Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла ИЗУЧЕНИЕ ГОЛОГРАФИЧЕСГО МЕТОДА ЗАПИСИ ИНФОРМАЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОГРАММ В ПУЧКАХ С ПЛОСКИМ ФРОНТОМ (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГАРИФМИЧЕСКОГО ДЕКРЕМЕНТА ЗАТУХАНИЯ ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА И СНЯТИЕ ЕГО РЕЗОНАНСНОЙ КРИВОЙ (2)
(Методические материалы)

Значок файла ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ВНЕШНЕГО ФОТО-ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТО-ЯННОЙ ПЛАНКА (2)
(Методические материалы)

Значок файла ИССЛЕДОВАНИЕ СОБСТВЕННЫХ КОЛЕБАНИЙ СТРУНЫ. ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ПОПЕРЕЧНОЙ ВОЛНЫ ТЕОРИЯ ИССЛЕДУЕМОГО ЯВЛЕНИЯ (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ В ЗАКОНЕ СТЕФАНА - БОЛЬЦМАНА С ПОМОЩЬЮ ОПТИЧЕСКОГО ПИРО-МЕТРА Руководство к лабораторной работе № 10о (Оптика (4)
(Методические материалы)

Значок файла ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ ЗВУКОВОЙ ВОЛНЫ И СКОРОСТИ ЗВУКА В ВОЗДУХЕ (3)
(Методические материалы)

Значок файла ПРОВЕРКА ОСНОВНОГО УРАВНЕНИЯ ДИНАМИКИ ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ НА МАЯТНИКЕ ОБЕРБЕКА. (Методические указания к выполнению лабораторной работы по курсу «Общая физика") (2)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Управление предпринимательской деятельностью высших учебных заведений в россии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение........................................................................................................ 3

Глава 1. Социально-экономические и научно-теоретические основы предпринимательства в образовательном комплексе России..................................... 12

1.1. Предпринимательская деятельность как объект исследования в зарубежной и отечественной науке.......................................................... 12

1.2. Анализ основных видов предпринимательской деятельности в образовательном комплексе России........................................................ 29

1.3. Основы ведения предпринимательской деятельности в отечественной образовательном комплексе...................................................................... 53

Глава 2. Теоретические основы управления предпринимательской деятельностью в высшем учебном заведении................................................................................................... 66

2.1. Механизм управления предпринимательской деятельностью высшего учебного заведения..................................................................................... 66

2.2. Методика оценки экономической эффективности предпринимательской деятельности высшего учебного заведения............................................ 83

2.3. Основные направления развития конкурентных преимуществ предпринимательской деятельности высшего учебного заведения..... 99

Глава 3. Методические основы использования классических приемов предпринимательства в системе управления высшим учебным заведением...................... 114

3.1. Разработка стратегии предпринимательской деятельности вуза 114

3.2. Маркетинговая стратегия вуза как основа его предпринимательской деятельности.............................................................................................. 129

3.3. Разработка программы реформирования управления вуза для повышения эффективности его предпринимательской деятельности.................... 147

Заключение............................................................................................. 165

Список использованных источников................................. 169

Приложения............................................................................................ 179

 


Введение

Актуальность темы исследования

Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило экономические условия функционирования государственных вузов. Эти условия характеризуются повышенной нестабильностью и нарастанием неопределенности внешней среды, усилением конкуренции на рынке образовательных услуг и существенным сокращением бюджетного финансирования высшей школы. В этой связи перед вузами остро встали проблемы обеспечения жизнеспособности, поддержания финансового состояния на достаточном уровне и поиска источников устойчивого развития. Естественным направлением решения накопившихся проблем явилось развитие предпринимательской деятельности вузов.

В настоящее время функционирование государственных вузов, находящихся в ведении Министерства образования России, обеспечивается за счет средств от предпринимательской деятельности на уровне 40%. Данная деятельность в условиях рыночной экономики является источником финансовых ресурсов, позволяющих вузам адекватно выполнять свою образовательную и научную миссию в обществе, расширять и укреплять материально-техническую базу, сохранять кадровый потенциал. Анализ тенденций финансирования высшей школы показал устойчивое снижение доли средств, выделяемых вузам из федерального бюджета, в общем объеме получаемых ресурсов. Этот факт актуализирует исследование проблем управления предпринимательской деятельностью государственных вузов, направленной на обеспечение экономической безопасности и академической свободы. Таким образом, актуальность темы диссертации обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, предпринимательская деятельность является одним из важнейших способов финансирования деятельности высшего учебного заведения любой организационно-правовой формы. Государственные вузы постоянно испытывают дефицит финансирования основных научных и социальных программ. Для коммерческих вузов предпринимательская деятельность является способом обретения относительной независимости от спонсоров.

Во-вторых, предпринимательская деятельность в вузе имеет различные особенности, обусловленные спецификой оказываемых услуг, а также организационной структурой высших учебных заведений. Различные аспекты предпринимательской деятельности в вузе могут быть объединены в рамках единой концепции, в самом совершенном случае каждый вуз должен иметь стратегию предпринимательской деятельности.

В-третьих, как один из основных видов деятельности предпринимательская деятельность вуза нуждается в управлении, то есть в планировании, организации, контроле, регулировании. Это обуславливает необходимость внедрения в вузе единых принципов и стандартов управления. Одним из возможных способов организации управления предпринимательской деятельностью является выделение в рамках вуза специализированного органа управления. Однако целесообразность такого действия нуждается в экономическом обосновании.

В-четвертых, использование современных технических средств позволяет вузам расширять спектр оказываемых услуг. Это накладывает определенные требования к профессорско-преподавательскому составу вуза, то есть предъявляет новые требования к кадровой политике и устанавливает повышенные требования к персоналу вуза.

Таким образом, проблема организации управления предпринимательской деятельностью вуза является актуальной, а ее рассмотрение и решение позволит вузам более эффективно оказывать образовательные услуги и повышать качество процесса обучения.

Степень разработанности проблемы

Проблемам управления и экономике образования посвящено значительное количество научных трудов. Истоки экономики образования появились в работах А. Маршалла, У. Петти, А. Смита, Ж. Фишера, ряда экономистов XVII-XIX вв. В нашей стране становление экономики образования как науки связывается с трудами А. Б. Дайновского, Г. А. Егизаряна, В. А. Жамина, Е. Н. Жильцова, С. Л. Костаняна, С. Г. Струмилина и др. Среди зарубежных ученых значительное внимание проблемам экономики образования уделяют известные экономисты – Р. Акофф, Г. Беккер, С. Бирс, Я. Карнан, П. Мюрелл, Р. Маккинтон, Дж. Риггс, Р. Сингх, Т. Шульц и др. Проблемам высшего образования в период транзитивной экономики посвящены работы многих отечественных ученых: Н. А. Александровой, М. Б. Алексеевой, И. В. Андреевой, Г. В. Балашова, С. А. Белякова, Е. Н. Богачева, С. А. Дятлова, У. Г. Зиннурова, И. В. Кичевой, А. Я. Лившица, А. И. Михайлушкина и др. Проблемы управления предпринимательской деятельностью, привлечения внебюджетных ресурсов и оценки конкурентоспособности высших учебных заведений исследовались в работах В. П. Тихомирова, Ю. Б. Рубина, О. Н. Арзяковой, В. М. Бугакова, В. Н. Владимирова, Т. М. Волковой, И. В. Кичевой, А. П. Панкрухина, Н. Р. Патлис, Н. И. Пащенко, И. Б. Романовой и др.

Вместе с тем, анализ литературных источников и методических материалов показал, что пока нет единого мнения о сущности предпринимательской деятельности государственного вуза, ее соотношении с понятием внебюджетной деятельности образовательного учреждения. Недостаточно разработаны методологические и методические вопросы количественной оценки конкурентоспособности вузов. Практически отсутствуют работы по выявлению и систематизации факторов, определяющих конкурентные позиции высшего учебного заведения. В целом вопросы управления предпринимательской деятельностью государственных вузов остаются еще недостаточно разработанными и освещенными.

Научная и практическая актуальность этих вопросов определила выбор темы исследования, соответствующей пп. 10.1, 10.10 Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений, а также практических рекомендаций по эффективному управлению предпринимательской деятельностью государственного вуза, направленной на обеспечение его конкурентоспособности. Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:

·        исследовать сущность предпринимательской деятельности, а также проанализировать основные виды предпринимательской деятельности в образовательном комплексе России;

·        уточнить основные аспекты, особенности и критерии ведения предпринимательской деятельности в отечественном образовательном комплексе;

·        разработать структуру, основные элементы и логику связей в рамках механизма управления предпринимательской деятельностью высшего учебного заведения;

·        разработать методику оценки экономической эффективности предпринимательской деятельности высшего учебного заведения, а также выработать основные направления развития конкурентных преимуществ предпринимательской деятельности вуза;

·        разработать основные элементы стратегии предпринимательской деятельности, включающей маркетинговую стратегию вуза, а также программу реформирования его управления в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования в диссертации являются экономические отношения, возникающие между высшим учебным заведением как поставщиком образовательных услуг в рамках его предпринимательской деятельности и основными потребителями его услуг: студентами и сторонними организациями.

Предметом исследования выступают теоретические и методические проблемы управления предпринимательской деятельностью вуза.

Теоретическую и методическую основу диссертационной работы составили исследования отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати, нормативные и методические документы. Базой данных для исследования явились материалы Минобразования РФ.

Решение задач, поставленных в работе, осуществлялось с использованием системного подхода, методов научной абстракции, моделирования, анализа, синтеза, экспертных оценок, сравнительного и других общенаучных методов. Достоверность научных положений, выводов и практических рекомендаций основывается на теоретических и методологических положениях, сформулированных в исследованиях отечественных и зарубежных экономистов, на анализе статистической и фактической информации.

Научная новизна диссертации

В диссертационной работе дано решение актуальной задачи разработки принципов и методов управления предпринимательской деятельностью высших учебных заведений, осуществляемой в процессе оказания образовательных услуг, основанной на разработанной стратегии и использующей современные методы развития.

Научная новизна диссертационной работы содержится в следующих результатах, полученных в ходе проведения исследования:

1. Уточнены виды предпринимательской деятельности вуза и выделены специфические виды, присущие высшим учебным заведениям:

·        реализация платных образовательных услуг в соответствии с утвержденными государственными стандартами;

·        реализация результатов научно-методической деятельности;

·        комплексное научно-образовательное обслуживание клиента с предоставлением дополнительных услуг, необходимых для получения образования с отрывом от производства или постоянного места жительства;

·        реализация посреднических услуг в сфере образования.

2. Выделены группы принципов ведения предпринимательской деятельности вуза, на основе которых строится процесс управления, помимо известных, таких как организационные и методические в работе выделены следующие:

2.1. Финансово-экономические принципы:

·        наличие имущества (имущество может быть классифицировано по видам, источникам и стоимости);

·        принципы формирования финансовых источников (бюджетное финансирование, спонсорские взносы, кредит, выручка);

·        использование лицензий и прав;

·        расширенное финансирование.

2.2. Маркетинговые принципы:

·        восприятие образования как бизнеса;

·        изучение рынка;

·        повышение качества образовательных услуг.

3. Уточнен состав процесса управления предпринимательской деятельностью вуза. В работе предложены следующие его составляющие:

·        механизм управления;

·        критерии оценки экономическ

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров