Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

АНАЛИЗ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Анализ денежных потоков является одним из важнейших этапов финансового управления, в результате которого определяются основные направления и методы оптимизации денежного оборота предприятия, выявляются резервы повышения эффективности управления, учитываемые при финансовом планировании. Базой для анализа денежных потоков является наличие достоверной информации об их формировании и направлениях использования в разрезе видов хозяйственной деятельности и других аналитических признаков.

Данные, полученные в результате расчета денежных потоков, обладают большой аналитической ценностью. Анализ отчетов о движении денежных средств предоставляет широкие возможности для понимания сути финансовых операций предприятия, так как позволяет оценить итоги прошлой деятельности, с его помощью можно обнаружить несбалансированность поступления и использования денежных средств, предпринять меры, которые помогут избежать этого в будущем. Анализ денежных потоков предприятия состоит из нескольких последовательных этапов.

На первом этапе анализа рассматривается динамика и объем формирования положительного денежного потока, сопоставляются темпы прироста положительного потока с темпами прироста объемов производства и реализации продукции.

Для характеристики динамики и объема денежных потоков используются абсолютные и относительные статистические показатели динамики, среди которых можно выделить абсолютный прирост, темпы роста, темпы прироста. Если наблюдение осуществляется достаточно длительный период времени, то аналитически важными могут стать средние показатели в рядах динамики, и появится возможность изучить основную тенденцию развития, а также оценить при помощи статистических методов влияние различных факторов на формирование и использование денежных ресурсов предприятия.

На втором этапе анализа изучается динамика и объем формирования отрицательного денежного потока, его структуры по направлениям использования. На этом этапе определяется, насколько соразмерно развивались отдельные виды активов предприятия, обеспечивающие прирост его рыночной стоимости, по каким направлениям расходовались денежные средства, привлеченные из внешних источников, в какой мере погашалась сумма основного долга по привлеченным ранее кредитам и займам.

На третьем этапе анализа определяется сбалансированность положительного и отрицательного денежных потоков по объему и во времени, изучается динамика показателя чистого денежного потока как одного из важнейших показателей результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Особенно важной является оценка качества чистого денежного потока – обобщенной характеристики структуры источников формирования этого показателя. Высокое качество данного показателя характеризуется ростом удельного веса чистой прибыли, полученной за счет роста выпуска продукции и снижения ее себестоимости, а низкое – за счет увеличения доли чистой прибыли, связанного с ростом цен на продукцию, осуществлением внереализационных операций и т.д.

При положительной величине чистого денежного потока необходимо выяснить, является ли это результатом нормальной работы предприятия или следствием роста кредиторской задолженности, прироста акционерного капитала, реализации части имущества предприятия, сокращение нормального запаса сырья и материалов или готовой продукции на складе. Причиной отрицательной величины чистого денежного потока может быть снижение оборачиваемости оборотных средств, увеличение сверх нормального уровня запасов сырья и материалов, готовой продукции, чрезмерных выплат дивидендов и налогов, быстрый рост и расширение производства, большие капитальные вложения сверх имеющихся источников покрытия, значительные выплаты по обслуживанию и погашению ссуд.

Рост чистого денежного потока по основной деятельности обеспечивает повышение темпов экономического развития предприятия на принципах самофинансирования, снижает зависимость от внешних источников финансирования, обеспечивает прирост рыночной стоимости предприятия. Повышение суммы чистого денежного потока предприятия может быть обеспечено за счет осуществления следующих мероприятий:

·                снижение суммы постоянных и переменных издержек;

·                осуществление эффективной налоговой политики;

·                осуществление ценовой политики, обеспечивающей повышение уровня доходности по операционной деятельности;

·                проведение эффективной амортизационной политики;

·                продажа неиспользуемых внеоборотных активов (основных фондов и нематериальных активов);

·                своевременное истребование дебиторской задолженности, усиление претензионной работы по взысканию штрафных санкций.

Автором проведено исследование денежного оборота ряда торговых предприятий г. Москвы, работающих в сфере оборота алкогольной продукции и посуды (изделий из стекла, фарфора, хрусталя и столовых приборов). Наиболее крупным из обследованных предприятий является ООО «Сентябрь», которое по оценкам специалистов занимает нишу, равную примерно 20-25% от рынка сбыта элитного алкоголя и посуды Московского региона. Созданная в 1992г., фирма активно развивалась, увеличивая ассортимент, объемы продаж, росло число сотрудников. Среди многих торговых организаций Москвы ее выделяет совмещение нескольких видов деятельности: импорт, розничная и оптовая торговля, работа на двух рынках: элитного алкоголя и посуды.

Вторым по величине из исследованных предприятий является ЗАО «Август», занимающееся с 1999г. розничной торговлей алкогольной продукцией и сопутствующими товарами. Инвестиционная стадия закончилась в 1999г., когда производились крупные затраты, связанные с капитальным ремонтом помещения и закупкой оборудования, а также с распространением рекламы и формированием имиджа и торговой марки этой компании. Предприятие постепенно наращивало объемы продаж, достигнув «проектной мощности» в 2000г. Еще одним объектом исследования стало ЗАО «Июль» - розничная и оптовая фирма, работающая с конца 2001г. на рынке посуды. Для исследования этих компаний взят период 2002-2003гг.

Также за 2003г. была проанализирована деятельность двух аналогичных ЗАО «Август» молодых компаний, созданных в конце 2002г.: ООО «Январь» и ООО «Март».

По результатам предварительного исследования хозяйственной деятельности четырех розничных компаний выявлены следующие общие характерные черты:

·               все денежные потоки аккумулируются основной деятельностью – (розничной торговлей потребительскими товарами);

·               большая часть товаров, предоставляемых для реализации, остается в собственности у поставщика;

·               основным источником заемных средств является кредиторская задолженность перед поставщиками;

·               в денежном обороте превалирует налично-денежная форма;

·               используются небольшие площади торгового зала.

Расчет денежных потоков произведен прямым методом помесячно на основе данных бухгалтерского учета по счетам 50, 51 и 57. Результат представлен в приложении 1.

Для проведения исследования денежного оборота ООО «Сентябрь» взят период с 1998 по 2003 гг. Это связано с попыткой оценить влияние кризиса 1998г. на деятельность компании, а также проследить основные тенденции ее развития за последние шесть лет. Инфляция и обесценение рубля очень сильно отразились на показателях отчета о движении денежных средств. Для того чтобы привести данные в сопоставимый вид, был рассчитан среднемесячный официальный курс Банка России, и все показатели пересчитаны в доллары США (см. приложение 2). Остатки на конец одного месяца пересчитывались по среднему курсу этого же месяца, но одновременно они являлись остатками на начало следующего, поэтому если колебания курса были велики, остатки отличаются на незначительную величину. Исключением является август-сентябрь 1998г., когда остатки уменьшились вдвое. Но в целом для исследования валовых притоков и оттоков денежных средств, остатки не имеют большой аналитической ценности.

Построенный на основе этих данных график, отражающий колебания притока денежных средств, наглядно свидетельствует о тенденции его роста после сильного падения в 2,4 раза в сентябре 1998г. до 352-х тысяч долларов США (см. приложение 3). В это же время поступления от покупателей, выраженные в рублях, упали лишь в 1,14 раза по сравнению с августом 1998г. Однако в связи с тем, что организация работает с импортной продукцией, такой обвал курса рубля вызвал серьезные финансовые затруднения, связанные не только с необходимостью погашать кредиторскую задолженность в иностранной валюте, но и ухудшением платежеспособности многих покупателей. Тогда было принято решение развивать розничное направление, предприятие отказалось от услуг посредников и стало напрямую работать с конечным потребителем. В то время население старалось не накапливать денежные средства, а использовать их для приобретения непродовольственных товаров. Отказавшись от работы с частью компаний-посредников, предприятие снизило риски неоплаты поставленных товаров. Кроме того, теперь большая часть товаров отпускалась только на условиях предоплаты. Все эти меры позволили преодолеть финансовый кризис и удержать свое положение на рынке. На это потребовалось время как самой компании, так и ее контрагентам: объем максимальной докризисной выручки достигнут только в декабре 2001г.

Одной из характерных черт для данного бизнеса является сезонность. На графиках, приведенных в приложениях 3 и 4, видны всплески поступлений от покупателей в ноябре-декабре, и небольшой прирост в марте для ЗАО «Июль» (посуда) и ООО «Сентябрь», а также в июле-августе для остальных предприятий. Для построения кривой, отражающей тенденцию изменения денежных потоков в ООО «Сентябрь» в 1998-2003гг., было произведено укрупнение интервалов до квартальных, а также проведено сглаживание методом скользящих средних[1]. Как видно из графика, приведенного в приложении 5, всплески поступлений денежных средств также приходятся на декабрь – январь, затем плавное снижение к летнему периоду, а затем снова подъем в третьем квартале. Но общая тенденция повышательная, причем в 2003г. темпы роста притока денежных средств явно выше предыдущих лет.

Для обеспечения сезонного роста продаж предприятия должны предварительно закупить товар, то есть в октябре-ноябре необходимо дополнительное финансирование под дальнейшее увеличение выручки от реализации, что наглядно отображают графики, приведенные в приложениях 6 и 7. Розничные компании стремятся заключать договоры на поставку с отсрочкой платежа, т.е. формирование товарных запасов происходит за счет поставщиков, а оплата производится по мере поступления выручки. Таким образом производится синхронизация по времени и объемам валовых положительных и отрицательных денежных потоков. ООО «Сентябрь» является крупным поставщиком в своем сегменте рынка и вынуждено реализовывать товар в розничные сети на условиях отсрочки платежа, тем самым вкладывая свои средства в бизнес покупателя. Рост закупок товара финансируется за счет собственных средств, авансов от покупателей, кредитов банков и поставщиков, что выливается в отрицательное значение чистого денежного потока по основной деятельности. Для выявления тенденции в соотношении денежных потоков по основной деятельности было проведено сглаживание методом скользящих средних (см. приложение 8). ООО «Сентябрь» начало привлекать заемные средства в мае 2001г., что было связано с необходимостью проведения более агрессивной сбытовой политики, и именно с этого периода оттоки денежных средств по основной деятельности превысили притоки. В том числе за счет кредитов банков погашается кредиторская задолженность перед поставщиками, сократившаяся к 01.01.2004г. в 2,4 раза по сравнению с 01.07.2001г. (см. приложение 9)

Для сравнения динамики выручки от реализации и денежных потоков был рассчитан ряд показателей: абсолютный прирост, темп роста и темп прироста (см. приложение 10). Данные по выручке от реализации получены из отчета о прибылях и убытках (приложение 9), согласно стандартам составления бухгалтерской отчетности датой реализации признается момент перехода права собственности, в большинстве договоров исследуемых предприятий право собственности переходит к покупателю в момент приема-передачи товара. Исключение составляют розничные продажи, поэтому для ООО «Январь», ЗАО «Август», ООО «Март» сопоставление выручки от реализации и положительного денежного потока не проводится.

Из приведенного в приложении 11 графика видно, что для ООО «Сентябрь» выручка от реализации сильнее реагирует на сезонность, растет и падает большими темпами, чем поступления от клиентов. Это объясняется задержкой поступлений от покупателей, наличием определенного временного лага между моментом отгрузки и оплатой. Теснота связи между валовым положительным денежным потоком и выручкой от реализации является высокой. Это подтверждает расчет линейного коэффициента корреляции и его оценка на основе шкалы Чеддока[2]. Линейный коэффициент корреляции рассчитывается по следующей формуле:

 

                     Sxy – (SxSy)/n

r = -------------------------------------

   [Sx2-(Sx)2/n][Sy2-(Sy)2/n]

 

где    х – факторный признак

         у – результативный признак

         n – количество наблюдений.

В приложении 12 приведены промежуточные данные, подставляя их в формулу, получаем:


 

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров