Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Методические указания к научно-исследовательской работе студентов по курсу “Социология”. Ч. 1/ Сост.: Е. А. Сафонова: СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. – 45 (3)
(Методические материалы)

Значок файла Методические рекомендации для практических занятий по психологии: Метод. указ./ Сост.: С. Г. Колесов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 29 (9)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по проведению производственной практики (первой). Специальность «Промышленное и гражданское строительство» (290300) (4)
(Методические материалы)

Значок файла Контроль качества бетона. Определение прочности бетона неразру-шающими методами. Методические указания к выполнению лабора-торных работ по курсу «Технология строительных процессов». Специ-альность «Промышленное и гражданское строительство» (290300) (7)
(Методические материалы)

Значок файла Динамика. Тема 6. ПРИНЦИП ВОЗМОЖНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ: Расч. прак./ Сост.: Г.Т. Баранова, Н.И. Михайленко: СибГИУ.-Новокузнецк, 2003.- с (3)
(Методические материалы)

Значок файла Семенихин А.Я. С 30 Технология подземных горных работ: Учебное пособие / А.Я. Семенихин, В.И. Любогощев, Ю.А. Златицкая. – Новокузнецк: СибГИУ, 2003. - 91 с (23)
(Методические материалы)

Значок файла Огнев С.П., Ляховец М.В. Основы теории управления: методические указания. – Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2004. – 45 с (21)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Налогообложение оплаты труда и теоретические аспекты взаимосвязи единого социального налога и налога на доходы физических лиц

В Трудовом кодексе РФ под оплатой труда понимается система отноше-
ний, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем
выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными норматив-
ными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локаль-
ными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 129 ТК РФ).
Таким образом, исходя из того, что оплата труда – это, прежде всего
система отношений, данное понятие можно рассматривать с двух сторон. Со
стороны работодателя, который обеспечивает вознаграждение работникам за
их труд, и со стороны работника, который получает от работодателя это воз-
награждение.
Иными словами, оплата труда понятие двоякое. С одной стороны, это
тот доход (выплаты), который получает работник в качестве вознаграждения
от работы по найму. Но с другой стороны, оплата труда это также аналогич-
ные по размеру расходы работодателя, выплачивающего доход своим работ-
никам.
С финансовой точки зрения, оплата труда – это форма распределения
основной части необходимого продукта внутри организации (предприятия,
района, области и т.п.) в соответствии с количеством и качеством затраченно-
го труда3.
В обобщение сказанного можно выделить две стороны понятия «оплата
труда»:
1) оплата труда обеспечивает не только нормальное в данных условиях
воспроизводство физических и духовных способностей работников и членов
3 Золотогоров В. Г. Энциклопедический словарь по экономике. Мн.: Полымя, 1997. С. 280.
16
их семей, но и выполняет стимулирующую роль, повышая заинтересован-
ность работника в результатах своего труда;
2) на уровне организации оплата труда включает как механизм форми-
рования средств – фонда оплаты труда, так и их распределения, выплат кон-
кретным работникам – формы и системы заработной платы.
Следуя данной логике, понятие «налогообложение оплаты труда» также
нужно рассматривать с двух аналогичных позиций, образующих единое целое.
С одной стороны, это доходы работников от работы по найму, которые
облагаются НДФЛ, плательщиками которого они же и являются. С другой
стороны, это выплаты работникам за их труд, которые являются объектом на-
логообложения ЕСН, плательщиками которого являются организации-
работодатели, выступающие одновременно в роли налоговых агентов по ис-
числению, изъятию и уплате в бюджет НДФЛ.
Таким образом, для того, чтобы раскрыть понятие «налогообложение
оплаты труда» сконцентрируемся на двух налогах – НДФЛ и ЕСН.
В свою очередь, понятие «налогообложение» также имеет несколько
определений. С одной стороны, это установленный законодательством госу-
дарства или международными соглашениями порядок взимания налогов4. Со-
гласно другому определению налогообложение – это процесс установления и
взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых
ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физиче-
ских лиц в соответствии с выбранной налоговой политикой принципами их
установления5.
По мнению Т.Ф. Юткиной, налогообложение – это определенная сово-
купность экономических (финансовых) и организационно-правовых отноше-
ний, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения пре-
имущественно денежной формы стоимости и выражающих собой односто-
4 Бизнес-словарь. http://www.businessvoc.ru/bv/Term.asp?theme=&word_id=9787
5 Налоги и налогообложение. 4-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2003.
С. 27.
17
роннее, безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов
корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное
пользование6. Из всех этих определений наиболее адекватным с позиции со-
временного определения налога следует считать второе.
Оптимальным же представляется следующее определение: налогооб-
ложение оплаты труда – это совокупность мероприятий по установлению,
исчислению и взиманию налогов, объектом налогообложения которых явля-
ются расходы работодателей на оплату труда или доходы работников. Таким
образом, налогообложение оплаты труда включает в себя два налога – налог
на доходы физических лиц и единый социальный налог.
Необходимо особо обратить внимание на то, что оплата труда не рас-
сматривается и не может рассматриваться как самостоятельный объект нало-
гообложения для ЕСН или НДФЛ ввиду того, что как было сказано выше оп-
лата труда – это, прежде всего система отношений. В то же время любые по-
пытки, направленные на то, чтобы обложить налогом систему отношений как
таковую, не могут привести к положительному результату.
Учитывая особенность понятия «налогообложение оплаты труда»,
предполагающего обложение налогами денежных средств, выплачиваемых
работодателями своим работникам, внимание в дальнейшем будет съакценти-
ровано на ЕСН, уплачиваемом работодателями, и НДФЛ, который уплачива-
ется налоговыми агентами «у источника» выплаты дохода. Таким образом, не
рассматривается ЕСН, подлежащий уплате индивидуальными предпринима-
телями «за себя»», и НДФЛ, который уплачивается в бюджет не налоговыми
агентами.
По своему экономическому смыслу объекты налогообложения ЕСН и
НДФЛ совпадают, но не в полной мере, а лишь в некоторой части. Этой ча-
стью являются те доходы физических лиц, которые выплачиваются им нало-
говыми агентами и одновременно включаются последними в налоговую базу
6 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998. С.35.
18
по ЕСН, плательщиками которого они одновременно являются (пп. 1 п. 1 ст.
235 НК РФ).
Такая схожесть двух налогов на практике сыграла отрицательную роль,
внеся перекос в налоговую систему, выраженный в дисбалансе интересов ра-
ботодателей, которые платят ЕСН, и работников, которые, в конечном счете,
получают от этого блага в виде социальной защиты.
Представляется, что указанная ситуация является главной причиной со-
крытия от налогообложения реальных размеров заработной платы. Однако
она не единственная. Анализ показывает, что другой важной причиной явля-
ется наличие в России сложившейся и укоренившейся «теневой» экономики.
Последняя включает в себя ряд важных составляющих, а именно:
- экономические условия, правила делового оборота, приводящие к не-
обходимости наличия практически на любом предприятии неучтенной налич-
ности. Речь идет о том, что многие сделки практически невозможно провести
официально. Наиболее часто такое встречается в торговле, перевозке малога-
баритных грузов, строительстве, нефтепереработке, рекламном бизнесе, соб-
ственно в «теневом» секторе и других. Например, до сих пор в районе Москвы
и Московской области крайне сложно найти малогабаритный грузовой транс-
порт для перевозки грузов с оплатой по безналичному расчету. Желание же
«проводить все официально» наталкивается на непреодолимые проблемы.
Причинами являются несовершенство многих рыночных институтов, несо-
вершенство законодательства, недостаточная информированность населения и
другое;
- наличие стимула к оптимизации обязательных платежей в бюджеты
разных уровней. Этот стимул был создан государством в начале 90-х годов
прошлого века под воздействием, в том числе, налога на сверхнормативную
заработную плату, платежей во внебюджетные фонды, непрозрачности нало-
гового законодательства и т.д. В дальнейшем по мере прояснения правил игры
и ужесточения мер ответственности за нарушения налогового законодательст-
19
ва стимулы изменялись. Тем не менее, и на сегодняшний день у предпринима-
телей есть мотивы и боязнь вести свои дела открыто. Это связано не с перма-
нентным нежеланием платить налоги, а в основном с недоверием, недостат-
ком знаний в налоговой области и отсутствием стабильности в экономике.
Также немаловажным является то, что использование не совсем законных
способов налоговой оптимизации вошло в обычаи делового оборота и отказ от
них грозит привести к изменению конкурентоспособности всего бизнеса. По-
следнее нежелательно и на это мало кто сможет отважится. Поэтому при
борьбе с теневой экономикой решающее значение могут иметь только эконо-
мические стимулы, делающие невыгодным ведение бизнеса в «теневой» эко-
номике. Последнее крайне сложно и может быть достигнуто только с развити-
ем и совершенствованием рыночных институтов, внедрением в жизнь высо-
ких технологий в области коммуникаций, учетной работы, информационных
систем и сетей, делопроизводства, архивного дела, научной мысли и других;
- недостаточная развитость платежных систем, доступных для примене-
ния юридическим лицами, наличие жестких правил работы с наличностью,
наличие относительно большой комиссии банка при официальном снятии на-
личных по сравнению с обычными операциями по снятию неучтенной налич-
ности и операциями по пластиковым картам, кроме снятия заемных средств;
- наличие сформировавшейся индустрии оказания услуг, обеспечиваю-
щих работу «теневой» экономики. В частности, для поддержания и развития
«теневой» экономики работают регистраторы, банки, страховые компании,
нотариусы, коррумпированные чиновники из самых разных органов власти,
офшорные зоны и компании, юридические фирмы и «консультанты», способ-
ные решить практически любую поставленную задачу от получения лицензии
и выгодного таможенного оформления до решения вопросов на самом высо-
ком уровне, созданы специальные образовательные программы. На сегодняш-
ний день российская теневая экономика самым тесным образом интегрирова-
лась во всемирный теневой сектор.
20
Для раскрытия проблем, связанных с соотношением этих двух налогов в
налоговой системе России необходимо проанализировать природу каждого из
них, определить цели введения и взимания этих налогов, проанализировать их
структуру.
Схожесть объектов налогообложения у НДФЛ и ЕСН не является слу-
чайной. Опыт России в постсоветский период, а также некоторых зарубежных
стран подтверждает такой вариант построения аналогичных налогов.
В основе этой практики лежат три обстоятельства: 1) необходимость
обеспечения высокого и стабильного уровня поступлений платежей на соци-
альные нужды в связи с одновременным относительным ростом заработной
платы в период после рабочих выступлений в западных странах; 2) зависи-
мость уровня социальных отчислений от размера выплат, которая касалась в
основном только пенсий и оплаты временной нетрудоспособности; 3) общая
сбалансированность налоговой системы и экономики в целом. Россия здесь в
целом пошла по пути заимствования опыта.
ЕСН, введенный в налоговую систему России в 2001 году, объединил в
себе страховые платежи во внебюджетные фонды, изменив при этом порядок
их уплаты и администрирования.
Причинами объединения платежей в социальные фонды единым соци-
альным налогом являлось необходимость решения следующих задач7:
- максимальная унификация правил определения налоговой базы по
взносам в разные социальные фонды и сближение этих правил с правилами
определения налоговой базы подоходного налога;
- установление единого порядка и единых сроков уплаты этих взносов;
- упрощение налогового законодательства, сокращение расходов прове-
ряемых и проверяющих на исполнение законодательства;
- сокращение числа контролирующих органов с передачей всех функций
налогового администрирования налоговым органам;
7 Шаталов С.Д. Методология формирования и развития налоговой системы РФ: Дис. …доктора экон. наук:
08.00.10 / Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. – М.: 2003 г. С. 183.
21
- снижение налоговой нагрузки и создание стимулов к выведению зара-
ботной платы из теневой сферы.
Проведенный анализ показывает, что единый социальный налог по
сравнению с действовавшими до него взносами во внебюджетные фонды пре-
дусматривает:
(1) единую налоговую базу по единому социальному налогу, подлежа-
щему зачислению в соответствующие социальные внебюджетные фонды;
(2) сохранение государственных внебюджетных социальных фондов
(кроме Государственного фонда занятости населения Российской Федерации)
как государственных институтов, осуществляющих оперативное управление и
расходование средствами этих фондов;
(3) снижение платежей, перечисляемых в государственные внебюджет-
ные социальные фонды (тариф страховых взносов снижается с 39,5 процентов
до ставки единого социального налога 35,6 процентов от налоговой базы с
применением регрессивной шкалы налогообложения);
(4) укрепление системы налогового администрирования, которое осуще-
ствляется налоговыми органами;
(5) упрощение процедуры налогового контроля, выразившееся в том,
что эти функции были переданы от фондов к налоговым органам.
(6) адекватный правовой статус ЕСН. Он был установлен Налоговым
кодексом РФ, а взносы во внебюджетные фонды, имея налоговую природу, не
были даже поименованы в Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ»
и, следовательно, не подпадали под категорию законно установленных нало-
гов, что позволяло на основании положений Конституции РФ ставить под со-
мнение необходимость их уплаты8.
На этом реформирование социальных платежей не остановилось. Моти-
вом к принятию изменений и дополнений к главе 24 НК РФ явились в основ-
ном высокая налоговая нагрузка и большое количество льгот по ЕСН.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров