Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Заказ научной авторской работы

Анализ практики исчисления и взимания единого социального налога

В этом параграфе будет дана оценка эффективности указанных реформ
с точки зрения достижения поставленных перед ними целей. Кроме того, бу-
дут предложены дополнения и корректировки к проводимым реформам с це-
лью решения задач, стоящих сейчас перед экономикой. Среди этих задач важ-
ное место занимают: 1) построение более справедливой налоговой системы по
отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических
условиях; 2) перераспределение налоговой нагрузки с целью его снижения для
субъектов несырьевого сектора экономики; 3) снижение уровня налоговых
изъятий по мере снижения обязательств государства в области бюджетных
расходов; 4) повышение уровня нейтральности налоговой системы по отно-
шению к экономическим решениям фирм и потребителей; 5) повышение ин-
вестиционной привлекательности российской экономики; 6) повышение по-
купательной способности населения и его доходов, а также 7) повышение его
инвестиционной активности41.
Для решения указанных задач был предпринят целый комплекс мер, со-
ставлявших собой реформу платежей во внебюджетные фонды. На сегодняш-
ний день можно говорить о двух этапах этой реформы.
Первый этап был связан с введением в действие с 1 января 2001 года 24-
й главы Налогового кодекса РФ, которая предусматривала замену разрознен-
ных взносов во внебюджетные фонды единым социальным налогом. Основ-
ные причины объединения взносов во внебюджетные фонды в ЕСН известны:
снижение налоговой нагрузки, упрощение процедуры администрирования и
контроля за платежами, а также упрощение и унификация отчетности по этим
41 Пункт 2.2. Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Феде-
рации на долгосрочную перспективу.
61
платежам. Несмотря на то, что для решения этих проблем были предприняты
довольно существенные шаги, о наличии в России оптимальной для всех
субъектов налоговых правоотношений системы исчисления и уплаты плате-
жей во внебюджетные фонды говорить пока рано.
После нескольких лет функционирования ЕСН были выявлены следую-
щие проблемы, связанные с его взиманием.
1. Большой процент уклонений, который стал очевидным в результате
реализации пенсионной реформы, когда многие граждане получили Извеще-
ния о состоянии индивидуального лицевого счета (ИЛС) в Пенсионном фонде
РФ с нулями в строках, где должны быть указаны страховые взносы, посту-
пившие в ПФР (на финансирование страховой и накопительной частей трудо-
вой пенсии).
Занижение налоговой базы по ЕСН приводит к тому, что одновременно
снижается и налоговая база по НДФЛ. Все это, в конечном счете, сигнализи-
рует о том, что без уменьшения или перераспределения налоговой нагрузки в
виде ЕСН сложным представляется решение проблем дальнейшего развития
экономики страны и повышения фискального и регулирующего значения на-
лога на доходы физических лиц.
Самой популярной схемой уклонения от уплаты налогов является стра-
ховая схема (см. Приложение 2.1). На втором месте стоит аутсорсинг (аутста-
финг) у инвалидных компаний. Далее следуют регистрация работников инди-
видуальными предпринимателями, выплата зарплат за счет неучтенной на-
личности и предоставление малыми компаниями, применяющими упрощен-
ную систему налогообложения и не уплачивающими ЕСН по п. 2 ст. 346.11
НК РФ, своего персонала большим фирмам42.
В ответ на применение данного способа налоговой оптимизации Мин-
фин РФ предлагает вернуться к взиманию этого налога с субъектов малого
42 Панов А., Иванова С., Булгаков Д. ЕСН возвращается // Ведомости, 24 марта 2004 года. С. А3. Цитаты из
слов первого замминистра финансов Шаталова С., партнера юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры»
Тутыхина В. и Павловича К. из Energy Consulting.
62
предпринимательства, которые работают по упрощенной системе налогооб-
ложения, а взамен обещают снизить для них ставки основного налога43.
Однако данная мера похожа на затыкание дыр в решете. Адекватным
здесь также не выглядит и непредоставление работникам таких организаций
пособий и услуг, финансируемых за счет ЕСН, т.к. это ставит под вопрос
смысл государственной политики по поддержке малого бизнеса (именно для
этого была введена упрощенная система налогообложения) и прямо нарушает
статью 7 Конституции РФ. Целесообразным в этих условиях видится измене-
ние системы финансирования социальных расходов государства с использо-
ванием системы обязательного социального страхования и пенсионного обес-
печения работающего и неработающего населения и использование для ее
финансирования не только страховых взносов, но и поступлений от других
налогов. Целью должно быть обеспечение уровня жизни всего населения не
ниже уровня государственных минимальных социальных стандартов
(ГМСС)44.
Отзыв лицензий у большого количества страховых компаний за послед-
ние 5 лет не смог переломить ситуацию с использованием страховых схем45.
Это связано с тем, что до сих пор уличить страховые компании конкретно в
использовании незаконных схем, позволяющих уклоняться от уплаты ЕСН и
НДФЛ, крайне сложно. По оценкам специалистов, занимающихся предостав-
лением таких услуг, процент компаний с месячным размером фонда оплаты
труда работников свыше 100 тыс. долларов США, которые используют стра-
ховые схемы выплаты заработной платы, по Москве превышает 90%.
43 Андрей Панов, Светлана Иванова, Дмитрий Булгаков ЕСН возвращается. Малому бизнесу вновь придется
платить соцналог // "Ведомости", 24 марта 2004 г. http://www.vedomosti.ru/stories/2004/03/24-68-01.html 44 ГМСС – установленный в законодательном порядке минимально необходимый уровень обеспечения со-
циальных гарантий, выраженный в социальных нормах. Подробно см.: Антонов Д.П. Формирование и ис-
пользование финансовых ресурсов в здравоохранении Дис. … канд. эк. наук: 08.00.10. – М.: 2003 г. С. 36 – 44.
45 Сообщение об отзыве лицензий у страховых компаний, например, см.: Минфин РФ приостановил дейст-
вие лицензий у 6-ти, возобновил у одной, отозвал у 12-ти страховых компаний (АБН. 13.11.2003, Санкт-
Петербург 13:33). http://www.abnews.ru/type_news.html?t=64097&data=news
63
Предоставлением таких услуг по оптимизации занимаются не только
мелкие и средние, но и крупные и известные страховые компании и банки.
Конкретный тип схемы уклонения от уплаты ЕСН, используемой орга-
низациями, зависит от размера ее оборотов, количества сотрудников, уровня
средней заработной платы, сферы, в которой работает фирма, и от степени ле-
гальности операций, осуществляемых в рамках деятельности. Например, в от-
дельных строительных и риэлтерских компаниях уровень укрывательства на-
столько высок, что смысла в использовании страховых схем просто нет. Такие
компании и так не платят почти никаких налогов, ввиду того, что значитель-
ная часть их деятельности происходит за рамками официального бухгалтер-
ского и налогового учета.
Страховые схемы используют в основном крупные и средние компании.
Из последних это в основном фирмы, использующие страховую схему в силу
специфики работы (охранные фирмы, автосалоны, банки, торгово-
промышленные компании). Во второй половине 2004 года отмечено увеличе-
ние числа иностранных компаний, использующих эту схему.
В более мелких фирмах, у которых месячный фонд заработной платы в
среднем не превышает 20 – 30 тыс. долларов США, большую долю занимают
другие схемы – чаще всего здесь используется выплата зарплаты «в конвер-
тах». Страховые схемы здесь не используются в основном из-за экономиче-
ской не оправданности этих затрат, более низкого оборота и рентабельности
бизнеса. Средний процент за услуги по снятию наличных средств через фир-
му-однодневку в 2004 году составил от 0,8% до 2% или 3-7% в период бан-
ковского кризиса весной и летом 2004 года. Комиссия за перевод безналичных
денег через фирму-однодневку, что часто используется для оптимизации на-
логов с помощью различных затратных договоров, составляет от 0,15% до
0,3%. При этом комиссия при использовании страховой схемы составляет от 6
до 11% в зависимости от суммы. Для небольших компаний, учитывая то, что
свои сравнительно небольшие налоги они и без страховой схемы умеют опти-
64
мизировать, такая разница в ценах ведет к тому, что страховую схему такие
фирмы почти не используют.
Возможно, ситуацию изменят методические указания по борьбе со схе-
мами уклонения от уплаты налогов, выпущенные в структуре МНС РФ для
служебного пользования. Подобные шаги предпринимались и ранее, однако
не приносили существенного результата.
Среди методов борьбы с теневой экономикой можно выделить следую-
щие. 1. Предоставление банками информации о том, кто из их клиентов дей-
ствует в чьем-либо интересе по агентским, комиссионным или иным догово-
рам. 2. Предоставление банками информации о перечислениях, в которых в
назначении платежа указан договор займа или иное основание с формулиров-
кой «Без НДС» или «НДС не облагается»46. 3. Информирование банками об
операциях свыше 600 тыс. рублей, а также банковский контроль операций на
суммы свыше 1 млн. рублей. 4. Введение обязанности указывать в назначении
платежа платежного поручения наименования товаров, выполненных работ,
оказанных услуг, номера и даты товарных документов, договоров47.
В дополнение к вышесказанному следует привести еще один мотив ук-
лонения от уплаты ЕСН с сумм выплачиваемой заработной платы. Этот мотив
следует из планирования предпринимателями своих обязательств по НДС и
является главенствующим для очень многих организаций самых разных от-
раслей. Как известно, НДС уплачивается как превышение НДС, полученного
от покупателей в составе выручки, над НДС, уплаченным поставщикам това-
ров (работ, услуг). В случае если предположить, что организация для приоб-
ретения товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, в том числе для выплаты
заработной платы, не использует заемные средства, а пользуются выручкой,
ей приходится уплачивать НДС с величины этих расходов. Данный вывод
46 Данное требование следует из Федерального закона от 28.07.2004 г. «О внесении изменений в Федеральный
закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансиро-
ванию терроризма» № 88-ФЗ.
47 Данное требование содержится в гл. 2 Части 1 и Приложении 4 к Положению Банка России «О безналич-
ных расчетах в РФ» от 03.10.2002 г. № 2-П.
65
следует из того, что в данном случае источником, например, для выплаты за-
работной платы является выручка, облагаемая НДС.
Учитывая широко используемую схему оптимизации обязательств по
НДС, при которой все денежные средства, имеющиеся на расчетном счету на
конец налогового периода, перечисляются поставщикам или на фирмы-
однодневки в оплату за товары (работы, услуги), увеличение официальной за-
работной платы за счет выручки является невыгодным. Иными словами, у
предпринимателя есть выбор – либо оптимизировать свои обязательства по
НДС и выплатить зарплату неофициально, либо выплатить зарплату офици-
ально и уплатить дополнительно 18% от выведенных из тени сумм заработной
платы в форме НДС от реализации товаров (работ, услуг).
Естественно, что для выплаты выведенной из тени официальной зара-
ботной платы могут использоваться и заемные средства, регулярно посту-
пающие на расчетный счет, однако такого рода схема несколько усложняет
схему расчетов и загромождает официальный баланс. Кроме того, в свете то-
го, что платежи по займам подлежат теперь обязательному контролю, их ис-
пользование является крайне нежелательным и сведено к минимуму.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров