Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Неразрушающие методы контроля Ультразвуковая дефектоскопия отливок Методические указания к выполнению практических занятий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность «Литейное производство черных и цветных металлов» (110400), специализации (110401) и (110403) (4)
(Методические материалы)

Значок файла Муфта включения с поворотной шпонкой кривошипного пресса: Метод. указ. / Сост. В.А. Воскресенский, СибГИУ. - Новокуз-нецк, 2004. - 4 с (6)
(Методические материалы)

Значок файла Материальный и тепловой баланс ваграночной плавки. Методические указания /Составители: Н. И. Таран, Н. И. Швидков. СибГИУ – Новокузнецк, 2004. – 30с (5)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение конструкции и работы лабораторного прокатного стана дуо «200» :Метод. указ. / Сост.: В.А. Воскресенский, В.В. Почетуха: ГОУ ВПО «СибГИУ». - Новокузнецк, 2003. - 8 с (6)
(Методические материалы)

Значок файла Дипломное проектирование: Метод. указ. / Сост.: И.К.Коротких, А.А.Усольцев, А.И.Куценко: СибГИУ - Новокузнецк, 2004- 21 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Влияние времени перемешивания смеси на ее прочность в сыром состоянии и газопроницаемость: метод. указ./ Сост.: Климов В.Я. – СибГИУ: Новокузнецк, 2004. – 8 с. (7)
(Методические материалы)

Значок файла Вероятностно-статистический анализ эксперимента: Метод. указ. / Сост.: О.Г. Приходько: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк. 2004. – 18 с., ил. (7)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Категория субъекта и принцип развития

Категория субъекта связана с принципом развития, который М.Г. Ярошев-
ский и А.В. Петровский определили как «взаимосвязь изменений психологиче-
ских явлений и порождающих их причин» [Петровский А.В., Ярошевский М.Г.,
1998, с. 410]. Что касается категории личность, то этот принцип позволяет по-
нять личность «как развивающуюся, последовательно проходящую фазы, перио-
ды, эпохи и эры становления ее существенных характеристик» [там же, с. 22].
121
Категория субъекта также связана с принципом развития: «Бытие субъекта
сразу охарактеризовано через принцип развития» [Абульханова К.А., 1989, с.
20]. С.Л. Рубинштейн резко возражает против утверждения, что «субъект есть
нечто готовое, данное до и вне своих деяний и, значит вне зависимости от них»
[Рубинштейн С.Л., 1986, с. 105]. Тем самым он закладывает основу для разра-
ботки субъектогенеза, ведь «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой
самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидает-
ся и определяется» [там же, с. 106].
На развитие человека как субъекта указывал и Д.Н. Узнадзе. Он впервые
ставит вопрос о том, когда же человек становится субъектом, и приходит к вы-
воду, что младенец им не является. Он ещё не «выступает как субъект целепо-
лагания и волеизъявления» [Психологическая наука в России XX века, 1997, с.
299], (как определяет специфику субъекта у Д.Н. Узнадзе Абульханова-
Славская). Только тогда, когда, человек превращается в самосознающее «я»,
которое обладает способностью подлинной, волевой регуляции своей жизни»
[Психологическая наука в России XX века, 1997, с. 420], он становится субъек-
том, а это происходит в подростковом возрасте.
Сходное мнение о развитии ребенка выражает Л.С. Выготский: «Первона-
чальное сознание младенца ещё вовсе лишено активных, то есть внутренне оп-
ределяемых личностью, психических состояний» [Выготский Л.С., 1984, Т.4, с.
306]. А.В. Брушлинский критикует его за то, что он пишет о животно-образной
стадии развития ребёнка.
В развитии воли как формы субъективной активности [Абульханова, 1973,
с. 211] в работах Л.С. Выготского можно увидеть прообраз субъектогенеза,. Эта
«важнейшая для Выготского категория» является «стержневым образованием
структуры формирующейся личности» [Психологическая наука в России XX
века, 1997, с. 167].
Воля, по Л.С. Выготскому, на первой ступени проявляется в «остром пе-
реживании собственного отличия от реальности окружающего мира». Вторая
ступень характеризуется возникновением «более высокого уровня самосозна-
122
ния и самоконтроля» [там же]. Л.И. Анцыферова отмечает, что Л.С. Выготский
особенно выделял практическое изменение окружающей обстановки и обосно-
вывал введение в ситуации дополнительных мотивов. Новообразование, кото-
рое лежит в основе развития всех психических функций в переходном возрасте
(третья ступень) – это «целевая воля, господствующая над аффектом, овладение
собственным поведением, управление собой, умение ставить цели своему пове-
дению и достигать их» [Выготский Л.С., 1984, Т. 4, с. 168]. Однако он считал,
что после подросткового возраста развитие прекращается [Психологическая
наука в России XX века, 1997, с. 169].
Ученица Л.С. Выготского Л.И. Божович предлагает свою схему субъекто-
генеза, которая включает 3 ступени:
1. Появление у человека качества субъекта (до 2-х лет).
2. Осознание себя субъектом (3 года).
3. Появление у него позиции.
На этом развитие человека, по мнению Л.И. Божович, не заканчивается
(хотя его дальнейший ход не определяется столь чётко, как первые три его сту-
пени). Важное образование для становления субъекта – мировоззрение. Это ос-
новное условие реализации себя юношеством в качестве субъекта своей жизни.
Высшим уровнем субъектогенеза является превращение человека в «твор-
ца нового социального опыта», в «воспитателя собственной личности» [Божо-
вич Л.И., 1968, с. 438, 439].
По-другому выглядит схема субъектогенеза, когда категория субъекта свя-
зывается с категорией деятельности как, например, в концепции Б.Г. Ананьева.
Напомним, что он определяет деятельность как «форму существования субъек-
та» [Ананьев Б.Г., 1967, с. 240]. Кроме того, именно посредством деятельности
осуществляется превращение человека из объекта в субъект. Ананьев специ-
ально отмечает, что «в каждый отдельно взятый момент жизни человек есть
субъект ведущей деятельности, свойственной тому или иному периоду жизни»
[там же, с. 241] и «образование субъекта деятельности не завершается до тех
пор, пока эта деятельность осуществляется» [Ананьев Б.Г., 1968, с. 323].
123
Б.Ф. Ломов, рассматривая проблему развития, замечает: «В процессе раз-
вития на определённой стадии личность начинает сама сознательно
организовывать свою собственную жизнь, а значит, и определять в той или
иной мере своё собственное развитие, в том числе психическое» [Ломов Б.Ф.,
1984, с. 309]. Появление субъекта Ломов связывает с кризисом трёх лет, а
окончательное оформление с вступлением в самостоятельную жизнь. Он
подчёркивает особую роль общения в субъектогенезе.
По мнению А.В. Брушлинского, субъектом становятся на определённом
этапе своей жизни (в дошкольном возрасте), хотя человек рождается
изначально активным. Сначала младенец взаимодействует с окружающим
миром как с системой раздражителей. «Первый существенный критерий
становления субъекта – это выделение ребенком в возрасте 1-2 лет в результате
предшествующих сенсорных и практических контактов с реальностью
наиболее значимых для него людей, предметов, событий и т.д. путем
обозначения их простейшими значениями слов. Следующий наиболее важный
критерий - это выделение детьми в возрасте 6-9 лет (на основе деятельности и
общения) объектов благодаря их обобщению в форме простейших понятий
(числа и т.д.)» [Брушлинский А.В., 1990, с. 9]. Объекты в отличие от
раздражителей, как замечает А.В. Брушлинский, всегда осознаны. Кроме того,
можно заметить, что впервые ставится вопрос об объекте, который в
гносеологии противостоит категории субъекта. Для А.В. Брушлинского это
противопоставление дополняется взаимодействием субъектов, то есть людей.
Без признания другого человека субъектом, невозможно и самому стать
субъектом. Эта линия, берущая начало в трудах С.Л. Рубинштейна и Б.Ф.
Ломова, продолжает свое развитие в современной психологии и в настоящее
время выделяется как критерий становления человека субъектом.
К.А. Абульханова–Славская подходит к проблеме субъектогенеза по-
другому: развитие и есть становление личности субъектом своей жизнедея-
тельности, «определяющим и удерживающим траекторию жизненного движе-
ния» [Абульханова-Славская К.А., 1981, с. 35]. Получается, что личность, кото-
124
рой, по мнению Абульхановой–Славской, человек рождается (так как она – со-
вокупность общественных отношений), становится субъектом в ходе личност-
ного развития: субъектогенез рассматривается как форма развития личности.
Абульханова–Славская выделяет в развитии стадии «организации жизни и
качества личности» [Абульханова-Славская К.А., 1981, с. 35], в ходе которых
личность всё более самоопределяется по отношению к ходу жизни,
«выстраивает последовательную линию, совокупность своих поступков,
решаемых жизненных задач» » [там же, с. 36], обеспечивает этот процесс
своими возможностями и силами. В качестве важнейшей характеристики
личности как субъекта жизнедеятельности выступает знание того, чего она
хочет, своих и объективных возможностей, а главное - того, на что и как далеко
она пойдёт ради своих принципов [там же]. Развитие личности приводит к
двоякого рода последствиям:
1) открывается множество путей развития;
2) появляется возможность увидеть развитие в перспективе.
На определенном этапе перед исследователями встает вопрос о связи субъ-
ектогенеза с возрастной периодизацией. Ответ на него дается в концепции В.И.
Слободчикова. Он описывает развитие ребёнка через вхождение его в челове-
ческие общности, «со–бытие». Это «предельная категория, одновременно схва-
тывающая две стороны развития – его объект и источник» [Слободчиков В.И.,
1996, с. 40]. Она была положена в основу предложенной ученым схемы субъек-
тогенеза.
Он выделяет пять ступеней развития человеческой субъектности (оживле-
ние, одушевление, персонализация, индивидуализация, универсализация). В
ходе субъектогенеза субъект становится сначала личностью (на 3 ступени), а
затем индивидуальностью (на 4 ступени).
Для каждой из этих ступеней существует свое со-бытиё, которое собствен-
но и развивается, а субъективность является лишь результатом этого развития.
С критикой этой схемы выступает В.Э. Чудновский: «То, что субъектность –
порождение со-бытия, общения, совместной деятельности – правда, но не вся
125
правда, ибо субъективное имеет и свою активную сторону» [Чудновский В.Э.,
1993, с. 16].
Можно увидеть, что, по В.И. Слободчикову, в ходе своей жизни человек
идёт к полному освобождению от биологической и социальной зависимости
(выход на собственную позицию в культуре и истории, а позже – разрыв телес-
ного и духовного существования).
Следующим шагом в разработке субъектогенеза является концепция В.А.
Татенко. Одним из главных понятий для В.А. Татенко является саморазвитие
субъектного начала. По мнению автора, субъектное ядро изначально заложено
в человеке, который рождается субъектом психической активности. В даль-
нейшем происходит развитие ядра – раскрытие интуиций (см. схему 13).

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров