Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

ПОЛЕ ЗНАЧЕНИЙ КАТЕГОРИИ «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

Категория индивидуальности отражает противоречивые тенденции в нау-
ке: с одной стороны, ни у кого не вызывает сомнения в ее существовании, с
другой стороны, ее смысловое пространство четко не определено. Для диффе-
110
ренциации категорий необходимо выделить поле значений категории индиви-
дуальности.
В этой категории особенно наглядно выражается тенденция целостности. Все
ученые, использующие эту категорию, подчеркивают ее целостный характер.
Однако существует определенное противоречие: индивидуальность, по мнению
исследователей, включает индивидуальные свойства разного уровня (от хими-
ческого до социально - исторического). Данное противоречие разрешает В.С.
Мерлин, который, используя системный подход, обосновывает существование
интегральной индивидуальности. Это ознаменовывало прорыв в психологии,
так как позволило уже не декларативно, а в реальном исследовании доказать
целостность человека, объединяющую все уровни его рассмотрения.
Сталкиваясь с оппозицией «внешнее – внутреннее», исследователи под-
черкивают, что категория индивидуальности относится скорее к внутренней
системе: «Для того чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зре-
ния целого (на молярном уровне), нужно представить человека не только как
открытую систему, но и как «закрытую», замкнутую вследствие внутренней
взаимосвязанности ее свойств» [Ананьев Б.Г., 1977, с. 236]. Однако, когда эту
категорию трактуют как метаиндивидуальность, возникает план рассмотрения
ее как внешней.
С первого взгляда кажется, что оппозиция «единичное – типичное» не
свойственна категории индивидуальности. Конечно, в ней превалирует единич-
ное, уникальное, по мнению многих психологов. «Особенность, отличитель-
ность индивидуальности – это особенность несопоставимости, несоотнесенно-
сти, это особенность, требующая своего индивидуального названия, своего
языка, своего мира значений, это реальность, сотканная из индивидуальных
смыслов» [Весна Е.Б., 1999, с. 285].
Точно выражает решение этой оппозиции В.С. Мерлин: «Каждое отдельное
свойство в этой системе ‹свойств человека – вставка моя Н.Б.› в одних своих
проявлениях и в зависимости от одних условий типично, то есть свойственно
какой – то группе людей, в других проявлениях и в зависимости от других ус-
111
ловий оно индивидуально своеобразно, единственно и неповторимо. Поэтому
интегральная индивидуальность – это не совокупность особых свойств, отлич-
ная или противоположная другой совокупности, обозначаемой как типичность
человека. Интегральная индивидуальность – это особый, выражающий индиви-
дуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека» [Мер-
лин В.С., 1986, с. 19].
Связывая индивидуальность с единичным, неповторимым в человеке, многие
ученые закономерно приходят к выводу о связи индивидуальности с творчест-
вом: «Индивидуальность – это творческий потенциал» [Весна Е.Б., 1999, с.
283]. Однако сейчас все более весомым становится мнение, что индивидуаль-
ность – это результат творчества, а его источник лежит в активно-
преобразующей деятельности человека. Это позволяет обосновать оппозицию:
«источник творчества – его результат».
Следующая оппозиция «автономность – отраженность» особенно акту-
альна для современных исследований. Многие ученые, давая определение ин-
дивидуальности, говорят о ней как о «автономной, уникальной и неповторимой
системе» [Интегральная индивидуальность человека и ее развитие, 1999, с. 17].
Это, в частности, подчеркивает Е.Б. Весна: «Субстанциональность индивиду-
альности базируется на витальности, изначальном ощущении биологической
способности и реальности, на которой строится ощущение автономности – це-
лостности и самотождественности» [Весна Е.Б., 1999, с. 286]. Но, несмотря на
многочисленные характеристики индивидуальности как закрытой, автономной
системы сейчас появляются исследования так называемой метаиндивидуально-
сти. «Метаиндивидуальность детерминирована, с одной стороны специфиче-
скими особенностями контактной социальной группы, а с другой – интраинди-
видными свойствами. Тем самым метаиндивидуальные свойства приобретают
двойной смысл – они принадлежат индивидуальности, но и идеально пред-
ставлены вне ее сознания, а в сознании других людей. Кроме того, под метаин-
дивидуальностью следует понимать также те вклады, которые производит ин-
тегральная индивидуальность в других людях, осуществляя реальные измене-
112
ния в поведении других людей (метаэффект интегральной индивидуальности)»
[Интегральная индивидуальность человека и ее развитие, 1999, с. 92].
Оппозиция «развитие целого – развитие отдельных уровней» описывает
подходы к развитию индивидуальности, которые в отечественной психологии
достаточно мало изучены. Существующие модели можно свести к двум полю-
сам. Первый полюс - это развитие интегральной индивидуальности, представ-
ляющее собой гетерохронное раскрытие ее уровней: «Формирование личности
возможно лишь на определенном уровне зрелости свойств темперамента, а
свойства темперамента раскрываются на основе уже сложившихся свойств
нервной системы» [Интегральная индивидуальность человека и ее развитие,
1999, с. 30]. Другой полюс представлен моделью Е.Б. Весны, в которой рас-
сматривается развитие индивидуальности как индивидуализации: «В процессе
индивидуализации происходит совершенствование всей структуры индивиду-
альности, переструктурирование ее компонентов на основе реализации созна-
тельного ценностного отношения к своей уникальности. В этой связи происхо-
дит осознание своей уникальности, принятие ее (внесоциальная вненорматив-
ная оценка), сознательная реализация своей уникальности (самореализация)»
[Весна Е.Б., 1994, с. 368].
Подходу к индивидуальности как динамически развивающемуся образова-
нию противостоит представление об индивидуальности как о некоем наивыс-
шем уровне бытия человека: «Достижение индивидуальности означает наибо-
лее полную реализацию психического потенциала индивида, в результате чего
человек превращается в уникальное явление, единственное и неповторимое су-
щество в ряду себе подобных. Уникальность предполагает не только непохо-
жесть на других, но также качественно новую ценность для сообщества людей»
[Панферов В.Н., 2000, с. 33]. Индивидуальность здесь рассматривается как
итог, результат развития вне его процессуальных характеристик. В связи с этим
представляет интерес мнение В.А. Татенко, полагающего, что «не следует, оче-
видно, такому качеству человека как индивидуальность отказывать в собствен-
ном генезе. Человеческое существо изначально уникально, своеобразно. По-
113
видимому, точнее было бы говорить об уровне развития этой уникальности в
онтогенезе… В этом смысле даже самый высший уровень развития индивиду-
альности, как и все предыдущие, не следует абсолютизировать и возводить в
предел» [Татенко В.А., 1996, с. 231].
При сравнении категорий индивидуальности и субъекта обнаруживается
большое сходство в их смысловых значениях (см. схему 12). Во-первых, обе эти
категории выполняют в отечественной психологии интегрирующую функцию.
Во-вторых, многие авторы относят их к внутренней стороне в структуре чело-
века, характеризующейся известной автономностью от внешнего. Хотя, в тоже
время, в индивидуальности, как и в личности, выделяется внешний аспект (при
анализе метаиндивидуальности). В свою очередь категория субъекта имеет
свою тенденцию собирательности.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров