Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Разработка коннцептуальных основ управления внешнеэкономической деятельностью в регионе

В отечественной экономической литературе, посвященной тематике государственного регулирования рыночной экономики (ГРЭ), сложилось устойчивое понимание таких терминов, как “субъекты ГРЭ”, “объекты ГРЭ”, “цели ГРЭ”, “средства ГРЭ”.[1] Однако, как показало наше исследование, переход на региональный уровень при рассмотрении проблем регулирования внешнеэкономической деятельности требует расширения понятийного аппарата. Одним из таких понятий, достаточно часто использовавшихся в советский период развития экономической мысли, является понятие “формы и методы регулирования”. Так, авторы, занимающиеся проблемами региональной экономики, предпочитают употреблять термин “методы государственного регулирования на региональном уровне”, зато значительно реже в исследованиях используется понятие “средства государственного регулирования”.

На предыдущих этапах исследования было раскрыто, что включает в себя понятие прямых и косвенных методов государственного регулирования экономики на региональном уровне применительно к сфере внешнеэкономической деятельности. В обобщенном виде это понимание представлено в табл. 2 и прил. 5. Теперь рассмотрим состав средств государственного регулирования экономики на основе других классификаций. Так, Л. Г. Ходов, автор первого в постперестроечной России учебника по государственной экономической политике в условиях рынка, предлагает выделять административные и экономические средства ГРЭ.[2] Классическими административными средствами являются запрет, разрешение и принуждение. Среди экономических средств выделяются группы денежно-кредитных, бюджетных инструментов, государственный сектор в экономике и комплекс средств государственное среднесрочное общенациональное хозяйственное программирование. Существует, по мнению автора, еще и такое средство регулирования как моральное убеждение, которое часто используется, как средство внешнеэкономической политики.[3]

Перечисленные выше средства (методы) государственного регулирования эко­но­ми­ки до­с­та­то­ч­но ча­с­то в ли­те­ра­ту­ре на­зы­ва­ют­ся так­же “ви­да­ми” ГРЭ, или “ин­ст­ру­мен­та­ми” ГРЭ. В пе­ри­о­ди­че­с­кой пе­ча­ти по­ня­тия средств и ин­ст­ру­мен­тов го­су­дар­ст­вен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки пра­к­ти­че­с­ки ис­поль­зу­ют­ся как си­но­ни­мы. Тер­мин “ви­ды ГРЭ” бо­лее упо­т­ре­би­те­лен в учеб­ной и ме­то­ди­че­с­кой ли­те­ра­ту­ре.

Ана­лиз преобразований ме­ха­низ­ма ре­гу­ли­ро­ва­ния внеш­не­эко­но­ми­че­с­кой де­я­тель­но­сти в 90-х годах как в мас­шта­бах стра­ны, так и на ре­ги­о­наль­ном уров­не, про­ве­ден­ный в па­ра­гра­фе 2.1. на­сто­я­щей ра­бо­ты, по­ка­зал ис­поль­зо­ва­ние в нем пра­к­ти­че­с­ки всех средств или ин­ст­ру­мен­тов ГРЭ. Та­мо­жен­но-та­риф­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные ме­ры (не­та­риф­ные ог­ра­ни­че­ния) были де­таль­но  про­ана­ли­зи­ро­ва­ны при­ме­ни­тель­но к сфере внеш­ней тор­го­в­ли и де­я­тель­но­сти тор­го­вых по­сред­ни­ков. Од­на­ко бо­лее уг­луб­лен­ный и кон­кретный взгляд на воз­мо­ж­но­сти субъ­е­к­та РФ в пла­не ре­гу­ли­ро­ва­ния де­я­тель­но­сти тор­го­во-по­сред­ни­че­с­ких фирм и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей предполагает из­ме­не­ния и в по­нят­ийном ап­па­ра­те. Од­ним из та­ких из­ме­не­ний, на наш взгляд, впол­не до­пу­с­ти­мым при пе­ре­хо­де в ана­ли­зе эко­но­ми­че­с­ких яв­ле­ний с об­ще­на­ци­о­наль­но­го на ре­ги­о­наль­ный уро­вень, и яв­ля­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние тер­ми­на “фор­мы и ме­то­ды ре­гу­ли­ро­ва­ния”. Его ис­поль­зо­ва­ние по­з­во­ля­ет, по на­ше­му мне­нию, “опу­с­тить” ана­лиз до кон­крет­ных уп­ра­в­лен­че­с­ких ак­тов об­ла­ст­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции, до кон­крет­ных уп­ра­в­лен­че­с­ких ша­гов ме­ст­ных ор­га­нов вла­сти.

К при­ме­ру, ес­ли го­род­ская ад­ми­ни­ст­ра­ция из­да­ет по­ста­но­в­ление о пра­ви­лах про­да­жи им­порт­ных то­ва­ров на ве­ще­вых рын­ках или об­ла­ст­ная ад­ми­ни­ст­ра­ция со­ста­в­ля­ет ком­п­лекс­ную про­грам­му раз­ви­тия ВЭД нане­сколь­ко лет, то с то­ч­ки зре­ния те­о­рии ГРЭ это бу­дут, со­от­вет­ст­вен­но, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные и эко­но­ми­че­с­кие сред­ст­ва (ин­ст­ру­мен­ты) воз­дей­ст­вия на внеш­не­эко­но­ми­че­с­кую сферу эко­но­ми­ки региона. Но как кон­крет­ные уп­ра­в­лен­че­с­кие ак­ты на ре­ги­о­наль­ном уров­не их вполне допустимо и удобно рассматривать как “формы и методы регулирования”.

         Заметим, кстати, что в Законе РФ “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” в статьях 4 и 13 вместо уже отмеченного понятия “средства государственного регулирования” используются как аналогичные понятия “меры государственного регулирования” и “методы государственного регулирования”. В статье 26 этого Закона перечисляются мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности. Среди них есть такие, как, например, разработка программ развития внешнеторговой деятельности, которые с точки зрения общей теории ГРЭ являются средствами, инструментами.

         Это замечание позволяет сделать вывод о движении понятий, отражающих процессы государственного регулирования экономики, об отраслевых и региональных особенностях использования тех или иных экономических терминов. То же самое можно сказать и о классификациях по тому или иному основанию (признаку) средств воздействия государства и его органов на местах на развитие экономики, социальной жизни и культуры. Довольно часто эти классификации перекрывают друг друга, дополняют друг друга, т. е. “пересекаются”. В случае с методами ГРЭ на региональном уровне мы имеем дело как раз с таким пересечением.

         Важно отметить, что применение выделенных выше прямых и косвенных, административных, экономических и моральных методов регулирования внешнеполитической деятельности на уровне региона в полном объеме возможно лишь в условиях стабильного экономического развития. В условиях же кризисного состояния экономики необходимо применять набор специальных антикризисных мер, обсуждение которых выходит за рамки данной диссертации.

         Орловская область как базовый регион для основных выводов по регулированию ВЭД удобен: во-первых, как типичный район центра России, где  потоки экспорта-импорта сбалансированы структурой промышленности; во-вторых, как субъект РФ, где преодолен кризисный спад и появились тенденции к росту объемов производства.

В области 1997 год оставил положительный след: удалось усилиями и под гарантии областной администрации привлечь значительные инвестиции для развития промышленности и аграрного сектора; валовой региональный продукт составил 103 процента к уровню 1996 года; объем промышленной и сельскохозяйственной продукции вырос на 10 процентов, строительных работ на 7 процентов, а  производство потребительских товаров увеличилось на 20 процентов, прибыль в народном хозяйстве составила 138 процентов, зарплата выросла на 20 процентов.[4]

Преодоление спада производства в 1997 году, укрепление социальной стабильности в регионе позволили исполнительным органам государственной власти поставить вопрос о качественно новых стратегических экономических задачах, стоящих перед Орловской областью, среди которых приоритетное значение придается разработке новой кон­це­п­ции уп­ра­в­ле­ния раз­ви­ти­ем об­ла­с­ти.[5]

Речь идет о том, что пе­ре­ход от про­грамм сдер­жи­ва­ния спа­да про­из­вод­ст­ва к про­грам­мам раз­ви­тия, обо­з­на­чив­ший­ся на ру­бе­же 1996 — 1997 го­дов, для всех пред­при­ятий, служб и ве­домств об­ла­с­ти оз­на­ча­ет сме­ну па­радиг­мы уп­ра­в­лен­че­с­ких про­цес­сов. В ос­но­ве этой сме­ны, как мы уже от­ме­ча­ли в хо­де пре­ды­ду­ще­го ана­ли­за в це­лом по Рос­сии, ле­жит зна­чи­тель­ное уве­ли­че­ние до­ли ин­ст­ру­мен­тов го­су­дар­ст­вен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния на базе ­­но­вых эко­но­ми­че­с­ких ме­то­дов, а так­же ре­з­кое по­вы­ше­ние их эф­фе­к­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния. По­ста­в­ле­на за­да­ча со­ста­в­ле­ния еди­ной  про­грам­мы раз­ви­тия всех от­рас­лей эко­но­ми­ки об­ла­с­ти, что, не­со­м­нен­но, яв­ля­ет­ся та­ким эко­но­мико-полити­че­с­ким фе­но­ме­ном, как го­су­дар­ст­вен­ное эко­но­ми­че­с­кое про­грам­ми­ро­ва­ние в мас­шта­бах от­дель­но­го ре­ги­о­на.[6]

 В свя­зи с этим сле­ду­ет от­ме­тить, что воз­врат к эко­но­ми­че­с­ко­му про­грам­ми­ро­ва­нию в Ор­лов­ской об­ла­с­ти по­с­ле не­сколь­ких лет эй­фо­рии ре­фор­ма­то­ров “пер­вой во­л­ны” по по­во­ду раз­ру­ше­ния цен­т­ра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ст­вен­но­го пла­ни­ро­ва­ния и на­дежд на ав­то­ма­тизм ры­но­ч­ных ме­ха­низ­мов, глу­бо­ко за­ко­но­ме­рен не столь­ко как но­с­таль­гия по “со­вет­ско­му пла­но­во­му хо­зяй­ст­ву”, сколь­ко как осоз­на­ние об­ще­миро­вой тен­ден­ции для стран с раз­ви­той ры­но­ч­ной эко­но­ми­кой.

Го­су­дар­ст­вен­ное эко­но­ми­че­с­кое про­грам­ми­ро­ва­ние, бу­ду­чи при­е­м­ле­мым как для ча­ст­но­го ка­пи­та­ла, так и для го­су­дар­ст­ва, ис­поль­зу­ет­ся в ря­де стран с ры­но­ч­ной эко­но­ми­кой (Фран­ция, Нидерланды, Скан­ди­нав­ские стра­ны, Япо­ния) еще с 60-х годов.

В Рос­сии в хо­де  пе­ре­строй­ки второй половины 80-х годов был осу­ще­ст­в­лен пе­ре­ход от гло­баль­но­го ди­ре­к­тив­но­го пла­ни­ро­ва­ния к ог­ра­ни­чен­но­му пла­ни­ро­ва­нию — си­с­те­ме го­су­дар­ст­вен­ных за­ка­зов, что оказало разрушительное воздействие на весь народнохозяйственный механизм.

Но это­го по­ка­за­лось ма­ло: под раз­го­во­ры о “ры­но­ч­ном со­ци­а­лиз­ме” про­изош­ло уп­разд­не­ние Гос­пла­на, а за­тем были во­об­ще пре­кращены раз­ра­бот­ки об­ще­го­су­дар­ст­вен­ных пла­нов эко­но­ми­че­с­ко­го и со­ци­аль­но­го раз­ви­тия не толь­ко по от­но­ше­нию к эко­но­ми­ке в це­лом, но да­же при­ме­ни­тель­но к пред­при­яти­ям и ор­га­ни­за­ци­ям го­су­дар­ст­вен­но­го се­к­то­ра (ГС) эко­но­ми­ки.

С 1992 го­да в стране со­ста­в

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров