Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Исследование основных мировых тенденций развития открытого и дистанционного образования (ОДО)

В настоящее время широкое распространение в отечественных и зарубежных системах образования принимает Интернет-обучение. Сейчас вряд ли найдешь человека, который бы не слышал слово Интернет и, если не знал, то догадывался о сущности этого явления.

Системы образования во всем мире не преминули воспользоваться возможностями Интернет, как наиболее значимым изобретением человечества в ХХ-го в., которое удовлетворяет основным требованиям дидактики, предъявляемым к техническим средствам обучения.

Тенденции развития образования в мире говорят о расширяющемся использовании Интернет-обучения, имея в виду под этим термином организацию и реализацию процесса обучения с использованием Интернет. Эти технологии могут встраиваться в традиционный процесс или применяться самостоятельно. По прогнозно-аналитическим данным IDC (International Date Corporation) следует, что традиционные технологии постепенно уступают место сетевым Web-технологиям.

С помощью Web-технологий обеспечивается:

?       публикация учебно-методической информации в мультимедийном представлении;

?       общение между удаленными субъектами учебного процесса;

?       дистанционный доступ к информационным ресурсам (удаленным библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек, к пользовательским файлам, к базам данных и знаний);

?       дистанционное использование удаленных вычислительных ресурсов и дистанционных лабораторных практикумов.

Вообще говоря, анализ теории и практики обучения в России и за рубежом, условия образовательной деятельности в настоящее время характеризуются развитием электронного обучения (Е-education), включающего в себя использование Интернет-технологий, электронных библиотек, учебно-методических мультимедиа материалов, удаленных лабораторных практикумов и т. д. По данным НИИ образовательных технологий МЭСИ среднегодовой темп роста технологий электронного обучения в аудиториях мира составил 13%. Такое широкомасштабное применение информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе приводит к тому, что стирается грань между очными, заочными и дистанционными формами получения образования, что и является характерной чертой системы открытого образования.

Исследования, проведенные в НИИ ОТ МЭСИ, позволяют высказать гипотезу, что система образования будущего, которая была бы адекватна нарождающемуся в России информационному обществу – это система открытого образования (СОО). Термин открытое образование является метафорой, отражающей тот факт, что она должна вбирать в себя все лучшее, что накоплено в педагогической теории и практике, т. е. открыта для всего лучшего и инновационного. СОО существует и развивается на основе принципов организации открытых информационных и телекоммуникационных систем.

По словам одного из представителей Института персонала и развития прогноз таков – электронное обучение, в конце концов, станет мощным инструментом, который трансформирует процесс подготовки кадров в корпорациях, однако это будет происходить медленнее, чем прогнозируют в настоящее время. Это значит, что все будет, но не скоро. При практической реализации технологий Интернет-обучения в продвинутых зарубежных странах иногда дело доходит до казусов. Так, например, приводятся сведения, что в течение многих лет бизнес-школы США вкладывали тысячи долларов в компьютеризацию учебных помещений, покупку ноутбуков, облегчение доступа в Интернет. Сейчас они тратят гораздо больше, пытаясь отучить своих студентов от пользования Интернетом, так как это стало мешать занятиям. Во время лекций студенты, вместо того чтобы слушать преподавателя или участвовать в дискуссиях, посылают записки по электронной почте, просматривают различные сайты торговых компаний и т. п.

Приведенные выше положительные и отрицательные отзывы говорят о том, что Интернет-обучение живет и развивается и что надо самим, на практике разобраться в целесообразности и пропорциях применения Интернет в учебном процессе. Как говорится, практика – критерий истины. В образовательном консорциуме МЭСИ, объединяющем 70 000 студентов и 3 000 преподавателей, предпринимаются шаги по широкомасштабному применению Интернет-технологий в учебном процессе. Разрабатываются модели рационального встраивания Интернет-технологий в учебный процесс, модернизируются учебно-методические комплексы, разрабатываются и апробируются методики и программы переподготовки преподавателей для Интернет-обучения и проводится ряд других практических мероприятия.

Организация Интернет-обучения за рубежом. Разнообразие учебных программ и направлений подготовки специалистов хорошо представляет список Web-адресов наиболее известных центров открытого образования приведен в [11].

Популярность систем ДО привела к появлению новых образовательных организаций-провайдеров ДО. Это – учебные заведения, предлагающее пройти обучение и получить образование средствами ДО. При этом провайдеров ДО, например в США, принято разграничивать на четыре основные группы:

1. Военные ведомства, придающие большое значение ДО в обучении военнослужащих. Так, министерство обороны США выделило в 1998 г. 840 млн. долл. на 13 лет в целях развития и включения ДО в систему обучения военных специалистов. Примерами военных учреждений, применяющих технологии ДО в учебном процессе, являются Колледж управления военными кадрами США и Военный институт штата Вирджиния.

2. Корпорации и компании, разрабатывающие системы ДО корпоративного назначения. Это связанно в основном с высокой стоимостью переподготовки и отсутствием возможности отрыва от работы сотрудников (как это происходит при очном обучении в специализированных учебных центрах).

3. Независимые провайдеры, предлагающие образовательные услуги в разных областях. Их основной отличительной чертой является то, что они не присуждают степени и не выдают дипломы и сертификаты.

4. Аккредитованные учебные заведения, использующие ДО в традиционном учебном процессе, присуждающие ученые степени и выдающие дипломы и сертификаты. По данным Национального центра статистики образования США к 1999 г. около 60 % учебных заведений США уже планировали переход на технологии ДО. При этом аккредитованные учебные заведения организуют учебный процесс по различным моделям ДО в зависимости от организационно-административных форм:

1. Центры ДО. Большинство государственных учебных организации, реализующих технологии ДО, относятся к этой модели СДО. Для них характерно использование технологии ДО в учебном процессе дневной формы обучения, что дает возможность параллельного изучения курса: по традиционной форме обучения и с применением технологий ДО. Примером данного подхода является Центр ДО Пенсильванского государственного университета (США).

2. Ассоциации (консорциумы) учебных организаций. Это – объединения учебных заведений, оказывающих услуги по предоставлению учебных программ и курсов, которые разрабатываются, прежде всего, входящими в них учебными организациями. Существенной особенностью этой модели СДО является то, что ассоциации не разрабатывают учебные программы или курсы, не присуждают степени и не выдают дипломы или сертификаты. Эти полномочия предоставлены членам ассоциации. Примерами служат Калифорнийский виртуальный университет (США), Университет Мэйна (США), Агентство по открытому обучению Австралии.

3. Контрактные объединения учебных организаций. Они основаны на объединении ресурсов учебных организаций в целях интегрированного предоставления образовательных услуг с использованием исключительно технологий ДО. Отличительной особенностью данной модели СДО является то, что объединение предлагает и собственные учебные программы или курсы, имеет полномочия присуждения ученой степени, а также выдачи дипломов и профессиональных сертификатов. Примерами служат Национальный технологический университет (США) и Университет Западных Губернаторов (США).

4. Виртуальные университеты. Являются самостоятельными учебными заведениями, не зависимыми от какого-либо учебного учреждения. Они предоставляют образовательные услуги только методами дистанционного обучения. Отличительной особенностью данной модели СДО является наличие собственной лицензии, учебных программ и курсов (как правило, отсутствие (физически) учебных корпусов, кампусов, общежитий, аудиторий, актовых залов). Примерами являются Государственный университет Губернаторов (США), Канадский Открытый университет, Голландский Открытый университет, Ферн (Хаген) Университет (Германия), Открытый университет Израиля, Открытый университет Великобритании. Отметим, что в последнее время эти университеты во многом применяют диверсификационную (смешанную) модель СДО: они и "традиционны", и "виртуальны".

В системах ДО используется два вида учебных курсов: кредитные и некредитные курсы. Под "кредитным" понимается курс, официально утвержденный в аккредитованном учебной учреждении, засчитывающийся студенту в рамках учебной программы по какой-либо специальности, и, в конечном итоге, ведущий к получению ученой степени. Под "некредитным" понимается курс, который предназначен для получения дополнительного или послеуниверситетского образования (например, повышение квалификации) и не ведет к получению ученой степени.

Системы сетевого дистанционного обучения состоят, как правило, из следующих базовых элементов: учебное заведение как организационная структура реализации дистанционных образовательных технологий; информационные ресурсы (базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний); технические и программные средства обеспечения технологии ДО; преподаватели-консультанты (тьюторы); обучающиеся (слушатели, студенты). При этом важным аспектом в дистанционном образовании является совокупность применяемых технологий ДО.

Одной из основных составляющих дистанционного обучения являются базы данных учебно-справочных и методических материалов. Эффективность ДО существенно зависит от того, в какой форме представлены учебные материалы: печатные материалы на базе традиционных учебников, учебные материалы на аудио- и видеокассетах, радио- и телевизионные курсы, курсы на аудио- видеодисках, курсы с использованием компьютерных технологий.

Эффективность ДО существенно зависит от оперативности связи обучаемого с преподавателем. В ДО применяют различные формы взаимодействия студентов, преподавателей и администрации учебного заведения. Среди них: традиционная почта, факс, компьютерные технологии, видеоконференции с использованием одной из форм телевещания, аудио- и видеоконференции на основе телефонных сетей, Интранет-систем и глобальной сети Интернет.

Наиболее универсальной и перспективной технологией ДО, обеспечивающей доступ в систему учащихся и преподавателей, является сетевая. Учебные курсы в системе сетевого ДО используются с помощью специальной программной среды, выполняющей целый набор функций: защиту от несанкционированного доступа, авторизацию доступа, структуризацию пользователей по категориям и наделение каждой категории определенными полномочиями, формирование каталога информационных ресурсов, находящихся в данной программной среде и т. д.

Программное обеспечение позволяет разделить все ресурсы системы на две части – открытую и за

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров