Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (6)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (7)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (6)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (4)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (5)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

ПОЛЕ ЗНАЧЕНИЙ КАТЕГОРИИ «ИНДИВИД»

Категория индивида наиболее употребляемая и одновременно наименее раз-
работанная в психологии. Это происходит из-за того, что понятие индивида в
психологии имеет фиксированное значение (что является редким случаем в
науке). Оно отражает характеристику человека в качестве представителя вида,
биологическую составную структуры человека, синоним организма человека.
«Через это понятие – пишет В.Н. Панферов, - мы рассматриваем зависимость
психической деятельности от телесной организации» [Панферов, 2000, с. 23].
Это понятие имеет еще одно значение в психологии – «представитель», «еди-
ница», «особь». К. Абишев замечает, что «термин индивид фиксирует отдель-
ных участников общественной организации…, берет отдельного человека как
социальную единицу» [Абишев К., 1976, с. 35]. Поэтому часто понятие индиви-
да употребляют во втором его значении.
Глубокий содержательный анализ понятия индивида представлен в работах
Б.Г. Ананьева. Рассмотрению его характеристик посвящено большое место в
его работах. Им была разработана структура человека как индивида, которая
включает в себя на первичном уровне возрастно-половые и индивидуально-
типические свойства (конституциональные особенности, нейродинамические
свойства мозга и особенности функциональной геометрии больших полуша-
рий), на вторичном уровне – психофизические функции и структуру органиче-
ских потребностей, и, наконец, «высшая интеграция всех этих свойств пред-
ставлена в темпераменте, с одной стороны, и задатках, с другой» [Ананьев Б.Г.,
1977, с. 189]. Самое интересное в модели Ананьева то, что формой развития
индивида он называет онтогенез человека.
Существуют также еще попытки рассматривать индивида как представителя
общества: «и в этом плане человек выступает теми своими качествами, которые
непосредственно обусловлены существующими для него общественными от-
ношениями» [Столин В.В., 1985, с. 63]. Кроме того, В.В. Столин выделяет уро-
вень организма, который выполняет функции индивида в общепризнанном
смысле, и уровень личности, которая по всем своим характеристикам совпадает
116
с понятием субъекта (интересно, что именно личность здесь является интегра-
тором активности всех уровней).
Эти две позиции образуют первую оппозицию «социальное – биологическое»
Оппозицию «непрерывность – дискретность» выделил В.А. Ганзен, опи-
сав ее следующим образом: существует два способа воспроизводства организ-
ма. Первый, непрерывный, - при помощи обмена веществ, второй, - дискрет-
ный, при помощи размножения.
Оппозиция «интегральность – дифференциация» содержит в себе обосно-
вание целостности человека как индивида, ведь биологическое строение можно
понять и как совокупность различных органов, и как целостную систему. Наи-
лучшее обоснование системной организации индивида дает А.Н. Леонтьев:
«Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе ко-
торой происходит не только дифференциации органов и функций, но также и
их интеграции, их взаимные «сглаживания» [Леонтьев А.Н., 1977, с. 173-174].
Принципиальное различие между полюсами оппозиции «формальные – со-
держательные» проводит В.М. Русалов: «формальные свойства - это такие
системные качества индивидуального поведения, которые формируются по за-
конам генетики, общей конституции человека, в то время как содержательные
свойства образуются в результате влияния конкретных социально-культурных
факторов, действующих посредством внутренних биологических механизмов»
[Русалов В.М., 1990, с. 170].
В целом же можно охарактеризовать поле значений категории индивид как
наименее разработанное. Но нельзя приуменьшать роль этой категории в пси-
хологической науке, так как, по словам А.В. Брушлинского, «вопреки широко
распространенной точке зрения даже на высших этапах духовного развития
личности психическое не перестает быть природным и не становится «чисто»
социальным» [Брушлинский А.В., 1996, с. 14].
Можно выделить ряд причин недостаточно пристального внимания к катего-
рии индивида.
117
Исторический негативизм: до октябрьской революции существовало два ос-
новных направления в отечественной психологии (объективное, акцентиро-
ванное на категории индивида и субъективное, в котором доминировала кате-
гория субъекта). После революции 1917 г. в соответствии с официальной идео-
логией на первый план в системе психологии выдвигается категория личности.
Категория индивида воплощает в себе парадигму натурализма [Варенова
Ю.А., 2001], которая развивалась в основном в зарубежных исследованиях, что
также мешало глубокому рассмотрению этой категории в советской наукой.
Категория индивида относится традиционно к предмету исследования таких
наук, как биология, физиология, анатомия и так далее. Поэтому в психологиче-
ской науке ее рассмотрение не считается прямой задачей исследований. Более
того, после рефлексологической и реактологической дискуссий (конца 20 – на-
чала 30х гг.) поведенчество и другие «биологизаторские» направления в психо-
логии были отвергнуты и их разработка свернута на долгие годы.
При сравнении категории индивида и субъекта можно сделать вывод о
сходной динамике их развития в отечественной психологии. Во-первых, и ту и
другую категорию использовали, да и используют, в качестве предикатов, ука-
зывающих на лицо, носителя. Во-вторых, обе эти категории считаются ответст-
венными за развитие психических функций. С тех пор, как А.В. Петровский
выделил уровень личностного развития, ученые не могут прийти к единому
мнению по этому вопросу. Как уже отмечалось выше, Б.Г. Ананьев считает, что
развитие психических функций является формой развития индивида, а В.А.
Ганзен и Л.Ф. Алексеева связывают его с проявлением субъекта. Возможно,
это происходит потому, что эта форма развития находится на стыке между
психологией и биологией.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров