Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Моделирование электротехнических устройств и систем с использованием языка Си: Метод указ. /Сост. Т.В. Богдановская, С.В. Сычев (6)
(Методические материалы)

Значок файла Механическая очистка городских сточных вод: Метод. ука¬з./ Сост.: к.т.н., доц. А.М. Благоразумова: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Ново-кузнецк, 2003. - 29 с (6)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине “Бухгалтерский управленческий учёт” / Сост.: Щеглова Л.П.: СибГИУ. – Новокузнецк, 2003. – 18с (4)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование элементов, узлов и устройств цифровой. вычислительной техники: Метод. указ. / Составители: Ю.А. Жаров, А.К. Мурышкин:СибГИУ.- Новокузнецк, 2004. - 19с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Операционные усилители: Метод. указ. / Сост.: Ю. А. Жаров: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 23с., ил (5)
(Методические материалы)

Значок файла Исследование вольт-амперных характеристик биполярных транзисторов: Метод. указ./ Сост.: О.А. Игнатенко, Е.В.Кошев: СибГИУ.- Новокузнецк, 2004.-11с., ил (4)
(Методические материалы)

Значок файла Знакомство со средой MatLab. Приемы программирования (5)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

ПРИНЦИПООБРАЗУЮЩИЙ КРИТЕРИЙ КАТЕГОРИИ СУБЪЕКТА

Существует еще один признак категориального статуса понятия: за любой
категорией стоит определенный принцип науки; роль категории состоит как
раз в утверждении соответствующего ей принципа. Этот принцип не обладает
той всеобщностью, какой обладают принципы детерминизма, развития, сис-
темности. Поэтому его действие ограничивается конкретной предметной обла-
стью научного знания.
Для категории личности таким принципом является личностный принцип,
для категории общения – принцип общения, для категории деятельности –
принцип деятельности и т.д. Соответственно, категория субъекта связана с
принципом субъекта. Рассмотрим сходство и отличия в применении этих прин-
ципов.
150
В первоначальной трактовке личностный принцип выступил как ответ на
проблему дифференциации психики на личность как отношения и психические
процессы. Как пишет Б.Ф. Ломов, «личностный принцип требует исследовать
психические процессы и состояния как процессы и состояния личности» [Ло-
мов Б.Ф., 1984, с. 289]. Сформулированный таким образом личностный прин-
цип выступает в двоякой роли. Во-первых, он определяет иерархическую
взаимосвязь категории личности и системы понятий нижележащего уровня, та-
ких, как «мышление», «память» и т.д. Во-вторых, личностный принцип фикси-
рует принадлежность психики личности. Этим подчеркивается взаимопроник-
новение психических процессов и личностных свойств. В то же время С.Л. Ру-
бинштейн, сформулировавший личностный принцип, выделяет особую харак-
теристику психических явлений – их принадлежность субъекту [Рубинштейн
С.Л., 1999, с. 10], что, по сути, означает формулировку принципа субъекта. Не
является ли это тавтологией? Исследование К.А. Абульхановой-Славской пока-
зывает, что именно С.Л. Рубинштейн утвердил категориальный статус понятия
«субъект», значит, не может быть речи ни о какой тавтологии.
Что же стоит в действительности за личностным принципом и принципом
субъекта? Отвечая на этот вопрос, сошлемся на слова И.Б. Котовой: «Предпо-
лагалось, что личностный принцип даст возможность раскрыть марксистское
понимание социальной обусловленности психического» [Котова И.Б., 1994, с.
162]. В такой трактовке личностный принцип несет в себе утверждение соци-
альной детерминации психического в целом. Эту же идею высказывает А.В.
Брушлинский: «Обычно на передний план выдвигаются социальные, а не при-
родные свойства людей как личностей» [Брушлинский А.В., 2000, с. 6]
Принцип субъекта вскрывает иной аспект психического: за субъектом за-
крепляется понимание источника активности. Причем данное положение не
сводится только к утверждению активности человека на всех уровнях его
строения, ибо ограничение такой трактовкой не позволяет раскрыть новатор-
скую роль категории и принципа субъекта и, по сути, означает редуцирование
принципа субъекта до принципа активности. Поэтому важно в первую очередь,
151
акцентировать внимание на понимании человека как хозяина своего психиче-
ского мира, обладающего определенной степенью свободы управления им. Как
формулирует Л.Ф. Алексеева: «Принцип субъекта позволяет рассмотреть чело-
век при анализе его психики не как совокупность отдельных его психических
функций и когнитивных параметров, слабо связанных характеристик и индиви-
дуальных особенностей его деятельности и поведения, как это происходит в
функциональной и когнитивной психологии, а как единое целое со всеми его
индивидуальными особенностями и проявлениями, когда он сам изменяет, раз-
вивает, организует и контролирует свою активность» [Алексеева Л.Ф., 1997, с.
58].
В чем состоит роль принципа субъекта? В установлении целостности, и
сфокусированности внутри человека, что исключает рассмотрение человека как
совокупности отдельных вкладов, его бытия в межиндивидном пространстве, в
то время как личность предполагает такой уровень рассмотрения.
Соответственно и категориям индивида и индивидуальности соответству-
ют свои принципы науки. Если для категории индивидуальности – это не вызы-
вает особых споров – речь идет о принципе уникальности, неповторимости ка-
ждого человека, то в случае категории индивида соответствующий принцип не
сформулирован. Мы предлагаем обозначить принцип категории индивида как
принцип экологичности, т.е. признания человека как индивида предполагает
утверждение его как части природы, причем это его свойство не исчезает ни на
каком из этапов его развития.
Таким образом, личность и субъект, подчеркивает Б.Г. Ананьев, имеют
пересекающиеся семантические пространства, ибо социальная детерминация
предполагает как усвоение общественного опыта, так и активность человека. В
то же время принцип субъекта раскрывает иные горизонты изучения человека,
позволяет рассмотреть неразрешимую в рамках теории личности проблему
целостности человека. При этом необходимо иметь в виду, что введение
принципа субъекта может спровоцировать, как замечает В.А.Татенко,
"запретительные тенденции в отношении субъективного момента познания под
152
предлогом борьбы с субъективизмом" [Татенко В.А., 1996, с. 211].
ВЫВОДЫ по главе 3.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что понятие «субъект»
отвечает основным критериям, определяющим категориальный статус понятий.
Соответственно критерию предельности нами было выведено поле значе-
ний категории субъекта через следующие понятийные оппозиции: сохранение –
изменение, позиция – диспозиция, индивидуальный – коллективный, целост-
ность – множественность, свобода – ответственность, осознанность – не-
осознаваемость. Это позволило очертить поле значений категории субъекта в
отечественной психологии и сравнить с смысловым полем этой же категории в
зарубежной психологии. В результате были выявлены тенденции, присущие
именно отечественной науке: стремление к собирательности, цельности, опре-
деление этой категории через понятие активности, выявление роли сознания и
бессознательного в субъектности человека, аксиологический аспект, т.е. при-
знание ценности человека
Второй критерий – систематизированности - потребовал рассмотрения со-
отношения категорий структуры человека (субъекта, личности, индивидуально-
сти и индивида). Были проанализированы уже имеющие модели Б.Г. Ананьева,
В.А. Ганзена, В.А. Татенко, а также А.В. и В.А. Петровских. В целях дальней-
шего анализа различий между определяемыми каждой категории аспектами че-
ловека мы определили поле значений для каждой категории, выделив основные
понятийные оппозиции. Был подтвержден тезис В.А. Ганзена о том, что эти че-
тыре категории структуры человека имеют разный объем. Однако, как показы-
вает наше исследование, категория индивидуальность скорее соотносима по
объему с категорией субъекта, чем с категорией личности. Наименее разрабо-
танная в психологии - категория индивида. Кроме различий по объему, можно
вывести критерий дифференциации по направленности: если категории инди-
вида и личности – это два взаимопроникающий слоя структуры человека (соот-
153
ветственно, биологический и социальный), то категории индивидуальности и
субъекта – это два интегратора структуры человека. Они не представляют како-
го-либо слоя, но пронизывают все пространство человека, интегрируя соответ-
ственно уникальность и активность человека на каждом уровне.
Третий критерий – методологический – позволил рассмотреть вклад поня-
тия субъекта в основные принципы науки. Так на уровне принципа детермина-
ции утверждается наличие внутреннего источника активности, а, следователь-
но, переход исследований на уровень самодетерминации человека. При рас-
смотрении принципа развития были рассмотрены различные подходы к субъек-
тогенезу, которые отражают развитие человека как субъекта, а также выделен
отдельный вид развития, создаваемый самим субъектом - саморазвитие. Прин-
цип системности раскрыл категорию субъекта как системообразующий фактор,
который интегрирует активность на различных уровнях. Также была рассмот-
рена роль субъекта для предмета психологии и отмечена тенденция его моди-
фикации в сторону перемещения акцента на субъект.
Для выполнения четвертого принципообразующего исследованы особен-
ности принципа субъекта и выявлено, что он выступает в качестве важного ме-
тодологического основания разработки актуальных проблем современной пси-
хологической теории.
Таким образом, категория субъекта в современной психологии выдвигает-
ся в число главных категорий в системе психологической науки.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров