Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (13)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (14)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

Связь категории субъекта с предметом психологии

Как мы уже отмечалось в первой главе, любая категория науки связана с ее
предметом. Следовательно, для утверждения категориального статуса понятия
«субъект» необходимо проанализировать те изменения, которые вносит данная
категория в предмет психологии.
К этому вопросу обращается Д.Н. Узнадзе, который замечает, что «психо-
логия как наука должна исходить … из понятия самого субъекта, как целого,
который, вступая во взаимодействие с действительностью, становится принуж-
денным прибегнуть к помощи отдельных психических процессов» [Узнадзе
Д.Н., 1961, с. 66]. Ту же мысль подчеркивает и С.Л. Рубинштейн, когда говорит
о принадлежности всего психического субъекту. Это были первые попытки об-
ратить предмет психологии не к отдельным психическим явлениям, но к субъ-
екту, которому они принадлежат. Конечно, в тот период психология не могла
принять такое определение предмета, поэтому позже ученые опять возвраща-
ются к этой проблеме. К.А. Абульханова-Славская пишет, выявляя специфику
субъекта как предмета психологии: «Понятие индивида как субъекта психиче-
ской деятельности обозначает то качество, в котором психология исследует че-
ловека» [Абульханова К.А., 1973, с. 187]. Это же подчеркивал А.В. Брушлин-
ский, отмечая, что «предметом психологии становится субъект в непрерывном
148
процессе функционирования и развития его психики» [Брушлинский А.В.,
1996, с. 15].
Причем, то, что в определении предмета психологии используется именно
категория субъекта, а не человека, личности, индивида или индивидуальности,
не случайно. Вот как доказывает это Я.А. Пономарев: «Психологическая наука
не может охватить всю полноту конкретного взаимодействия живых систем с
окружающим, ее задача состоит в исследовании лишь одного из структурных
уровней организации такого взаимодействия – абстрактно взятой системы, спе-
циально выделенной для анализа и включающей в себя лишь отдельные свой-
ства компонентов конкретного взаимодействия. Поэтому компонентом психи-
ческого взаимодействия нельзя рассматривать, например, человека, взятого во
всей полноте его свойств. Психология не изучает человека как организм (пони-
маемый как абстрактно рассматриваемая система) … Психологическое иссле-
дование не охватывают человека и как личность. Сущность личности психоло-
гия может раскрыть лишь в контакте с социологией, где обе абстрактные науки
выступают уже как элементы науки конкретной… Психология изучает челове-
ка лишь как систему, способную к сигнальному взаимодействию, рассматривая
лишь одно его свойство – то, в котором человек выступает как субъект» [Поно-
марев Я.А., 1976, с. 108].
Встает вопрос почему происходит такое смещение с психических явлений
на категории структуры человека? Ответ мы находим у В.А. Татенко: рассмат-
ривая психику в качестве предмета психология стояла на гносеологической по-
зиции, теперь с изменением предмета психология приобрела онтологический
ракурс исследований.
Кроме того, современная наука, для которой как мы уже видели, проблема
субъекта выходит на первый план, уже решает задачу переосмысления психо-
логии с точки зрения субъектного измерения. В.А. Татенко следующим обра-
зом определяет предмет и метод субъектной психологии: «Если предметом
психологии определяется человек как субъект психической активности в онто-
генезе, то валидным в данном случае может предполагаться метод, позволяю-
149
щий выявлять собственно субъектные характеристики человека, его психотвор-
ческие силы, а также раскрывающий закономерности и механизмы процесса
становления и развития субъекта своей психики и себя самого как заинтересо-
ванного автора и ответственного исполнителя «проекта» своего психического
бытия» [Татенко В.А., 1996, с. 361].
Итак, можно сделать вывод, что основное изменение предмета психологии
выражается в смещении акцента исследований с психических явлений на более
высокий уровень - на целостное изучение человека. А так как наука (как уже
нами отмечалась выше) не может претендовать на исследование человека в це-
лом, то она выдвигает такие категории, которые могли бы представлять этот
целостный уровень в рамках данной науки. Для психологии - это категории
структуры человека: личность, индивидуальность, индивид, субъект. Для наше-
го исследования очень важно отметить то, что появляется и все более утвер-
ждается новая модификация предмета психологии: от определения «психоло-
гия – наука о психике, психическом» к «психология – наука о человеке как
субъекте психики, психической активности» [Татенко В.А., 1996, с. 330].

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров