Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Выемочно-погрузочные работы и транспортирование горной массы карьеров: Лабораторный практикум / Сост. Б.П. Караваев; ГОУ ВПО «СибГИУ». – 2003 (6)
(Методические материалы)

Значок файла Проект кислородно-конвертерного цеха. Метод. указ. / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 25 с. (6)
(Методические материалы)

Значок файла Веревкин Г.И. Программа и методические указания по преддипломной практике. Методические указания. СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 14 с. (3)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по производственной специальной практике / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 19 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Определение величины опрокидывающего момента кон-вертера (4)
(Методические материалы)

Значок файла Обработка экспериментальных данных при многократном измерении с обеспечением требуемой точности. Метод. указ. к лабораторной работе по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» / Сост.: В.А. Дорошенко, И.П. Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 20 с. (9)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному и курсовому проектированию к расчету материального баланса кислородно-конвертерной плавки при переделе фосфористого чугуна с промежуточным удалением шлака / Сост.: В.А._Дорошенко, И.П _Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – с. (10)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Сущность налога на доходы физических лиц и теоретические основы его построения

Термин «подоходный налог» сам по себе является собирательным и в
полной мере теоретическим. На практике в различных странах этот налог
именуют как подоходный налог с населения (income tax), личный подоходный
налог (individual income tax), налог на доходы физических лиц и т.д.
Этот налог охватывает разнообразные источники доходов граждан, по-
скольку связан с различными сферами их деятельности. Он является формой
изъятия части вновь созданной стоимости, распределяемой в пользу физиче-
ских лиц.
В налоговой системе РФ налог на доходы физических лиц - наиболее
значительный по суммам поступлений и кругу плательщиков среди налогов с
физических лиц. В 2001 году доля налога на доходы физических лиц в консо-
лидированном бюджете РФ составила 13,1%, а в 2002 году – 15,3%. За 9 меся-
цев 2003 года доля поступлений от НДФЛ в консолидированном бюджете РФ
составила 16,2%21. В 2004 году поступления от НДФЛ составили 17,22% всех
налогов и сборов. В 2003 году этот показатель составлял 17,04%. Это говорит,
что НДФЛ в нынешнем виде во многом достиг предела своего роста, несмотря
на относительный рост поступлений НДФЛ в 2004 году по сравнению с 2003
годом на 26,1%22.
Подоходный налог – это также один из основных налогов, формирую-
щих бюджеты современных государств. В Великобритании в 1999 году доля
подоходного налога в общих налоговых поступлениях составила 27,5%. Ана-
логичный показатель в США составил 40,5%, в Германии - 25%, во Франции –
21 Поступления в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды нало-
гов и сборов, контролируемых МНС РФ за январь-сентябрь 2003 года (Опубликовано на сайте www.nalog.ru).
22 Опубликовано в сети Интернет по адресу: http://www.nalog.ru/html/docs/postup_04g.xls.
41
17,4%23. В 2004 году в США доля individual income tax составила 43,3%24, в
Великобритании доля income tax за 2004-05 год оценивается в 71,5%25.
Экономическая сущность налогов с населения, в том числе подоходного
налога, характеризуется денежными отношениями, складывающимися у госу-
дарства с физическими лицами в процессе формирования бюджетных и иных
фондов. Налоги с населения служат средством индивидуальной связи гражда-
нина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они от-
ражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и
управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают
основание для контроля над эффективным использованием государственных
бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.
Подоходный налог предназначен для изъятия части дохода физического
лица. Государство, которое установило такой налог, рассчитывает регулярно,
а не однократно, получать за счет этого источника финансовые ресурсы для
реализации целей, для которых оно создано. Речь не идет о той ситуации, ко-
гда государство видит своей целью через огромные налоги изжить какую-
либо категорию налогоплательщиков, как это было в СССР в период времени
после НЭПа. Раз так, тогда (с фискальной точки зрения) государство должно
определить, какую величину налоговой нагрузки следует установить, чтобы
налоговые поступления из этого источника были в достаточной степени ста-
бильны и обеспечивали необходимый уровень потребления в стране, что бу-
дет способствовать увеличению уровня жизни и улучшению демографической
ситуации.
Подоходный налог является категорией, с одной стороны, психологиче-
ской, а с другой – экономической.
Экономическая сущность налогов с населения выражения в их функци-
ях: фискальной и регулирующей.
23 С. Синельников-Мурылев, С. Баткибеков, П. Кадочников, Д. Некипелов «Оценка результатов реформы по-
доходного налога в Российской Федерации», 2002 г. С. 6, 7. (Опубликовано на сайте www.iet.ru).
24 Опубликовано в сети Интернет по адресу: http://www.irs.gov/pub/irs-soi/04db01co.xls.
25 Опубликовано в сети Интернет по адресу: http://www.hmrc.gov.uk/stats/tax_receipts/table1-2.pdf.
42
Фискальная функция проявляется в использовании налога на доходы
физических лиц как одного из источников средств для бюджета.
Регулирующая функция проявляется в использовании государством на-
логового механизма подоходного налога для достижения желаемого экономи-
ческого и/или социального эффекта.
Психологическая составляющая подоходного налога, как и любого дру-
гого публичного акта, включает в себя реакцию на него со стороны населения
и то, как меняется поведение людей в связи с использованием того или иного
механизма его исчисления и взимания. Психологическое восприятие населе-
нием подоходного налога влияет на его фискальное значение и одновременно
является отражением его регулирующей роли.
В данном параграфе будут рассмотрены важные для данного исследова-
ния теоретические аспекты построения налога на доходы физических лиц.
Анализ будет произведен на основе опыта взимания подоходного налога в
Англии и в некоторых других странах, а также на основе разработок многих
известных теоретиков подоходного налога. Выбор источников для раскрытия
теоретических основ построения подоходного налога обосновывается постав-
ленной задачей по отделению политической составляющей в подоходном на-
логообложении от ее теоретической составляющей, основанной на объектив-
ных особенностях подоходного налога. Именно выделение и анализ объек-
тивной составляющей подоходного налогообложения физических лиц являет-
ся основной задачей данного параграфа.
Исторически впервые вопрос о введении подоходного налога был по-
ставлен в Англии. Там же позднее он был впервые введен в налоговую систе-
му. Рассмотрение опыта Англии в установлении подоходного налога обосно-
вывается тем, что в момент введения подоходного налога экономика Англии
была одной из самых прогрессивных в мире. Кроме того, мотивы введения и
видоизменения подоходного налогообложения физических лиц в Англии так-
43
же характерны и для многих других стран, в частности, для Германии и США.
Историческая справка о появлении подоходного налога в Англии дана в при-
ложении 1.6. Проведенный анализ позволяет обратить внимание на следую-
щие основные моменты.
Введение подоходного налога в Англии в 1798 году было вызвано не-
возможностью другим путем получить средства для бюджета. При этом в
этом налоге не был заинтересован ни один класс, что в купе с многочислен-
ными петициями и другими недостатками данного налога26 привело к его су-
щественному изменению, а затем и к отмене в 1816 году. Все стороны рас-
сматривали подоходный налог как временную меру.
Аналогичными доводами руководствовались и США в 1861 году, когда
во время гражданской войны между Севером и Югом был установлен подо-
ходный налог, а с 1872 году он был отменен.
В 1894 г. конгресс вновь принял закон о введении 2% подоходного на-
лога с доходов свыше 4 тыс. долл. в год. Но Верховный суд США признал
этот закон противоречащим конституции 1787 г.27 В 1913 были введены феде-
ральный подоходный налог с личных доходов, а в 1916 г. – федеральный на-
лог с наследств, которые с некоторыми изменениями взимаются до сих пор.
Подоходный налог с корпораций был введен в США ещё в 1909 г.
Важным аспектом также является то, что при анализе механизма подо-
ходного налога, вводимого в периоды войн, необходимо учитывать его мили-
таристский характер28 и выраженную фискальную направленность.
26 Возражения против подоходного налога сводились к следующему: уравнительность, несправедливость,
налог не учитывает бедность, осложняет накопления, возможность уничтожения среднего класса, ограниче-
ние благотворительной деятельности, размер обложения, учитывая внешние признаки, мало не достаточно
учитывал имущественное положение плательщика.
27 Доводом было то, что параграф 4 раздела 9 статьи 1 этой конституции устанавливал, что прямые налоги
должны распределяться между штатами в соответствии с численностью населения, а несоразмерно их дохо-
дам или имуществу, которые в разных странах достигают различного уровня.
28 По словам И.Х. Озерова милитаристский характер подоходного обложения выразился в спешности, с кото-
рой налог принимается и реорганизуется. См.: Озеров И.Х. Подоходный налог в Англии. – СПб.: 1898 г. С.
109.
44
Взимание подоходного налога имело много недостатков, однако на-
глядно иллюстрировало то, что этот налог является в достаточной степени
эластичным и имеет большой фискальный потенциал.
Взимание налога у источника выплаты является удобным, т.к. миними-
зирует возможность уклонения и упрощает процедуру уплаты налога налого-
плательщиком, делает более дешевой систему администрирования данного
налога.
Стимулом к реформированию подоходного налога стали злоупотребле-
ния и имевшие место уклонения от налогообложения.
Как военный налог подоходный налог явил собой наиболее удобную по
способу взимания систему, наиболее легкую, требующую наименьшего труда,
наиболее практичную. Аналогичного мнения в характеристике подоходного
налога придерживается И.Х. Озеров29.
Каждая страна вкладывает в политику подоходного налогообложения
свой смысл: одни исходят из необходимости финансирования социальных во-
просов, другие стремятся просто реформировать систему прямого налогооб-
ложения, третьи ставят на первый план практичность организации налогооб-
ложения и сокращение уклонений. И в каждом из этих вариантов подоходный
налог доказал свою эффективность. Какие бы задачи не ставились перед по-
доходным налогом, эффективность их решения зависит от того, насколько
этот налог справедлив, какой у него необлагаемый минимум и какие ставки
налога применяются (прогрессия или др.). Анализ исторического опыта дан-
ных вопросов приведен в приложении 1.7. Мнения различных ученых по во-
просу о справедливости в подоходном налогообложении приведены в Прило-
жении 1.5.
Для выполнения задач, поставленных в данном диссертационном иссле-
довании, необходимо проанализировать какую роль имеет в подоходном на-
логообложении необлагаемый минимум, какие задачи перед ним ставились и
29 Озеров И.Х. Подоходный налог в Англии. – СПб.: 1898 г. С. 109.
45
какое значение он имел? На этой основе в дальнейшем можно будет сделать
выводы о том, какие задачи в состоянии решать необлагаемый минимум, а
также можно будет оценить эффективность применения необлагаемого мини-
мума для решения различных задач. Это в свою очередь позволит обосновы-
вать установление необлагаемого минимума в той или иной форме.
Рассмотрим отдельно ситуации применения необлагаемого минимума.
1. Использовавшийся в 1798 году аналог необлагаемого минимума имел
своей целью исключить тех, кто был менее всего способен нести налоговое
бремя. Налог не должен был быть обременительным для бедных классов, по-
этому и был установлен необлагаемый минимум в 60 ф. ст.30
Введенный тогда необлагаемый минимум не до конца выполнил свои
функции ввиду чрезмерной налоговой нагрузки, о чем свидетельствовало
большое количество петиций, поданных в парламент. Однако причиной этого
был не сам необлагаемый минимум, а использовавшаяся система исчисления
и взимания подоходного налога, которая в дальнейшем претерпевала сущест-
венные изменения.
Что касается необлагаемого минимума, то он зарекомендовал себя как
инструмент прямого регулирования уровня налоговой нагрузки.
2. Интересным представляется применение разных размеров необлагае-
мого минимума для разных по размеру доходов вне зависимости от вида при-
меняемой налоговой ставки (шкалы ставок). Это выражалось в установлении
более высоких необлагаемых вычетов для более высоких доходов.
3. Понижение уровня необлагаемого минимума (Existentzminimum) ви-
дело своей целью расширение круга налогоплательщиков и, как следствие,
рост налоговой базы.
Необлагаемый минимум применялся также в дифференцированном виде
в зависимости от размера дохода. При росте дохода, необлагаемый минимум
несколько увеличивался или уменьшался.
30 Озеров И.Х. Подоходный налог в Англии. – СПб.: 1898 г. С. 81.
46
4. Во Франции в 1896 году обсуждался вопрос об установлении необла-
гаемого минимума в различном размере для отдельных районов Франции31.
Если исходить из принципа адекватности необлагаемого минимума
прожиточному минимуму, схожий опыт был у Франции. Данный опыт при
подробном его анализе приобретает особую значимость именно для России с
её 89 сами разными субъектами и 2/3 территории, относимой к территории
Крайнего севера.
Ко второй мировой войне в результате неоднократного снижения необ-
лагаемого минимума миллионы американских семей, доходы которых не
обеспечивали прожиточного минимума, стали плательщиками подоходного
налога. Количество плательщиков налога увеличилось с 3 млн. человек в 1939
г. до 42,7 млн. человек в 1943 г. (в их числе около 37 млн. плательщиков с го-
довым доходом ниже прожиточного минимума).
До 1941 года дополнительный подоходный налог взимался только с лиц,
чистый доход которых превышал 4 тыс. долл. в год. В 1941 г. дополнительный
налог стал взиматься со всех облагаемых доходов, а ставка минимального до-
хода (до 2 тыс. долл. в год) была повышена до 6%, в 1942 г. она была вновь
поднята до 13 и в 1944 г. – до 20%. За счет завинчивания налогового пресса в
1944 г. из заработной платы американских рабочих и служащих было изъято
дополнительно 7,8 млрд. долл., а в 1945 г. – 10,3 млрд. долл.32
Как легко видеть, подоходный налог для США в период гражданской и
мировых войн имел в преимущественно фискальное значение. А основным
инструментом, придавшим ему такое значение, стал необлагаемый минимум.
Доводом о прежде всего фискальном значении подоходного налога в
США является еще и то, что поступления от этого источника были наиболь-
шими. В федеральном бюджете США подоходный налог с населения имел
следующие доли среди налоговых поступлений: 1939/40 – 18,8%; 1940/41 –
31 Озеров И.Х. Подоходный налог в Англии. – СПб.: 1898 г. С. 214.
32 Богачевский М.Б. Финансы США и Англии в период общего кризиса капитализма. Под ред. А.М. Алексее-
ва. – М.: Госфиниздат, 1954.
47
18,4%; 1941/42 – 24,4%; 1942/43 – 29,2%; 1943/44 – 41,1%; 1944/45 – 40,8%;
1970 – 48,2%; 1980 – 48,7%, 1985 – 46,2%, 1986 – 46,6%, 1987 – 44,2%, 1990 –
более 45%33.
По данному вопросу известный теоретик налогов А.А. Соколов прямо
указывает на то, что освобождение от налогообложения прожиточного мини-
мума может быть обосновано чисто экономическими соображениями (необ-
ходимостью обеспечить воспроизводство рабочей силы), а также соображе-
ниями технической и, отчасти, политической целесообразности (малой про-
дуктивностью налогообложения мелких доходов при одновременной необхо-
димости преодолевать сильное сопротивление со стороны большой массы
плательщиков). Также А.А. Соколов говорит о непозволительности затраги-
вать фонд необходимого потребления34, что может поставить владельцев мел-
ких доходов даже, может быть, в худшее положение, чем-то, в каком находят-
ся лица, освобожденные от налога. Кроме того, размер прожиточного мини-
мума, по мнению А.А. Соколова, должен колебаться по местностям и по
группам населения35, и, несмотря на всю условность этого показателя, он дол-
жен быть адекватным тому уровню жизни, который необходим для воспроиз-
водства соответствующей способности к труду. Следует снова повториться,
что в условиях РФ тезис о различиях в прожиточных минимумах в зависимо-
сти от конкретной территории является особо актуальным.
Следует, однако, отметить, что в задачу необлагаемого минимума не
входит компенсация налогоплательщику разницы между необлагаемым ми-
нимумом и его доходом, в случае если последний меньше, т.к. это задача не
налоговой, а социальной политики.
Развивая эту идею, А.А. Соколов последовательно приходит к выводам,
обосновывающим целесообразность прогрессивного налогообложения. Упор
в доводах делается на различие в структуре потребления у не богатых и обес-
33 Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира: Справочник.–М.: Фонд «Правовая культура»,
1995.
34 Соколов А.А. «Теория налогов». – М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2003. С. 212.
35 Там же. С. 211.
48
печенных лиц. Первые, получив доход чуть выше прожиточного минимума,
могут лишь немного полнее удовлетворить свои самые насущные потребно-
сти. При этом обеспеченные налогоплательщики не только в состоянии в пол-
ной мере удовлетворить свои насущные потребности, но также могут расхо-
довать средства на удовлетворение потребностей, которые, согласно Соколову
А.А., не являются необходимыми ни с личной, ни с народнохозяйственной
точки зрения36.
Проведенный анализ истории развития системы обложения подоходным
налогом, помимо других, позволяет сделать вывод о том, что главной движу-
щей силой для налоговой реформы является жизнь. Также на основе деталь-
ного анализа приведенных выше теорий следует сделать следующие выводы:
1. Подоходный налог способен быть и используется многими развитыми
странами как основной источник доходов бюджетов;
2. В разные периоды своего существования подоходный налог играл
решающую роль в обеспечении стабильности в обществе, что, безусловно,
высоко оценивает регулирующий потенциал подоходного налога.
3. При установлении прогрессии в подоходном налоге нужно учитывать
ситуацию в стране, что предусматривает подготовку ответа на вопрос о цели
ее введения: 1) увеличение уровня налоговых изъятий в бюджет за счет нало-
гоплательщиков с большими доходами; 2) реализация принципа вертикальной
справедливости по требованию общественности или в связи с необходимо-
стью снизить социальную напряженность.
4. Введение прогрессии в подоходном налоге должно основываться на
экономико-политических предпосылках, связанных с потребностями власти
использовать фискальную либо регулирующую функцию подоходного налога.
5. Установление необлагаемого минимума с точки зрения теории связа-
но с реализацией налоговых механизмов обеспечения работнику возможности
36 Соколов А.А. «Теория налогов». – М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2003. С. 211.
49
на воспроизводство своей рабочей силы. В этом смысле логично использовать
дифференцированные необлагаемые минимумы в зависимости от региона.
6. Взимание налога у источника выплаты является для органов власти
одним из наиболее простых и эффективных способов его сбора и администри-
рования, т.к. минимизирует возможность уклонения и упрощает процедуру
уплаты налога налогоплательщиком, делает более дешевой систему админи-
стрирования данного налога.
Однако эффективность этого способа пропадает в случае наличия у на-
логового агента прямой экономической заинтересованности в занижении раз-
мера налоговой базы.
7. Фискальное значение подоходного налога зависит в значительной ме-
ре от экономического, умственного и политического развития населения.
8. Налоговая нагрузка должна быть таковой, в том числе ее распределе-
ние между различными социальными группами, чтобы не привести к измене-
нию социального статуса каждого налогоплательщика.
9. Для низкооплачиваемых групп населения большее значение имеет ве-
личина налоговой нагрузки, а для высокооплачиваемых на первом месте стоит
справедливость.
10. Справедливость в подоходном налогообложении физических лиц -
фактор хотя и субъективный, но одновременно является одной из нескольких
причин введения подоходного налога.
11. В ответе на вопрос о прогрессии и справедливости в подоходном на-
логообложении есть две стороны, обе из которых необходимо учитывать.
С одной стороны, любой доход, заработанный человеком, не был бы
возможен без государства и той инфраструктуры, которую оно создает. При
этом чем больше человек зарабатывает, тем больше в этом заслуга государст-
ва, причем не только в абсолютном выражении, но и относительно.
С другой стороны, налоги не могут быть построены на принципе обмена
услуг; в основании их должна лежать обязанность.
50
12. Какой бы субъективной не выглядела прогрессивная шкала в подо-
ходном налоге, она все-таки несет в себе больше объективного, чем пропор-
циональное налогообложение, не предполагающее отличий в размерах бреме-
ни налога для разных плательщиков и различий в их хозяйственных силах.
13. Несмотря на все уклонения, государство сохраняет налоги на по-
требление и на обращение. Притом, что косвенные налоги и таможенные по-
шлины в течение целых веков были школой деморализации и укрывательства.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров