Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Маркетинговая стратегия вуза как основа его предпринимательской деятельности

С изменением социально-экономической ситуации, возникновением и становлением рыночных отношений в России, в практику управления и принятия решений постепенно входят все необходимые атрибуты рыночной деятельности, включая практическую маркетинговую деятельность.

Если во многих областях нашей жизни использование методов маркетинга превратилось в норму, то в области образования оно еще недавно воспринималось весьма настороженно, вплоть до утверждений полной несовместимости образования и коммерции.

Здесь, возможно, сыграла свою роль, как инертность мышления, так и определенная защитная реакция на непродуманные действия некоторых пионеров коммерции в сфере образования. Тем не менее, за короткий отрезок времени в России сложился рынок образовательных услуг со всеми необходимыми атрибутами. Попробуем охарактеризовать некоторые из них.

Для успешного функционирования любого образовательного учреждения, в первую очередь, необходимо определить, кто является потребителем образовательных услуг, какие образовательные услуги необходимы этому потребителю, в какие сроки, каким способом, в каком количестве и качестве они должны быть представлены.

В круге важнейших проблем, решение которых прямо определяет свойства и параметры образовательных услуг, может быть отмечено получение исчерпывающих сведений (или учет имеющейся информации) по следующим направлениям:

Желаемые социально-экономические характеристики будущего контингента обучающихся.

Цели обучения и адекватное им соотношение между общекультурными, фундаментальными и специальными, прикладными знаниями.

Длительность, формы и ступени обучения.

Тип образовательного учреждения с учетом места его расположения.

Технологии обучения и контроля его результатов. Хотя технология производства, оказания услуги традиционно не входит в сферу пристального внимания маркетинга, но уже выявленные особенности образовательных услуг заставляют это сделать.

Характеристики персонала, оказывающего образовательные услуги.

Типы учебно-методических средств и направления их использования, в том числе средств визуализации знаний, индивидуализированного контроля, программированного обучения, тренинга и др.

С решением этих проблем прямо связано решение классических вопросов маркетинга в отношении ассортиментной, ценовой, коммуникационной, сбытовой, кадровой стратегии.

С учетом ролей и функций субъектов, а также специфики образовательных услуг определяется его сущность и основные принципы.

Отметим, что маркетинг как философия участников рыночных отношений, прежде всего, представляет собой систему взглядов и ориентации, элемент устройства сознания субъектов рынка, соотносимый со стилем жизни на рынке.

Для образовательного учреждения маркетинговая ориентация означает следующее:

Оказываются (производятся) только (в основном) те образовательные услуги, которые пользуются и будут пользоваться спросом на рынке (основополагающий принцип ориентации на перспективный спрос),

Ассортимент образовательных услуг достаточно широк и интенсивно обновляется с учетом требований общества. Соответственно процессы и технологии оказания образовательных услуг гибки, легко переналаживаемы (принцип широты и обновления ассортимента).

Цены на образовательные услуги формируются под воздействием активности конкурентов, величины и динамики платежеспособного спроса. При этом стержневым компонентом ценовой политики учреждения выступает не сама по себе цена продажи образовательных услуг, а соотношение между величинами прогнозируемого эффекта и дополнительных затрат потребителей на использование, потребление образовательных услуг, включая и процессы их освоения (принцип ориентации цены на спрос, конкурентов и цену потребления).

Коммуникационная деятельность ведется активно, направлена на конкретные целевые группы потребителей образовательных услуг, на возможных посредников. Продвижение и продажа образонательных услуг децентрализованы (принцип децентрализованного целевого продвижения).

В руководстве образовательного учреждения стратегические решения готовятся и принимаются людьми, компетентными в конъюнктуре образовательных услуг, в вопросах рыночной экономики (принцип подбора руководящих кадров, ориентированных на маркетинг).

Научно-педагогические исследования и прогнозы ведутся как по профилю учреждения, так и в сфере конъюнктуры рынка образовательных услуг, в том числе соответствующего профиля (принцип рыночной ориентации исследований).

В организационной структуре учреждения формируется подразделение (отдел, служба, группа) маркетинга, несущее ответственность за рыночные успехи и имидж учреждения и обладающее полномочиями контролировать и эффективно обеспечивать выполнение своих рекомендаций функциональными и другими подразделениями учреждения (принцип формирования ответственного подразделения).

Сущность маркетинга раскрывается через его основополагающий принцип, который ставит во главу угла запросы конкретных групп потребителей.

Моделируется иерархия потребностей клиентов рынка образовательных услуг, базирующаяся на структуре, предложенной А. Маслоу.

Образование в первую очередь может быть необходимо для выживания, так как позволяет заработать средства для удовлетворения физиологических потребностей личности.

Следующая ступень – получение гарантий безопасности, защищенности личности от возможных угроз в будущем, своеобразный образовательный "страховой полис".

Безусловно, важной является и потребность принадлежать, быть принятым в члены какой-либо значимой для личности социально-профессиональной группы, круга людей (например, по образовательному статусу, профессиональной принадлежности, интересам, а иногда и просто по месту учебы).

Вслед за этим стоит группа потребностей в признании и уважении собственной компетентности со стороны окружающих, в самоуважении.

Наконец, вершиной в иерархии можно считать группу потребностей в реализации своих возможностей и росте как личности, что связано с необходимостью понять и познать себя, выйти на возможности саморазвития, управления собой в соответствии с некими приоритетами.

Для удовлетворения этих потребностей образовательное учреждение может предоставить своим клиентам в результате оказания образовательных услуг: диплом или сертификат; сумму знаний определенного профиля и широты, глубины; конкретные инструменты познания и действия; возможности для общения и взаимодействия с определенным кругом лиц, профессионалов и др.

Примерно так же выстраивается и иерархия потребностей предприятий и организаций-заказчиков образовательных услуг. Их кадры должны быть способны:

·        выполнять конкретные приказы, распоряжения по заданному алгоритму;

·        самостоятельно решать поставленные задачи;

·        находить "узкие места" в деятельности предприятия и их ликвидировать, наращивая конкурентоспособность фирмы, организации;

·        работать на перспективу, содействовать формированию позитивного имиджа фирмы;

·        обеспечивать возможности для саморазвития коллектива предприятия, организации и др.

Главный принцип маркетинга конкретизируется и дополняется положениями, определяющими технологию маркетинговой деятельности, в частности:

Сосредоточение ресурсов учреждения на оказание таких образовательных услуг, которые реально необходимы потребителям в избранных учреждением сегментах рынка.

Понимание качества образовательных услуг как меры удовлетворения потребности в них. Более того, любое качественное отличие данных образовательных услуг от других значимо не само по себе, а в зависимости от субъективного веса той потребности, на удовлетворение которой нацелено измеряемое свойство, характеристика образовательных услуг.

Рассмотрение потребностей не в узком, а в широком смысле, в том числе за рамками традиционных, известных способов их удовлетворения.

Ориентация на сокращение совокупных затрат потребителя (прежде всего затрат по потреблению образовательных услуг), гибкая политика ценообразования.

Предпочтение методов не реактивного типа, а предугадывающего и активно формирующего спрос.

Ориентация на долгосрочную перспективу рынка.

Непрерывность сбора и обработки информации о конъюнктуре рынка и его реакциях.

Использование различных методов прогнозирования, оценки ситуации на рынке труда, принятие решений на многофакторной основе.

Комплексность, взаимоувязка конкретных проблем, а также способов и инструментария их решения.

Оптимальное сочетание централизованных и децентрализованных методов управления – центр управленческих решений переносится возможно ближе к потребителю.

Ситуационное управление – принятие решений не только в установленные сроки, но и по мере возникновения, обнаружения новых проблем, изменений ситуации. Важность внедрения методологии маркетинга в систему управления внутренней и внешней средой вуза обусловливается двумя основными задачами:

·        необходимостью совершенствования структуры управления университетом с точки зрения обеспечения эффективных взаимосвязей его подразделений;

·        необходимостью изучения места, роли и возможностей вуза на рынке образовательных услуг.

Эти, казалось бы, весьма обособленные задачи на практике являются тесно связанными друг с другом. Указанная связь проявляется в том, что степень совершенства системы управления университетом (микросредой) практически во многом определяет целесообразность и гармоничность связей с внешней средой (макросредой) – потребителями, партнерами, конкурентами и др. И, наоборот, дисгармония внутренней маркетинговой структуры практически всегда имеет своим следствием хаотический характер развития внешних связей.

Характер связей с потребителями (работодателями для выпускников) определяется особенностями "предпродажной подготовки" товара (качеством модели специалиста, обеспечением связи теоретического и практического обучения, учетом интересов потребителя и др.). "Продвижению товара на рынке" во многом способствует реклама и связи с общественностью.

В системе внешних связей значительное место занимают связи с партнерами – региональными центрами (филиалами). В случае несовершенства системы делегирования ответственности за связи с ними и их работу на отдельные структурные подразделения университета (дирекции институтов, кафедры, УУМР, ИДО) наруш

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров