий типично, то есть свойственно
какой – то группе людей, в других проявлениях и в зависимости от других ус-
111
ловий оно индивидуально своеобразно, единственно и неповторимо. Поэтому
интегральная индивидуальность – это не совокупность особых свойств, отлич-
ная или противоположная другой совокупности, обозначаемой как типичность
человека. Интегральная индивидуальность – это особый, выражающий индиви-
дуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека» [Мер-
лин В.С., 1986, с. 19].
Связывая индивидуальность с единичным, неповторимым в человеке, многие
ученые закономерно приходят к выводу о связи индивидуальности с творчест-
вом: «Индивидуальность – это творческий потенциал» [Весна Е.Б., 1999, с.
283]. Однако сейчас все более весомым становится мнение, что индивидуаль-
ность – это результат творчества, а его источник лежит в активно-
преобразующей деятельности человека. Это позволяет обосновать оппозицию:
«источник творчества – его результат».
Следующая оппозиция «автономность – отраженность» особенно акту-
альна для современных исследований. Многие ученые, давая определение ин-
дивидуальности, говорят о ней как о «автономной, уникальной и неповторимой
системе» [Интегральная индивидуальность человека и ее развитие, 1999, с. 17].
Это, в частности, подчеркивает Е.Б. Весна: «Субстанциональность индивиду-
альности базируется на витальности, изначальном ощущении биологической
способности и реальности, на которой строится ощущение автономности – це-
лостности и самотождественности» [Весна Е.Б., 1999, с. 286]. Но, несмотря на
многочисленные характеристики индивидуальности как закрытой, автономной
системы сейчас появляются исследования так называемой метаиндивидуально-
сти. «Метаиндивидуальность детерминирована, с одной стороны специфиче-
скими особенностями контактной социальной группы, а с другой – интраинди-
видными свойствами. Тем самым метаиндивидуальные свойства приобретают
двойной смысл – они принадлежат индивидуальности, но и идеально пред-
ставлены вне ее сознания, а в сознании других людей. Кроме того, под метаин-
дивидуальностью следует понимать также те вклады, которые производит ин-
тегральная индивидуальность в других людях, осуществляя реальные измене-
112
ния в поведении других людей (метаэффект интегральной индивидуальности)»
[Интегральная индивидуальность человека и ее развитие, 1999, с. 92].
Оппозиция «развитие целого – развитие отдельных уровней» описывает
подходы к развитию индивидуальности, которые в отечественной психологии
достаточно мало изучены. Существующие модели можно свести к двум полю-
сам. Первый полюс - это развитие интегральной индивидуальности, представ-
ляющее собой гетерохронное раскрытие ее уровней: «Формирование личности
возможно лишь на определенном уровне зрелости свойств темперамента, а
свойства темперамента раскрываются на основе уже сложившихся свойств
нервной системы» [Интегральная индивидуальность человека и ее развитие,
1999, с. 30]. Другой полюс представлен моделью Е.Б. Весны, в которой рас-
сматривается развитие индивидуальности как индивидуализации: «В процессе
индивидуализации происходит совершенствование всей структуры индивиду-
альности, переструктурирование ее компонентов на основе реализации созна-
тельного ценностного отношения к своей уникальности. В этой связи происхо-
дит осознание своей уникальности, принятие ее (внесоциальная вненорматив-
ная оценка), сознательная реализация своей уникальности (самореализация)»
[Весна Е.Б., 1994, с. 368].
Подходу к индивидуальности как динамически развивающемуся образова-
нию противостоит представление об индивидуальности как о некоем наивыс-
шем уровне бытия человека: «Достижение индивидуальности означает наибо-
лее полную реализацию психического потенциала индивида, в результате чего
человек превращается в уникальное явление, единственное и неповторимое су-
щество в ряду себе подобных. Уникальность предполагает не только непохо-
жесть на других, но также качественно новую ценность для сообщества людей»
[Панферов В.Н., 2000, с. 33]. Индивидуальность здесь рассматривается как
итог, результат развития вне его процессуальных характеристик. В связи с этим
представляет интерес мнение В.А. Татенко, полагающего, что «не следует, оче-
видно, такому качеству человека как индивидуальность отказывать в собствен-
ном генезе. Человеческое существо изначально уникально, своеобразно. По-
113
видимому, точнее было бы говорить об уровне развития этой уникальности в
онтогенезе… В этом смысле даже самый высший уровень развития индивиду-
альности, как и все предыдущие, не следует абсолютизировать и возводить в
предел» [Татенко В.А., 1996, с. 231].
При сравнении категорий индивидуальности и субъекта обнаруживается
большое сходство в их смысловых значениях (см. схему 12). Во-первых, обе эти
категории выполняют в отечественной психологии интегрирующую функцию.
Во-вторых, многие авторы относят их к внутренней стороне в структуре чело-
века, характеризующейся известной автономностью от внешнего. Хотя, в тоже
время, в индивидуальности, как и в личности, выделяется внешний аспект (при
анализе метаиндивидуальности). В свою очередь категория субъекта имеет
свою тенденцию собирательности.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров