Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Методические указания к научно-исследовательской работе студентов по курсу “Социология”. Ч. 1/ Сост.: Е. А. Сафонова: СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. – 45 (2)
(Методические материалы)

Значок файла Методические рекомендации для практических занятий по психологии: Метод. указ./ Сост.: С. Г. Колесов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 29 (2)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по проведению производственной практики (первой). Специальность «Промышленное и гражданское строительство» (290300) (2)
(Методические материалы)

Значок файла Контроль качества бетона. Определение прочности бетона неразру-шающими методами. Методические указания к выполнению лабора-торных работ по курсу «Технология строительных процессов». Специ-альность «Промышленное и гражданское строительство» (290300) (2)
(Методические материалы)

Значок файла Динамика. Тема 6. ПРИНЦИП ВОЗМОЖНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ: Расч. прак./ Сост.: Г.Т. Баранова, Н.И. Михайленко: СибГИУ.-Новокузнецк, 2003.- с (2)
(Методические материалы)

Значок файла Семенихин А.Я. С 30 Технология подземных горных работ: Учебное пособие / А.Я. Семенихин, В.И. Любогощев, Ю.А. Златицкая. – Новокузнецк: СибГИУ, 2003. - 91 с (19)
(Методические материалы)

Значок файла Огнев С.П., Ляховец М.В. Основы теории управления: методические указания. – Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2004. – 45 с (15)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Иностранный капитал в банковском секторе РФ

Стратегическим
направлением развития национальной банковской системы России является
геополитическая направленность ее движения в мировое банковское
сообщество. В частности, решение о вступление в ВТО, сближение с ЕС
предопределили необходимость дальнейшей либерализации национальных
финансовых рынков, перехода российских банков на международные
стандарты финансовой отчетности, активного взаимодействия с
международными финансово-кредитными организациями по широкому кругу
вопросов, включая проблему урегулирования внешнего долга, утечки
капиталов, предотвращения несанкционированного вывоза капитала за рубеж,
легализации денежных средств, полученных незаконным путем и т.д.94
Приток иностранного капитала рассматривается в качестве важного
фактора развития банковского сектора России, что прямо указано в
разрабатываемой совместно Правительством РФ и Банком России «Стратегии
развития банковского сектора РФ на 2004 год и на период до 2008 года»95. В
данном документе указывается, что иностранный капитал привносит на
российский рынок банковских услуг современные технологии, новые
финансовые продукты, культуру банковского корпоративного управления,
способствует развитию конкуренции между кредитными организациями и
совершенствованию банковского дела.
Иностранные банки стали развивать свою деятельность в России уже к
началу 1970-х годов, когда в Москве активно стали появляться
представительства иностранных компаний со всего мира. Среди таких
представительств появились и банковские, хотя представительства ряда
известных банков и компаний действовали в России еще со времен начала
советского государства. К началу 1990-х годов в Москве насчитывалось уже
около сотни представительств иностранных банков со всего мира. Основной
94 Панова Г.С. Российские банки в зеркале мировых тенденций / Г.С. Панова // Банковские
услуги (Москва). – 2002. - №12. – С.11.
95 См.: Коммерсант №024 от 11.02.2004.
105
задачей для многих было - изучение рынка, сбор и обработка информации,
аналитическая работа, накопление необходимого материала, моделирование
поведения в различных отраслях экономики и регионах России. Тем не менее,
первые банки-нерезиденты были допущены на российский рынок начиная
только с 1989 года. Особенно активная работа состоялась в первой половине
1990-х годов, когда было зарегистрировано более 40 процентов банков-
нерезидентов (со 100% иностранным капиталом) от общего числа действующих
и ныне таких кредитных учреждений96.
Среди первых были Креди Лионэ Русбанк (первоначально назывался
Лионский кредит, Россия) с полностью иностранным капиталом утвержденный
в декабре 1991 года в Санкт-Петербурге и два банка в Москве с иностранным
долевым капиталом - Диалог банк в ноябре 1989 года и Международный
московский банк в декабре 1989 года. В последующие годы к ним
присоединились банки из Франции, Китая, Германии, США, Голландии,
Турции, Австрии, Японии и ряда других стран.
Часть банков являлась банками со 100% участием иностранного
капитала, в то время как другая часть - совместным бизнесом с российским
партнерами. Такой подход вовсе не был случайным, поскольку отражал две
основные тактические линии. Первая состояла в том, что банк-нерезидент
являлся дочерним банком с 100% капиталом материнского иностранного банка.
Вторая - участие российской стороны могло быть представлено в двух
вариантах. Первый вариант, когда по решению иностранного партнера к
участию приглашался представитель российского бизнеса, хорошо знающий
конкретные условия региона и рынка. Второй, когда инициатива организации
коммерческого банка исходила от российской стороны, поскольку участие
иностранного партнера обеспечивало определенную «защиту» от произвола
отечественных чиновников и упрощало налаживание деловых контактов с
96 Здесь и далее по тексту рассчитано по данным Банка России и иных источников на
соответствующую дату.
106
зарубежными банками-корреспондентами.
В итоге, на долю иностранного капитала из дальнего зарубежья пришлось
порядка 60% учредителей, в то время как из стран СНГ - лишь 25% и при
совместном их участии 15% банков с иностранным учредительным капиталом.
При этом география представительства учредителей банков с уставным
иностранным капиталом не менее 50% на 01 января 2000 года составила - с
участием капитала из США - 8 банков, из Австрии - 2 банка, из Турции,
Франции и Германии по - 3 банка, из Англии, Чехии, Узбекистана, Казахстана,
Китая, Голландии, Вьетнама, Эстонии и Японии - по одному банку, из ряда
других стран - 5 банков.
Географическое размещение банков-нерезидентов и банков с
иностранным уставным капиталом на российской территории тяготело к
крупным городам, где находится значительная часть российских финансовых
институтов и государственных ведомств, крупных предприятий и научно-
исследовательских центров; к регионам с выраженными сырьевыми ресурсами
и работоспособными предприятиями ВПК.
Финансовый кризис августа 1998 года затронул все банки без
исключения. Банки-нерезиденты хотя понесли определенные убытки, однако
были поддержаны материнскими банками из-за рубежа. В итоге, если на начало
2000 года на территории России действовало порядка 140 банков с
иностранным долевым участием, включая 19 банков-нерезидентов, то за
рубежом российская банковская система оказалась представлена лишь 4
банковскими учреждениями, хотя еще на начало 1998 года только в дальнем
зарубежье Россия была представлена 100 банковскими учреждениями.
Если рассматривать период конца 1990-х – начала 2000-х годов, то можно
отметить две характерные тенденции. С января 1999 года количество банков c
долей нерезидентов от 20 до 50% уменьшилось более чем в 2 раза (с 35 до 14).
Зато количество банков со 100%-м участием нерезидентов выросло с 18 до 32.
Эти разнонаправленные тенденции говорят о том, что в России, в отличие от
107
большинства других стран, иностранные учредители стараются не привлекать
местных партнеров, а предпочитают полностью контролировать дочерние
банки97.
В настоящее время географически источники иностранных инвестиций
можно разделить на две группы: страны-участники СНГ и страны «дальнего»
зарубежья. Несмотря на тесные экономические связи России со странами СНГ,
размеры инвестиций последних в российский банковский сектор крайне малы,
и составляют всего 3,4% (582,6 млн. руб.) от общего участия нерезидентов в
российских кредитных организациях, тогда как доля стран СНГ во
внешнеторговом обороте России достигает 17%. Страны СНГ представлены
лишь банками Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Украины и Беларуси.
Незначительные масштабы участия банков СНГ обусловлены тем, что, обладая
меньшей в сравнении с российскими банками капитализацией, они сами
нуждаются в привлечении прямых инвестиций.
Основная часть иностранных инвестиций в российский банковский
сектор приходится на долю стран «дальнего» зарубежья – 96,6%. При этом
лидерами по размерам инвестиций являются Германия, Нидерланды, США,
Франция, Австрия и Турция. Лидирующая роль немецкого капитала в
российской банковской системе (25% всех иностранных инвестиций) отражает
статус Германии, как одного из основных внешнеэкономических партнеров
России.
Характер вовлечения иностранного капитала в банковский сектор
Российской Федерации достаточно разнообразен. В первую очередь разделение
можно провести по размерам долей участия нерезидентов в уставных капиталах
банков. Так, в 72 кредитных организациях доля нерезидентов незначительна
(менее 20% от уставного капитала). В 15 банках иностранное участие варьирует
от 20 до 50 %. В свою очередь в 41 кредитных организациях нерезиденты
97 Мурычев А. Иностранцы в России: «спят» уже не все // Банковское дело в Москве. – 2003.
- №9 (105). – С.9.
108
представлены более чем 50%-ми долями акций, причем 32 из них находятся на
100% в собственности иностранных банков.
На банки с иностранным участием более 50% в настоящее время
приходится не менее 90% всех иностранных инвестиций в банковский сектор. В
это число входят дочерние организации девяти банков из тридцатки
крупнейших банков мира, в частности лидеры мирового банковского бизнеса –
Citibank, JPMorgan Chase Bank, HSBC.
Уровень участия нерезидентов в российской банковской системе весьма
неоднороден. Так, часть крупных иностранных банков открывает дочерние
структуры лишь для того, чтобы обозначить свое присутствие на российском
рынке, другая часть иностранных банков уже сейчас ведет активную
деятельность в России. В частности, на долю трех крупнейших банков с
иностранным капиталом – Ситибанк, ММБ и Райффайзенбанк Австрии –
приходится 56,8% совокупных активов всех кредитных организаций,
контролируемых нерезидентами. Эти банки занимают доминирующие позиции
в привлечении средств юридических (70,2%) и физических лиц (72,5%), а также
в кредитовании коммерческих организаций (56,5%) и по операциям на рынке
межбанковских кредитов (53,5% по выданным МБК и 45,0% по полученным
МБК).
Вместе с тем отсутствие отечественной банковской поддержки
российского бизнеса за рубежом вынуждает его обращаться к зарубежным
банкам. Российские коммерческие банки не всегда стремятся к поддержке
своих клиентов за рубежом. Последующее использование же вывезенного за
рубеж капитала (в том числе в странах СНГ) уходит из ресурсного обеспечения
российских банков ввиду отсутствии сети таких банков за рубежом. Крупный
отечественный промышленный капитал использует в ряде случаев не услуги
российских коммерческих банков, а самостоятельно строить свои отношения с
зарубежными банками.
109
Следует отметить, что в последние годы банковские группы отдают
предпочтение вертикальной интеграции продуктовых и клиентских
подразделений в глобальном масштабе и нередко переносят часть локальных
операций на уровень материнской компании. Так, организация
синдицированных кредитов или выпусков еврооблигаций для российских
корпоративных клиентов, как правило, происходит через головные офисы
иностранных банков. На дочерние подразделения может ложиться только
задача мониторинга потребителей инвестиционных банковских продуктов, а
также поддержание с ними партнерских отношений. Таким образом, речь уже,
по сути, идет не о присутствии иностранного капитала в российском
банковском секторе, а об оказании трансграничных финансовых услуг, которое
получает в последнее время заметное распространение. С учетом этого
обстоятельства масштабы проникновения иностранных банков в российскую
экономику выглядят более весомыми.
В то же время анализ деятельности банков с участием нерезидентов
свидетельствует об их значительном потенциале. Так, например, они выгодно
отличаются в плане капитализации. Собственный капитал иностранных банков
в среднем составляет 1,2 млрд. рублей, тогда как для всей российской
банковской системы этот показатель равен 0,5 млрд. рублей (и это с учетом
Сбербанка РФ и ВТБ). Банковская система России в целом и отдельные
отечественные банки в частности характеризуются небольшим по сравнению с
европейскими (и не только) банками капиталом. В частности, суммарный
уставный капитал всех кредитных организаций России составляет 6
миллиардов долларов США98, что сопоставимо с величиной капитала одного
крупного западного банка.
Позитивные сдвиги в отношении иностранных инвесторов к вложениям в
Россию, о чем свидетельствует повышение ее суверенного рейтинга,
заставляют уже сейчас иностранные банки корректировать стратегию своего
98 По данным ЦБ РФ на 01.01.2004 г. www.cbr.ru
110
присутствия в российском банковском секторе. Пересмотр страновых рисков
способствует более решительным действиям с их стороны. В первую очередь
следует ожидать более агрессивной политики по привлечению корпоративных
клиентов. При этом иностранные банки в любом случае будут вынуждены
использовать в качестве конкурентного преимущества не только качество
предоставляемых услуг, но и ставку по кредитам, что рано или поздно приведет
к существенному сокращению банковской маржи. Помимо этого, в стремлении
обеспечить наиболее тесное взаимодействие с потенциальной клиентурой,
банкам с иностранным участием придется уделять больше внимания
региональному развитию, что также потребует существенных затрат.
Необходимость расширения бизнеса в конечном плане заставит
иностранные банки пойти на такой шаг, как поглощение российских
кредитных организаций. Кроме этого, они, скорее всего, будут в числе
наиболее вероятных участников приватизации банков с государственным
участием, решение о которой может быть принято в ближайшей перспективе.
Так, например, в настоящее время ведутся переговоры об условиях вхождения
ЕБРР в капитал Внешторгбанка РФ (доля его участия планируется на уровне
20%), что соответствует опыту стран ЦВЕ, в которых именно госбанки,
ориентированные на обслуживание экспортно-импортных операций, вызывали
наибольший интерес со стороны международных финансовых структур.
Другими словами, рассмотренный выше процесс международных
слияний и поглощений с участием банков стран ЕС указывает на то, что
снижение доли государственных банков на рынке (в результате приватизации)
будет являться дополнительным стимулом для активизации прямых
зарубежных инвестиций в российский банковский сектор.
Более того, согласно неофициальным данным, ряд крупных российских
коммерческих банков потенциально готовы к продаже своего бизнеса
(посредством продажи части акций/уставного капитала) иностранным
финансовым организациям. Фактически налицо ситуация, когда российские
111
банки готовы продать свой бизнес иностранным инвесторам, однако последние
не заинтересованы в его покупке в текущих условиях (и по предлагаемой
цене)99. Оптимизация операционных структур российских финансово-
промышленных групп, контролирующих ряд крупнейших российских банков,
наряду с определением инвестиционных приоритетов должны привести к
продаже непрофильных активов, включая банки. В числе наиболее вероятных
покупателей можно рассматривать и банки стран ЕС, стремящиеся в результате
увеличения конкуренции на национальном и европейском рынке вытий на
новые перспективные рынки.
Безусловно, активная экспансия иностранных банков на российский
рынок может повлечь уход с него российских конкурентов, какими бы
эффективными он ни были. Подобное произошло в большинстве стран ЦВЕ, но
геополитическая цель этих стран состоит в интеграции с Европой и продажа
собственных кредитных учреждений европейским банкам в какой-то степени
оправдана и является логичным следствием такой политики. Представляется
маловероятным, что Россия повторит путь стран ЦВЕ, в которых практически
все крупнейшие банки являются иностранными. Западноевропейские банки
рассматривают этот регион как свой домашний рынок, будущую часть ЕС. Они
не заинтересованы в подобном активном завоевании российского рынка и
доминирования на нем100.
В то же время, с момента подачи Россией официальной заявки о
присоединении к ВТО на разных уровнях продолжаются дискуссии о
возникающих в связи с этим угрозах национальному сектору финансовых
услуг, включая банковскую систему. В рамках соглашения ВТО о финансовых
услугах устанавливается режим доступа иностранных операторов на
99 Ведев А.Л., Лаврентьева И.В. Российская банковская система в переходный период (1992-
2002 гг.). Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», №143. М.:
Московский общественный научный фонд; Аналитическая лаборатория ВЕДИ, 2003. – с.183.
100 Дертинг Ш. Перед прыжком // Эксперт. – 2004. - №1. – с.59.
112
внутренний рынок по всем секторам и методам поставки услуг101. Все
ограничения должны быть согласованы с другими странами и описаны в списке
особых обязательств. Именно этот список имеет ключевое значение. Если
ограничения не указаны в нем, то их уже нельзя вводить в дальнейшем.
Постоянное соглашение по финансовым услугам страны-члены ВТО
заключили в декабре 1997 г. Официально новое соглашение именуется Пятый
протокол к ГАТС. Этот документ охватывает, по оценкам экспертов, более 95%
международной торговли банковскими и страховыми услугами, ценными
бумагами и финансовой информацией. Протокол, имеющий факультативный
характер, подписала 71 страна-член ВТО. К Протоколу приложены
обновленные расширенные списки специфических обязательств по
либерализации и исключений из режима наибольшего благоприятствования
(РНБ). Среди основных положений Протокола наиболее важными являются
следующие:
• обеспечение прав фирм, действующих в секторе финансовых услуг,
учреждать филиалы и дочерние структуры во всех странах-участницах на
основе РНБ;
• предоставление этим фирмам национального режима на внутреннем
рынке;
• свободная трансграничная торговля финансовыми услугами и свободное
передвижение ключевого персонала, занятого в этом секторе экономики.
Предполагается, что большая открытость российского банковского
сектора (в результате вступления в ВТО) для иностранных участников будет
означать развитие конкурентной среды и способствовать повышению
эффективности банковской системы. Вследствие этого повысится качество и
101 Для целей регулирования торговли услугами в рамках ВТО, все услуги
классифицированы в рамках 12 секторов ГАТС, одним из которых является «финансовые
услуги». Под финансовыми услугами, согласно классификации секретариата ВТО,
подразумеваются три группы операций: (а) страховые операции, (б) банковские и другие
финансовые операции, за исключением страхования, (в) прочие услуги.
113
снизится стоимость услуг для экономики, что, несомненно, благотворно
повлияет на экономический рост. Членство России в ВТО будет содействовать
улучшению инвестиционного климата, усилению притока иностранных
инвестиций и повышению международных рейтингов нашей страны. Тем
самым все более благоприятными станут условия привлечения заемных средств
на международных финансовых рынках. Важным является и то, что снятие
барьеров для притока иностранного капитала обусловит наряду с усилением
конкуренции растущее использование современных банковских технологий и
новых финансовых продуктов, образование разного рода альянсов, союзов и
пулов с участием российских и зарубежных кредитных организаций. Как
следствие, ускорится процесс избавления банковской системы от
нежизнеспособных кредитных организаций, наметится тенденция к слияниям и
снижению издержек по ведению банковского бизнеса. Таким образом,
присоединение России к ВТО безусловно создаст, особенно в средне- и
долгосрочной перспективе, дополнительные стимулы для развития в стране
полноценного финансового посредничества.
Существует, однако, ряд опасений, связанных с возможной экспансией
иностранных банков. Так, отмечается, что в силу низкой капитализации
российские банки после открытия рынка будут заведомо
неконкурентоспособны. В этой связи предлагается сохранить на достаточно
продолжительный период механизмы ограничения допуска иностранного
капитала. В то же время, именно закрытость банковского сектора создает
препятствия для его капитализации и повышению эффективности финансового
посредничества. Особенность нынешней ситуации такова, что без привлечения
внешних источников невозможно добиться существенного перелома в
капитализации большинства российских банков.
В целом, можно отметить, что выигрыши и проигрыши для сектора
финансовых услуг от вступления страны в ВТО носят в значительной мере
условный характер. Объясняется это тем, что масштабы и способы
114
проникновения иностранного капитала в национальный банковский сектор в
условиях либерализации валютного регулирования и валютного контроля
становятся качественно иными. Речь, в частности, идет о трансграничном
оказании финансовых услуг, которое с принятием новой версии закона «О
валютном регулировании и валютном контроле» делает большинство
ограничений формальными. Этим законом, помимо прочего, предоставляется
право физическим и юридическим лицам открывать счета в банках-
нерезидентах, что существенно расширяет возможности по трансграничному
оказанию финансовых услуг. Кроме того, по формальным признакам
препятствия со стороны банковского сектора для вступления России в ВТО уже
практически сняты. Отменена квота на долю нерезидентов в совокупном
уставном капитале банковского сектора. Юридически отсутствуют ограничения
на открытие филиалов зарубежных банков. Другими словами, присоединение к
ВТО не потребует, чтобы Россия отказалась от каких-либо существенных
процедур, регламентирующих доступ иностранных банков на национальный
рынок.
Вместе с тем, представляется, что процессы проникновения иностранных
банков на российский рынок будут сопровождаться развитием
международного присутствия отечественных банков, главным образом, в
других странах СНГ.
Отправным пунктом развития международного присутствия российских
банков можно считать созданные еще до проведения банковских реформ и
перехода к экономике рыночного типа институты финансового посредничества
в виде заграничных банков со 100% государственным участием.
При социализме банки выступали подчиненным элементом планово-
распределительной системы. Их возможности осуществлять операции по
обслуживанию международных торгово-экономических отношений были
весьма ограничены. С учетом этого обстоятельства СССР и ряд
социалистических стран создали сеть заграничных банков, которые взяли на
115
себя часть функций по кредитно-расчетному обслуживанию
внешнеэкономической деятельности. Эти банки регистрировались в качестве
дочерних институтов государственных банков и банков внешней торговли на
территории в основном западноевропейских стран. За время своего
существования СССР создал пять таких банков (см. Приложение 9). С распадом
СССР, плановой системы хозяйства и СЭВа заграничные банки были
унаследованы Россией (вместе с активами и долгами бывшего СССР).
В последние годы существования СССР все заграничные банки входили в
систему Внешэкономбанка. В связи с неспособностью последнего отвечать по
обязательствам Советского Союза над загранбанками нависла угроза
ликвидации. В связи с этим в начале 1992 г. появились два постановления
Президиума Верховного Совета Российской Федерации. Одно из них - от 13
января 1992 года №2172-1 «О Банке внешнеэкономической деятельности
СССР», которое предписывало уставный, резервный фонды Внешэкономбанка
СССР, а также здания, сооружения и иное его имущество считать
находящимися в ведении Центрального банка РФ. Другое - от 10 февраля
1992 г. №2326-I «О мерах по стабилизации финансового положения
зарубежных банков с участием капитала бывшего Союза ССР». Указанным
актом устанавливалось, что Банк России вправе пересмотреть состав
акционеров зарубежных банков, имея в виду приведение состава акционеров в
соответствие с изменившимися условиями. Банку России было разрешено
принять на свой баланс акции совзагранбанков и поручено осуществлять
оперативное управление деятельностью зарубежных банков с участием
капитала бывшего СССР, принимать решения об их сохранении, поддержке,
реорганизации или ликвидации. Впоследствии функции Банка России как
собственника коммерческих заграничных банков были закреплены в
федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке
России)». Во всех дополнениях и изменениях этого закона загранбанки
неизменно сохранялись за ЦБ РФ, а в перспективе предусматривался его выход
116
из состава акционеров, причем конкретные сроки не указывались. В последней
версии указанного закона, принятого Государственной Думой 27 июня 2002 г.,
зафиксировано, что Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных
организаций, если иное не установлено федеральными законами (ст. 8). Однако
действие части первой этой статьи не распространялось, в том числе на пятерку
заграничных банков. Этой же статьей закона установлено, что уменьшение или
отчуждение долей участия Банка России в уставных капиталах данной группы
банков осуществляется в порядке и сроки, которые определяются Банком
России по согласованию с Правительством Российской Федерации102.
Банк России, по определению, не может быть собственником
коммерческих структур, деятельность которых не вытекает из целей и задач
денежной политики. Отсутствует сейчас и потребность в загранбанках как в
особом типе финансовых посредников, обслуживающих внешнеэкономическую
деятельность Российской Федерации. Их будущее связано исключительно с
функционированием в рыночной среде в условиях растущей конкуренции и
жесткого пруденциального регулирования. Однако прежняя организация их
работы (в первую очередь, финансовая поддержка ЦБ РФ) сделала большинство
из них недостаточно конкурентоспособными. Выбранная после августа 1998 г.
модель выхода Банка России из капитала загранбанков предусматривает
передачу прав собственника только одному банку с государственным участием
– Внешторгбанку. С этой целью проводилась его капитализация за счет средств
Банка России, что ставило Внешторгбанк в привилегированное положение и
противоречило правилам добросовестной конкуренции. По сути, выдвигалась
задача вернуться к подобию схемы, которая существовала до распада СССР с
102 Ориентировочно сроки выхода Банка России из капитала загранбанков были определены
до 01 января 2004 г. Однако фактическое положение дел таково, что реализация намеченных
планов в отношении отдельных банков обусловлена рядом проблем, требующих
дополнительного времени. Первая из них заключается в проведении оценки их бизнеса и
финансового состояния. Вторая – в подборе инвестора, против которого не будут возражать
органы банковского надзора стран пребывания этих банков. Все это требует
дополнительного времени.
117
тем отличием, что права собственника государство в лице Банка России вместо
Внешэкономбанка делегировало Внешторгбанку.
Помимо указанных загранбанков международное присутствие
российских банков обеспечивается представительствами, филиалами и
дочерними банками за рубежом103.
В настоящее время 35 российскими банками открыто 49 зарубежных
представительств. 11 банков из них входит в число 30 самых крупных
российских банков. Географическое распределение представительств дает
хорошее представление об экономических приоритетах и интересах
российского бизнеса. В странах СНГ открыто 20 представительств. При этом
подавляющее большинство из них действуют на территории Украины (10
представительств) и Белоруссии (6 представительств), что является отражением
наиболее тесных экономических отношений этих государств с Россией. 29
представительств российских банков действуют в странах «дальнего»
зарубежья. За единичными исключениями их открытие также объясняется
экономическими соображениями. Наибольшее их количество сосредоточено в
Великобритании (8 представительств), Германии (4 представительства) и Китае
(3 представительства). Первое место Великобритании во многом объясняется
ролью Лондона в качестве мирового финансового центра, а с Германией и
Китаем у России сложились наиболее тесные, динамичные и перспективные
экономические отношения.
Гораздо слабее представлены за рубежом филиалы российских банков.
На сегодняшний день открыто только 4 филиала российский банков (три из них
на Кипре, а один в Монголии). При этом только два филиала принадлежат
банкам, которые стабильно входят в число крупнейших банков России
(Промсвязьбанк и МЕНАТЕП Санкт-Петербург). Важно учитывать то
обстоятельство, что процедуры открытия филиалов отличаются высоким
103 См.: Материалы конференции «Российский банковский сектор и мировая финансовая
система: перспективы взаимодействия и сотрудничества», г. Сочи, 4-6 сентября 2003 г.
118
уровнем транспарентности, поскольку предполагают получение разрешения не
только органа банковского надзора страны, в которой он создается, но и Банка
России. В этой связи столь незначительное количество филиалов российских
банков свидетельствует о чрезвычайно низкой степени их интеграции в
мировое финансовое сообщество.
Если не учитывать заграничные банки бывшего СССР, то в настоящее
время российские банки имеют 15 дочерних банков за рубежом. Четыре из них
имеют по одному дочернему банку за границей. По два дочерних банка
принадлежат ВТБ, Банку Москвы, Росбанку и Банку Петрокоммерц. Альфа-
Банк имеет три дочерних банка.
Восемь дочерних банков расположены в странах дальнего зарубежья – по
два банка в Швейцарии (Внешторгбанк и Росбанк) и Латвии (Банк Москвы и
МДМ-Банк), по одному в Нидерландах, Эстонии, Турции и Кипре. Семь
дочерних банков находятся в странах СНГ – по два в Казахстане, Украине и
Белоруссии, один в Молдове.
Следует иметь в виду, что данные по дочерним банкам не являются
вполне корректными. В ряде случаев происходит образование скрытых
банковских конгломератов, в том числе и на международном уровне.
Номинальные и реальные владельцы могут не совпадать. Трудности вызывает
также определение доли в уставном капитале, которая обеспечивает
эффективный контроль за деятельностью банка. Из предоставляемой в Банк
России отчетности кредитных организаций не всегда можно определить
степень аффилированности двух структур. В известном смысле это
обусловлено тем, что до сих пор не налажен обмен соответствующей
информацией между Банком России и органами банковского надзора других
стран. Так, в 1997 году Базельским Комитетом были выработаны
«Основополагающие принципы эффективного банковского надзора», в
подготовке которых активно участие принимал и Банк России. Этим
документом предусматривалось налаживание сотрудничества между органами
119
банковского надзора в части обмена информацией, касающейся деятельности
дочерних банков и филиалов соответствующих стран на их территориях.
Несмотря на мягкость формулировок типового проекта соглашения о
сотрудничестве, надзорные органы ведущих финансовых центров, банки
которых уже развивают бизнес в России, так и не откликнулись до сих пор на
предложение Банка России о подписании такого рода соглашения. В настоящее
время соглашения и меморандумы подписаны с 14 государствами, из которых
10 приходится на республики бывшего Советского Союза, в том числе с
Латвией и Литвой. Из стран «дальнего» зарубежья соглашения подписаны с
Китаем, Кипром, Македонией и Монголией.
Отдельного внимания заслуживают масштабы участия российских банков
в капитале банков, расположенных в оффшорных зонах. Эта форма участия
представляет особый случай создания скрытой дочерней (зависимой)
структуры. Последняя в свою очередь может в ряде случаев выступать
учредителем или соучредителем других банков или финансовых компаний, в
том числе и в стране происхождения капитала. Трудности анализа этой
категории банков заключаются в отсутствии доступной для общественности
информации. Важное значение имеет и то обстоятельство, что согласно
нормативным актам Банка России обязательным условием открытия дочернего
банка или филиала российского банка в оффшорной зоне является подписание
соглашения между органами банковского надзора о сотрудничестве и обмене
информацией. Однако, как отмечалось выше, из всех стран, на территории
которых действует оффшорный режим осуществления финансовых сделок,
только Кипр заключил соответствующее соглашение с Банком России.
Учитывая опыт европейских банков, можно предположить, что развитие
международного присутствия российских банков путем слияний и поглощений
наиболее вероятно в странах СНГ, социокультурные и экономические связи с
которыми наиболее тесные. Но прежде отечественная банковская система
должна пройти через этап национальной концентрации, поскольку лишь
120
крупные банки способны успешно конкурировать на иностранных рынках.
Существенным стимулирующим фактором зарубежной экспансии банков
станет мотив «следования за клиентом», развивающих свою деятельность на
рынках стран СНГ. Так, например, российский Внешторгбанк (ВТБ) уже в 2004
году планирует активно развивать свое присутствие в ряде стран СНГ104. В
частности, сообщается, что в завершающей стадии находится процесс покупки
Армсбербанка – крупнейшего в Армении банка после филиала НSBC. В свою
очередь, Армсбербанк ведет переговоры о приобретении одного из грузинских
банков.
Кроме того, ВТБ ведутся переговоры об открытии дочерних банков в
Казахстане, Белоруссии и Грузии. Летом 2004 года планируется открыть
дочерний банк на Украине. Приоритетами нового банка станет работа с
физическими лицами, денежные переводы между странами СНГ, а также
обслуживание российских клиентов Внешторгбанка на Украине, с которыми
сейчас работают, по оценке ВТБ, 10–15 украинских банков.
Следует отметить, что о развитии деятельности на Украине ВТБ заявлял
достаточно давно. Возможными вариантами назывались открытие филиала в
случае принятия Верховной Радой соответствующего закона, покупка крупного
банка, и создание дочернего банка «с нуля». Тем не менее, первый из вариант
не был осуществлен из-за законодательных ограничений на деятельность
филиалов иностранных банков в Украине. Также ВТБ рассматривал
возможность покупки одного из 12 украинских банков, в том числе дочерней
структуры Credit Suisse First Boston (активы на Украине $8,4 млн.) и банка с
польским капиталом «Кредит-Банк», но проведенные переговоры не дали
результата. В итоге, по совету НБУ, ВТБ планирует создать на Украине новый
банк. До этого из российских банков лишь один «Петрокоммерц» вышел на
украинский рынок путем приобретения украинского банка «Авиатекбанк», в то
время как Альфа-банк и «Национальный резервный банк» создали в Украине
104 По информации агентства Прайм-Тасс от 25.02.2004 г.
121
дочерние структуры с нуля.
В любом случае, приход Внешторгбанка в Украину – событие,
заслуживающее внимания поскольку среди традиционно интересующихся
украинским рынком отечественных банков, ВТБ имеет особый статус.
Внешторгбанк - банк внешней торговли России (аналог украинского
"Укрэксимбанка"), является вторым по величине активов и первым по размеру
уставного капитала среди российских банков.
Впрочем, сильные позиции на "домашнем" рынке не обязательно
подразумевают наличие аналогичных преимуществ у дочерних структур. Тем
более, что создаются "дочки", на таких маленьких рынках как украинский, как
правило, для содействия родственному бизнесу. Так и в данном случае, целью
открытия дочерней структуры Внешторгбанка в Украине называется
обслуживание торгового оборота России и Украины. С другой стороны, в
отличие от многих банков с мировым именем, обосновавших в Украине сугубо
корпоративный бизнес, ВТБ нацеливается, как было уже отмечено выше, и на
розничное банковское обслуживание. На начальной стадии банк планирует свое
присутствие в семи ключевых регионах Украины, а приоритетными
направлениями, помимо обслуживания внешней торговли, будет работа с
физическими лицами и денежные переводы между странами СНГ.
Учитывая сильные позиции ВТБ на рынке корпоративных облигаций (по
итогам 2003 года банк занял 3-е место в российском рейтинге андеррайтеров)
можно предположить, что у украинских банков может появиться конкурент и в
этой сфере. В настоящее время, в авангарде торговцев ценными бумагами в
Украине уже находятся российские "дочки" "Альфа-банк" и "НРБ".
Можно отметить и существование достаточно весомых предпосылок для
ценовой конкуренции между ВТБ и украинскими банками на рынке
потребительских кредитов. К примеру, 10-летние ипотечные кредиты в валюте,
ставки по которым в Украине составляют порядка 14% годовых, предлагаются
Внешторгбанком российским гражданам в 10,5% годовых (при
122
среднероссийской ставке в 12%).
Интерес В

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров