Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Исследование основных аспектов системы мониторинга экономического состояния промышленного предприятия

В связи с тем, что на промышленных предприятиях могут культивироваться различные типы организационных структур, информационные системы и входящие в их состав системы мониторинга также будут иметь свою специфику. В этой связи, рассмотрим сущность и основные аспекты систем мониторинга, чтобы на их основе описывать процесс построения системы мониторинга промышленного предприятия.

Понятие "мониторинг" не имеет однозначного толкования, т. к. изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности. Сложность формулировки связана, по нашему мнению, с принадлежностью этого термина как сфере науки, так и сфере практики. Он может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации лицам, принимающим решения.

Наиболее общим образом мониторинг может быть определен как "постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям – наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с деятельностью человека".

В частности, для целей анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам было принято Положение Банка России №186-П от 19 марта 2002 г. "О проведении мониторинга предприятий банком России". В этом Положении дается следующее определение мониторинга: "постоянное наблюдение за совокупностью предприятий путем проведения опросов об изменении экономической конъюнктуры, инвестиционной активности, финансового положения предприятий, а также систематизация полученной информации".

Таким образом, результаты мониторинга предприятий используются для обеспечения следующих основных направлений деятельности Центрального банка Российской Федерации:

анализа и прогнозирования изменений экономической конъюнктуры на макро- и микроуровне;

осуществления политики рефинансирования;

осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций;

реформирования банковской системы;

усиления взаимодействия реального и банковского секторов экономики.

Указанные направления использования мониторинга предприятий в полной мере отвечают тому опыту, который накоплен в работе с предприятиями реального сектора центральными банками таких стран с развитой рыночной экономикой, как Германия, Франция, Япония, США и др.

Так, в Германии, мониторинг предприятий служит основой системы рефинансирования, осуществляемой Бундесбанком. Ежегодно им обрабатывается примерно 60-70 тыс. годовых отчетов. При этом надежность системы рефинансирования основывается на четко отработанной методологии проверки платежеспособности и финансового состояния предприятий-заемщиков.

В Банке Франции создана база данных FIBEN, которая, по оценкам экспертов, представляет собой самую полную и обширную базу данных по предприятиям в мире, сформированную государственным органом управления. Помимо балансов 150 тыс. предприятий, она содержит информацию о просроченных банковских кредитах, взаимоотношениях банков, задержках в расчетах и о двух видах оценки кредитных рисков. Эта база данных была организована Банком Франции для оценки роли частных долговых расписок как инструмента рефинансирования, но она также открыта и для коммерческих банков. Целью предоставления банкам доступа к базе FIBEN является обеспечение банковской системы обширной информацией о кредитной истории для поддержания стабильности в финансовом секторе страны.

Основой мониторинга предприятий служит добровольное согласие предприятий реального сектора экономики на участие в работе, проводимой Банком России, результаты которой представляются предприятиям в форме:

ежемесячного анализа изменения экономической конъюнктуры, позволяющего оценивать текущие тенденции в формировании спроса и предложения в секторе нефинансовых предприятий, определяющие спрос на заемные ресурсы и оказывающие воздействие на проводимую процентную политику;

ежеквартального анализа финансового положения предприятий, позволяющего получать независимые оценки результатов хозяйственной деятельности предприятий с позиций формирования источников самофинансирования, потребности в заемных ресурсах, а также их платежеспособности;

ежеквартального анализа инвестиционной деятельности предприятия, формирующейся под воздействием финансовых результатов хозяйственной деятельности, а также спроса и предложения на рынке капиталов.

Таким образом, используя статистическую и мониторинговую информацию, Банк России имеет возможность проводить независимые оценки не только макроэкономических тенденций развития российской экономики, но и практически в режиме реального времени получать информацию о состоянии экономической конъюнктуры в реальном секторе экономики и возможных ожиданиях ее изменения, более оперативно проводить анализ финансового состояния предприятий и важнейших факторов, определяющих их инвестиционную активность.

При всей необходимости осуществления мониторинга предприятий со стороны Центрального Банка РФ, представляется очевидным и логичным стремление руководства предприятий сосредоточить заботы, в первую очередь, на своей организации. Здесь хочется подчеркнуть, что в современных условиях успех производственно-финансовой деятельности организации решающим образом зависит от внешних факторов, включающих состояние экономики, источники трудовых ресурсов, поведение и ожидания потребителей, конкурентов, поставщиков, финансовых организаций. В последнее время изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил и сферы юридической ответственности определяют объективную потребность руководителей предприятий в использовании расширенного круга аналитических материалов для определения деловой стратегии поведения своего предприятия на рынке.

Результаты проведения Центральным банком РФ мониторинга предприятий повышают возможности для руководителей предприятий повысить степень объективности и оперативности имеющейся информации, необходимой для эффективного управления предприятием. Данная информация при этом носит не только характер констатации фактов, но имеет аналитические и прогнозные составляющие.

Одновременно следует заметить, что форма и содержание исходных результатов мониторинга предприятий, определяются с учетом потребностей в информации его участников, то есть руководителей и специалистов предприятий, участвующих в мониторинге. Анализ может быть проведен как на уровне экономики страны в целом, так и на отраслевом уровне, в том числе в региональном аспекте. Кроме того, он может касаться финансового состояния конкретного предприятия-заказчика или определения места предприятия в отрасли и др.

Мониторинг, являясь инструментом исследования рынка, понимается как обеспечиваемое теми или иными способами регулярное фиксирование состояния наблюдаемых процессов, происходящих в сфере интересов объекта управления, способное сформировать информационную основу для принятия различных управленческих решений. По нашему мнению, главное в мониторинге – не охватить как можно больше областей, а четко и своевременно фиксировать их состояние по заранее определенной совокупности признаков.

В условиях российской экономики при наблюдаемой деформированности экономической статистики осуществление обмена аналитическими экспертными оценками финансового состояния промышленных предприятий может стать решением проблемы восполнения недостающей информации. Постоянный мониторинг представляет собой регулярную оценку финансовой деятельности промышленных предприятий и дополняет государственную статистику оценочными показателями. Тем не менее, мониторинг не в состоянии заменить статистику, и его результаты должны быть сопоставимы с данными государственной статистики. Только тогда он может играть роль инструмента полноценного экономического анализа.

Мониторинг как функция управления предполагает сбор информации, ее комплексную оценку и прогноз по стабильной системе показателей. Необходимость реализации этого требования диктуется его ориентированностью на анализ, сравнение результатов управления. Стандартность информационного набора обеспечивает также удобство его поиска и фиксации и придает мониторингу свойства информационного процесса.

Охарактеризовать мониторинг можно также как оперативный сбор данных о сложных явлениях и процессах, описываемых достаточно небольшим количеством ключевых, особо важных показателей с целью оперативной диагностики состояния объекта исследования в динамике. Подчеркнув свойство оперативности мониторинга, мониторингу можно дать определение как нацеленному оперативному отслеживанию и анализу происходящих экономических подвижек. Процесс использования документов и мониторинга представлен на рис. 1.

При проведении мониторинга возникает необходимость получения информации, репрезентативной относительно различных объектов, например, предприятия в целом и отдельных его составляющих (соотношение системы и части системы). Объектами наблюдения в мониторинге выступают социально-экономические отношения на предприятии, их взаимосвязи и взаимодействия с внешней средой. Субъектами могут выступать авторитетные специалисты и руководители, способные судить о внутренних механизмах производства, приоритетах развития, о состоянии объекта, выступающие в роли экспертов в области социально-экономических процессов на предприятии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мониторинг – это многофакторный процесс, который имеет свои особенности и тенденции, социально обусловленные институциональные факторы (производственные, правовые, управленческие), и обеспечивает решение трех взаимосвязанных задач на макроуровне:

Рис. 1. Использование системы мониторинга в системе власти[1]

 

1. Выявление информационных взаимосвязей между макроэкономическими показателями, характеризующими состояние и тенденции развития экономики и отрасли.

2. Установление информационной связи между параметрами экономической статистики, необходимой для идентификации и верификации математической моделей.

3. Предполагает совершенствование информационных отношений и предусматривает организацию интерфейса пользователя на основе использования методов анализа состояния и прогнозирования развития экономики.

На микроуровне задачи мониторинга можно сформулировать следующим образом:

1. Обеспечение руководства своевременной и достоверной информацией о деятель

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров