Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла ИЗУЧЕНИЕ ГОЛОГРАФИЧЕСГО МЕТОДА ЗАПИСИ ИНФОРМАЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОГРАММ В ПУЧКАХ С ПЛОСКИМ ФРОНТОМ (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКОГО ДЕКРЕМЕНТА ЗАТУХАНИЯ ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА И СНЯТИЕ ЕГО РЕЗОНАНСНОЙ КРИВОЙ (2)
(Методические материалы)

Значок файла ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ВНЕШНЕГО ФОТО-ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТО-ЯННОЙ ПЛАНКА (2)
(Методические материалы)

Значок файла ИССЛЕДОВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ КОЛЕБАНИЙ СТРУНЫ. ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ПОПЕРЕЧНОЙ ВОЛНЫ ТЕОРИЯ ИССЛЕДУЕМОГО ЯВЛЕНИЯ (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ В ЗАКОНЕ СТЕФАНА - БОЛЬЦМАНА С ПОМОЩЬЮ ОПТИЧЕСКОГО ПИРО-МЕТРА Руководство к лабораторной работе № 10о (Оптика (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ ЗВУКОВОЙ ВОЛНЫ И СКОРОСТИ ЗВУКА В ВОЗДУХЕ (3)
(Методические материалы)

Значок файла ПРОВЕРКА ОСНОВНОГО УРАВНЕНИЯ ДИНАМИКИ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ НА МАЯТНИКЕ ОБЕРБЕКА. (Методические указания к выполнению лабораторной работы по курсу «Общая физика") (2)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Роль категории субъекта в развитие и понимание принципа детерминизма

Появление категории субъекта позволяет по-новому рассмотреть проблему
детерминации (объектная парадигма постепенно меняется на субъектную): воз-
никает понятие самодетерминации, т.е. доминирование внутренней детермина-
ции над внешней. Это раскрывается в двух аспектах:
Во-первых, лишь порождая внутренние противоречия внешние и межсис-
темные противоречия могут выступать причинным фактором развития. С.Л. Ру-
бинштейн, первым из психологов осознав этот фундаментальный принцип,
«включает в единую детерминационную цепь субъекта, который не только опо-
средует внешние воздействия, но и сам участвует в детерминации событий»
[Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В., 1989, с. 127]. Он пишет: «Чело-
век может изменять данные условия, но сначала они ему даны, он должен от них
отправляться… иными словами, материал, из которого человек строит, творит,
одновременно и создан им и дан ему» [Рубинштейн С.Л., 1997, с. 85]. Тем са-
мым им выделяется характеристика субъекта, позже получившая название «са-
модетерминация».
Развивая точку зрения С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульханова–Славская од-
ной из важнейших характеристик субъекта считает те изменения, которые он
вносит в действительность. Но нельзя забывать и диалектику общественной де-
терминации субъекта; последняя определяется «спецификой жизненного про-
цесса человека» [Абульханова-Славская К.А., 1981, с. 22]. Соответственно и
действительность влияет на субъекта: «качество индивида как субъекта, мера
становления индивида субъектом своей жизнедеятельности определяется ис-
ходно общественным способом» [там же, с. 23]. Однако существует одновре-
менно принцип адекватности, по которому не все обстоятельства жизни изме-
няют субъекта.
119
Рассматривая влияние субъекта на себя, Абульханова–Славская отмечает,
что это происходит непроизвольно. Она выделяет такой феномен как «эффект
бумеранга»: «не производя значительных изменений в действительности, в ито-
ге своих усилий человек меняется сам» [там же, с. 32]. Воздействие на себя, как
считает Абульханова–Славская, возможно лишь через управление обстоятель-
ствами жизни, создания «объективных ситуаций для обнаружения, развития
или, напротив, изживания, изничтожения тех или иных свойств и качеств»
[Абульханова К.А., 1973, с. 283].
Теперь вернемся к вопросу о влиянии обстоятельств жизни на субъекта.
Для его решения Абульханова–Славская разделяет такие процессы, как разви-
тие и изменчивость. Первое определяется основными отношениями личности с
миром, что составляет ядро личности, второе – система изменений, не касаю-
щимися ядра (в число которых входят возрастные).
Для обозначения и лучшего понимания категории «субъект жизнедеятель-
ности» важен принцип воспроизводства, с помощью которого Абульханова–
Славская объясняет диалектику активности и зависимости: «Индивид сам вос-
производит свою активность, пассивность, зависимость» [Абульханова-
Славская К.А., 1977, с. 66]. Отсюда можно вывести меру субъектности индиви-
да.
К.А. Абульханова-Славская делает важный вывод: «Субъект жизнедея-
тельности – это субъект изменений и развития: во взаимодействии с обстоя-
тельствами своей жизнедеятельности он выступает как изменяемое ими и как
изменяющее их существо, которое само меняется в процессе их изменения»
[Абульханова К.А., 1973, с. 210].
Во-вторых, внутреннее имеет свой непосредственный источник активно-
сти и развития, который, хотя и формируется под влиянием социальных и био-
логических факторов, но и сам преобразует внешние детерминанты.
За субъектом признаётся активность. Г.И. Челпанов называет его причи-
ной, источником душевной жизни, С.Л. Рубинштейн обозначает как «центр пе-
120
рестройки бытия». Роль субъекта состоит в том, чтобы он «своим познанием и
действием конструирует бытие» [Абульханова К.А., 1989, с. 15].
В.А. Петровский пишет: «Феномен субъектности состоит в том, что человек
полагает себя в качестве причины своего бытия в мире, что обнаруживается в ак-
тах свободного выхода за границы предустановленного (проявления активной
неадаптивности человека)… в активности происходит как бы двойное освобож-
дение субъекта – от состояний ближайшей ему среды и от его же собственных
простейших потребностей “ [Петровский В.А., 1977, с. 70, 300].
Но особое внимание на существование внутреннего источника активности и
развития обращает В.Э. Чудновский, в контексте преломления внешнего через
внутреннее. Им выделяется внутренняя логика развития индивида, «спонтанней-
ность». А она «необходима для понимания подлинной диалектики развития: че-
ловеческий индивид в процессе своей жизнедеятельности приобретает такие
свойства, которые не предопределены однозначно ни внешними воздействиями,
ни внутренними природными данными. Они результат их взаимодействия дея-
тельности индивида как единого саморегулирующего целого» [Чудновский В.Э.,
1993, с. 7]. Этим целым является субъективная реальность, которая обладает от-
носительной самостоятельностью. Она формируется под влиянием объективных
условий, но позже сама начинает влиять на них и создавать себе «малую среду
развития», которая свидетельствует об «активности субъективного начала»
[Чудновский В.Э., 1988, с. 23]. По мере эмансипированности от влияния среды
вырастает вместе с тем её значимость.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров