Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Разработка категории субъекта в контексте принципа системности

Системный подход и принцип системности был сформулирован Б.Ф. Ло-
мовым [Ломов Б.Ф., 1984].
Согласно принципу системности, «изучаемые явления рассматриваются с
точки зрения целого и обладают свойствами, которые невозможно вывести из
его фрагментов или частей» [Барабанщиков В.А., 2002, с. 29]. Основным в этом
принципе является выделение так называемого системообразующего фактора.
Таким фактором, по мнению многих авторов, выступает субъект как характери-
стика человека активного.
Чтобы доказать это, нужно учесть следующие требования: во-первых, ак-
тивность должна существовать на всех уровнях человека; во-вторых, разные
144
уровни активности должны быть взаимосвязаны, интегрированы. Но этим лишь
обосновывается системообразующая функция активности. Доказательство сис-
темности категории субъекта предполагает рассмотрение роли субъекта всех
этих уровнях, что означает меру управляемости каждого из них.
Активность как свойство пронизывает все жизненное пространство чело-
века, все уровни его строения: физический, физиологический, психологиче-
ский, психолого-социальный, социальный, как это показано исследованиями
многих ученых (Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, Н.С. Лейтеса, В.М. Русалова,
М.В. Бодунова, Э.А. Голубевой, А.И. Крупнова и др).
В исследованиях отечественных ученых рассматривается также, как каж-
дый из этих уровней своей активностью детерминирует последующие. Вот как
раскрывает эту взаимосвязь Л.Ф. Алексеева: «субъектная психическая актив-
ность как внутреннее условие взаимодействия субъекта со средой является од-
ним «из опосредствующих звеньев, благодаря которым природно-
детерминированные свойства нервной системы находят свое выражение на
психологическом уровне» (М.В. Бодунов, 1980). В свою очередь, психическое
состояние и психические процессы, иными словами уровень психической акти-
вации, не может не влиять на проявления активности на социальном уровне. С
другой стороны, саморегуляция поведения, проявления активности субъекта
зависят от уровня сформированности Я-концепции личности. Выработанные в
процессе общения с окружающими, обучения и воспитания привычки успешно
компенсируют те или иные проявления активности, обусловленные типом
высшей нервной деятельности, типом темперамента. Состояния эмоциональной
сферы также влияет как на психофизиологические процессы, так и на личност-
ные проявления активности» [Алексеева Л.Ф., 1997, с. 19]. То есть, все уровни
активности взаимно влияют друг на друга и тем самым интегрированы в еди-
ную систему активности.
Другой аспект состоит в обсуждении способности человеком управлять
любым из этих уровней активности, что является основным критерием субъек-
та.
145
Первый – психофизический – уровень вызывает наибольшие дискуссии.
Однако в отечественной науке уже развивается особая отрасль - субъектная
психофизика, которая, «базируясь на всех достижениях количественного пси-
хофизического анализа, переносит акцент на качественное изучение внутрен-
ней индивидуально-психологической детерминации результатов сенсорных из-
мерений собственной активностью субъекта» [Скотникова И.Г., 2002, с. 228].
На физиологическом уровне действие субъекта в двух аспектах. Первый
аспект связан с «познанием состояний и потребностей собственного организма»
[Панферов В.Н., 2000б, с. 7]. Человек как субъект имеет возможности выбора
стратегий поведения для изменения своих состояний и удовлетворения потреб-
ностей. Второй аспект связан с отношением «к соматическому уровню жизне-
деятельности - это отношение к своей телесности (к своему здоровью, измене-
ниям в нем, включая болезнь. К возрастным и различным соматическим изме-
нениям» [Коржова Е.Ю., 2001, с. 73].
Исследования клинической психологии показывают роль активности
самого человека как фактора быстрейшего выздоровления, не говоря уж о том,
что человечество давно научилось с помощью опосредованных средств (фарма-
кология) влиять на физиологический уровень.
К изучению роли субъекта на психологическом уровне привлечено наи-
большее внимание. Анализируется роль субъекта, как в психическом развитии,
так и в построении разных видов активности (деятельности, общения, познания
и так далее). Как замечает В.А. Барабанщиков, «наиболее важное системное ка-
чество человека как субъекта заключено в его способности распоряжаться соб-
ственными ресурсами и благодаря этому строить отношения с действительно-
стью, миром» [Барабанщиков В.А., 2001, с. 186].
Выделяя отдельно социально-психологический уровень, ученые рас-
сматривают личность как субъект своей жизнедеятельности, своего жизненного
пути. И сам человек определяет меру своей активности в социуме.
Историческая же психология показывает роль личности в истории, ко-
гда человек выступает как субъект истории, а значит и социума. На социальном
146
уровне это относится не только к индивидуальному субъекту, но и к коллек-
тивному. Проводятся историко-психологические исследования, в которых
субъектами общественно-исторической активности выступают коллективы и
общества (например, Московское купеческое общество) [Кольцова В.А., Фе-
доркова И.Р., 2002].
Сейчас понятие «коллективный субъект» активно разрабатывается в со-
циальной психологии, которая изучает активность не только малых, но и боль-
ших социальных групп, человечества в целом.
Таким образом, субъект является интегратором всех уровней активности.
Отсюда становится понятным следующее утверждение Е.А. Сергиенко: «Имен-
но субъект становится системообразующим фактором на каждом этапе своего
развития, созидая свою сложную многоуровневую систему психической орга-
низации» [Сергиенко Е.А., 2000, с. 185].
Для принципа системности важно, чтобы каждая категория утверждала це-
лостность человека. Как уже отмечено, категория субъекта почти всеми ее ис-
следователями характеризуется через понятие целостности.
Однако требуется еще обосновать применимость принципа системности к
самой категории субъекта. Это значит, что категории психологии должны со-
ответствовать следующим требованиям: состоять в определенной системе, быть
относительно самостоятельным целым (системой), иметь собственные подсис-
темы и быть включенными в макросистему.
Итак, категория субъекта принадлежит к системе более высокого порядка,
а именно - системе «человек», в которую также входят категории личности, ин-
дивида, индивидуальности. Как и каждая из этих категорий, субъект описывает
свой «срез», аспект этой системы - активность человека и способность ее регу-
лировать. Это свойство является интегративным и охватывает все уровни по-
знания человека.
Уже было показано, что категория субъект имеет свое собственное поле
значений, не выводимое из других и не сводимое к другим категориям.
147
Оно иерархически организовано, имеет специфическое строение, которое
раскрыто, например, в исследованиях Б.Г. Ананьева и В.А. Татенко. Кроме ста-
тического описания структуры субъекта, существуют также динамические мо-
дели, которые отражают субъектогенез в течение всей жизни человека (В.И.
Слободчиков, В.В. Селиванов и т.д.).
Кроме того, как уже было показано выше, категория субъекта состоит в
определенных отношениях с категориями личности, индивида, индивидуально-
сти. Постольку это - аспекты рассмотрения человека в психологии, то естест-
венно, что они имеют пересекающиеся пространства.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров