Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (14)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (14)
(Статьи)


Заказ научной авторской работы

Особенности политики в сфере налога на доходы физических лиц

Необходимость подоходного налога в РФ доказана временем, т.к. он за
всю историю своего существования показал себя как эффективный фискаль-
ный и регулирующий инструмент, являющийся важным элементом налоговой
политики многих зарубежных стран.
Во вновь созданной в 1992 году в РФ налоговой системе подоходный
налог занял место основного налога с физических лиц. Устойчивость подо-
ходного налога в российских условиях доказана более чем 10-ти летним опы-
том его взимания на территории РФ.
Тем не менее, принципы подоходного налогообложения, заложенные в
подоходный налог в 1991 году, в дальнейшем несколько видоизменялись, дос-
таточно серьезно менялась шкала ставок, претерпевали изменение механизмы
предоставления налоговых вычетов, менялись и другие элементы подоходно-
го налога. Все это диктовалось поиском оптимальной роли, которую по мысли
реформаторов должен играть подоходный налог в социально-экономической
ситуации в стране. С течением времени стало очевидно, что в России 90-х го-
дов подоходный налог не имеет такого фискального и регулирующего значе-
ния, какое он имел на западе.
Существовавшее в этот период времени высокая налоговая нагрузка на
фонд оплаты труда постепенно привело к тому, что уклонение от уплаты по-
51
доходного налога и взносов в социальные внебюджетные фонды вошло в
обыденную практику ведения бизнеса.
Ограничением для широкого распространения уклонений являются сле-
дующие факторы:
- Размеры предприятия. Чем больше число сотрудников, тем технически
сложнее обеспечивать выплату «черной» зарплаты или реализацию иных схем
уклонения. Однако говорить о полной открытости крупных компаний тоже не
приходится. Практика уклонения гигантов промышленности от уплаты ЕСН и
НДФЛ носит, как правило, эпизодический характер и касается в основном ру-
ководства этих компаний.
- Участие в управлении компаниями государства. Это ограничение каса-
ется не только государственных предприятий, но и довольно большого коли-
чества фирм, в управлении которыми прямо или косвенно участвует государ-
ство. Однако в некоторых случаях, при которых контроль над деятельностью
фирм с государственным участием возлагается на ограниченную группу чи-
новников, уклонение от налогообложения может иметь еще большие масшта-
бы.
- Репутация фирмы или руководства фирмы. Широко известно, что аб-
солютное большинство иностранных компаний, работающих в России, вы-
плачивают своим работникам полностью белую зарплату, с которой платятся
все налоги. Тем не менее, в 2004 году наметилась тенденция к тому, что это
правило постепенно нивелировалось. Данный аспект имеет отношение и к
ЕСН, что будет рассмотрено в главе 2.
Анализ поступлений подоходного налога и налога на доходы физиче-
ских лиц в бюджетную систему показывает, что доля подоходного налога в
России не достаточно велика по сравнению со многими другими странами.
Объясняется это опять же не столько тем, что в России ниже налоговая ставка,
чем в зарубежных странах, сколько тем, что в России ниже налоговая база, т.е.
официальные налогооблагаемые доходы физических лиц.
52
В основном для того, что решить проблему уклонения от уплаты подо-
ходного налога в 2001 году был введен налог на доходы физических лиц с
твердой ставкой в 13%. Рассмотрим отдельно причины введения такой ставки.
1. Психологический фактор, призванный уменьшить величину доходов,
незаконно выведенных из-под налогообложения. Это был единственный фак-
тор, способствующий на тот момент выведению средств. Этот вывод под-
тверждает то, что после введения 13% ставки НДФЛ, страну тут же наводнили
рекламные ролики призывающие платить НДФЛ честно. На этой волне одним
из самых известных стал лозунг «Заплати налоги и спи спокойно!». При оче-
видном отсутствии экономического стимула для налогоплательщиков выво-
дить свои доходы из тени государство пыталось воздействовать на налогопла-
тельщиков психологически.
Отметим, что рост поступлений НДФЛ после введения твердой ставки
был довольно значительным. Однако основное воздействие на этот рост ока-
зала инфляция и рост реальных доходов населения. Тем не менее, в основном
расчет, сделанный Правительством РФ, на выведение части зарплат из тени
частично оправдался.
2. Снижение налоговой нагрузки на доходы физических лиц с целью
стимулирования процесса потребления, роста уровня жизни и повышения ин-
вестиционной активности граждан.
Проанализируем налоговую политику России на рубеже 20-го и 21-го
века с тем, чтобы охарактеризовать подоходное налогообложение физических
лиц и стоящие перед ним задачи.
Шкала подоходного налога (или даже просто максимальная ставка этой
шкалы) - один из самых выразительных критериев отнесения налоговой сис-
темы к либеральному или социально ориентированному типу. За годы реформ
максимальная ставка дважды снижалась с 60% до 30% (с "периодом реставра-
ции" в 1992), а затем остановилась на 35% и оставалась одной из самых низ-
53
ких в Европе. С 1 января 2000 максимальная ставка еще раз снижена - до 30%,
а с 1 января 2001 введена "плоская" шкала с единой ставкой 13%.
В прогнозе социально-экономического развития РФ до 2005 года в от-
ношении НДФЛ планируется только рост доходов населения. Это говорит о
законченности того этапа реформы НДФЛ, который протекает в настоящее
время (2005 год).
Рост реальной зарплаты и ФОТ остается единственной целью государ-
ственной политики, с которой связан НДФЛ. В этом смысле существование
13%-ой ставки НДФЛ абсолютно адекватно, так как уменьшает налоговую на-
грузку с выплат в пользу работников. Одновременно через уменьшение нало-
говой нагрузки с предприятий и других мер по увеличению их инвестицион-
ного климата создаётся основа для дальнейшего экономического роста, а это
ведет через рост экономики и рост предприятий к росту ФОТ и реальной зар-
платы. Кроме того, прогнозируется прямое влияние уменьшения налоговой
нагрузки с зарплаты на рост экономики через рост сбережений (рост депози-
тов, рост капитализации и ликвидности банковской системы), что ведет к рос-
ту инвестиций в реальный сектор; рост спроса населения – прямое инвестиро-
вание. Принятые в 2003 году законы, гарантирующие вклады населения в
банки, наилучшим образом способствуют решению указанных задач.
Последовательное повышение уровня жизни населения; увеличение его
реальных доходов и сокращение разрыва по уровню благосостояния с веду-
щими экономически развитыми странами является одной из основных задач
экономической политики на долгосрочную перспективу. Для ее решения нуж-
на низкая инфляция, экономический рост, увеличение МРОТ и размера мини-
мальной пенсии с приближением их к прожиточному минимуму.
В случае роста доходов населения структура его расходов будет менять-
ся в сторону некоторого увеличения расходов на покупку товаров длительно-
го пользования и недвижимости, что будет стимулом для развития отечест-
венного производства, роста валового накопления. Отмеченное изменение не
54
следует ожидать сразу при росте доходов. С точки зрения автора, влияние до-
полнительного спроса переоценено. Экономика не сразу отреагирует на про-
изводимые изменения. Для того, чтобы позитивные факторы подействовали,
нужно несколько лет. Сначала для каждой отдельной семьи должен закон-
читься период накопления денежных средств путем их тезаврации. При этом
указанный период накопления может затянуться. Бурный рост инвестирова-
ния тезаврированных средств следует связывать со значительным усилением
доверия населения к политике государства.
По состоянию на конец 2004 года можно заключить, что отмеченные
выше ожидания Правительства РФ оправдываются лишь отчасти. Доходы на-
селения растут, однако это не приводит к росту инвестирования в экономику.
В лучшую сторону меняется и инвестиционный климат, однако принципиаль-
но все стоит на том же месте. В частности, серьезным банковским кризисом
отозвался отзыв у нескольких банков их лицензий летом 2004 года. Этот кри-
зис уже осенью-зимой 2004/05 годов де-факто поставил развивающийся рос-
сийский бизнес, в основном малый и средний бизнес, на грань банкротства.
Причинами явились неплатежи и ужесточение требований банков к предос-
тавлению кредитов одновременно с уменьшением размеров предоставляемых
кредитных ресурсов. Процентные ставки по кредитам, несмотря на снижение
учетной ставки ЦБ РФ, продолжает оставаться на высоком уровне. Рискован-
ность бизнеса по сравнению с 2003 годом существенно возросла. Анализ по-
казывает, что подобная ситуация продлится как минимум до лета 2005 года.
Все эти события явно не способствуют развитию инвестиционной активности
населения.
В дополнение к этому не сыграли положительной роли нестабильная си-
туация на РТС, дело ЮКОСа с продажей Юганскнефтегаза, постановления КС
РФ № 169-о и др.
Аналогичная ситуация со спросом и накоплением: не стоит переоцени-
вать доверие граждан к российской банковской системе. При росте доходов
55
населения не обязательно увеличится объём средств, размещенных в депози-
тах. Хотя и главой 23 НК РФ предусмотрен большой состав различных льгот и
вычетов, в том числе льгота по доходам от процентов по вкладам, её влияние
не стоит переоценивать.
На возникший при введении глав 23 и 24 НК РФ вопрос, повлияет ли
политика «13%» и эффект регрессивной шкалы ЕСН на рост поступления от
ЕСН и НДФЛ, превзошел все ожидания. Поступления по обоим налогам су-
щественно возросли уже в 2001 году, с которого были введены указанные из-
менения. Частично рост поступлений был обеспечен инфляционными процес-
сами, происходившими в экономике. Однако фактор вывода из тени части до-
ходов также оказал свое влияние на повышение поступлений по ЕСН и
НДФЛ.
По прошествии нескольких лет после этой реформы очевидным стало,
что далеко не все и даже не многие доходы выведены из тени. Это повлияло
на необходимость развить достигнутый в 2001 году успех. Методом «развития
успеха» стало снижение эффективной ставки ЕСН с 2005 года. Подробный
анализ последствий этих нововведений дан во второй главе. Что касается
НДФЛ, то механизм его исчисления и уровень ставок не предполагается су-
щественно корректировать.
Относительно выведения ФОТ на «белую» бухгалтерию еще в начале
реформы точно высказался первый заместитель министра финансов Сергей
Шаталов: "многое зависит не столько от экономики, сколько от психологии и
доверия"37. Он напомнил, что в 20-е годы в США снижение ставки подоход-
ного налога с 75% до 25% за 2-3 года привело к росту объема налоговых по-
ступлений на 60%. По утверждению экспертов, легально показываемые дохо-
ды в России через два-три года увеличатся на 40%.
Тем не менее, существует вопрос: почему при уменьшении ставок нало-
га на доход физического лица должен расти уровень поступлений в бюджет?
37 Минфин ждет прироста легальных доходов // Вечерняя Москва, 2 августа 2000 года, № 141, стр. 2.
56
Кривая Лаффера работает в основном за счет психологии, основанной, с од-
ной стороны, на здравом смысле и инстинкте самосохранения, а с другой – на
социальной ответственности налогоплательщиков. При увеличении налоговой
нагрузки в результате роста налоговой ставки из-за банкротства, вывоза капи-
тала за рубеж, развития теневой экономики, активизации налогового планиро-
вания, снижения предпринимательской и трудовой активности возможно
снижение поступлений в бюджет данного налога. При снижении ставки вывод
из тени реальных доходов является субъективным решением налогоплатель-
щика.
Важно отметить, что выведение из тени большой части доходов, обла-
гаемых НДФЛ у источника, связано с высокой нагрузкой по ЕСН, который
платится от официального уровня выплат в пользу физических лиц. В связи с
этим можно сделать вывод о том, что главной задачей в деле увеличения по-
ступлений от НДФЛ является значительное снижение налоговой нагрузки по
ЕСН (или его перераспределение на другие объекты).
1 августа 2000 года С. Шаталов заявил, что 13% налог просуществует
десять лет 38 , т.е. объективно предполагается возможность того, что будет
опять введена прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц, что,
безусловно, не будет способствовать увеличению налогооблагаемой базы за
счет теневых зарплат.
Таким образом, Правительству РФ не следовало серьезно рассчитывать
на прирост доходов бюджета от налога на доходы физических лиц при введе-
нии твёрдой ставки в 13% и общем ослаблении налоговой нагрузки за счет
вывода из «тени» реальных доходов налогоплательщиков. Однако, как и было
ранее отмечено, указанный рост произошел вследствие не столько вывода из
«тени» реальных доходов, сколько инфляционного роста оплаты труда, уси-
ления мер налогового администрирования и т.п.
38 Граник И. Минфин дает новому подоходному налогу десять лет // Коммерсантъ, 2 августа 2000 г., № 140,
стр.2.
57
Приоритетным, тем не менее, считается влияние НДФЛ по другим на-
правлениям: повышение уровня жизни, увеличение реальных располагаемых
доходов населения, повышение инвестиционного потенциала, повышение ма-
териальной устойчивости подавляющего большинства социальных слоёв на-
селения и др.
Увеличение обеспеченности – один из самых необходимых факторов
для получения уровня жизни и решения демографической проблемы, которая
сейчас очень остро встала в нашей стране (по прогнозам, до 2005 года населе-
ние упадет до 141 млн. чел.) и решение которой также является одним из ос-
новных направлений деятельности государства.
Введенная ставка НДФЛ в 13% была максимально возможной, потому
что 1) больше 12% ставку устанавливать было нельзя, так как это увеличение
налоговой нагрузки на наименее оплачиваемые слои населения; 2) снижать
ставку необходимо для целей реализации государственный программы разви-
тия; снижения инфляции, стимулирования экономического роста; 3) принци-
пом налоговой реформы является выравнивание условий налогообложения
для всех налогоплательщиков и более равномерное распределение налоговой
нагрузки между налогоплательщиками.
Что касается принципа социальной справедливости при взимании 13%
НДФЛ, этот принцип был временно заменен на принцип экономической целе-
сообразности, который впоследствии оправдал себя.39
Подводя итог данной характеристике политики государства в области
налога на доходы физических лиц, следует сказать следующее. Г.О. Греф
предлагает до 2010 года сконцентрировать внимание на ресурсных платежах и
налоге на недвижимость с уменьшением фискального значения некоторых
косвенных налогов и налогов на доходы, в частности налога на доходы физи-
ческих лиц. Схожей позиции придерживается и академик Львов Д.С.40
39 Интернет-интервью Президента палаты налоговых консультантов Д. Г. Черника. Опубликовано:
http://www.garant.ru/cooperation/gov/interview/05092004.htm
40 Львов Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002 г.
58
Это выглядит вполне логично, так как сейчас предприятия нуждаются в
«передышке», у них не хватает оборотных средств, не достаточно приемле-
мых источников финансирования капитальных вложений на реконструкцию,
расширение, техническое перевооружение имеющихся производств и созда-
ние новых. Гражданам же нужно повысить свой уровень жизни, улучшить де-
мографическую ситуацию, остановить вымирание населения страны. Что ка-
сается природных ресурсов, то у России их всегда было много, и максимально
возможное использование именно этого источника доходов бюджета на дол-
госрочную перспективу является для России наиболее целесообразным, тем
более что он не долговечен. Когда же поступления от ресурсных платежей
начнут падать, наибольшее фискальное значение приобретут налоги на дохо-
ды, в частности, налог на доходы физических лиц. Разумеется, речь не идет о
полном отказе от ресурсных платежей, имеется в виду их уменьшение за счет
объективных факторов, например их истощения. Также в период до 2010 года
речь вовсе не идет о полном отказе от фискальной роли налогов на доходы,
нагрузка от этих налогов должна присутствовать в щадящем режиме, подобно
тому, как есть сейчас. Впоследствии при необходимости можно повысить
фискальное значение налога на доходы физических лиц путем введения про-
грессивной шкалы, подобной той, что предложена в главе 3 данного диссерта-
ционного исследования, с учетом всех других предложений, выдвинутых в
данной работе.
Из сказанного можно сделать следующие выводы:
1. В настоящее время налогу на доходы физических лиц отведена в ос-
новном регулирующая роль, выражающаяся в содействии в решении следую-
щих задач: легализация доходов населения, что должно вести к росту поступ-
лений от него и одновременно содействовать росту благосостояния населения
страны, повышать уровень инвестиционной активности с целью вложения
средств в экономику страны.
59
2. Использование в настоящее время и в период до 2010 года твердой
ставки НДФЛ в размере 13% является вполне обоснованным и адекватным
тем задачам, которые стоят перед экономикой.
3. В России на сегодняшний день кардинальным образом не решена
проблема уклонения от уплаты НДФЛ, что не создает условий для повышения
его фискальной и регулирующей роли путем введения прогрессии.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров