Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Выемочно-погрузочные работы и транспортирование горной массы карьеров: Лабораторный практикум / Сост. Б.П. Караваев; ГОУ ВПО «СибГИУ». – 2003 (2)
(Методические материалы)

Значок файла Проект кислородно-конвертерного цеха. Метод. указ. / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 25 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Веревкин Г.И. Программа и методические указания по преддипломной практике. Методические указания. СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 14 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по производственной специальной практике / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 19 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Определение величины опрокидывающего момента кон-вертера (2)
(Методические материалы)

Значок файла Обработка экспериментальных данных при многократном измерении с обеспечением требуемой точности. Метод. указ. к лабораторной работе по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» / Сост.: В.А. Дорошенко, И.П. Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 20 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному и курсовому проектированию к расчету материального баланса кислородно-конвертерной плавки при переделе фосфористого чугуна с промежуточным удалением шлака / Сост.: В.А._Дорошенко, И.П _Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – с. (8)
(Методические материалы)


Заказ научной авторской работы

Проблемы исчисления и взимания налога на доходы физических лиц и возможные пути их решения

Особенности налоговой политики в сфере подоходного налога в России
во многом совпадают с особенностями всей налоговой системы, т.к. основана
на тех целях и задачах, которые перед ней ставит государство.
В теории и на практике сложились два основных типа налоговых сис-
тем: либеральная и социально-ориентированная.
На протяжении первых лет своей истории (с 1992 года) российскую на-
логовую систему нельзя было отнести ни к тому, ни к другому виду. В РФ на-
логовая нагрузка велика как в социально-ориентированной рыночной эконо-
мике, а расходы на социальную сферу были такие, как в либеральной системе.
Такой дисбаланс в последние годы начал постепенно исправляться. Налоговая
нагрузка снижается, налоговая система продолжает перестраиваться. За по-
следние годы было внесено огромное число изменений в действующее зако-
нодательство о налогах и сборах и подзаконные акты. Поэтому для того, что-
бы адекватно охарактеризовать российскую налоговую политику в сфере по-
доходного налогообложения необходимо особое внимание уделить направле-
ниям дальнейшего преобразования налоговой системы.
Существует две основные группы проблем, не позволяющих налогу на
доходы физических лиц занять более достойное место в налоговой системе
России. С одной стороны, это внешние проблемы, связанные с тем, что нало-
говая база по НДФЛ занижается налоговыми агентами, стремящимися снизить
свои обязательства по ЕСН. С другой стороны, это внутренние проблемы
НДФЛ, связанные с несовершенством тех или иных элементов этого налога.
Учитывая это, а также, принимая во внимание обозначенные выше реа-
лии существующей в России системы исчисления и уплаты НДФЛ, целесооб-
разным представляется выделение следующих проблем, в решении которых
усматривается процесс дальнейшего развития НДФЛ.
89
1. Устранение заинтересованности налоговых агентов в выплате дохо-
дов физическим лицам с использованием «черных» или «серых» схем. Наибо-
лее важной задачей здесь является создание экономического стимула для фи-
зических лиц уплачивать НДФЛ, а для налоговых агентов – производить вы-
платы официально.
2. Относительно более низкая доля налога на доходы физических лиц по
сравнению с другими налогами. Согласно данным МНС РФ (www.nalog.ru) в
2001 году доля налога на доходы физических лиц в консолидированном бюд-
жете РФ составила 13,1%, а в 2002 году – 15,3%, что существенно ниже, чем
показатели большинства зарубежных стран. Это говорит о том, что у налога
на доходы физических лиц есть серьезный, но пока, к сожалению, не исполь-
зуемый потенциал.
3. Не используется регулирующий потенциал налога на доходы физиче-
ских лиц. Среди основных регулирующих инструментов в НДФЛ можно вы-
делить: необлагаемый минимум76, систему налоговых ставок, систему налого-
вых вычетов, дополнительные льготы для тех или иных категорий налогопла-
тельщиков. В сущности, процесс видоизменения подоходного налога с физи-
ческих лиц с момента его введения в 1991 году не ставил перед собой задачи
использовать какие-либо из исторически обоснованных механизмов регули-
рования. Наибольшее развитие в России получили налоговые вычеты, кото-
рые в некоторой своей части пытаются заменить необлагаемый минимум.
Следует признать, что стандартные вычеты, предусмотренные ст. 218 НК РФ,
не отвечают в полной мере характеру необлагаемого минимума, свойственно-
му практике его применения в других странах. Учитывая весьма незначитель-
ный размер этого вычета, его существование носит в основном декларацион-
ный, формальный характер.
Что касается других налоговых вычетов, то их введение с 1 января 2001
года в составе налога на доходы физических лиц оказало большое стимули-
76 В России аналогом теоретическим необлагаемого минимума являются стандартные вычеты на себя и на
детей. Учитывая это, для удобства далее в работе будет использоваться термин «необлагаемый минимум».
90
рующее влияние на те процессы, с которыми они были связаны. Например,
имущественный вычет при покупке жилья облегчил семьям, покупавшим для
себя жилье, их финансовое состояние.
Следует отметить, что для активного использования населением налого-
вых вычетов препятствием является: (1) не официальный характер большей
части выплат в пользу физических лиц, следствием чего является неуплата
НДФЛ и отсутствие существенной налоговой базы – основы для применения
налоговых вычетов; (2) не информированность большей части населения стра-
ны о своих правах на получение тех или иных вычетов. Следует признать, что
на данный момент система доведения до населения достоверной информации
о правах на те или иные налоговые послабления, в том числе в виде налогово-
го вычета, оставляет желать лучшего. С другой стороны, нужно признать, что
это только вопрос времени.
Надо сказать, что решение существенной части перечисленных выше
проблем состоит в выведении из тени доходов физических лиц. Это глобаль-
ная задача, которая, будучи дополненной другими мерами налогового регули-
рования, позволит создать из налога на доходы физических лиц важный фис-
кальный и регулирующей механизм как неотъемлемую часть налоговой поли-
тики страны.
Важность решения проблемы занижения налоговой базы у источника
выплаты является то, что по данным за 2002 год у источника выплаты было
уплачено 67,28% (17242901 руб.) от всего НДФЛ за этот год. В 2001 году эта
цифра составила 62,8% (11661852 руб.). При этом количество физических лиц,
уплачивающих НДФЛ у источника выплаты, также выросло: в 2002 году их
доля составила 48,1%, а 2001 – 38,6%77. Учитывая очевидную тенденцию к
увеличению уплаты НДФЛ у источника выплаты, можно сказать, что по дан-
77 Данные по 2002 году приведены по состоянию на 01.01.2004., а данные по 2001 году – по состоянию на
01.01.2003. Расчеты автора на основе Отчета о декларировании доходов физическими лицами по состоянию
на 01.01.2004 г. (форма 1-ДДК) и Отчета о декларировании доходов физическими лицами по состоянию на
01.01.2003 г. (форма 1-ДДК).
91
ным за 2003 год количество налогоплательщиков, уплачивающих НДФЛ у ис-
точника выплаты превысит 50%.
Из сказанного можно заключить, что большая часть НДФЛ платится у
источника выплаты, т.е. перечисляется налоговыми агентами (организациями
и индивидуальными предпринимателями).
Учитывая то, что примерно 20-30% доходов было сокрыто в 2002 году и
примерно 20% - в 2004 г.78, то мы получаем довольно высокий потенциал рос-
та поступлений НДФЛ в бюджетную систему даже без учета естественного
роста зарплаты. Это приблизительно 3 448 580,2 руб. (17242901 руб. * 20%)
при сохранении в последующие годы налоговой базы уровня 2002 года.
В свете этих рассуждений важными представляются меры по контролю
за расходами физических лиц, которые до 2004 года были предусмотрены
первой частью Налогового кодекса РФ, а затем отменены в связи с их «нерен-
табельностью». Прямой расчет рентабельности тех или иных контрольных
мер, заключающийся в вычислении разницы между суммами, полученными в
результате реализации этих мер, и затратами, понесенными на их осуществле-
ние, не совсем корректен. Важным представляется учет в данном расчете и
величины налоговых доходов, полученных в результате стремления налого-
плательщиков не попасть под эти контрольные меры. Например, в период
действия контроля за расходами налогоплательщик часто перед совершением
дорогостоящей покупки заботился о наличии у него официального заработка,
с которого, естественно, уплачиваются ЕСН и НДФЛ. При отсутствии контро-
ля за расходами в такой же ситуации у налогоплательщика пропадает необхо-
димость иметь большой официальный заработок, если, конечно, он не собира-
ется воспользоваться потребительскими кредитами. В результате с отменой
контроля за расходами не только, уменьшились расходы на контроль, но и
сравнительно упали и отдельные налоговые доходы, что ставит под вопрос
смысл отмены мер по контролю за расходами физических лиц.
78 Заработная плата в первом полугодии 2004-го года. http://www.middleclass.ru/stats/salary2004-1.shtml.
92
Основной этап реформирования НДФЛ пришелся на 2001 год, когда
вместо подоходного налога был введен НДФЛ как главный инструмент лега-
лизации доходов, роста покупательной способности и благосостояния населе-
ния России. По состоянию на 2005 год никаких кардинальных мер его рефор-
мирования на ближайшие 2-3 года не планируется (все принятые изменения в
НДФЛ носят косметических характер).
Исходя из проблемных аспектов НДФЛ, а также, учитывая то, что реа-
лизация сделанных предложений по реформированию ЕСН требует согласо-
ванности НДФЛ и ЕСН для целей создания не противоречивой, а сбалансиро-
ванной налоговой системы, состоящей из взаимодополняющих налогов, целе-
сообразным представляется формирование предложений по внесению изме-
нений в налоговый механизм налога на доходы физических лиц.
1. Решение проблемы заинтересованности налоговых агентов в выплате
«черных» и «серых» доходов физическим лицам путем создания для первых
стимула к официальной выплате доходов может быть осуществлено посредст-
вом внесения изменений в ЕСН в соответствии с предложениями, высказан-
ными в 3-й главе данного диссертационного исследования.
С другой стороны, налог на доходы физических лиц можно увеличить
искусственными методами путем установления минимальной зарплаты для
работающих по найму для целей налогообложения. Это поможет поднять от-
числения по НДФЛ и ЕСН, однако не решит проблему по существу.
2. Что касается незначительной фискальной значимости НДФЛ, то она
может быть решена следующими путями: (1) повышение экономической
обоснованности налога и его справедливости; (2) введение прогрессии, мак-
симально отвечающей принципам вертикальной справедливости, и имеющей
четкое экономическое обоснование; (3) увеличение налоговой базы за счет ле-
гализации налоговыми агентами выплат, производимых ими в пользу физиче-
ских лиц, путем создания соответствующего экономического стимула не
только для них самих, но и для физических лиц - налогоплательщиков.
93
(1). Для повышения экономической обоснованности налога и его спра-
ведливости, основываясь на теории подоходного налога и опыте его взимания,
необходимо предпринять следующие шаги.
Для целей исчисления налога на доходы физических лиц из доходов,
учитываемых при налогообложении, полученных от активной деятельности,
следует вычитать расходы, осуществленные налогоплательщиком «на воспро-
изводство своей рабочей силы». Размер этого прожиточного минимума дол-
жен предполагать не только физическое выживание, но и культурное, физиче-
ское и психологическое развитие работника с учетом отрасли, в которой он
трудится, а также должен учитывать издержки на приобретение одежды, про-
езд и расходы другие неэластичные потребности, связанные с ведением ак-
тивного образа жизни.
Кроме того, для целей исчисления налоговой базы по НДФЛ из доходов
необходимо производить вычет расходов на содержание иждивенцев в разме-
ре аналогичном тому, что предоставляется самому работнику. Однако в этом
случае нужно учитывать однократность предоставления вычета на одного иж-
дивенца в отношении всех содержащих его лиц. Также нужно законодательно
установить понятие «иждивенец», исключив предоставление вычета в отно-
шении тех иждивенцев, которые имеют (могут иметь) самостоятельные ис-
точники доходов. При этом иждивенчество не должно быть связано только с
возрастом, учитываться также должны семейное положение самого иждивен-
ца, наличие у него работы, собственности и т.д.
Рассматриваемые нормы могут варьироваться в зависимости от условий
жизни, труда, количества иждивенцев или членов семьи и других факторов, в
том числе региона страны. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в
главе 3.
(2). Задачу введения прогрессии, максимально отвечающей принципам
вертикальной справедливости и имеющей четкое экономическое обоснование,
возможно решить на основе следующих подходов.
94
С точки зрения справедливости налогообложения, максимально спра-
ведливой прогрессией представляется прогрессия, при которой ставка растет
непрерывно, увеличиваясь для каждого дополнительного рубля облагаемого
дохода. При этом прирост ставки для каждого дополнительного рубля обла-
гаемого дохода должен быть все меньше.
В соответствии с этими требованиями автором была разработана и
предлагается к применению вместо 13%-й твердой ставки сложная ступенча-
то-непрерывная прогрессивная шкала ставок налога на доходы физических
лиц. Особенность данной шкалы заключается в том, что ставка налога растет в
прогрессии при увеличении дохода на 1 рубль. При этом темп увеличения
ставки прогрессии с ростом дохода на 1 рубль постоянно уменьшается. Сту-
пенчатость этой шкале придает то, что к каждому рублю налоговой базы при-
меняется только одна ставка, которая больше той, что применялась для пре-
дыдущего рубля налоговой базы и меньше ставки, установленной для сле-
дующего рубля. Более подробно данная система ставок будет рассмотрена в
главе 3.
Аналогичная форма построения налоговых ставок используется в Гер-
мании79. А именно применяется так называемый «формульный тариф». При
этом тарифе сумма налога устанавливается исходя из налоговой базы посред-
ством применения математической формулы (или нескольких формул – при
соответствующем делении налоговой базы). При этом по формульному тари-
фу облагается только часть дохода, поскольку вся сумма дохода делится на
несколько областей: необлагаемый минимум, области применения формуль-
ного тарифа и постоянная максимальная ставка.

     Ниже Вы можете заказать выполнение научной работы. Располагая значительным штатом авторов в технических и гуманитарных областях наук, мы подберем Вам профессионального специалиста, который выполнит работу грамотно и в срок.


* поля отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения!

Тема работы:*
Вид работы:
контрольная
реферат
отчет по практике
курсовая
диплом
магистерская диссертация
кандидатская диссертация
докторская диссертация
другое

Дата выполнения:*
Комментарии к заказу:
Ваше имя:*
Ваш Е-mail (указывайте очень внимательно):*
Ваш телефон (с кодом города):

Впишите проверочный код:*    
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров