Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ТОРГОВЛИ

Темпы стратегического развития и финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяются тем, насколько различные виды потоков денежных средств сбалансированы между собой во времени и по объемам. Рациональное формирование денежных потоков способствует повышению ритмичности осуществления операционного процесса предприятия. Любое нарушение платежной дисциплины отрицательно сказывается на формировании производственных запасов сырья и материалов, уровне производительности труда, реализации готовой продукции, положении предприятия на рынке и т.п. Даже у предприятий, успешно работающих на рынке и генерирующих достаточную сумму прибыли, неплатежеспособность может возникать как следствие несбалансированности различных видов денежных потоков во времени. В то же время, эффективно организованные денежные потоки предприятия, повышая ритмичность осуществления операционного процесса, обеспечивают рост объема производства и реализации его продукции.

Управление денежными потоками является важным фактором обеспечения ускорения оборота капитала предприятия. Этому способствует сокращение продолжительности операционного цикла, достигаемое в процессе результативного управления денежными потоками, а также снижение потребности в капитале, обслуживающем хозяйственную деятельность предприятия. Таким образом, на основе обеспечения более рационального и экономного использования собственных финансовых ресурсов можно снизить зависимость темпов развития предприятия от привлекаемых заемных источников.

Управление денежными потоками особенно важно с точки зрения управления оборотным капиталом в части оценки краткосрочной потребности в финансовых ресурсах и управления затратами, их оптимизации, а также управления капиталовложениями в части планирования временных параметров капитальных затрат и определения источников финансирования.

Управление денежными потоками осуществляется в рамках реализации финансовой политики предприятия, целью которой является построение эффективной системы управления финансами, обеспечивающей достижение стратегических и тактических целей деятельности предприятия. Стратегический и тактический аспекты финансовой политики тесно взаимосвязаны: правильный выбор стратегии создает благоприятные возможности для решения тактических задач[1]. Дело в том, что финансовая тактика:

·                охватывает ряд конкретных практических мер, способов и приемов реализации выбранной финансовой стратегии;

·                подчинена стратегии и в то же время корректирует отдельные направления использования и накопления финансовых ресурсов в рамках коротких отрезков времени;

·                обеспечивает реализацию стратегических целей предприятия с наименьшими затратами времени и ресурсов в текущем периоде.

Управление денежными потоками определяется отраслевыми особенностями, степенью и методами организации финансов на предприятии, подчинено финансовой политике, включено в финансовую тактику.

Торговля, являющаяся основным каналом сбыта товаров народного потребления, оказывает существенное влияние на развитие всей экономики, ее бесперебойная работа позволяет наиболее полно и на высоком уровне удовлетворить потребности населения. Это, в свою очередь, определяет особенности функционирования финансов и организации денежного оборота на предприятиях торговли.

Главным отличием организаций торговли от промышленных предприятий с точки зрения общественного воспроизводства является тот факт, что в торговле не создается потребительная стоимость, но в то же время величина стоимости растет за счет издержек обращения. Поэтому если в других отраслях экономики в форме валового дохода выступает лишь вновь созданная стоимость, в торговле валовым доходом называют всю сумму полученных скидок и наценок, не исключая из нее материальной части издержек обращения[2]. Не случайно в качестве показателя для сравнения результатов деятельности различных торговых предприятий используется именно показатель уровня валового дохода как соотношения валового дохода и выручки от реализации.

Еще одной особенностью является, как правило, отсутствие резких сезонных колебаний в объемах реализации при наличии значительных различий в составе реализуемых товаров и, следовательно, в скорости их оборота, уровня издержек обращения и рентабельности. Наличие управленческого учета, позволяющего выявить финансовый результат по каждой группе товаров, отследить их оборачиваемость и вклад в общий финансовый результат в целом по предприятию, является необходимым условием повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия торговли.

В связи с тем, что предприятия торговли ориентированы на конечного покупателя, спрос со стороны которого весьма изменчив, как правило, не удается проследить устойчивые закономерности объема и структуры спроса. Следовательно, довольно высок риск накопления неликвидного товара, минимизировать который позволяет система нормирования запасов. Кроме того, пищевые продукты могут быть реализованы только в течение срока их годности, что также способно привести к прямым убыткам в случае ошибок в обосновании необходимого запаса товаров.

Показатели финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий и организаций зависят не только от качества внутрифирменного управления, но и в значительной мере от покупателей, наличия платежеспособного спроса, деловой активности розничных сетей.

Таким образом, важными показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия торговли, являются скорость реализации товаров и оборота вложенных в них средств при поддержании полного ассортимента. Наличие большого ассортимента товаров, с одной стороны, является залогом высоких объемов продаж, с другой стороны, повышает риск затоваривания при изменении спроса.

Для торговли характерным является высокая доля средних и малых фирм, на которую приходится также большая часть товарооборота. Средние и малые предприятия, как правило, организуются в форме обществ с ограниченной ответственностью либо функционируют как предприниматели без образования юридического лица. Уставный капитал минимален, торговые площади находятся в аренде, объем основного капитала невелик, что обеспечивает их мобильность как с точки зрения изменения местонахождения, так и реагирования на изменения спроса в части ассортимента товаров. Кроме того, большое число материально ответственных лиц обуславливает важность проведения систематического и строгого финансового контроля и одновременно сложность его осуществления.

Товары поступают периодически и обычно большими партиями, для оплаты счетов поставщиков требуются значительные суммы, между тем как выручка от реализации идет более или менее равномерно и закономерность ее движения прямо не зависит от сроков поступления товаров. У оптовых организаций положение усугубляется наличием дебиторской задолженности покупателей. В связи с этим в целях ликвидации кассовых разрывов предприятия торговли привлекают краткосрочные кредиты банков.

Еще одной особенностью предприятий торговли является важность месторасположения торговых точек, поскольку такой показатель как проходимость магазина непосредственно влияет на объем выручки от реализации. В связи с этим в составе издержек обращения велика доля арендных платежей.

Привлекательность торговли со стороны финансово-кредитной сферы обусловлена следующими факторами:

·                абсолютно преобладающая часть денежных средств вложена в товары, т.е. в мобильные материальные ценности с небольшим сроком оборота;

·                товары, как правило, обладают высокой ликвидностью, что делает их идеальным предметом залога;

·                высокая оборачиваемость активов обуславливает короткий срок кредита, что снижает риски банков.

С другой стороны, низкий удельный вес собственных оборотных средств повышает риски как для самого предприятия (риск банкротства или риск потери предприятия собственником), так и для кредиторов.

Все вышеуказанные особенности финансово-хозяйственной деятельности предприятий торговли непосредственно влияют на организацию их денежного оборота.

Важность и значение управления денежными потоками на предприятии трудно переоценить, поскольку от его качества и эффективности зависит не только устойчивость предприятия в конкретный период времени, но и его способность к дальнейшему развитию, достижению финансового успеха на долгую перспективу. Специфическая роль и одновременно тесная взаимосвязь с другими разделами финансового менеджмента позволяет выделить управление денежными потоками на предприятии в самостоятельную систему.

Целью системы управления денежными потоками является обеспечение исполнения краткосрочных и стратегических планов предприятия при сохранении платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия на основе рационального использования денежных ресурсов и источников финансирования, а также минимизации затрат на финансирование хозяйственной деятельности.

Если объектом управления в данной системе выступают денежные потоки предприятия, связанные с осуществлением различных хозяйственных и финансовых операций, то субъектом управления является финансовая служба, состав и численность которой зависит от размера, структуры предприятия, количества операций, направлений деятельности и других факторов.

Финансовая работа в организациях торговли в части управления денежным оборотом включает в себя следующие направления[3]:

·                планирование денежных средств и финансовых ресурсов, включая организацию контроля за выполнением плана, изыскание дополнительных резервов повышения рентабельности и ускорения оборачиваемости средств в ходе хозяйственной деятельности;

·                осуществление расчетов и выполнение платежных обязательств перед поставщиками, бюджетом, банками, сотрудниками;

·                текущая оперативная работа по обеспечению денежными средствами бесперебойного функционирования торгового предприятия.

Что же касается элементов системы управления денежными потоками, то к ним следует отнести методы и инструменты, нормативно-правовое, информационное и программное обеспечения:

·                среди методов, применение которых оказывает непосредственное воздействие на организацию, динамику и структуру денежных потоков предприятия, можно выделить взаимоотношения с учредителями (акционерами), поставщиками и покупателями, государственными органами; кредитование; финансирование; инвестирование; налогообложение и др.;

·                инструменты объединяют долевые и долговые ценные бумаги, дивиденды, депозиты, кредиты, займы и прочие инструменты, состав которых определяется особенностями организации финансов на предприятии;

·                среди специфических приемов следует выделить составление платежного календаря и кассового плана, использование различных платежных инструментов для расчетов с контрагентами, овердрафт;

·                нормативно-правовое обеспечение предприятия состоит из системы государственных законодательно-нормативных актов, установленных норм и нормативов, устава хозяйствующего субъекта, внутренних приказов и распоряжений, договорной базы;

·               в современных условиях необходимым условием успеха бизнеса является своевременное получение информации и оперативное реагирование на нее, поэтому важным элементом управления денежными потоками предприятия является внутренняя и внешняя информация;

·                использование прикладных управленческих и бухгалтерских программ обеспечивает финансового менеджера учетной и часто аналитической информацией, поэтому к выбору таких программ нужно подходить осторожно, выбирая такой программный продукт, который наиболее полно удовлетворял бы требованиям надежности, достоверности и прозрачности информации, гибкости в настройках под особенности бизнеса предприятия, а также соответствовал бы действующему законодательству.

Таким образом, система управления денежными потоками на предприятии – это совокупность методов, инструментов и специфических приемов целенаправленного, непрерывного воздействия со стороны финансовой службы предприятия на движение денежных средств для достижения поставленной цели.

Для достижения целей управления денежными потоками на предприятии решаются оперативные задачи, обеспечивающие реализацию стратегических и тактических аспектов финансовой политики:

·                организация расчетов с контрагентами, бюджетом, персоналом;

·                обеспечение финансирования текущих потребностей предприятия в полном размере;

·               

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров