Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Основные направления развития конкурентных преимуществ предпринимательской деятельности высшего учебного заведения

Эффективность предпринимательства в образовательной сфере, как целенаправленной деятельности, характеризует целесообразность использования средств для достижения поставленной цели. Проблема эффективности предпринимательства может рассматриваться как на макро-, так и на микроуровне, то есть в масштабе как всей хозяйственной системы, так и отдельного учебного заведения. Макроэкономический и микроэкономический аспекты эффективности производственного предпринимательства тесно связаны и взаимообусловлены, но в то же время они имеют и самостоятельное значение.

Эффективность предпринимательства на макроуровне отражает вклад предпринимательского сектора сферы образования в достижение общенациональных целей (прежде всего, в ускорение научно-технического прогресса, формирование технико-технологического потенциала, сокращение техногенных аварий, преодоление экологического кризиса и т. п.). Оценить ее можно, например, путем сравнительного анализа показателей эффективности предпринимательского сектора и других секторов, например, государственного. К сожалению, в настоящее время точная оценка эффективности предпринимательства на макроуровне затруднена отсутствием соответствующей статистической информации. Данные существующей статистической отчетности позволяют оценить ее лишь косвенно с достаточной степенью условности.

Суть эффективности экономики в самом общем виде состоит в минимизации затрат на единицу продукции (работы, услуги). Необходимость минимизации затрат обусловлена ограниченностью экономических ресурсов, которых на каждом этапе не хватает для производства такого количества благ, чтобы полностью удовлетворить безграничные по своей природе потребности людей. Отсюда возникает проблема поиска путей возможно большего удовлетворения этих потребностей за счет максимальной экономии производственных ресурсов.

Максимально возможное на данном этапе развития удовлетворение общественных потребностей, как известно, достигается тогда, когда пропорции распределения ограниченных ресурсов между отраслями и сферами экономики в наибольшей степени соответствуют их объему и структуре общественных потребностей. Обеспечение такого соответствия является главным и определяющим условием достижения максимальной эффективности экономики. В связи с этим основными вопросами любой экономики являются: что, как и для кого производить[1]. Эти общие вопросы для любой экономики в различных хозяйственных системах решаются по-разному.

В централизованно управляемой экономике они решаются государством, которое является собственником основных факторов производства и произведенных благ. Именно оно решает: что, как и для кого производить. Именно оно определяет пропорции производства и распределения совокупного общественного продукта.

В рыночной экономике связь и зависимость между производством, распределением и потреблением обусловлена рынком. В связи с этим их сбалансированность выступает важнейшим условием и показателем эффективности как на макро-, так и на микроуровне. Эффективность на макроуровне достигается при соответствии совокупного спроса и совокупного предложения, а эффективность на микроуровне – при равновесии спроса и предложения на продукцию отрасли и предприятия.

При этом следует заметить, что процесс повышения эффективности всегда в той или иной мере обостряет противоречие между экономической и социальной ее составляющими. Данное противоречие носит объективный и вместе с тем относительный характер, так как, несмотря на взаимоотрицание производственных и социальных показателей эффективности, в конечном счете, и те, и другие служат удовлетворению потребностей людей и общества. Так, развивая сегодня образовательную сферу и наращивая инвестиции в него, общество создает необходимую базу для повышения жизненного уровня людей в будущем.

Тем не менее, в каждый данный момент существует реальное противоречие между производством и потреблением, игнорирование которого чревато серьезными социально-экономическими последствиями. В разрешении этого противоречия и максимизации макроэкономической эффективности при минимизации социальных издержек особая роль принадлежит государству, которое посредством активного участия в механизме перераспределения и выравнивания доходов может существенно сгладить его негативные последствия. Такая социально рыночная модель довольно близка к реальной действительности развитых стран, поскольку определенная мера перераспределения, выравнивания доходов, создания социальных гарантий и равных стартовых условий являются необходимыми факторами успешного развития современной индустриальной и тем более постиндустриальной систем, базирующихся на все большем использовании квалифицированного и творческого труда.

Важным признаком социальной рыночной экономики служит охрана окружающей среды. Поэтому в индустриально развитых странах в последние двадцать-тридцать лет одними из определяющих показателей эффективности экономики служат объем, структура и результативность затрат на экологию. Огромные затраты на сохранение и улучшение природной среды, разумеется, существенно сокращают инвестиции в производство, что, в свою очередь, снижает его экономическую эффективность. Но такой узкий подход к эффективности рыночной экономики вряд ли правомерен. Затраты на развитие социальной сферы и улучшение экологии усиливают ориентацию экономики на интересы человека, на укрепление его здоровья и повышение профессионально-квалификационного уровня. И то, и другое служит решающим фактором роста производительности труда.

Таким образом, при оценке эффективности социально ориентированной рыночной экономики показатели экономической эффективности должны быть органически дополнены показателями социальной эффективности. Более того, в ряде случаев и государство, и предпринимательство должны отдавать предпочтение социальной и экологической эффективности.

Существенную специфику эффективности рыночной экономики придает инфляция, которая, искажая все стоимостные показатели, дает некорректную экономическую информацию, что неизбежно ведет к ошибочным управленческим решениям. Поэтому действительными показателями эффективности, по нашему мнению, являются только те, которые очищены от инфляционной составляющей.

В условиях инфляции, как правило, существенно возрастает значение натуральных показателей эффективности, характеризующих действительную динамику физического объема производства и его структуры. Наиболее точными показателями эффективности являются:

·        производство конкретных видов продукции на душу населения,

·        производство реального валового внутреннего (или национального) продукта и национального дохода, реальной заработной платы и реального дохода на душу населения.

То есть, необходимо различать чисто рыночную и социально-рыночную модель повышения эффективности. Зачастую в литературе можно встретить мнение о том, что отличие этих моделей только в сути. Суть первой модели – максимизация прибыли путем перераспределения ВНП и его стоимости посредством монопольного положения на рынке, спекуляции и криминальных методов обогащения, а суть второй – максимизация прибыли посредством роста производительности труда за счет применения новейших технологий, научных достижений в области современного менеджмента и маркетинга[2]. По нашему мнению, эти модели имеют как общие, так и отличительные особенности.

Общим для этих моделей, на наш взгляд, является то, что, во-первых, и при той, и при другой модели экономическое содержание процесса повышения эффективности сводится к максимизации прибыли при существующих затратах (затратный подход) либо ресурсах (ресурсный подход); во-вторых, основной фактор повышения эффективности и при той, и при другой модели – повышение производительности труда посредством использования достижений научно-технического прогресса (новейшая техника, передовые технологии, современные формы организации труда и производства и т. д.); в-третьих, в обеих моделях повышение эффективности, в конечном итоге, ведет к наиболее полному удовлетворению потребностей потребителей.

Различие же этих моделей заключается в том, что в первом случае эффективность по существу отождествляется с экономической эффективностью, то есть главная цель повышения эффективности – максимизация прибыли при минимизации затрат достигается любыми путями через наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей, независимо от социальных и экологических последствий. При этом возможны социальные и / или экологические положительные эффекты либо как единичные результаты повышения экономической эффективности, либо как факторы роста экономической эффективности, либо как результаты устранения (смягчения) резко отрицательных социальных и / или экологических последствий повышения экономической эффективности. При чисто рыночной модели повышения эффективности главной фигурой является поставщик услуг, и механизм повышения эффективности направлен на удовлетворение его частного интереса.

Во втором случае повышение экономической эффективности органически дополняется и стимулируется ростом социальной и экологической эффективности. Оно направлено на наиболее полное удовлетворение потребностей потребителей и повышение благосостояния людей, а его механизм – на удовлетворение частных и общественных интересов.

Все сказанное выше в полной мере относится и к модели повышения эффективности предпринимательства образовательной сферы. Многогранность предпринимательской деятельности обуславливает и многоаспектность содержания эффективности предпринимательства. Каждая из ее составляющих – экономическая и социальная – требуют самостоятельного исследования.

Здесь же хотелось бы отметить, что главная особенность концепции социально-рыночной модели повышения эффективности предпринимательства состоит в том, что она позволяет в рамках одной образовательной предпринимательской структуры обеспечивать целевую направленность и единство двух фаз воспроизводственного процесса: производства и потребления путем гибкого применения современных форм и методов управления и организации процесса оказания образовательных услуг. Это имеет принципи

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров