Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (3)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

ПОЛЕ ЗНАЧЕНИЙ КАТЕГОРИИ «ИНДИВИД»

Категория индивида наиболее употребляемая и одновременно наименее раз-
работанная в психологии. Это происходит из-за того, что понятие индивида в
психологии имеет фиксированное значение (что является редким случаем в
науке). Оно отражает характеристику человека в качестве представителя вида,
биологическую составную структуры человека, синоним организма человека.
«Через это понятие – пишет В.Н. Панферов, - мы рассматриваем зависимость
психической деятельности от телесной организации» [Панферов, 2000, с. 23].
Это понятие имеет еще одно значение в психологии – «представитель», «еди-
ница», «особь». К. Абишев замечает, что «термин индивид фиксирует отдель-
ных участников общественной организации…, берет отдельного человека как
социальную единицу» [Абишев К., 1976, с. 35]. Поэтому часто понятие индиви-
да употребляют во втором его значении.
Глубокий содержательный анализ понятия индивида представлен в работах
Б.Г. Ананьева. Рассмотрению его характеристик посвящено большое место в
его работах. Им была разработана структура человека как индивида, которая
включает в себя на первичном уровне возрастно-половые и индивидуально-
типические свойства (конституциональные особенности, нейродинамические
свойства мозга и особенности функциональной геометрии больших полуша-
рий), на вторичном уровне – психофизические функции и структуру органиче-
ских потребностей, и, наконец, «высшая интеграция всех этих свойств пред-
ставлена в темпераменте, с одной стороны, и задатках, с другой» [Ананьев Б.Г.,
1977, с. 189]. Самое интересное в модели Ананьева то, что формой развития
индивида он называет онтогенез человека.
Существуют также еще попытки рассматривать индивида как представителя
общества: «и в этом плане человек выступает теми своими качествами, которые
непосредственно обусловлены существующими для него общественными от-
ношениями» [Столин В.В., 1985, с. 63]. Кроме того, В.В. Столин выделяет уро-
вень организма, который выполняет функции индивида в общепризнанном
смысле, и уровень личности, которая по всем своим характеристикам совпадает
116
с понятием субъекта (интересно, что именно личность здесь является интегра-
тором активности всех уровней).
Эти две позиции образуют первую оппозицию «социальное – биологическое»
Оппозицию «непрерывность – дискретность» выделил В.А. Ганзен, опи-
сав ее следующим образом: существует два способа воспроизводства организ-
ма. Первый, непрерывный, - при помощи обмена веществ, второй, - дискрет-
ный, при помощи размножения.
Оппозиция «интегральность – дифференциация» содержит в себе обосно-
вание целостности человека как индивида, ведь биологическое строение можно
понять и как совокупность различных органов, и как целостную систему. Наи-
лучшее обоснование системной организации индивида дает А.Н. Леонтьев:
«Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе ко-
торой происходит не только дифференциации органов и функций, но также и
их интеграции, их взаимные «сглаживания» [Леонтьев А.Н., 1977, с. 173-174].
Принципиальное различие между полюсами оппозиции «формальные – со-
держательные» проводит В.М. Русалов: «формальные свойства - это такие
системные качества индивидуального поведения, которые формируются по за-
конам генетики, общей конституции человека, в то время как содержательные
свойства образуются в результате влияния конкретных социально-культурных
факторов, действующих посредством внутренних биологических механизмов»
[Русалов В.М., 1990, с. 170].
В целом же можно охарактеризовать поле значений категории индивид как
наименее разработанное. Но нельзя приуменьшать роль этой категории в пси-
хологической науке, так как, по словам А.В. Брушлинского, «вопреки широко
распространенной точке зрения даже на высших этапах духовного развития
личности психическое не перестает быть природным и не становится «чисто»
социальным» [Брушлинский А.В., 1996, с. 14].
Можно выделить ряд причин недостаточно пристального внимания к катего-
рии индивида.
117
Исторический негативизм: до октябрьской революции существовало два ос-
новных направления в отечественной психологии (объективное, акцентиро-
ванное на категории индивида и субъективное, в котором доминировала кате-
гория субъекта). После революции 1917 г. в соответствии с официальной идео-
логией на первый план в системе психологии выдвигается категория личности.
Категория индивида воплощает в себе парадигму натурализма [Варенова
Ю.А., 2001], которая развивалась в основном в зарубежных исследованиях, что
также мешало глубокому рассмотрению этой категории в советской наукой.
Категория индивида относится традиционно к предмету исследования таких
наук, как биология, физиология, анатомия и так далее. Поэтому в психологиче-
ской науке ее рассмотрение не считается прямой задачей исследований. Более
того, после рефлексологической и реактологической дискуссий (конца 20 – на-
чала 30х гг.) поведенчество и другие «биологизаторские» направления в психо-
логии были отвергнуты и их разработка свернута на долгие годы.
При сравнении категории индивида и субъекта можно сделать вывод о
сходной динамике их развития в отечественной психологии. Во-первых, и ту и
другую категорию использовали, да и используют, в качестве предикатов, ука-
зывающих на лицо, носителя. Во-вторых, обе эти категории считаются ответст-
венными за развитие психических функций. С тех пор, как А.В. Петровский
выделил уровень личностного развития, ученые не могут прийти к единому
мнению по этому вопросу. Как уже отмечалось выше, Б.Г. Ананьев считает, что
развитие психических функций является формой развития индивида, а В.А.
Ганзен и Л.Ф. Алексеева связывают его с проявлением субъекта. Возможно,
это происходит потому, что эта форма развития находится на стыке между
психологией и биологией.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров